221madou.ru

Мама и Я
137 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картинки трудовое воспитание в семье

Презентация «Трудовое воспитание в семье»

Эту презентацию я использую на занятиях курса «Нравственные основы семейной жизни», хотя она может пригодиться и классным руководителям при проведении классных часов в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Трудовое воспитание в семье»»

Трудовое воспитание в семье

Труд – форма деятельности человека, направленная на сознательное преобразование предметов и явлений окружающего мира и внутреннего мира самого человека.

Труд, в отличие от работы, носит непринужденный, свободный характер.

В семье с традиционным укладом основную тяжесть общественного труда, приносящего достаток, несет на себе мужчина, а основную тяжесть семейного труда — женщина. Это и подразумевается, когда мы говорим, что мужчина должен быть в семье кормильцем , а женщина хранительницей домашнего очага. В настоящее время ощущается потребность общественного признания материнского труда и труда женщины-домохозяйки.

Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям — это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья.

трудовой деятельности в семье

Основное назначение трудовой деятельности в семье состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.

Основная задача семьи

в области трудового воспитания

Организация деятельности ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду

Воспитание личности ребенка

Формирование предпосылок трудовой деятельности

Воспитание положительного отношения к труду взрослых

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив.

Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям

В ребенке родители должны стремиться воспитывать сознательное отношение к домашнему хозяйству и материальным ценностям:

1) поддержание порядка в домашнем хозяйстве за счет определения роли каждого члена семьи;

2) помощь друг другу в выполнении домашних хозяйственных дел;

3) ответственное отношение всех членов семьи к семейному достатку.

Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям

Каждый взрослый член семьи должен вносить свой посильный вклад в семейный бюджет . Распределение и расходование этого бюджета разными членами семьи также должно быть определено. Причинами семейных конфликтов могут послужить:

  • разногласия в вопросах распределения и расходования денег;
  • нежелание некоторых трудоспособных членов семьи работать (тунеядство);
  • излишняя роскошь и расточительство.

Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям

В воспитании детей немаловажно, чтобы родители подавали детям пример трудолюбия, рачительности и бережного отношения к вещам, материальным ценностям вообще. При этом необходимо стремиться к «золотой середине» – не впадать ни в скупость, ни в расточительность, и в излишества.

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают.

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя.

В трудовом воспитании важен пример взрослых. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

Основные принципы работы семьи

в трудовом воспитании

  • приобщение к труду через самообслуживание;
  • постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
  • тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
  • формирование у ребенка уверенности в важности в выполнении порученной ему работы;
  • чередование труда и отдыха.

Труд как социальная норма

и отклонения от нее

Дети, как и взрослые, могут проявлять склонность к лени. Задача родителей так организовать распорядок дел ребенка, чтобы он всегда был занят чем-то полезным, побуждать детей к труду, поощрять их усилия.

Труд как социальная норма

и отклонения от нее

Другой крайностью для человека может стать «уход с головой» в какую-нибудь деятельность. Важно приучить ребенка распределять свои силы и время так, чтобы их хватало не только на любимое дело, но и на полноценное общение с близкими, на самопознание, на решение жизненных проблем, на исполнение обязанностей, даже таких, исполнять которые не хочется.

Виды положительной мотивации

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, —

Золотых, стальных, алмазных, —

Нет священней слова: «Труд!»

Радость труда человек способен испытывать с самого раннего детства, а у взрослого человека любимое дело, творческий труд приносит ощущение полноты бытия. С человеком трудолюбивым просто ужиться. Это касается прежде всего семейных отношений. Человек, понявший и исполнивший свое предназначение в мире, счастлив сам и дарит счастье другим.

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

  • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?
  • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
  • Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том , что ждет его в будущем?
  • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вырастить черствого и эгоистичного человека?
  • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?

Перед уходом на работу мать попросила пятиклассницу Валю вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации?

Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание?

Мать поручила шестикласснику Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел из дому и вернулся поздним вечером.

Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало ей поступить в данной ситуации?

Дочь шестиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:

-Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить.

До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 5 классе, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее и за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Проанализируйте данную ситуацию.

  • Какое разделение труда характерно для семей с традиционным укладом?
  • Почему необходимо трудовое воспитание детей в семье?
  • Каких принципов должны придерживаться родители в трудовом воспитании детей?
  • Какое значение имеет для человека любимое дело?
  • Каких последствий можно ожидать, если человек не смог реализоваться в любимом деле?

Презентация проекта «Трудовое воспитание дошкольника в семье».

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Трудовое воспитание дошкольника в семье. Выполнила: воспитатель Перевязкина А.Ю. МАДОУ детский сад №56 «Ромашка»

Главная цель трудового воспитания в семье — не материальный результат, а воспитательный эффект. Ребенку необходимо помочь ощутить пользу и радость от своего труда. Трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Перед ребенком всегда должна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить.

Читать еще:  Воспитание нравственных качеств

Основные задачи трудового воспитания детей : ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудится в коллективе и для коллектива.

— приобщение к труду через самообслуживание; — поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности; — постепенный переход от самообслуживания к труду для других; — учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений; — чередование труда и отдыха, а также различных видов труда. Основные правила трудового воспитания детей в семье:

Воспитание трудолюбия у ребенка в семье. Одна из важных задач семьи — включение ребенка в систематический, посильный для его возраста труд, без чего невозможно всестороннее формирование личности. Игровые ситуации помогают детям выполнять работу с большим интересом и добиваться лучших результатов. Однако, нельзя превращать труд в игру.

Рекомендации для родителей по воспитанию трудолюбия у ребенка: 1. Будьте последовательны в своих требованиях. Начинайте с простых поручений, затем их усложняя. 2. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей. Но не превращайте труд в игру. 3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения. 4. Обязанности ребенка должны соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям. 5. Учите ребенка уважать труд других людей. 6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка. 7. Никогда нельзя наказывать ребенка трудом.

трудовая деятельность будет систематичной; ребёнок будет иметь постоянные трудовые обязанности посильные по возрасту учетом индивидуальных особенностей; трудовая деятельность будет более привлекательной, если родители будут трудиться вместе, показывая пример; трудовую деятельность следует тщательно планировать с обязательным чередованием труда и отдыха. Трудовое воспитание у дошкольников в семье будет успешным если:

Памятка для родителей по трудовому воспитанию тренируйте его в разнообразном физическом труде. не давайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень. не скупитесь на трудные задания, заставляйте его чаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели. научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Правила сотрудничества Слушай партнера и понимай Не молчи, а вместе обсуждай Сам делай и партнера выручай Другому трудно, помогай Спрашивай и не робей, помощь придет к тебе быстрей Знаешь больше не гордись, чем умеешь поделись. Не молчи, а других научи.

Преобладающий метод- СИТУАЦИЯ УСПЕХА Приемы создания успеха: Внесение мотива (без твоей помощи…) Авансирование успешного результата (ты обязательно справишься, у тебя получится..) Снятие страха (не бывает ошибок у тех, кто ничего не делает..) Латентное (скрытое) инструктирование ребенка (наверное лучше начать с . а затем …, я уверена ты не забудешь о ..) Мобилизация активности ( так не терпится узнать, что у тебя получится…) Высокая оценка определенной детали ( тебе особенно удалось…)

Различают четыре основных вида детского труда, которые подразумевают трудовое воспитание в семье: хозяйственный и бытовой труд труд в природе ручной и художественный труд общий труд совместный труд Самообслуживание Формы его организации: поручения дежурства коллективный труд детей.

Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений.

Выставка «Осенние фантазии»

Спасибо за внимание. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость! (Т.А. Маркова)

  • Перевязкина Анна ЮрьевнаНаписать 2329 13.11.2017

Номер материала: ДБ-861774

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    13.11.2017 842
    13.11.2017 186
    13.11.2017 1658
    13.11.2017 193
    13.11.2017 131
    13.11.2017 318
    13.11.2017 380
    13.11.2017 444

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Материалы для папки-передвижки «Трудовое воспитание»

Гончарова Ирина
Материалы для папки-передвижки «Трудовое воспитание»

Значение труда

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Разновидности самообслуживания: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.

В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Хозяйственно-бытовой труд

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание отводится коллективному труду, в ходе которого дети учатся распределять обязанности по желанию, объединять усилия для общего результата трудовой деятельности, оказывать посильную помощь друг другу.

Читать еще:  Воспитание любви к чтению

Для того, чтобы интерес к этому виду деятельности постепенно не угасал, следует применять игровые приемы.

Труд детей в природе

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Виды труда в природе: уход за комнатными растениями: поливка, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых); выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян; участие в прополке, поливке, перекопке земли, сборе фруктов и овощей, покраске деревьев.

Ручной труд

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться. Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т. д.

Материал для папки-передвижки «С пальчиками играем — речь развиваем» С пальчиками играем – речь развиваем Приступая к пальчиковым играм, следует помнить о следующих принципах их проведения: • Перед игрой с.

Изготовление папки передвижки в родительский уголок «Детский рисунок-какой он?» Всем пользователям образовательного,педагогического. всероссийского портала Маам- доброго,осеннего и по настоящему теплого вечера. Спешу.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки Папка-передвижка — эффективный способ распространения информации,который очень часто используется в детском саду. К сожалению,постоянно.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки из пластика Сегодня я хочу представить вам, уважаемые коллеги, папку-передвижку, выполненную своими руками. Для ее изготовления нам понадобятся следующие.

Мастер-класс по изготовлению папки — передвижки из старого календаря Мастер-класс по изготовлению папки — передвижки из старого календаря. Для работы нам понадобится: Календари с проволочным переплетом, лучше.

Оформление папки-передвижки «Наш урожай» В нашей группе «Фантазёры» родители очень активные и творческие, любят участвовать в конкурсах поделок и рисунков, принимать участие в проектах.

Текст для папки — передвижки «Игрушки для развития мелкой моторики рук» Игрушки для развития мелкой моторики рукЧто такое мелкая моторика?Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной,.

Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье и школе»

Задачи собрания:

  • Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.
  • Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.
  • Вопросы для обсуждения:

  • Труд и его значение в жизни ребенка.
  • Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.
  • Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.
  • Ход собрания

    (Cлайд 2) «Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.» (К.Д.Ушинский).

    Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?

    Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

    Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.

    Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

    .Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

    В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

    Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

    Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

    Читать еще:  Что такое духовно нравственное воспитание дошкольников

    Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

    Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

    Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

    Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

    Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

    Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем.

    Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

    Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя.

    – Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
    Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
    Причин здесь несколько.

    Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» – это значит жить ничего не делая.

    И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

    Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
    В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

    Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

    Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

    Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: «Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?».

    В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

    Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

    Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

    Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

    Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

    Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

    Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: «Иди, играй», – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

    «Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!» – еще один из принципов неправильного воспитания.

    Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

    Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

    Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

    Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

    Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

    Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

    И в заключении несколько советов:

    Советы родителям (слайд 10)

    1. Будьте последовательны в своих требованиях.
    2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
    3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
    4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
    5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)
    6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

    В родительский дневник (слайд 11)

    Ну и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×