221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультация эстетическое воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей
Тема: «Эстетическое воспитание в дошкольном учреждении»

А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело, и мечты». Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственность будет слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности.

В педагогике эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей способности видеть, слышать, чувствовать красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;

2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей);

3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;

4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке); физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики , положительного отношения к физической культуре); нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе решения следующих задач:

1. Развитие у детей эстетического восприятия – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель); в искусстве (в иллюстрациях детских книг, песнях, потешках); красоту в человеческих поступках, отношениях и эмоционально на это откликаться.

2. Формирование элементарного эстетического сознания, т.е. то, что дети должны знать: сенсорные эталоны (цвета, формы, величины, характеристики звука и т.д.); эмоциональные эталоны (грусть, радость, удивление, испуг); виды и жанры искусства (театр, музыка, поэзия, фольклор, танцы, песни, живопись, скульптура, архитектура, графика, имена художников, поэтов, композиторов и их творчество, народно – прикладное искусство).

3. Освоение детьми разных видов художественно – эстетической деятельности : художественно – речевая деятельность (заучивание стихов); музыкально – пластическая деятельность (на занятиях дети поют, танцуют); изобразительная деятельность (на занятиях дети лепят, рисуют, клеят); театрализованная деятельность (разнообразные виды детского театра – театр БИБАБО, плоскостной, теневой, пальчиковый, спектакли с участием детей и т.д.)

4. Развитие у каждого ребёнка художественно – эстетических способностей: общих художественно – эстетических способностей (знание всех эталонов по сенсорике, умение наблюдать, анализировать); эмоциональной отзывчивости; творческого воображения; специальных художественно – эстетических способностей (в изобразительной деятельности – чувство цвета, композиции, глазомер, зрительная память, умелость рук; в художественно – речевой деятельности – интонационная выразительность речи, сила голоса, поэтический слух и т.д.)

Для решения данных задач необходимо создавать специальные условия:

1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: эстетика быта (чистота в группе; гармоничное сочетание цвета штор, обоев, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования);

2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества;

3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального уголков;

4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения);

5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения;

6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами;

7. Необходимо обеспечивать художественно – эстетическую деятельность детей: изобразительную (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация); музыкально – пластическую (музыка, танцы); художественно – речевую (стихи, рассказы); театрализованную;

Формы организации эстетического воспитания:

1. Занятия по развитию речи, изо. деятельности, музыке;

2. Экскурсии в природу, парк, к памятникам, в музеи, в библиотеку на тематические занятия, на празднично украшенную улицу и т.д.

3. Театрализованные игры и игры драматизации;

4. Проведение разнообразных праздников и развлечений, литературных и музыкальных вечеров.

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.

Консультация эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе
консультация на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_esteticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_na_sovremennom_etape.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе»

Эстетическое воспитание дошкольников.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, — писала Н. К. Крупская, — на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр — в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К. С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных нроизведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности . Воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень опасно – лишить ребенка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Воспитание и обучение предполагает широкое использование духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Поэтому обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Воспитательный процесс в детском саду необходимо строить на основе русской культурной традиции, которая предполагает:

— целостное восприятие мира,

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности,

— духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности,

— формирование такого коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом,

— взаимодействие, основанное на диалоге старших и младших детей, детей и взрослых (педагогов и родителей),

— развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху. Благодаря этому дети накапливают знания о различных церковных праздниках, о народных традициях. Чтобы праздник удался очень важно провести предварительную подготовку, во время которой детям подробно рассказывают о том, чему посвящен праздник, как он проводился в старину, что означают отдельные обряды. Все это позволяет детям сознательно относиться к восприятию праздника . На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. В праздниках необходимо и очень важно участие родителей. Они помогают шить детям костюмы, накрывают столы для совместной трапезы. Хорошо привлекать к участию в праздниках бабушек и дедушек дошкольников.

Красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание и находят отклик. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания . Необходимо содействовать сохранению духовного здоровья детей, знакомя их с основами православной культуры. Способствовать обновлению содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа от опоры на ценности традиционной духовной культуры.

Консультации для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

МКДОУ Детский сад «Аленушка»

Калужская область Барятинский район

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, речевая, художественно – речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а так же эстетического вкуса и способностей.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:

— эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;

— детское творчество связанно с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

— художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

— вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

— индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребёнка;

— всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, выражающаяся в том, что эстетическим воспитанием и художественными деятельностями охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводит занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Так же следует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью.

Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. Можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад. Такое содержательное общение необходимо детям. Оно будет стимулировать желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота.

Для малыша творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображаемых им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями: например, к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику – верёвочку и т.п. Творческий подход к изображению может выразится в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребёнок рядом (по своей инициативе) рисует жёлтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клювика выводит тонкие волнистые линии: «Птичка поёт, — объяснят он, — это её голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.

В творческой деятельности ребёнка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Темы предстоящего изображения, рассказа, рисунок танца могут быть определены самим ребёнком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребёнком). Чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30 – 40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел и, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года, при условии систематических занятий с детьми у 70 – 80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается, с одной стороны, в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел, малыш далеко не всегда может соотнести задуманное со своими изобразительными возможностями. А поэтому, взяв в руку карандаш или кисть, и поняв своё неумение, он отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, названной воспитателем, не лишает ребёнка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают, тогда, когда изображение создаётся по замыслу детей, когда даётся лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребёнка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования лепки, аппликации.

3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим изображением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат своей деятельности. По окончании занятия все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. Это даёт возможность каждому увидеть работы всех детей группы, понять разнообразие решений, увидеть свою работу среди других. Дети сами могут выбрать те изображения, которые им больше всего понравились, обосновать свой выбор. При тактичном, направляющем внимание детей, действий педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по-разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучный, а потому и не поучительный для детей этап создания изображения.

Развёрнутый анализ детских работ не обязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для ёлки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на ёлку и отметить, что все игрушки хорошо смотрятся. Если дети создавали коллективную композицию, то по её завершении следует обратить внимание детей на то, как красива общая картина, и предложить им подумать, как можно дополнить её и сделать ещё богаче и интереснее. А если дети украшали платья ля куклы, то их лучше «развесить в магазине», чтобы кукла или насколько кукол могли выбрать понравившееся.

Чтобы полноценно и целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание детей педагогу надо иметь представление о конечном результате, т.е. о том, что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. В общих чертах этот результат можно было бы представить в таком виде. Выделенные показатели даны усреднённо: очень низкие результаты могут быть только у детей много болеющих, нерегулярно посещающих дошкольное учреждение, или детей с задержками психического развития. Получение более высоких результатов в области эстетического воспитания не должно ограничиваться.

В области художественно-творческой деятельности:

— у детей должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям педагога заниматься изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения изобразительного искусства, народного декоративно – прикладного, архитектуры; уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора;

— у детей следует формировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

— следует так же сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т.п.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

В области изобразительного искусства и изобразительной деятельности:

— знать имена 2 – 3 художников – живописцев и 1 – 2 картины каждого;

— знать имена 2 – 3 художников – иллюстраторов детской книги;

— знать 3 – 5 видов изделий народного декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские);

— знать основные формы – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, называть предметы такой формы;

— знать 7 цветов спектра и по 3 – 4 оттенка или разновидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бардовый; зелёный, салатный, болотный);

— знать изобразительные материалы: для рисования – карандаши (простой, графитный, цветные), краски – гуашь, акварель; цветные восковые мелки, пастель, сангина; для лепки – глина, пластилин, пластическая масса; для работы с бумагой – бумага разнообразного цвета, разной фактуры;

— уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные детали, по-своему выражая образ;

— уметь использовать различные средства выразительности: линии разного характера, формы разной величины и пропорций, цвет – его разновидности и оттенки, композиционные средства (располагать изображение на листе бумаги в соответствии с их пропорциями, передавать отношенияпо величине между предметами при изображении сюжетной картинке, передавать загораживание одних изображений другими);

— уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений (разнообразными кистями, красками, карандашами, ножницами и др.), использовать их выразительные средства при передаче предметного образа, декоративного или природного.

Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Эстетическое воспитание в детском саду – создание необходимых условий для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования мировосприятия. Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать, оценивать красоту всего окружающего мира. Научить оценивать прекрасное, понимать его, быть к нему личностно причастным, творить по законам “прекрасного” – важные части воспитания ребенка с юного возраста.

Теоретические основы: принципы в эстетическом воспитании

Организация эстетического воспитания в детском саду производится с учетом нескольких принципов:

  • комплексного подхода;
  • эстетизации развивающей среды;
  • ориентации на общие ценности;
  • связи воспитания и жизни, окружающим пространством;
  • связи развития и воспитания;
  • учета индивидуальных, возрастных особенностей;
  • художественной направленности, культурного обогащения;
  • связи с народной культурой, традициями;
  • принципа естественной радости.

Цели и задачи

Цель – формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему, научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни.

  • сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного;
  • формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни;
  • влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство “вкуса”;
  • закладывать основы творчества, художественного обучения.

Результатом воспитания становится:

  • общее понимание доброго, прекрасного, правильного;
  • восприятие формы, содержания;
  • соучастие, сопереживание;
  • яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения.

Воспитание отношения к прекрасному. Когда начинать?

Уже с ранних лет жизни маленьких детей привлекают интересные яркие игрушки, предметы. Они вызывают чувство радости, ярко выраженного удовольствия. Начинает формироваться понятие “красивый”. Играя, слушая сказки, разглядывая картинки животных, дети получают много положительных эмоций. Эти эмоции – фундамент для формирования более сложных качеств, отвечающих за понимание “прекрасного”. Несознательное восприятие прекрасного постепенно переходит к сознательному гармоничному вкусу, развитию творческих способностей. Задача взрослых на этом моменте развития – помочь ребенку, направить его в правильную сторону.

Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества.

Воспитание вкуса у дошкольников

Чувство вкуса – сложное качество личности, проявляющееся в получении духовного удовольствия от “общения” с настоящей красотой искусства. Это понимание, наслаждение произведениями искусства, понимание красоты природы, особенностей быта, одежды.

При формировании вкуса определяющую роль играют обучение и воспитание с постоянной поддержкой семьи. Ознакомление с культурными ценностями литературы, музыки помогает узнать доступные в детском возрасте произведения искусства, видеть или учиться видеть их красоту. Дети начинают узнавать произведения, появляются любимые сказки, музыкальные произведения, которые на этот период становятся для них эстетическими идеалами. Они с помощью взрослых видят красоту и богатство слова, музыки. Это и есть основа художественного вкуса, который в дальнейшем влияет на формирование бытового.

Средства воспитания

Средства – специально используемые педагогами предметы, явления среды, способные влиять на формирование значимых для общества качеств личности.

Основные средства, позволяющие сформировать чувство “прекрасного”:

  • произведения искусства;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • разные организованные виды деятельности (художественная, трудовая), самостоятельная деятельность дошкольников;
  • окружающая среда, природа;
  • эстетика быта.

Эстетика быта – первое средство воспитания

Чистота, порядок в дошкольном учреждении – это не только поддержание санитарных, гигиенических норм. Это важная часть воспитания, способствующая тому, чтобы ребенок сам начинал осознавать красоту окружающего его мира с ранних лет. Появляется стремление беречь все красивое, что он видит вокруг себя. Поэтому оформление всех помещений учреждения лучше делать в стилистически выдержанной линии. В группах любого детского сада и других помещениях обязательно должны находиться рисунки других детей, поделки, произведения народного творчества.

При оформлении помещений желательно помнить следующие принципы:

  • Практическая оправданность обстановки;
  • Соблюдение чистоты;
  • Красочность;
  • Контрастность в оформлении, необходимая для того, чтобы ребенок быстро находил понравившийся ему элемент;
  • Объединение всех элементов как единый ансамбль.

Произведения искусства – важнейшее средство воспитания

Искусство – неисчерпаемый инструмент нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Оно учит ценить красоту, быть добрым, отзывчивым. Результатом общения с шедеврами мирового и национального искусства становится духовное обогащение ребенка. Детям уже доступны многие формы художественного искусства: литература, живопись, архитектура, скульптура, кино и театр. Пользоваться ими в воспитательном процессе обязательно.

Произведения искусства можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой.

Природа в эстетическом воспитании

Природа – самое доступное средство формирования культуры понимания прекрасного в раннем возрасте. Она позволяет научить видеть гармоничность, красоту окружающего мира, богатство его красок. Ребенок посредством природы учится воспроизводить свои впечатления об увиденном в форме рисунков, устных рассказов. Экскурсии, прогулки могут оставить свое впечатление надолго.

Просто созерцания природы, произведений живописи с изображением природы недостаточно. Применение экскурсий и наблюдений обязательно должно сопровождаться рассказом педагога. Задача воспитателя не просто показать красоту в капле росы на листке, переплетении стеблей. Важно, какие именно слова произносятся педагогическими работниками во время таких мероприятий. Помощь окажут художественные произведения, изображающие красоту природы, доступные для понимания дошкольникам.

Труд как средство воспитания

С трудом в общественной жизни ребенок периодически сталкивается. Труд – одно из средств становления эстетической культуры. Основы труда формируются в игре. Дошкольник старается создать красивую постройку из кубиков, расставить игрушки, Описание труда разных профессий не только знакомят с их особенностями, но и вызывает желание подражать им. Дети примеряют на себе различные роли (врач, учитель, полицейский).

Развитие творчества

Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.

Самостоятельная художественная деятельность позволяет дошкольникам реализовать свои задумки, замыслы в художественном творчестве. Этому способствует:

  • обучение способам самостоятельных действий;
  • художественные впечатления;
  • правильная эстетическая среда;
  • поощрение со стороны педагогов и родителей;
  • опосредованное влияние педагога.

Праздники и культурно-массовые мероприятия

Праздники и другие культурно-массовые мероприятия в детском саду содействуют становлению эстетических переживаний, стремлению испытать себя в разнообразных жанрах искусства. Ожидание праздника, подготовка и его проведение создает общее предпраздничное настроение. Участие родителей придает таким мероприятиям особую теплоту.

Методы воспитания в ДОУ

Существует огромное количество методов формирования у детей правильного отношения к прекрасному:

  • Общие: убеждение, упражнение, проблемные ситуации, использование эмоционального отклика;
  • Зависящие от направленности воспитания – методы приобщения к конкретному виду искусства;
  • Методы обучения художественной деятельности: ознакомление с приемами, образец, указания, советы, самооценка.
  • Методы развития творческих способностей – проблемно-поисковые методы.

Игра в эстетическом воспитании

Игра – основная форма деятельности ребенка. Это подражание, применение на себе различных ролей, детское восприятие жизни взрослых. Игра формирует все основные качества личности ребенка. Именно она больше всего влияет на формирование эстетической культуры на ранних этапах. В играх происходит развитие образного мышления, памяти, воображения, эстетико-нравственных качеств.

Рекомендуется использовать следующие игровые приемы:

  • ситуации игры, направленные на развитие творческой активности;
  • песни, сказки, музыкальные композиции;
  • демонстрацию эпизодов спектаклей, произведений искусства;
  • применение рассказов-рисований, поисковых ситуаций.

Эстетическое воспитание младших дошкольников

Эстетическое воспитание в младшей группе отличается своими особенностями. Младший дошкольный возраст- благоприятный период для развития воображения ребенка. В связи с этим важно создать такую среду, которая способствовала бы ведению поисковой деятельности, помогала по-своему решать детские вопросы. Не стоит сразу давать все ответы. Специальные игры, задания, развивающие занятия помогают создать условия для оптимального развития творческих способностей в будущем.

Педагогу при работе с дошкольниками младшей группы необходимо сделать процесс их нахождения в учреждении максимально творческим. Творчество должно незаметно, но органично входить в жизнь ребенка. Важна организация интересной и максимально насыщенной жизни детей во время нахождения в детском саду: обогащение ее яркими впечатлениями, эмоциональной направленностью, разнообразными формами работы. Это материал для развития воображения ребенка, памяти, эстетических чувств. На этом периоде важно общение с искусством.

У ребенка еще только закладывается понимание красоты, и выразительные средства отображения способны сыграть свою роль в их развитии.

Становится важной единая позиция педагогов, родителей о понимании перспектив развития детей этого возраста.

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников

В старшем возрасте главной формой эстетического воспитания становится знакомство с литературой и художественным искусством, в том числе с мультфильмами и кинофильмами. Книжные герои, мультипликационные персонажи становятся идеалами, носителями добра или зла, прекрасного или отвратительного.

На эстетическое воспитание в подготовительной группе влияет изменение мотивационной сферы. Отношение к искусству становится осознанным, оно дифференцируется. Дети начинают относится к искусству действительно серьезно: они воспринимают его на самом деле эстетически, получают удовольствие от чтения, рассматривания картин, рисования, слушания музыки. Постепенно такая тяга к некоторым формам прекрасного становится потребностью. Главной задачей становится формирование творческого отношения к действительности.

Этот возраст – особенный период эстетического воспитания, в котором очень важную роль играет воспитатель. Умелые педагоги способны не только укрепить фундамент формирования чувства прекрасного. Они могут заложить настоящее эстетическое мировоззрение маленького человека, у которого происходит становление отношения к миру, развитие основных эстетической культуры.

Развитие чувства понимания прекрасного неразрывно связано с формированием всех важнейших граней личности. Дошкольный возраст рождает любовь к искусству, начинают заявлять о себе творческие способности, склонности, которыми наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо организованное воспитание и обучение, учитывающие возраст и индивидуальные особенности.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Социально нравственное воспитание дошкольников в старшей группе
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector