221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция воспитания в педагогике сотрудничества

Педагогика сотрудничества
учебно-методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
pedagogika_sotrudnichestva.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ГЛАВНЫЙ СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ К САМОРАЗВИТИЮ, САМОВОСПИТАНИЮ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

Выступление на педсовете

методист Югова М.В.

Педаго́гика сотру́дничества — педагогика , основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я».

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала; самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность, творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

учение без принуждения

набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

идея крупных блоков

идея свободы выбора

идея диалогического размышления

идея интеллектуального фона класса

идея совместной деятельности педагогов и учеников

Педагогика сотрудничества трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм.

В чём же проявляется здесь методика «педагогики сотрудничества»?

Слабый ребёнок получает задание, соответствующее его способностям. Таким образом, он не чувствует себя в ущемлённом положении. В то же время, в игровой форме происходит закрепление изученной темы.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания..

4. Педагогизация окружающей среды .

Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход составляет следующие цели:

Новый взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность УВП;

Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

Новую тратоктовку индивидуального подхода.

Формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему учить» и «как учить» сегодня детей: рассмотрение содержания как средства развития личности, а не как самодовлеющей цели школы; обучение прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция школьных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; использование положительной стимуляции учения.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в следующих дидактических идеях.

•Учение без принуждения – исключение из образовательно-воспитательного процесса методов принуждения. Принуждение – подрывает его веру в свои силы и разумность происходящего в школе. В.А.Сухомлинский: «Для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».

• Идея свободного выбора. Для развития сотрудничества эффективную роль играет возможность выбора – это путь развития творческой мысли;

• Идея опережения – не только вчера и сегодня, но и завтра, что позволяет свободно распоряжаться временем, исподволь готовить учеников к восприятию новой темы, способствуют развитию.

• идея крупных блоков – легче устанавливаются логические связи, удобнее выделить ведущие мысли, а затем уяснять детали и подробности.

• идея самоанализа – обучение индивидуальному и коллективному анализу, дают ребятам алгоритмы, эталоны анализа.

•личностный подход на первом плане – личность ученика.

• способности творческие и исполнительские.

• зона ближайшего развития.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают все важнейшие тенденции, по которым развивается современная школа:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;-

• возрождение русских национальных и культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• коллективное творческое воспитание;

• игра как средство демократизации личности;

• идея воодушевляющего управления.

• детская половина дня;

• игра как средство демократизации личности;

• идея гармонизации и гуманитаризации образования.

• идея свободного выбора;

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической правильности и целесообразности.

• идея трудной’ цели;

• коллективное творческое воспитание;

• сотрудничество с родителями;

• школа и общественные отношения;

• идея воодушевляющего управления.

• Все положения личностного подхода.

• Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.

• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

• Ребенок есть высшее творение природы и космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.

Целевые ориентации (акцент целей)

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Законы педагога: любить ребенка, понимать, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение его личности, терпение в процессе становления.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педспособности, в силу гуманного подхода к нему.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

Мечта любого педагога – создать единый, дружный коллектив.

Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями.

Педагогическая обязанность каждого педагога — постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.

Педагогическое сотрудничество — явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия — это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с учащимися требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов. Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем.

Идея ученье без принуждения

Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями и поскольку само понятие «педагогика сотрудничества» отвергает деление детей по способностям, разделение детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»), дополнительные занятия, особенно с маленькими детьми, потому что это может вызывать у ребенка подозрение, не считают ли его второсортным. Основная задача этой идеи – дать ребёнку уверенность в том, что он добьется успеха, не допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.

Идея свободного выбора

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Детям можно предоставить право выбора. Свобода выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить — он нуждается в оценке учителя;

Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.

Обучение в сотрудничестве учит:

вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;

полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд.

Несомненно, огромная роль уделяется развитию творческого потенциала каждого учащегося не только во время учебной деятельности, но и во всевозможных внеурочных мероприятиях.

В заключение хочется рассказать несколько

заповедей «педагогики сотрудничества»

Старайтесь понять его.

Будьте чутки к его духовному миру.

Уважайте человеческие достоинства в ученике.

Умейте слышать и слушать ученика.

Будьте строгими и добрыми.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн.

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 «А » класса СОШ№ 13 на семинаре: «Педагогика сотрудничества — технология воспитания внутренне свободных и .

Педагогика сотрудничества -это наука о воспитании человека. Раньше ее трактовали как науку о воспитании детей, сейчас она понимается гораздо шире. Речь идет о в.

Актуальность темы обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, качественно изменившим основную задачу школы. Обучение в современных условиях предполагает отказ от преимущественно .

Технология педагогического сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять с.

В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества.

Сообщение к педагогическому совету «Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Педагогика сотрудничества.docx

Сообщение к педагогическому совету на тему:

«Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию»

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я». Это направление возникло в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющее собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.

Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

Любой классный руководитель мечтает создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания.

4. Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенциалы свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ;

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему учить» и «как учить» детей:
рассмотрение содержания как средства развития личности, а не как самодовлеющей цели школы;
обучение прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
интеграция школьных дисциплин;
вариативность и дифференциация обучения;
использование положительной стимуляции учения.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают все важнейшие тенденции, по которым развивается современная школа:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;-

• возрождение русских национальных и культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• коллективное творческое воспитание;

• игра как средство демократизации личности;

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической правильности и целесообразности. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны.

Используя все эти направления педагогики сотрудничества расскажу о своем опыте классного руководства.

Прежде всего развивать личность ребенка я стараюсь через классные часы. Начиная с 5 класса, каждую неделю мы проводим классный час, как на общешкольные темы, посвященные различным датам, так и игровые. Конечно же, дети отдают предпочтение второму виду классных часов. Но я стараюсь добавлять игровые формы во все типы классных часов.
Например, в 6 классе мы проводили классный час на тему «Вместе ярче» в рамках Недели энергосбережения. Казалось бы, тема не совсем интересная для детей, но за счет игровых форм, мероприятие прошло в положительном ключе.

Особо любимая форма классных часов в нашем классе — это соревновательная. Дети любят соревноваться, как на уроках, так и во внеклассное время. Они любят делиться на команды, придумывать названия команд, выбирать капитанов и т.д. Кроме того, я стараюсь устраивать классные часы с одновременным участием в каком-либо конкурсе или акции. Так, в 6 классе мы участвовали во Всероссийском уроке «Хранители воды», а также в межрегиональной акции «Брось сигарету — получи конфету».

Также ребята любят проявлять свои актерские способности, и часто во внеклассные мероприятия я добавляю элементы театрализации.

Кроме того, с 6 класса мы начали сотрудничать с Библиотекой № 22 и проводим вместе с ними классные часы, а с 7 класса и уроки литературы. Например, одними из любимых мероприятий у ребят стали: игротека «КотоВасия» — возможность попробовать себя в различных настольных играх; встреча с филином в рамках празднования Всемирного дня защиты животных.

Что касается выбора тематики классных часов, у нас главенствует идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо где только можно предоставлять им свободный выбор. Часто я сама спрашиваю детей, о чем они хотели бы поговорить на классном часу, что хотели бы поделать. Иногда классные часы ребята готовят сами для себя, чаще всего в игровой форме с использованием различных призов.

Так, с помощью идеи свободного выбора у нас родилась идея провести квест, в котором бы ребята выполняли различные задания и искали по всей школе у различных учителей конверты с заданиями и подсказками. Одним из условий для команд стало делать фото-отчет с педагогом, у которого они взяли конверт-подсказку. В конце мероприятия команды-участницы делали отчет о своих приключениях.

В классе я стараюсь распределять обязанности в зависимости от того, что кому нравится делать. Очевидно, что не сразу ребенок найдет то, что ему по душе, поэтому каждый год ребята пробуют заниматься разной работой.

Сценарии ко всем классным праздникам составляют сами ребята, после я что-то им подсказываю, корректирую. Сами праздники часто проходят с элементами театрализации, часть ребят распределяют между собой роли и устраивают представление для остальных одноклассников. В том числе ребята проявляют инициативу и составляют сценарии для выступления на школьных концертах.

Конечно же, более активными в творческом плане являются девочки. И каждый раз они стараются как можно более оригинально поздравить мальчиков на 23 февраля. Так, в этом году они сняли для мальчик видео-поздравление. Мальчики, конечно же, стараются не отставать, но тут их приходится направлять и подсказывать им идеи.

В конце каждого класса мы делаем плакат с фотографиями, которые накопились за данный учебный год. 1 сентября, когда ученики приходят после летних каникул в школу, я вешаю этот плакат на доску. Учащиеся всегда с увлечением рассматривают себя на этом плакате. А на родительском собрании и родители также увлеченно смотрят на своих детей.

В этом году ребята удивляют меня своими подарками на различные праздники. Так на День Учителя они подготовили для меня сюрприз — украсили весь класс шарами (на каждом шарике были написаны различные комплименты), разрисовали доску, а в конце дня устроили чаепитие с тортом. На 8-е марта меня также ожидал сюрприз в виде видео-поздравления и рамки с фотографиями ребят.

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

— Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

— Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Наша профессия связана с самым удивительным созданием – ребенком, и от того на сколько наши действия будут правильными и едиными зависит то, каким человеком станет этот ребенок.

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Главное меню

Знаете ли Вы:

10 способов изменить свою жизнь

Что мало- образованные, стареют быстрее?

Секс лучше до или после брака?

Интересные факты о сексе.

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

  • Амонашвили, Шалва Александрович
  • Шаталов, Виктор Федорович
  • Лысенкова, Софья Николаевна

и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребенка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:

  • была обоснована вариативность обучения
  • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • было предложено развивать у учеников творческие способности
  • обучение и воспитание ребенка в зоне ближайшего развития
  • организация детской половины дня
  • идея самоуважения школьника

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: биосоциои психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая .

Целевые ориентации:

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества:

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика — объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик — ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы .

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой .

Особенности содержания и методики:

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

• личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на ошибку;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема — не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагностики личности ;

• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

• прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция — основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ;

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи тельной деятельности «В каждом ребенке — чудо; ожидай его!».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Йеменского и др.

Концепция воспитания:

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

— постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

— гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

— развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

— возрождение русских национальных и культурных традиций;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

— постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение . Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны.

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

  • по уровню применения — общепедагогическая технология;
  • по философской основе — гуманистическая;
  • по основному фактору развития — комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры — всесто ое й гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
  • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.

В «Концепции среднего образования Российской федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель-ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

o новую трактовку индивидуального подхода;

o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

o превращение школы Знания в школу Воспитания;

o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

o развитие творческих способностей ребенка;

o возрождение русских национальных и культурных традиций;

o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

o постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10549 — | 7758 — или читать все.

Читать еще:  Цели и задачи трудового воспитания дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector