221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Личностный подход к воспитанию разработан в трудах

ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ

Личностный, или индивидуальный, подход в воспитании – отношение учителя к ученику как к личности, ответственному субъекту личного развития. Этот подход состоит в ориентации педагогов в процессе воспитания на личность, ее индивидуальность и творческий потенциал ребенка, которые и обусловливают методы взаимодействия. Базу этого подхода составляет глубокое знание ребенка, его врожденных качеств и потенциалов, способности к саморазвитию, сведения того, как его воспринимают другие и он сам. В процесс воспитания вводятся специально ориентированные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в школе.

Деятельностный подходв воспитании придает главную роль видам деятельности, способствующим развитию личности. Результатом этого подхода стало создание новой воспитательной системы, созданной на идее цельности сознания и деятельности.

Личностно-деятельностныйподход к воспитанию предполагает, что школа должна снабдить деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставится в центре творчества учителя и ученика в процессе воспитания.

Отношенческий подходможно разбирать как часть деятельностного подхода, так и независимо от него. Он соединен с идеями корректировки, с появляющимися в общей деятельности и общении детей связями, их гуманизацией при помощи преднамеренно создаваемых ситуаций.

Событийный подход.Этот подход следует рассматривать также как один из аспектов деятельност-ного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.

Дифференцированный подходв воспитании – это учет персональных увлечений детей, их «лидерских» потенциалов, способностей к исполнению организаторских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический)подход. Его основная задача – овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.

Средовый подходвошел в педагогику сравнительно недавно. Суть этого подхода – во введении школы в среду, а среды в школу. Однако эта идея сре-дового подхода не нова. К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи и П. Натору полагали, что нужно по возможности употреблять среду в процессе обучения. Средовый подход – это объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. Итогом этого будет региональная система воспитания.

Дихотомический подход(от слова «дихотомия» (греч.)) – последовательное дробление единого на части. Идеи применения этого подхода начали появляться сравнительно недавно, однако некоторые дихотомические мысли часто встречались в педагогике: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и т. д.

Личностный подход(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.

Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.

Основные принципы личностного подхода:

  • Принцип активности, инициативности и субъектностив развитииребенка.
  • Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
  • Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.
  • Принцип амплификацииразвития(А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации.

Встречаются различные современные трактовки этого принципа. Вероятно, это связано с тем, что сам А.В.Запорожец не дал однозначного определения предложенного им понятия. В самом общем виде этот принцип можно истолковать как расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка, что существенно отличается от идеи развития путем его интенсификации, предполагающем ускорение в основном интеллектуального развития с целью, чтобы ребенок поскорее стал умнее и таким образом взрослее. При этом упускается из виду, что категория «взрослости» — это категория из области прежде всего личностного развития, а не интеллектуального. Д.М.Арановская-Дубовис и Е.В.Заика отмечают, что главное в идее амплификации — это «обогащение, подпитывание развития психики и личности через специально организованную систему обучения и воспитания. Такая «подпитка» должна осуществляться с учетом значительных возможностей усвоения ребенком различных знаний и умений при условии организации этих процессов с опорой на психологические закономерности строения его деятельности и общения» (Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии, 1995, № 5, с.91). В.Т.Кудрявцев считает, что амплификация означает «содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление (переконструирование) этих образцов, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей. Благодаря этому сама деятельность (в ее многообразных видах) из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта — ребенка». (Кудрявцев В.Т. «А.В.Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития» // Науки о детстве и современное образование. М., 2005).

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Деятельностный подход(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Основные принципы деятельностного подхода:

  • Принцип активности, инициативности и субъектностив развитииребенка.
  • Деятельность является движущей силой развития ребенка.
  • Принцип амплификацииразвития(А.В.Запорожец).

При построении развивающей программы методологические принципы развития должны дополняться методологическими ориентирами. В качестве главных методологических ориентиров основной (примерной)развивающей дошкольной образовательной программы можно назвать следующие:

♦ В качестве основной цели ставить развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные).

♦ Решать задачи развитияребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития.

♦ За результаты освоения Программы принимать качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), возникающие в виде новообразований к концу каждого возрастного периода.

♦ Исходить из положения о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, когда преемственность понимается как создание в результате дошкольного образования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и интеллектуальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ.

♦ Ориентироваться при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие.

♦ Исходить из принципа создания равных условий развития детейв дошкольном возрасте для эффективной подготовки их к школе, вместо принципа «создание равных стартовых возможностей». Прохождение детей через образовательный процесс в ДОУ никак не ведет к равным стартовым возможностям, поскольку у них все равно будет разная зона ближайшего развития на момент начала обучения в школе. Создание равных условий развития означает, что все дошкольники будут иметь возможность получить обязательный минимум дошкольного образования (инвариантная часть основной общеобразовательной программы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9820 — | 7504 — или читать все.

Личностный подход в воспитании и его структура
план-конспект урока по теме

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно – ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненные планы, направление личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
2) имел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.
5) максимально опирался на собственную активность личности
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.
7) развивал самостоятельность, инициативу, самостоятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.Для этого в системе образования действует комплексная программа воспитания, которая включает в себя направления всестороннего развития ребенка. Особая функция программы состоит в том, что своим содержанием она закладывает базовые фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, правовой и др

Читать еще:  Виды трудового воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании. Что такое личностно-ориентированный подход? Чем он отличается от тради18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Личностный подход в воспитании и его структура

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно – ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненные планы, направление личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
2) имел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.
5) максимально опирался на собственную активность личности
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.
7) развивал самостоятельность, инициативу, самостоятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.Для этого в системе образования действует комплексная программа воспитания, которая включает в себя направления всестороннего развития ребенка. Особая функция программы состоит в том, что своим содержанием она закладывает базовые фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, правовой и др. Основные педагогические предпосылки развития в этом детском возрасте — включение детей в ситуации выбора ценностей, их осмысления, помощь в оценке и самооценке своих действий и поступков, вовлечение в культурное творчество. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога-главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы. А индивидуальная работа-это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» подростка наблюдается отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностного-ориентированного подхода с «трудными» подростками, социальные педагоги, педагоги-психологи школ района применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, «реконструкция характера.На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств ученика. Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов: приступая к работе, педагог-воспитатель изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование каждого ребенка (первый этап); на втором этапе используется наблюдение и изучение. На четвертом этапе индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося. Для данного этапа характерно корректирование. Коррекция — это способ педагогического воздействия на личность, наиболее эффективными являются методы и приемы корректирования -наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка с выходом на индивидуальность имеет очень большое значение.Главным в работе воспитателя А.С. Макаренко считал систематическое изучение детей, наблюдение за их поведением, учет даже кажущихся на первый взгляд мелочей. Отсутствие картотеки на учащихся он считал ненормальным фактом и сам вел постоянные записи наблюдений. Основным в психолого-педагогической диагностике должна быть не коррекция, а предупреждение отклонений в развитии и воспитании детей. А для этого учителя и классные руководители должны фиксировать показатели развития учащихся на протяжении всех лет их обучения в школе. Учитель должен быть готов к выполнению аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу воспитания. Без изучения уровней воспитанности школьников невозможно конкретизировать цели воспитания, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, преодолеть формализм в воспитательной работе. Т о, индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания. её реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя.Принцип природосообразности предписывает учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, не создавать оптимальные физические и умственные нагрузки подросткам

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление.

Как организовать развивающюю среду в ДОУ.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех.

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности».

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.

Персонально-личностный подход в воспитании как основа развития гуманного общения взрослого и ребенка.(сообщение для педсовета).

Лазер Вирта

Энциклопедия экономики

Личностный подход в воспитании

Многочисленные педагогические теории воспитания чаще всего возникают и определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется и социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внима­ние привлекает личность творческая, конкурентоспособная, интел­лигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию. В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно-ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цепь — идеальная модель личности, и все осталь­ные компоненты воспитательной системы, условия ее функциони­рования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом на­перед заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий к воспитательных систем личность, ее идеальная мо­дель не учитываются, все дело в том, что в условиях личностно-ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личност­но-ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селесте на Френе, школа Марии Монтессори и их многочис­ленных последователей как в России, так и во всем мире. Рассмот­рим одну из этих воспитательных систем. Подчеркиваю, воспитатель­ных, так как обучающие функции и возможности этих школ в рамках данного параграфа мы специально рассматривать не будем.

Итак, что характерно для воспитания в условиях Вальдорфской-школы? Первое, что поражает в воспитательной системе Вальдорфских школ, это тo, что в каждом ребенке изначально признается уни­кальная, неповторимая личность. Личность как тайна, личность как загадка, как часть Вселенной, часть человеческого бытия. Все это направляет педагога-воспитателя на бережное, трепетно-бережное отношение к каждому ребенку, ка­ким бы он ни был, со всеми его достоинствами и недостатками. Из­начально задача воспитателя — создать все условия для роста, лич­ностного саморазвития «Я» и, прежде всего, роста духовно-нравственного.

Главное в Вальдорфской педагогике — ориентация на развитие духовности личности и создание условий для ее роста.

Если бросить ретроспективный взгляд на прошлое, то часто будущее ребенка предопределялось тем, в какой семье человек
рож
дался и развивался (в крестьянской, в семье рабочего или интеллигента).

Семейные традиции и возможности во многом предрешали траекторию как уровня и качества образования и воспитания, так и последующего жизненного пути человека. В Вальдорфской педагог
социальная сфера не играет столь существенной роли, которую
выполняет во многих воспитательных системах. Более того, Вальдорфская педагогика не ставит перед собой утопических целей воспитать человека определенного типа, а сориентирована на здание предпосылок роста и саморазвития личности. И это, как
показал опыт Вальдорфских школ, вполне возможно.

В отличие от Вальдорфской школы, главная идея М.Монтессори
это создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития, индивидуально-личностного роста ребенка.

Особенность системы С.Френе заключается в том, что вся она построена на педагогической импровизации, поэтому дает простор свободы и творчества и учителей, и учащихся. Система С.Френе, технологична, она не терпит заорганизованное, регламентации осуществляя практически личностно—ориентированное воспитание, следует уделять внимание не только возрастным, индивидуальным особенностям воспитанника, но и его эмоциональному состоянию. Проблема учета эмоциональных состояний в процессе воспитания, к сожалению, все еще остается далеко не разработанной проблемой педагогики. Вместе с тем диапазон эмоциональных coстояний (возбужденное, радостное, утомленное, раздраженное, подлинное, угнетенное и т.д.) имеет важное, а порой решающее значение в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наоборот, негативном поведении.

Что в связи с этим должен знать и иметь в виду учитель-воспитатель?

Во-первых, осуществляя личностно-ориентированный подход в воспитании, необходимо знать, какие психические состояния наиболее характерны для конкретно взятого ученика, воспитанника, таким образом, учет психологических состояний в воспитании самые надежные предпосылки для успеха в различных ситуациях педагогического взаимодействия между воспитателем и воспитанником, задаёт условия для их гармонического сотрудничества и сотворчества.

Для личностно-ориентированного воспитания особенно важно учитывать такие сложные состояния, как конфликтные.

В последние годы в рамках личностно-ориентированного воспитания, как одно из его эффективных и перспективных стратегий разрабатывается ролевой подход. Ролевой подход в воспитании особенно характерен для концепции Н.М.Таланчука, который разви­вает системно-ролевую модель формирования личности. «Личность, — как подчеркивает Н.М.Таланчук, — это социальная сущность конк­ретного человека, которая выражается в качестве освоения им сис­темы социальных ролей. От качества такого выполнения зависит синергетизм личности — ее социальная дееспособность»

Так, в условиях семьи человек осваивает культуру семейной жиз­недеятельности: сын — ролевые функции сына, а затем отца; дочь -функции дочери, а затем матери. В коллективе человек осваивает коммуникативную культуру, роль лидера или исполнителя, члена тру­дового коллектива. В процессе социализации, на уровне взаимодей­ствия личности и общества, человек овладевает ролевыми функция­ми Гражданина своей Родины и даже Гражданина Мира. При этом происходит активное становление «Я-концепции» человека. Его «Я-концепция» обогащается новыми ценностями, смыслами; формиру­ется миропонимание личности, развиваются многообразные роле­вые функции человека.

Следует заметить, что в современной педагогической литерату­ре и передовой педагогической практике прослеживается устойчи­вая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Это, однако, не означает, что снимаются как неактуальные проблемы воспитания в коллективе и через коллектив. Нет. Многие традицион­ные проблемы, особенно социализации личности, нельзя решить иначе, как опираясь на силу и воспитательные возможности не столько учителя/сколько коллектива учащихся. Но доминанта лич­ностно-ориентированного воспитания имеет явную тенденцию и в этой ситуации. Но если в советское время воспитание в коллективе и через коллектив часто приводило к тому, что личность нивелирова­лась, так как воспитывалась для коллектива, то в современных усло­виях личность воспитанника даже в условиях коллективного воспи­тания должна получить простор и реальную возможность для про­явления своих сущностных сил и способностей.

Обобщая изложенное, сформулируем для учителя несколько кон­кретных педагогических рекомендаций.

Как осуществлять пичностно-ориентированное воспитание?

1. Полюбить своих учеников — значит не гладить их по голове, а
постоянно настраивать себя на доброжелательно-доверительное
взаимодействие с ними.

2. Стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его
цели, мотивы, поступки.

3. Помните, что каждый ваш ученик — это уникальная личность со
своими особенностями, амплитуда которых имеет свойство сильно меняться.

4. Помните, что каждый ученик хоть в чем-то, но талантлив.

5. Если ученик совершил даже самый отвратительный поступок, то дайте ему шанс исправиться. Не будьте к нему злопамятны.

6. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ученике «свои точки роста».

7. Помните, что взаимная любовь с учениками идёт от взаимопонимания, от сотрудничества к сотрудничеству.

8. Ищите и дайте возможность каждому ученику самоутвердиться и самореализоваться.

9. Прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого ученика.

АПОУ РА «ТОТ»

Образовательное учреждение Республики Алтай

Виджеты

Версия для слабовидящих

Календарь

Март 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Фев
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Гуманно-личностный подход в воспитании

МО Преподавателей общеобразовательных дисциплин.

Доклад Шушпанниковой Э.Ю.

Гуманно-личностный подход в воспитании

Творимых человеком над людьми,

Тягчайшее же – воспитание…

Самозащита взрослых от детей…

(М. Волошин, «Государство», 1922)

Я думаю, не все присутствующие читали статью, о которой я сейчас хочу рассказать. Это статья В.А. Сухомлинского о нравственном воспитании детей. Статья вышла в 1967 году. Почти 50 лет прошло со времени размышлений классика педагогики, но звучат они как будто для дня сегодняшнего. И хотя Василий Александрович ориентируется больше на школу, для нас его мнение не менее актуально.

Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу ребенка (обучающегося). Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Личность педагога раскрывается перед обучающимся в единстве слова и поведения. Педагог в слове выражает себя – свою культуру, свою нравственность, свое отношение к воспитаннику.

Главное, что определяет эффективность слова педагога, – честность. Обучающиеся очень тонко чувствуют правдивое слово, чутко откликаются на него. Еще тоньше чувствуют дети неправдивость, лицемерие, фальшь.

Существенное значение имеет и эмоциональная культура педагога – составная культуры педагога как личности. Подлинный мастер-воспитатель дает нравственную оценку поступкам, поведению обучающихся не специально подобранным острым, «крутым» словцом, а прежде всего эмоциональным оттенком обычных слов. Возьмем фразу: «Ты почему вчера не была на занятиях?» Эти слова, сказанные одним педагогом, пробуждают у обучающегося глубокие угрызения совести, даже смятение; сказанные же другим, они не пробуждают никаких чувств, воспринимаются равнодушно. Первый педагог, сказал бы Василий Александрович Сухомлинский, отличается эмоциональной культурой. Этому невозможно научиться специально, она теснейшим образом связана с культурой нравственной, с человечностью, с чуткостью души. У второго учителя слово обесчеловечено, и не редко пустоту педагог стремится возместить повышенным тоном. На самом деле, сколько сейчас педагогов, владеющих лишь одной нотой эмоциональной гаммы – возмущением! Сухомлинский говорил, что их воспитательное воздействие на обучающихся равно нулю.

«У мастера-воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей», -говорил В.А. Сухомлинский. Я понимаю цели Сухомлинского, как приемы, которыми должен обладать любой педагог. Но так ли это на самом деле? Вот послушайте.

Один из самых частых приемов того времени, когда учительствовал Сухомлинский, это разъяснение нравственной истины, понятия, нормы. При этом добиться желаемого эффекта можно, лишь зная, чувствуя отношение обучающихся к хорошему и плохому в самих себе, их способность критически относиться к собственным недостаткам. Опытный педагог-воспитатель, разъясняя нравственное понятие, всегда обращается непосредственно к внутреннему миру воспитанника, стремится добиться того, чтобы юноша или девушка анализировали какой-то свой поступок, какую-то черту своего поведения, увидели себя глазами других людей. Так считал Сухомлинский почти 50 лет назад, когда была написана эта статья, всего то 50 лет прошло, но как изменился внутренний мир человека! И как его искать?

Еще один прием внушение требует от педагога огромной затраты духовных сил. Условие внушения – органическое единство глубокой веры педагога в то, что он говорит, правдивости его идеи и яркости, силы, выразительности слова. Опытный педагог прибегает к внушению не часто, опасаясь авторитарности. Гораздо чаще он воздействует убеждением логическим доказательством истинности той или иной нормы, того или иного положения, т.е. приводит примеры из собственной жизни. Воспитателю надо знать, как убеждать юношей и девушек. Если маленький школьник охотней всего берет истину из яркой жизненной истории, то для подростка и тем более юноши или девушки путь к убеждению лежит через философствование, раздумье, размышление. Очень важно когда педагог, обладающий высокой педагогической культурой, учит размышлению вслух, он делится с юношами и девушками своими сомнениями, обращается к ним за советом, приглашает к совместным раздумьям. Слово такого учителя непринужденно, задушевно, оно утверждает атмосферу доверия, чистосердечности, общности. В разговоре педагога с обучающимися утверждается единство взглядов на добро и зло, на нравственные ценности; такой разговор приближает к детям, всякая же попытка войти в духовный мир обучающихся хитростью, «через задворки», разыграть близость с воспитанниками обычно терпит провал. Право на задушевную откровенность имеет только тот, кто уважает, любит, верит в доброе начало в каждой юной душе.

Эффективный прием нравственного воспитания обучающихся – введение их в мир борьбы нравственных идей, прием активизации мышления путем выявления противоположных идей, тенденций. Этот прием пользования словом очень важен в обучении, но нужен и важен и в области нравственного воспитания.

Приемом побуждения воспитателю легко проверить свое педагогическое мастерство, самого себя. Он побуждает к творческому выполнению той или иной работы, к преодолению трудностей, к длительному сосредоточению волевых и умственных сил на достижение цели, товарищескую взаимопомощь и т.д. В основе побуждения почти всегда лежит непосредственное обращение к чувству собственного достоинства, к здоровому самолюбию обучающегося. Но это не захваливание – надо очень тонко, незаметно пробудить желание утвердить свое достоинство. Ни в коем случае не должны быть предметом похвалы проявления элементарной моральной культуры; большую ошибку допускаем мы, представляя как доблесть готовность прийти на помощь человеку. Хвалить надо лишь в том случае, если человек поднялся над требованиями азбуки моральной культуры.

Похвала, поощрение обучающегося, коллектива – очень большая воспитательная сила: возрастает чувство собственного достоинства поощряемых, у них возникает желание поступить еще лучше.

Педагог должен быть не только добрый, чуткий, но и строгий, непримиримый к лени, лжи, лицемерию, бесчеловечности. Если приходится иметь дело с личностью развращенной, бравирующей своей безнаказанностью, не желающей выполнять элементарные нормы поведения, надо со всей решительностью браться за инструмент, к которому в воспитании прибегают не так часто, – за принуждение. Жан Жак Руссо писал, что верный способ испортить человека – это дать ему все и не требовать с него ничего: «тогда тиран будет к вашим услугам». Одной из истин педагогической мудрости, уходящей корнями в многовековой опыт трудового народа, является положение: чем больше человеку дается, тем больше с него надо спрашивать. Эта истина не всегда срабатывает сейчас. (пример сирот)

Но очень важно различать, где кончается неумение учиться и начинается нежелание. В подавляющем большинстве случаев первой причиной лени, нерадивости является неумение учиться. Того момента, когда неумение перешло в нежелание, никто и не заметил. Перед нами, по-нашему, за конченный лодырь, но если разобраться в истоках явления, то окажется, что в корне зла – беда, которую своевременно не поняли ни учителя, ни родители. Вот почему принуждение нельзя рассматривать как метод, независимый от других методов, сторон, аспектов воспитания.

Еще такой прием, как порицание. Воспитательная сила порицания учителя зависит от его моральных качеств, от его тактичности, авторитета. Какой бы резкой ни была оценка поведения обучающегося, опытный воспитатель никогда не допускает уничтожающей оценки. В умном порицании всегда есть оттенок удивления: «Я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал и продолжаю считать тебя лучше, чем ты сам заявляешь о себе своим поступком». Эти слова не произносятся, но обязательно «читаются между строк» – в этом как раз и заключается искусство порицания. Если же воспитатель вместо тонкого, умного порицания «практикует» оскорбление достоинству обучающегося, это вызывает ожесточенность, отчаяние, злобу и замкнутость, отношение к преподавателям как к враждебной силе. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: обучающийся должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.

Выражение недоверия – один из острейших инструментов воспитания. На применении его быстрее всего и испытывается педагогическая культура воспитателя. Недоверие может оказать нужное педагогическое воздействие лишь при строго индивидуальном его применении. Недопустимо выражение недоверия к нескольким ученикам, а тем более ко всему коллективу.

Но если педагог правильно выбирает, определяет ситуацию для выражения доверия, то в результате обучающийся может обратить взгляд на себя, увидеть, оценить добро и зло в самом себе, у него пробуждается горячее стремление утвердить в себе добро, стать лучше, и это стремление является движущей нравственной силой.

Искусство оказания доверия требует от педагога, чтобы он выражал своим доверием прежде всего оценку доброго начала в человеке, как бы забывая о зле. Признаком дремучего педагогического невежества является то, что отдельные учителя, оказывая доверие, напоминают: за тобой числится много грешков, я об этом помню, но вот, видишь, доверяю тебе; значит, я добрый человек, так будь же и ты хорошим… Подобные слова педагога – соль на рану в человеческом сердце: человек чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль. И он чаще всего отвергает такую попытку. То, что человек оправдал доверие, не может быть предметом похвалы, поощрения, вообще усиленного внимания со стороны.

Самая главная духовная потребность, которую следует воспитывать у обучающихся, без которой нельзя представить полноценного его воспитания, – это потребность в человеческом общении, в духовной общности, в настоящем товариществе. Можно считать большим успехом своей воспитательной работы то, что обучающиеся встречаются со своим ровесником не только для развлечений, но и для того, чтобы поделиться мыслями об интересном фильме, о явлении, на которое он натолкнулся в жизни. К этому не побудишь советами да пожеланиями, за этим стоит повседневная работа, воспитывающее, горячее, умное слово педагога.

Творческое слово педагога рождает творчество обучающегося. То зерно творческой мысли, из которого произрастает поросль творческого труда, часто сеет именно слово педагога.

У настоящего педагога-воспитателя главной силой, объединяющей коллектив, является постоянный обмен духовными богатствами – знаниями, умениями. Первое условие этого: педагог не только дает знания, но и воспитывает жажду знаний. Это не простое условие для нашего времени, кто –то сильно желает знать, кто-то –не желает знать за необходимостью (по разным причинам).

Второе условие – интеллектуальное общение преподавателя с обучающимися: знания, проблемы жизни должны становиться предметом личных бесед, споров, раздумий обучающихся. Все это – фон, на котором раскрывается индивидуальная «творческая жилка» каждого обучающегося. От тонкости педагога зависит подметить в каждом «творческую жилку», открыть ее, поощрить ее «разработку».

Желание быть первым в учебе, в творческом труде – благородная человеческая черта, которую следует всячески развивать у обучающихся. Я бы предложила целью своей воспитательной работы сделать: воспитание благородного человека, это цель гуманно-личностного образования, это цель педагогики сотрудничества и решать ее с помощью следующих задач:

  • создавать условия для осознания огромной силы добрых чувств, слов, мыслей, поступков, осознания ответственности за свои поступки, мысли, осознания ценности своей будущей профессии;
  • помогать познавать, что значит Любовь, Сострадание, Честность и познавать свою будущую профессию;
  • помогать познавать себя, свой внутренний мир, постигать красоту природы и чувствовать ее состояние, постигать необходимость овладения своей профессией как можно лучше, чтобы быть полезным в обществе;
  • развивать интерес к философствованию, наблюдательность, внимательность, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей, развивать интерес к своей будущей профессии;
  • развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать в группе, в большом коллективе(производственная практика);
  • поощрять стремление знать больше о своей профессии, овладевать навыками специальности

И решать эти задачи каждую минуту общения с обучающимися. Добиваться, чтобы каждый обучающийся пережил радость первенства достижений в овладении профессиональными навыками, в творческих достижениях, спортивных достижениях, в преодолении своих отрицательных качеств. Всегда стараться оказать моральную поддержку тому, кто в силу обстоятельств чувствует себя посредственностью, «докопаться» до его творческой жилки.

Это была бы огромная победа! Сколько бы хороших слов ни произносил педагог, для обучающихся они останутся пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов. У настоящего учителя-воспитателя тянутся десятки тончайших ниточек от занятия к личной беседе, к спору, к разговору о фильме…

Педагогические основы воспитания

Принципы воспитания – это исходные руководящие положения, на основе которых осуществляется воспитание:

  • Природосообразности (суть – ведущим звеном воспитательного воздействия являются особенности и уровень развития обучающегося);
  • Гуманизации (уважение достоинства обучающегося);
  • Целостности (единство всех компонентов педагогического процесса);
  • Демократизации (представление свобод для саморазвития);
  • Культуросообразности (культуры среды);

Профессиональной целесообразности (выбор методов с учётом особенностей выбранной специальности).

Литература

Статья В.А Сухомлинского ж. Народное образование, 1967, №12

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector