221madou.ru

Мама и Я
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литература по художественно эстетическому воспитанию дошкольников

«Список новинок методической литературы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС».
презентация на тему

В пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, раскрываются взгляды художников, учёных-педагогов, психологов, психофизиологов на способности и одарённость детей в художественной деятельности, определяются компоненты способностей к рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_novinki_metod.posobiy.pptx91.43 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Список новинок методической литературы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС». МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 ». Автор: Серко Татьяна Владимировна.

Т.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» Изд. «Мозаика», 2014г. В пособии, выпущенном к программе » От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, раскрываются взгляды художников, учёных-педагогов, психологов, психофизиологов на способности и одарённость детей в художественной деятельности, определяются компоненты способностей к рисованию. Утверждается необходимость развития творческих способностей, подчёркивается особое значение овладения детьми техникой не только для развития свободы творческого выражения. Книга адресована студентам педагогических вузов и колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам художественных школ и студий, а также родителям. Рекомендовано Министерством Образования Науки и Российской Федерации.

А.В.Аджи , Н.П.Кудинов «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Изд. «Метода», 2014г. В пособии представлены более 60 открытых мероприятий, которые можно проводить в детском саду Это различные сценарии утренников, образовательная деятельность, праздники (посвященные памятным датам, народные, фольклорные), развлечения, образовательная деятельность, которую может проводить как педагог дополнительного образования по изодеятельности , так и рядовой воспитатель. Пособие соответствует новым требованиям ФГОС.

А.В.Аджи , Н.П.Кудинов «Открытые мероприятия для детей средней группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Практические пособия. Изд. «Метода», 2014г. В пособии представлены 60 открытых мероприятий, которые можно проводить в детском саду. Это различные сценарии утренников, образовательная деятельность, праздники (посвященные памятным датам, народные, фольклорные), развлечения, образовательная деятельность, которую может проводить как педагог дополнительного образования по изодеятельности , так и рядовой воспитатель. Пособие соответствует новым требованиям ФГОС. Для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей и гувернеров.

Н.П.Кудинова, А.В.Анжи «Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание» Изд. «Метода», 2014г. В пособии представлены более 60 открытых мероприятий, которые можно проводить в детском саду. Это различные сценарии утренников, образовательная деятельность, праздники (посвященные памятным датам, народные, фольклорные), развлечения, образовательная деятельность, которую может проводить как педагог дополнительного образования по изодеятельности , так и рядовой воспитатель. Пособие соответствует новым требованиям ФГОС.

А.В.Анжи , Н.П.Кудинова «Открытые мероприятия для детей 2 мл.группы . Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Изд. «Метода», 2014г. В пособии представлены 60 открытых мероприятий, которые можно проводить в детском саду. Это различные сценарии утренников, образовательная деятельность, праздники (посвященные памятным датам, народные, фольклорные), развлечения, образовательная деятельность, которую может проводить как педагог дополнительного образования по изодеятельности , так и рядовой воспитатель. Пособие соответствует новым требованиям ФГОС.

И.А.Лыкова «Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. Изд. «Цветной мир», 2014г. Книга раскрывает новые подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», связанные с введением ФГОС ДО. Поможет педагогам найти ответы на актуальные вопросы: каким образом эстетическое воспитание связано с формированием картины мира и какую роль при этом играет культура; что такое индивидуальный образовательный маршрут и портфолио творческого развития ребенка; зачем нужны свободные формы детской деятельности; в чем значение художественно-продуктивной деятельности для обогащения жизненного опыта, адаптации ребенка к детскому саду и объективности мониторинга. Приведен пример проектирования темы «От мяча к образу тела человека и олимпийской символике» как образовательного маршрута в детском саду и начальной школе. Книга рекомендуется воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, специалистам системы повышения квалификации работников образования, студентам педагогических колледжей и вузов.

Ю.А.Афонькина , З.Ф.Сербукович «Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности». Изд. «Учитель», 2014г. В пособии представлена модель инновационной деятельности ДОУ, целью которой является развитие художественно-творческих способностей дошкольников. Описаны механизм проектирования инновационной деятельности, технология ее реализации с учетом ФГТ и основных положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предложены модульные программы с перспективным планированием, раскрывающие интегративный подход к организации разных видов творческой деятельности детей 3-7 лет. Адресовано старшим воспитателям и педагогам ДОУ, полезно педагогам дополнительного образования, специалистам дошкольной педагогики.

О.П.Радынова , Т.А.Копцева Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации». Изд. «Дрофа», 2014г. Методические рекомендации посвящены художественно-эстетическому развитию дошкольников в его важнейших составляющих — музыкальной, изобразительной и конструктивно-модельной деятельности. Особая роль этой образовательной деятельности обусловлена приоритетом в дошкольном детстве тех видов деятельности, в которых она реализуется. Разнообразное и методически правильное развертывание этих видов деятельности будет способствовать их максимальному личностному обогащению.

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты». Изд. «Детство-Пресс», 2014г. В книге представлен теоретический и практический материал для проведения интегрированной образовательной деятельности с детьми в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство» и ФГОС ДО. Пособие содержит систему развивающих занятий лепкой, аппликацией и рисованием в стар­шей группе детского сада. Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей. Вместе с тем они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога. Комплексный подход к выбору методов и форм проведения занятий позволит выстроить систему по формированию художественно-творческих способностей детей. Данное пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования, работающих по программе «Детство», а также слушателям курсов повышения квалификации, может.

О.Э.Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательная деятельности». Изд. «Детство-Пресс», 2014г. Книга поможет специалистам в планировании, организации и проведении образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность». Пособие содержит подробные конспекты по изобразительной деятельности (рисованию и лепке), формированию элементарных представлений о видах искусства, становлению эстетического отношения к окружающему миру. В пособии подробно представлены приемы использования игровой деятельности, художественного слова, активизации деятельности детей. Пособие предназначено для воспитателей и педагогов ДОУ, а также родителей и гувернеров детей 2-3-х лет жизни.

Т.А.Шорыгина «Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте». Изд. «Сфера», 2014г. В книге предлагаются сказки, способствующие художественно-эстетическому развитию детей. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основные понятия, связанные с музыкой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой, театром, красотой, родной природой. Адресовано воспитателям ДОО, учителям начальных классов, гувернерам, родителям, а также преподавателям художественных студий, кружков. Может быть использовано при коллективной и индивидуальной формах обучения.

Т.А.Копцева , Т.Б.Селезнева, Н.В.Серых, О.Н.Фомина «Я и мир природы. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Учебно-методическое пособие». Изд. «Дрофа», 2014г. Пособие является методическим сопровождением к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Диалог». Содержание психолого-педагогической работы и способы реализации образовательных целей раскрываются через систему творческих занятий. Детальная проработка сценарного материала поможет превратить занятия по изобразительной и конструктивно-модельной деятельности в увлекательную игру. Художественное развитие дошкольников выстраивается на интеграции содержания базовых видов изобразительной и конструктивно-модельной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного труда (конструирования), которые объединены тематическими блоками «Я и мир природы», «Я и мир животных», «Я и мир человека», «Я и мир искусства». Для работы в подготовительной группе детского сада.

Н.В.Микляева «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» Изд. Творческий Центр «Сфера», 2013г. В пособии систематизированы теоретические основы художественно-эстетического развития и воспитания детей дошкольного возраста, определены направления преемственности их содержания в соответствии с новыми требованиями к дошкольному образованию. Описаны варианты моделирования образовательного процесса и интеграции, даны конспекты и сценарии разных форм совместной образовательной деятельности с детьми. Пособие носит практико-ориентированный характер и адресовано воспитателям, методистам и педагогам ДОУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в МБДОУ с учетом ФГОС ДО»Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется це.

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста.

Актуальность темы и преобразование зон: музыкальной и изобразительной, в соответствии с ФГОС.

Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников.

Фотоотчет системной работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС в Муниципальное дошкольное образовательное учреждени Мостовский детский сад &l.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная .

Детская литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Детская литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: художественная литература, игровая деятельность, уголок детского чтения, литературные жанры

В статье идет речь о важности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. В статье представлены конкретные методы работы учетом требований ФГОС, направленные на развитие читательского опыта. Акцент сделан на игровых формах в процессе воспитания дошкольников.

В условиях реализации основных направлений реформы в системе дошкольного воспитания для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса необходимы поиск и применение новых методов и совершенствование уже известных приемов работы с детьми. Особое место в системе работы воспитателя занимает способность творчески и конструктивно организовывать систему занятий, на которых осуществляется художественно-эстетическое воспитание, обогащение духовного мира ребенка. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы, начиная с младшей группы детского сада. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.). Не менее актуальна данная проблема и с современных условиях.

О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, книга воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.

Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Так можно сравнить книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами». Н. Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны. Или, например, описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне.

После чтения художественных произведений важно организовать беседу об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать содержание художественного текста, обобщить и систематизировать знания об окружающем мире. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям. Педагог должен при чтении стихотворения или рассказа обратить внимание не только на его содержание, общий смысл, но и постараться раскрыть затронуть эмоциональный аспект. Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Рассматривая книги и иллюстрации, дети могут обмениваться впечатлениями об увиденном. Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены — это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Место для подбора материалов и оборудования, его содержание зависит и от тех задач, которые решаются в данный период времени в образовательной деятельности. Это могут быть:

Наглядный материал: детская художественная литература, иллюстрации, репродукции картин, открытки, картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов по ним, книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготовленные детьми вместе с воспитателем.

Настольно-печатные дидактические игры литературного содержания («Волшебный кубик», «Домики-сказки» и др.).

Набор кассет или дисков по книгам, сказкам.

Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведений.

Различные виды театрального действа (плоскостной, пальчиковый и т.д.)

В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. Следует мягко пресекать небрежное отношение детей к книгам, попытки рассматривать их на полу. Заниматься «ремонтом» книг надо обязательно в присутствии детей. В уголке книги должно быть не менее 5-6 книг. В книжном уголке на полке-витрине воспитатель выставляет знакомые детям книги-сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и другие, привлекает к ним внимание детей, побуждая их рассмотреть иллюстрации, вспомнить интересные эпизоды, напеть знакомые песенки. В уголке книги очень важны иллюстрированные книги. Красочные издания, разнообразное содержание привлекают внимание детей к уголку книги. Если интерес к какой-либо книге исчезает, ее на время заменяют другой. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Целесообразно периодически совершать экскурсии по группе и в числе достопримечательностей обязательно показывать уголок книги. Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель объясняет, как важны в книге рисунки, показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации. Нужно познакомить детей с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным и др. На примере творчества Е. Чарушина дошкольники видят как человек, умеющий видеть природу, любящий ее наблюдательный, внимательный может рассказывать о природе, животных, рисовать их. Дети должны знать, какие книги есть в книжном уголке. Ежемесячно воспитатель планирует литературную викторину. По обложке книги, иллюстрации, отрывку дети узнают и называют произведение, а воспитатель напоминает им фамилию автора.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Дети 5-6 лет обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов). Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно до 10-12 разных книг. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения. Также в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления, а если воспитатель привлечет детей к оформлению очередной выставки книг или композиции, то, безусловно, интерес дошкольников к уголку детского чтения только возрастет.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Эта двуединая основа – слово и изобразительный образ, текст и художественная иллюстрация – обязательно лежит в основе создания книги для детей. Ведь для сознания маленького читателя визуальные образы – живое отображение реального мира — ближе и понятнее «второй сигнальной системы», а картинка в книге для детей, по словам С. Маршака, дает ребенку дополнительные переживания [2; С.39]. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока. Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.). Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. В подготовительной к школе группе уголок книги должен комплектоваться при участии детей. Вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. В книжном уголке должны быть любимые детьми книги, а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент. В подготовительной группе периодически организуются выставки книг, проведение с детьми развлечений типа литературных викторин. Воспитатель читает отрывки из произведений. Ребята должны вспомнить его название и автора. Узнать по иллюстрации сказку и передать о чем в ней говорится. От того как воспитатель сумеет правильно подобрать необходимые материалы и пособия, с учетом возраста детей, правильно и удобно расположить их в групповой комнате, создать определенную атмосферу, во многом зависит проявление у детей интереса к различным видам деятельности. Немаловажно обращать внимание детей на портреты детских писателей. Ознакомление с портретной живописью способствует развитию у детей эмоционально-эстетических и художественных чувств, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций, что тренерует чувства, делает их более совершенными [1; С. 58].

Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа и других произведений художественной литературы и фольклора.

Актуальными в настоящее время остаются игровые формы в процессе воспитания детей. Одним из вариантов такой формы работы может быть обращение к загадкам, направленным на узнавание образов из народных и литературных сказок.

Полезная литература по художественно-эстетическому воспитанию по ФГОС за последнее время

Лилия Герасимова
Полезная литература по художественно-эстетическому воспитанию по ФГОС за последнее время

1. Примерная основная образовательная программа «На крыльях детства». Под ред. Н. В. Микляевой. ТЦ «Сфера», 2015 г

2. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Под ред. Н. В. Микляевой

3. Горина Л. В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования // Современная наука: теоретические и прикладные аспекты развития / гл. ред. И. В. Романова. —Чебоксары: INet, 2014. — Вып. 1. — С. 61-64.

4. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. — М. : Цветной мир, 2014

5. Кетова В. Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 50-53.

6. Гогобридзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогобридзе, О. В. Солневой. – СПб. Питер, 2015. – 464 с.

7. Телегина И. С. Художественное образование детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГТ // Традиции и инновации в образовательном пространстве России,ХМАО-Югры и НВГУ: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. (г. Нижневартовск, 26 марта 2013г.) / Отв. ред. Г. Н. Артемьева. –Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2013. – C. 105-107

8. Шабатура, Л. Н. Традиция в социокультурном развитии личности [Текст]: автореферат дис. д-ра филос. Наук / Л. Н. Шабатура. М., 2014. — с. 24

9. Гостар А. И. Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 916-918.

10. Мухатдинова С. С., Реунова О. Б., Черкасов В. А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 244-246.

Игры на занятиях по художественно-эстетическому воспитанию Рисование «Маски и кокошники для кукол» Цель занятия. Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности.

Картотека по художественно-эстетическому воспитанию. Младший возраст К 1 Стихотворение Саши Черного «Приставалка» Задачи. Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя; способствовать.

Картотека по художественно-эстетическому воспитанию. Младший возраст. (продолжение) К 19 Чтение русской народной потешки «Как на нашем на лугу» Задачи. Формировать звуковую культуру речи, развивать моторику речедвигательного.

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (рисование) в группе раннего возраста Тема: «Рисование пальчиками или ватными палочками «Снежок порхает, кружится» Цель: Учить детей создавать образ снегопада. Закрепить умение.

Фотоотчет «Кружок по художественно-эстетическому воспитанию «Маленький художник» В настоящее время сложилось мнение, что изобразительная деятельность не так важна в жизни ребенка. Особенно у родителей. В лучшем случае,они.

НОД по художественно-эстетическому воспитанию в средней группе «Порадовать космонавта» Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе по художественно-эстетическому воспитанию. Тема: «Порадовать космонавта».

НОД по художественно-эстетическому воспитанию во второй младшей группе. Аппликация «Скворечник» НОД по художественно-эстетическому воспитанию. Аппликация на тему «Скворечник». Вторая младшая группа. Цель : Учить детей изображать.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в эти годы,.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в ДОУ Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников МБДОУ Педагогический коллектив нашего учреждения реализует примерную.

Фотоотчет «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС» В рамках подготовки к педагогическому совету «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации.

Литература по художественно эстетическому воспитанию дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Хабибуллина Эльвира Рифатовна

Организация: МАДОУ №339

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Младший дошкольный возраст: Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).

Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).

Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).

Старший дошкольный возраст: Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.).

Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество).

Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта).

Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности).

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

— максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

— взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

— интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

— уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

— организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

— вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и

возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.

Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и

кустарников. Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок»), на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака — лучший друг» и др.).

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия – Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Читать еще:  Что такое духовно нравственное воспитание
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×