221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модель нравственного воспитания дошкольников

Презентация «Создание модели духовно – нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Создание модели духовно – нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №8» Подготовила старший воспитатель Курочкина Е.В.

«… Для гражданина России особенно важны моральные и духовно-нравственные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете». Президент РФ В.В. Путин «Падение духовно-нравственное предрекает и предваряет падение гражданское…» Святитель Игнатий Брянчанинов

Конституция РФ (ст.44) Национальная доктрина образования РФ на период 2000-2025 г.г. Закон «Об образовании» 2013, с 2007 года введена образовательная область «Духовно-нравственная культура» Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 Вступил в силу 1 января 2014 г. Образовательная программа дошкольного образования«Детский сад № 8» от 30 августа 2016 г.

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей.

Система категорий курса пропедевтики «Истоки» В младшей группе (3-4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга. В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека. В старшей группе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на штоки ценностей внутреннего мира человека. В подготовительной группе (6 -7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Младшая группа (3-4 года). Слово, Образ, Книга. Средняя группа (4-5 лет) Родной очаг, Родные просторы, Труд земной и Труд Души.

Старшая групп (5-6 лет) Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Традиции: Слова, Образа, Дела, Праздника.

Формы реализации программы

Группы ценностей, составляющих предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании Ценности родной культуры. Родной очаг. Домашнее тепло.

Ценности родной культуры. Колыбельная песня. «Чему доброму научили вас взрослые?»

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ «Доброе слово березке», «Ярмарка»

ЛЮБИМЫЙ ОБРАЗ «Мамочка моя», «Любимое имя».

ПРАЗДНИЧНАЯ ПЕСНЯ «Рождественская ёлочка»

Семейные традиции «Традиции нашей семьи» Образ света «Позови солнышко»

ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ. «Богатыри и воины — защитники Земли Русской».

ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ. Благодарная память. Верность и вера.

Ценности деятельности человека: праведный труд на земле. «ПРАВЕДНЫЙ ТРУД», «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ».

Нравственные ценности: забота о ближнем, терпение, сострадание, сорадование в радости. ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

Кружковая работа считается вариативной частью образовательной программы Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет)

Портфолио духовно-нравственного воспитания.

Проектная деятельность с детьми и родителями в контексте Истоковедения.

Мини – музей «Русская изба»

Взаимодействие со специалистами Взаимодействие с учителем — логопедом Взаимодействие с музыкальным руководителем

Ресурсный круг с семьями СВЕТЛАЯ НАДЕЖДА. «Пасхальное чудо». МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки»

«Моё семейное древо»

Стенгазета с участием семей: «Всероссийский день любви, семьи и верности», «Ромашковое счастье», «Семья –это главное в жизни».

Взаимодействие с социальными организациями «Книга – праздник души» «Мастера и рукодельницы»

«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка с взрослыми и сверстниками». А.Г. Асмолов

МБДОУ «Детский сад № 8» г. Балахна ул. Фрунзе, д. 20 «а» тел. 8 (831) 449-17-63 ryabinka-08@yandex.ru super.ryabinka-08@yandex.ru Заведующий ДОУ Н.В. Трошина Старший воспитатель ДОУ Е.В. Курочкина

  • Курочкина Екатерина ВладимировнаНаписать 387 04.03.2018

Номер материала: ДБ-1288302

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    04.03.2018 385
    04.03.2018 150
    04.03.2018 205
    04.03.2018 458
    04.03.2018 561
    04.03.2018 653
    04.03.2018 207
    04.03.2018 182

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: «МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

Морально-нравственное воспитание дошкольников.

Традиции русского народа.

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира, — от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

Срок реализации проекта– 3 года (сентябрь 2014 года – сентябрь 2017года).

Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на морально — нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями МБДОУ ЦРР — д/с № 5 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию морально — нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта:

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие морально-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

— Интегрирование содержания морально-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

— Формирование морально-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

— Обогащение словарного запаса детей в процессе морально-нравственного воспитания и диалогического общения;

— Воспитание морально-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; — Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

Читать еще:  Духовно нравственное воспитание

— формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

— создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема морально-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Морально-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис морально – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы морально-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема морально-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми моральной позиции. В п. 5 параграфа 1.6 Стандарта утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Тем самым нравственные ориентиры воспитания определяются в качестве основы всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы развития и виды деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития морально-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МБДОУ ЦРР — д/с № 5 уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

— обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

— пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

— формирование чувств национального достоинства;

— развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

— совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах морально — нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

— объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

— разработка комплексно-тематического планирования воспитательно -образовательного процесса по морально-нравственному воспитанию.

для родителей:

— реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

— объединение и реализация инициатив социально — активных родителей в области морально-нравственного развития и воспитания детей;

— создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах морально — нравственного воспитания детей;

Участники проекта

— воспитатели; — музыкальный руководитель; — дети в возрасте от 3 до 7 лет; — родители (законные представители); — социальные партнеры (музей, библиотека).

Читать еще:  Значение нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Механизмы реализации проекта.

— Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

— Формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ ЦРР — д/с № 5, детей и родителей в процессе организации работы по морально-нравственному воспитанию.

— Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МБДОУ ЦРР — д/с №5 с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

— показ сказок (педагогом, детьми);

— рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

— проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

— чтение педагогом художественной литературы;

— воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях; — экскурсии, целевые прогулки.

— чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

— загадывание и отгадывание загадок;

— рассматривание наглядного материала;

— рассказы детей о своих впечатлениях;

— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; — чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; — ответы на вопросы педагога, детей; — проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); — сообщения дополнительного материала воспитателем;

— рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; — разбор житейских ситуаций; — проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

— организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

— проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.; — изготовление кукол к сказкам; — организация постановки пьес, сказок, литературных произведений; — проведение экскурсий различной направленности; — организация вечеров с родителями, для родителей; — изготовление с детьми наглядных пособий; — организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Рождественские и Пасхальные сувениры, поделки к Яблочному спасу, Покрова Богородицы, выставки работ к Дню Матери, Пожилого человека, Дню семьи, Дню Государственного Флага, Дню Победы, Дню Города.)

Основные мероприятия проекта.

Этапы реализации проекта «Морально-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по морально-нравственному воспитанию дошкольников в МБДОУ ЦРР — д/ с № 5 построена с учетом следующих принципов:

  1. Доступность — содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме; 2. Гуманистичность — ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал; 3. Деятельность — знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности; 4. Интеграция — реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и морально-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  2. Системность — принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  3. 6.Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр,
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Нравственное воспитание дошкольников

Дата публикации: 17.12.2018 2018-12-17

Статья просмотрена: 2464 раза

Библиографическое описание:

Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Читать еще:  Гуманистические принципы современного воспитания

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.

Проект «Сказка — средство нравственного воспитания детей»

Первая часть проекта «Сказка — средство нравственного воспитания», в которой размещен материал: актуальность темы в настоящее время, цель, концептуальность, задачи и педагогическая идея . .

Просмотр содержимого документа
«Проект «Сказка — средство нравственного воспитания детей»»

«Сказка — средство нравственного воспитания детеЙ»

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся одним из актуальных и обсуждаемых. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой. В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития нравственных качеств

Представления о сущности сказки, выявленные закономерности, разработанная технология, найденные характеристики, сформулированные принципы позволяют педагогам грамотно моделировать проект своей деятельности по обучению и воспитанию дошкольников, способствуют переходу к нормативным знаниям и тем самым обеспечивают повышение воспитательного потенциала семьи и дошкольного учреждения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана модель нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе использования сказки;

— определены педагогические условия повышения эффективности

использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания;

— выявлена и содержательно сформулирована система принципов, разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей;

— разработана технология использования сказки, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.

— создание условий для развития у детей нравственных качеств;

— изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.

— приобщать детей духовному и нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации;

— научить ребёнка через восприятие сказки извлекать нравственный урок;

— развивать эмпатию, отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь;

— учить регулировать своё поведение нравственной нормой;

— способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности.

Если в процессе организации работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки будет осуществляться комплекс мер, включающих в себя:

— определение проблемы, постановка цели и задач;

— определение методов работы;

— подбор методической, научно популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;

— подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности;

— подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей, то этот комплекс мер приведёт к построению оптимальной педагогической модели результатов работы с детьми по воспитанию нравственных качеств у ребёнка – дошкольника.

Изучила следующую литературу

1.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003.

В пособии даются методические рекомендации для воспитания в ребёнке – дошкольнике талантливого читателя. Книга адресована воспитателям, родителям.

2.Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. Линка – Пресс, 2006.

Цель данной книги – познакомить читателей с нестандартными подходами к организации игровой деятельности детей. В пособии подробно представлены различные формы и методы проведения сюжетно – ролевых игр. Большое внимание уделено взаимодействию ДОУ и родителей. Книга полезна методистам, руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.

3.Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Линка – Пресс, 2008.

В книге – сказки для дошкольников, стихи, занимательные задачки. Книга адресована детям и их родителям, воспитателям детских садов и учителям начальной школы, руководителям театральных кружков – всем тем, которые заинтересованы в проведении содержательного, интересного досуга.

4. Рыжова Н.А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс,2005.

Цель данного пособия – познакомить читателей с интересным опытом работы детских садов. В издании представлены различные формы работы воспитателей и практически все виды деятельности. Пособие содержит конкретные рекомендации, сценарии, программы, которые могут использовать в работе воспитатели, заведующие, старшие воспитатели, инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители.

5.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.

В книге предлагается авторская программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений и психологов, логопедов.

6.Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.

В пособии раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста, социально-педагогические функции педагога в процессе этой работы, предлагаются методические разработки занятий. При этом акцент сделан на развитие творческой,

активной, самостоятельной, социально компетентной развивающейся личности ребенка, личности как субъекта деятельности. Содержание пособия позволит познакомить детей со славянской мифологией, ее героями, бытом славян.

7.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.

Универсальная методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л.Б.Фесюковой, развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы. В книге вы найдете конспекты занятий с детьми, а также задания, которые помогут оценить, насколько хорошо вы освоили авторскую методику. Книга адресована воспитателям детских садов, учителям начальных классов школы и, конечно, родителям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector