221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модели социального воспитания

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Традиционная модель воспитания

Какую же стратегию избрать педагогу-практику на фоне этого многообразия позиций? Его профессиональная деятельность протекает в определенной образовательной ситуации. Она характеризуется совокупностью условий, ограничений, факторов, обусловливающих ход образовательных процессов, а также развитие педагогических систем в определенном педагогическом пространстве и времени. Линии жизни педагога и его воспитанников постоянно пересекаются, взаимодействуя друг с другом. На это взаимодействие влияют особенности функционирования системы учебно-воспитательного учреждения, где они вместе находятся. Все это происходит в определенном социально-историческом и культурном контексте.

В результате образуется своеобразный клубок взаимодействий, являющийся моделью той или иной образовательной ситуации. Такая модель при умелом рассмотрении способна дать педагогу системное представление о многомерности воспитательного контекста и интегрирующем (определяющем) факторе воспитания. Это позволяет упорядочивать многообразие возможных стратегических вариантов воспитательной деятельности.

Историко-культурный анализ обнаруживает существование в воспитательном опыте человечества нескольких основных моделей воспитания, каждая из которых требует своей стратегии организации воспитательной деятельности. Условно их можно разделить на:

традиционные, в рамках которых осуществляется этническое, религиозное, духовное воспитание;

социально-адаптирующие, ориентированные на то, чтобы с помощью общественно-государственных институтов вписать воспитанников в социальный контекст;

педоцентрические, выдвигающие на первый план внутренние потребности и интересы ребенка;

диалоговые, обеспечивающие сотрудничество участников воспитательного процесса.

Весьма продуктивной в воспитательном плане во все времена была и остается модель, в которой педагогические отношения строятся на основе семейных, национальных, клановых, сословных и иных традиций. Ведущим фактором здесь выступает воспроизведение принципов жизни и ценностей определенной социальной общности. Смыслом воспитательной деятельности становятся их трансляция потомству, приобщение к эталонным образцам поведения и отношений, сложившихся на протяжении длительного периода времени. Ярким примером такой модели служат многообразные варианты национального и религиозного воспитания, системы воспитания рыцарей и самураев, различные виды духовных практик.

Для традиционной модели характерны связи по принципу “отцы – дети”, основанные на разнице в возрасте, опыте, направленные на воспроизведение нормативных образцов поведения. Традиционная модель продуктивна там и тогда, где и когда в социуме сильны национальные, семейные, религиозные, социально-групповые традиции и существуют устойчивые механизмы “консервации” моделей деятельности.

Социально-адаптирующие модели воспитания

В государственно-политической модели развитие и существование воспитательных систем подчинены в первую очередь политическим, идеологическим идеалам, целям, принципам. В этом случае все элементы социума становятся средством претворения в жизнь социально-политических идей и замыслов государства. Сюда относятся наука, искусство, институт учительства, средства массовой информации и т.д. Государственно-политическая модель требует некоего стандарта и усредненности в результатах воспитания. Причем “сверху” для воспитанников иногда задаются довольно высокие личностные параметры. Достаточно вспомнить систему подготовки юношества в Спарте или целевые педагогические ориентиры любого тоталитарного государства.

В государственно-политической модели в качестве ведущих выступают связи, способствующие воспроизводству определенных убеждений или веры. Этот вариант воспитания способен дать результат, направленный на процветание государства, на рост его политического, экономического, военного потенциала, поскольку образовательно-воспитательная система концентрирует, вводит в резонанс усилия огромных масс людей в едином устремлении.

В такой модели сильны и всегда достаточно хорошо отработаны механизмы социально-психологического воздействия на различные слои населения, в том числе и на молодежь. В крайних проявлениях это могут дать примеры слепого фанатизма, беспрекословного подчинения и некритического принятия предлагаемых “сверху” знаний, взглядов, опыта, деятельности, оценочных суждений.

В случае политического или морального “старения” привычных социально-педагогических механизмов для продолжения жизнеспособности этой модели действенным может оказаться лишь аналогичное по природе средство, обеспечивающее новое целостное влияние на общественное сознание. В противном случае смена привычных форм восприятия окружающего и стереотипов поведения, сложившихся на его основе, становится длительным болезненным процессом, поскольку требует кардинального изменения качества сложившихся социальных отношений.

В этом отношении характерны исторические попытки замены педагогических механизмов, основанных на политических убеждениях, на систему воспитательных влияний, в основе которых лежит вера. Эти тенденции явственно проявили себя в опыте стран, целью которых в XX в. провозглашалось построение социалистического общества. Вначале произошло резкое отмежевание государства от церкви и религии, которое шло параллельно с политизацией школы. При смене политических ориентации наметился поворот к взаимодействию с религиозными структурами и деидеологизации образовательных систем.

Внутри организации или учреждения (школа, гимназия, детская общественная организация, армия, неформальное объединение и др.) в центре воспитательной работы могут находиться функционально-ролевые интересы. В этом случае воспитательная деятельность будет регламентироваться внутренними уставами, нормативами, правилами. Для функционально-ролевой модели характерна четкая методическая инструментовка, обеспечивающая прогностическое построение необходимых компонентов воспитательной системы. В ней доминируют общественные интересы. Люди в первую очередь рассматриваются как носители определенных ролевых обязанностей (общественных функций).

В ряде случаев возможны совпадения интересов личности и учреждения, что нередко оставляет в истории память о неповторимом духе, атмосфере, колорите того или иного учебного заведения. Функционально-ролевая модель действует также в среде общественно-политических организаций, порой перерождаясь в консервативную, бюрократическую систему воздействия на личность.

Вместе с тем в рамках модели, предусматривающей взаимодействие взрослых и детей на основе “отношений ответственной зависимости”, успешно воспроизводятся идеи коллективного воспитания. В конечном счете мера свободы человека внутри функционально-ролевой модели зависит от степени “гуманистичности” и гибкости исходных целевых педагогических установок.

Педоцентрическая модель воспитания

Противоположная по смыслу социально-адаптирующей модели педоцентрическая модель ставит в центр воспитательной ситуации ребенка, а все параметры педагогического процесса исходят из индивидуальных особенностей воспитанника, его интересов и потребностей. В этом случае воспитатель создает максимально благоприятные условия для самовыражения, саморазвития внутренних сил ребенка.

Данной модели соответствует понятие “свободное воспитание”. Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, Дж. Дьюи, А. Нейлл в разные эпохи, в разных странах предпринимали попытки организации такой педагогической системы, где бы воспитанник был центральной точкой отсчета при отборе содержания, средств, форм, методов работы. Но поскольку государственная система массового обучения не может быть модифицирована с учетом особенностей и потребностей каждого человека, педоцентрическая модель существует в педагогической культуре в штучных, оригинальных вариантах, не поддающихся регламентации и не переносимых на другие ситуации. В основе такой модели заложена любовь к ребенку. В воспитательной деятельности фактически ежеминутно воспроизводится его право на самореализацию, сохранение личности, развитие индивидуальности.

Характерно, что в истории педагогики не было ни одной до конца удачной попытки практически организовать систему воспитания на данной основе на длительный срок. Были либо прекращение эксперимента в силу социально-исторических причин (Яснополянская школа), либо осознание автором противоречивости своих подходов (Ж.Ж. Руссо), либо социальная невостребованность идей (К.Н. Вентцель). Свободное воспитание как массовая модель, вероятно, и не может существовать, хотя в любом обществе идеи педоцентризма, как правило, порождают волну альтернативных образовательных движений.

Диалоговая модель воспитания

В диалоговой модели основу составляют человеческие связи, возникающие в системе “педагог – воспитанник”. Определяющую роль играют отношения сотрудничества, сотворчества, имеющие межличностный, межсубъектный характер. Ситуация воспитания развивается, исходя из совместных интересов и потребностей обеих сторон.

В диалоговой модели человек всегда понимается как цель и никогда – как средство, в чем и реализуется подлинно педагогический смысл взаимодействия старших и младших поколений независимо от типа учреждения, где это взаимодействие происходит, и статуса его участников.

Данный вариант предполагает высокую гуманистическую культуру всех участников воспитательной ситуации, что дает возможность совместного построения и преобразования компонентов педагогического процесса. Модель обеспечивает одновременное развитие, самосовершенствование, самореализацию как воспитанников, так и педагогов, превращая воспитание во всеобщую категорию не только в историческом, но и в индивидуально-личностном плане, когда каждый “воспитывает каждого и самого себя”. Диалоговая модель, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и воспитанников, по существу, только начинает всерьез складываться на историко-педагогическом пространстве. Одной из реализованных форм ее существования можно считать феномен новаторской педагогики.

Модельное представление о различных вариантах воспитания позволяет оценить социально-историческую перспективность той или иной педагогической позиции. Это важно для выбора стратегии воспитательных действий. В зависимости от типа модели, внутри которой оказывается воспитатель, обладающий определенными мировоззренческими и профессиональными взглядами, для него становятся возможными:

– активная практическая деятельность, находящая поддержку на уровне учреждения, семьи, интересная детям, не противоречащая социально-политическим инициативам государства;

– противодействие консервативным тенденциям воспитания путем пропаганды и распространения инновационных идей и методов работы;

– ограничение профессиональной активности, когда практический вклад будет реален лишь в микросреде, которую педагог сможет создать с помощью личного влияния на своих коллег, воспитанников и их родителей;

Читать еще:  Трудовое воспитание как средство социализации дошкольника

– прекращение деятельности непосредственно в позиции воспитателя и поиск иных форм трансляции своих профессиональных взглядов.

Методическая подсказка. Для того чтобы определить, к какому типу относится модель воспитания, достаточно ответить на следующие вопросы:

а) кому принадлежит доминирующая функция в определении целей воспитания (государству, семье, учреждению, организации, замкнутой социальной группе и т.д.);

б) каковы характер и природа связей, возникающих в пространстве воспитания (функциональные, неформальные, политические, религиозные, основанные на общности интересов, потребностей, идей и др.);

в) что в действительности целенаправленно воспроизводится в воспитательной системе как ее основной продукт (убеждение, вера, подчинение ценностям социальной общности, социальная роль, педагогический тип отношений и т.д.);

г) каковы функции учителя и ученика по отношению друг к другу и остальным субъектам образования;

д) с какого “этажа” приоритетно осуществляется руководство деятельностью воспитателей (правительство, партия, администрация учреждения, автор школьного проекта, глава семьи, клана и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10280 — | 7951 — или читать все.

Модели социального воспитания

Б.В. Куприянов
канд. пед. наук,
докторант кафедры
социальной педагогики
Костромского госуниверситета

Фрагменты из книги
«Социальное воспитание в учреждениях
дополнительного образования детей»

Учреждения дополнительного образования детей:
периодическая система социально-педагогических элементов

Примером реализации еще одного социокультурного контекста в рамках модели социального воспитания специалисты называют (И.Р. Блохина, Г. Росси, Э.Д. Фролов) существовавшие в античном мире специальные философские школы, посвященные Музам и потому называвшиеся Мусейонами. Это, прежде всего платоновская Академия и аристотелевский Ликей, являвшиеся одновременно учеными и религиозными сообществами, научными коллегиями и религиозными союзами, научными учреждениями и местами отправления культа Муз, богинь — покровительниц искусств и наук.

Целью Академии было воспитание государственных деятелей в духе политико-философского учения Платона, стремившегося заложить философские основы в политике, в которой он видел высшее искусство. Жизнь таких сообществ как Академия и Ликей включала совместное посещение занятий, на которых все слушали лекции наставников или присутствовали при проводимых ими беседах, вместе принимали участие в религиозных церемониях. Совместным характером, отличались и дружеские пирушки, которые свершались в дни празднеств, после свершения жертвоприношений, или по другому какому-либо поводу. Стрежнем воспитания являлся особый (сократовский) метод, предполагавший высокую степень терпимости, духовный суверенитет и свободу выбора. Академия и Ликей явились прообразами таких современных моделей социального воспитания как студия и станция.

Студийную модель социального воспитания в полной мере отражают центр эстетического воспитания, детская музыкальная студия, детская музыкальная театральная студия, вокально-музыкальная студия, эстрадная студия, театральная студия, студия современного танца, фольклорно-этнографическая студия, детско-юношеский театр.

Слово студия (от ит. studio — старание, изучение) обозначало первоначально специально оборудованное помещение, мастерскую художника-мастера, где рядом с ним трудились его ученики. В студии молодежь участвует в совместном творческом процессе под руководством авторитетного мастера, постепенно приобретая все большую самостоятельность. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца. Студия обозначает также группу молодых художников, артистов, объединенных общими взглядами на искусство, часто эти и взгляды, идеи бывают новыми для своего времени, альтернативными по отношению к принятым в обществе эстетическим идеалам. Студия в этом случае обеспечивает общение единомышленников, её деятельность направлена на предъявление новой художественной концепции обществу. В настоящее время, студия понимается также как предприятие, производящее некий продукт, создание которого связано с творчеством (киностудия, музыкальная студия и т.п.).

В студиях организуется социальный опыт совместной созидательной художественной деятельности, опыт демонстрации результатов творческого процесса, опыт созерцания художественных произведений. Повседневность подобных воспитательных организаций и детских объединений включает такие режимы функционирования как “цех” (совместное изготовление), “проектно-конструкторское бюро” (разработка замысла газеты, радиопередачи), “репетиция” (при подготовки телепередачи, радиопрограммы). Событиями в жизни объединения модели “студия” являются выезды и показы (концерты, спектакли, представления-конкурсы, пленэры). Среди социальных ролей взрослых и детей следует назвать: художественный руководитель (режиссер, хореограф, постановщик) и исполнители (актеры, танцоры, музыканты), творцы, мастера (художники) и начинающие. Отсюда и отношения в такой группе строятся как отношения между художниками руководителями и художниками исполнителями (редактор – журналист, режиссер — актер, хореограф – танцовщик и т.п.).

Образование в этой модели характеризуется тем, ребенок включается в исполнение коллективного творческого проекта, большое место занимают тренинги.

Модели “станция” в дополнительном образовании соответствуют станции туристов, натуралистов, техников, центры туризма, краеведения, студии дизайна. Понятие “станция”, которое и определяет контекст организуемого социального опыта в данной воспитательной организации, наделено следующим смыслом – специально оборудованное предприятие, обслуживающее определенные территории, ведущее систематические наблюдения и исследования в какой-либо области. Социокультурный контекст станции юных техников (технического отдела многопрофильного учреждения, технического кружка) представляет собой некое подобие производственной структуры – конструкторско-проектной службы с экспериментальным цехом изготовления образцов. Быт станции характеризуется неторопливым укладом индивидуального, реже группового решения научно-технической задачи. Аналогичен ему социокультурный контекст станции юннатов.

Развитие станций юных натуралистов в нашей стране было обусловлено необходимостью подготовки кадров для сельскохозяйственного производства. СЮНы воплощали в жизнь идею воспитания естествоиспытателей: первопроходцев-покорителей природы, биологов-исследователей, грамотных работников сельского хозяйства, способных использовать природные богатства для блага трудящихся, процветания государства. Им соответствовали такие социальные модели как опытно-экспериментальное хозяйство, лаборатория или другое научно-исследовательское учреждение, биологическая экспедиция.

А вот контекст станции туристов существенно отличается, ведь для туристов станция – это остановка в пути: начальный и финальный пункт похода, место встречи с друзьями, где вспоминаются наиболее интересные походные случаи, хранятся реликвии, привезенные из поездок, снаряжение. Примером совмещения научного и туристического контекстов может служить Центр детско-юношеского туризма, экологии, краеведения (г. Кыштым), возникший на базе станции юных туристов.

Содержанием организуемого социального опыта является опыт совместного преодоления трудностей, совместного изготовления предметного продукта, совместного научного исследования. Социальный опыт воспитанник приобретает здесь в предметно-практической деятельности, спорте, познании, которые организованы в форме экспедиций, походов, изготовления предмета демонстрации, защиты проектов. Детские объединения в этой модели представлены такими типами как творческие, любительские, функционерские. В них можно обнаружить следующие социальные роли взрослых и детей: руководители (похода, проекта, исследования) и подчиненный (участник, исполнитель, экспериментатор), специалисты (мастера, ученые, путешественники, знатоки) и начинающие, первооткрыватели, изобретатели. Отсюда правила и нормы отношений могут быть охарактеризованы как отношения руководителя и подчиненного, заинтересованных в продукте деятельности (специалиста и стажера, мастера и ученика, научного руководителя и научного сотрудника).

Образование в модели станции отличает профилизация, которая выражается в том, что воспитанник выбирает проблему (проект) в рамках определенной предметной области, видами и методами обучения являются целенаправленное исследование, проблемное обучение, проектный метод, организация самостоятельная работы, практика (лабораторная и полевая).

В связи с чрезмерной погруженностью воспитанника в предметно-практическую деятельность могут возникать трудности в отношениях со сверстниками. Отсюда индивидуальная педагогическая помощь направлена не только на содействие в самоопределении по отношению к осваиваемой деятельности, но и на стимулирование взаимодействия в разнообразных сферах жизнедеятельности, оптимизацию взаимодействия воспитанника в формальных и неформальных группах.

Свидетельства о зарождении социокультурного контекста клуба можно также обнаружить в античном мире (симпосиумы и т.п.), однако наиболее явно контекст оформляется в особой форме времяпрепровождения дворян (Английские клубы, салоны, гостиные офицеров, объединения аристократов – любителей большого тенниса и конного спорта). Следует также отметить наличие особых собраний (прежде всего молодежи) и у крестьян. Данью традициям были девичьи “капустницы” которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты “вечерку” приглашали холостых парней.

Затем аналогичные сообщества появляются у других городских сословий и превращаются в культурную норму (“вечеринки”, домашние вечера, домашние спектакли, совместные чтения).

Социокультурный контекст естественного клуба – общность людей имеющих сходные или близкие интересы, занятия; сообщество похожих людей, собирающихся время от времени в часы досуга. К естественным клубам относятся объединения детей по интересам: клубы собаководства, авторской песни, туристические клубы, филателистов и т.п. Примером модели социального воспитания, названной нами “естественный клуб” могут также служить детско-подростковый клуб, клуб ролевых игр, военно-исторический клуб, поисковый отряд, клуб старшеклассников.

Понимание организации социального опыта в модели “естественный клуб” связано с целью: обеспечить участников объединений опытом совместного времяпрепровождения. Своеобразие данной модели состоит в том, что преобладание среди сфер жизнедеятельности объединений общения приводит к дефициту смыслов, который в свою очередь преодолевается миссионерской и (или) игровой идеологией. Доминирующими режимами жизнедеятельности являются “тусовка”, “встреча знатоков”, “философский кружок”, а характерными формами организации взаимодействия – танцевальная программа, вечер общения в импровизированном кафе, трудовая акция, диспут, восприятие-размышление, ситуационно-ролевая игра. Правила и нормы взаимодействия отличает низкая регламентированность общения и отношений, рамочные ограничения, структура социальных роли взрослых и детей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению.

Читать еще:  Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В этой модели осуществления социального воспитания систематическое обучение, как правило, отсутствует, просвещение проводится стихийно, по запросу воспитанников, самообразование направленно на бытовую задачу, хобби. Индивидуальная помощь в “естественном клубе” призвана в значительно большей степени, чем в других моделях стимулировать рефлексию, развивать саморегуляцию, способствовать восстановлению отношений с родителями, социального статуса в общеобразовательной школе, группе сверстников.

Показателен миссионерский контекст клуба в Коммуне юных фрунзенцев созданной в 1959 году Игорем Петровичем Ивановым. Идея коммуны была выражалась в коммунарском социальном пафосе – организации коллективной деятельности взрослых и детей, направленной на улучшение окружающей жизни, в этой деятельности происходило и взаимовоспитание коммунаров. Воспитатели выступали в роли старших товарищей воспитанников по коллективной деятельности, товарищеские отношения характеризовались взаимными уважением, доверием, требовательностью и ответственностью.

Описанные модели социального воспитания помогут руководителю детской общественной организации (объединения) сориентироваться в уточнении основных направлений собственной деятельности, выстроить жизнь сообщества более целостно, от чего выиграют все и педагоги и воспитанники.

Современные модели воспитания

Историко-культурный анализ обнаруживает существование в опыте человечества нескольких основных моделейвоспитания, которые существуют и сегодня. Условно их можно разделить на: традиционные, социально-адаптирующие (к которым относятся государственно-политическая и функционально-ролевая), педоцентрические, диалоговые.

Весьма продуктивной в воспитательном плане во все времена остается традиционная модель, в которой педагогические отношения строятся на основе семейных, национальных, клановых, сословных традиций. Ведущим фактором здесь выступает воспроизведение принципов жизни и ценностей определенной социальной общности. Смыслом воспитательной деятельности становятся их трансляция потомству, приобщение к эталонным образцам поведения и отношений, сложившихся на протяжении длительного времени. Ярким примером такой модели служат многообразные варианты национального и религиозного воспитания, системы воспитания рыцарей и самураев, различные виды духовных практик.

Для традиционной модели характерны связи по принципу «отцы-дети», основанные на разнице в возрасте, опыте, направленные на воспроизведение нормативных образцов поведения. Традиционная модель продуктивна там и тогда, где и когда в социуме сильны национальные, семейные, религиозные, социально-груп­повые традиции и существуют устойчивые механизмы «консерва­ции» моделей деятельности.

В государственно-политической модели развитие и существо­вание воспитательных систем подчинены в первую очередь поли­тическим, идеологическим идеалам, целям, принципам. В этом случае все элементы социума становятся средством претворения в жизнь социально-политических идей и замыслов государства. Сюда относятся наука, искусство, институт учительства, средства массо­вой информации и т.д. Государственно-политическая модель тре­бует некоего стандарта и усредненности в результатах воспитания. Причем «сверху» для воспитанников иногда задаются довольно высокие личностные параметры. Достаточно вспомнить систему подготовки юношества в Спарте или целевые педагогические ори­ентиры любого тоталитарного государства.

В государственно-политической модели в качестве ведущих вы­ступают связи, способствующие воспроизводству определенных убеждений или веры. Этот вариант воспитания способен дать ре­зультат, направленный на процветание государства, на рост его политического, экономического, военного потенциала, посколь­ку образовательно-воспитательная система концентрирует, вво­дит в резонанс усилия огромных масс людей в едином устрем­лении.

В такой модели сильны и всегда достаточно хорошо отработа­ны механизмы социально-психологического воздействия на раз­личные слои населения, в том числе и на молодежь. В крайних проявлениях это могут дать примеры слепого фанатизма, беспре­кословного подчинения и некритического принятия предлагае­мых «сверху» знаний, взглядов, опыта, деятельности, оценочных суждений.

Функционально-ролевая модель.Внутри организации или учреждения (школа, гимназия, детская общественная организация, армия, неформальное объеди­нение и др.) в центре воспитательной работы могут находиться функционально-ролевые интересы. В этом случае воспитательная деятельность будет регламентироваться внутренними уставами, нор­мативами, правилами. Для функционально-ролевой модели ха­рактерна четкая методическая инструментовка, обеспечивающая прогностическое построение необходимых компонентов воспита­тельной системы. В ней доминируют общественные интересы. Люди в первую очередь рассматриваются как носители определенных ролевых обязанностей (общественных функций).

Педоцентрическая модель воспитания.Противоположная по смыслу социально-адаптирующей мо­дели педоцентрическая модель ставит в центр воспитательной ситуации ребенка, а все параметры педагогического процесса исходят из индивидуальных особенностей воспитанника, его интересов и потребностей. В этом случае воспитатель создает мак­симально благоприятные условия для самовыражения, самораз­вития внутренних сил ребенка. Данной модели соответствует понятие «свободное воспитание». Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Дж.Дьюи, А.Нейлл в разные эпохи, в разных странах предпринимали попытки органи­зации такой педагогической системы, где бы воспитанник был центральной точкой отсчета при отборе содержания, средств, форм, методов работы. Но поскольку государственная система массового обучения не может быть модифицирована с учетом осо­бенностей и потребностей каждого человека, педоцентрическая модель существует в педагогической культуре в штучных, ориги­нальных вариантах, не поддающихся регламентации и не перено­симых на другие ситуации. В основе такой модели заложена лю­бовь к ребенку. В воспитательной деятельности фактически еже­минутно воспроизводится его право на самореализацию, сохранение личности, развитие индивидуальности.

Характерно, что в истории педагогики не было ни одной до конца удачной попытки практически организовать систему воспитания на данной основе на длительный срок. Были либо прекращение экспе­римента в силу социально-исторических причин (Яснополянская шко­ла), либо осознание автором противоречивости своих подходов (Ж.Ж.Руссо), либо социальная невостребованность идей (К.Н. Вент­цель). Свободное воспитание как массовая модель, вероятно, и не может существовать, хотя в любом обществе идеи педоцентризма, как правило, порождают волну альтернативных образовательных дви­жений.

Диалоговая модель воспитания.В диалоговой модели основу составляют человеческие связи, возникающие в системе «педагог—воспитанник». Определяющую роль играют отношения сотрудничества, сотворчества, имеющие межличностный характер. Ситуация воспитания развивается, исходя из совместных интересов и потребностей обеих сторон. В диалоговой модели человек всегда понимается как цель и никогда — как средство, в чем и реализуется подлинно педагоги­ческий смысл взаимодействия старших и младших поколений не­зависимо от типа учреждения, где это взаимодействие происхо­дит.

Данный вариант предполагает высокую гуманистическую куль­туру всех участников воспитательной ситуации, что дает возмож­ность совместного построения и преобразования компонентов педагогического процесса. Модель обеспечивает одновременное развитие, самосовершенствование, самореализацию как воспи­танников. Диалоговая модель, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и воспитанников, по существу, только начинает складываться на историко-педагогическом пространстве. Одной из реализованных форм ее существования можно считать феномен новаторской педагогики.

9. Социальная сущность воспитания. Основные направления воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое.

Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Существует много различных подходов к рассмотрению этой категории. Понятие «воспитание»имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

Если понимать воспитание в широком социальномсмысле, то его фактически можно отождествить с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений.

В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Воспитание –целенаправленный и организованный процесс формирования личности, целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, руководство (управление) процессом формирования и развития личности, передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду;

функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передачи общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич);

подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов);

специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы (В.С. Селиванов);

целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: конкретных людей, микрогрупп и коллективов, социальных институтов.

Читать еще:  Эстетическое воспитание примеры

Взаимодействие воспитателей и воспитанников представляет собой обмен информацией, способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно. В целом взаимодействие воспитателей и воспитанников и его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой – гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно действовать, обладая высокой психологической гибкостью. Ему необходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к переменам как в обществе, так и в своей собственной судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.

Содержание и характер взаимодействия общества, групп, личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией. Идеи, представления данного общества определяют жизнедеятельность групп и коллективов, а в конечном счете отношения людей к миру и к самим себе.

Взаимодействие государства с институтами воспитания (семьей, образовательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации) зависят от особенностей конкретной социально-политической системы и государственной политики в сфере воспитания. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания.

Взаимодействие между институтами воспитания выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных и социальных групп людей. Например, школа обеспечивает необходимый минимум воспитания всех детей, подростков и юношей; детские и юношеские организации дополняют его развитием общественной активности; учреждения НПО и СПО обеспечивают профессиональную подготовку; внешкольные учреждения создают дополнительные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и развития творческих задатков.

Отсутствие между институтами воспитания четкой системы связей делает процесс воспитания дискретным (прерывным), в отличие от непрерывности процесса социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае.

Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Таким образом, воспитание – это конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Существуютследующие основные направления воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое.

Рассмотрим эти направления.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Нравыже в данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение). Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – ее императивный характер, совесть – интимно-личностную природу.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Модель социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

Учреждение дополнительного образования детей — социально-педагогическая система, которая удовлетворяет самые разнообразные интересы личности и расширяет возможности ее развития. Это ничто не делает лучше, как центры туризма и экскурсий. Здесь дети не только участвуют в спортивных соревнованиях, походах, конкурсах, а также выполняют различные исследовательские работы. Большая работа педагогами Центра ведется по проведению мониторинга качества образовательного процесса, реализации образовательных программ. Данная работа ведется целенаправленно, систематически. По результатам методы воспитания подразделяются на два класса: 1. Воспитательные влияния, создающие нравственные установки, мотивы, формирующие представления, понятия, цели. 2. Воспитательные влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В центре используются разнообразные формы воспитательной работы. Любая форма воспитательной работы (дело) — это процесс, состоящий из определенных этапов, на каждом из которых педагог должен включать детскую группу в тот или иной вид деятельности, формируя их отношение к тем или иным сторонам действительности: анализ ситуации и формулирование цели проведения воспитательного воздействия на обучающихся, планирование воспитательного воздействия, организационная подготовка воспитательного воздействия, непосредственное воспитательное воздействие на детскую группу, заключительный этап-подведение итогов.

Воспитательная работа в Центре строится на традициях и инновациях. В каждой подпрограмме выделены мероприятия, предлагаемые образовательным учреждениям для использования их в рамках стандарта второго поколения. К традиционным формам воспитательной работы в центре туризма и экскурсий относятся: туристско-краеведческий слет, слет юных туристов-экологов, краеведческие конференции, экологические конференции, походы выходного дня, водные походы по рекам области;

Таким образом, выделяются следующие формы воспитательной работы:

1. Система массовых мероприятий (областные туристские соревнования школьников, областная краеведческая конференция, областные геолого-географические олимпиады на базе РГУ, ДАНЮИ).

2. Комплексные туристско-краеведческие экспедиции школьников (в ходе экспедиций используются игры, практикумы, конкурсы, олимпиады). Программа работы экспедиций включает знакомство с историей, культурой и традициями района, сбор этнографического материалы.

3. Работа школьников на социально-значимых объектах природы области — как условие формирования экологических знаний и убеждений, применения их на практике.

Основные компоненты воспитательной работы Центра, направлены на всестороннее развитие личности: 1.Привлечение учащихся к активной общественно-полезной деятельности, интенсификация социализации обучающихся, 2.Краеведческий подход — комплексное познание окружающей природы обучающимися. 3.Освоение окружающего мира по принципу «расширяющейся и углубляющейся спирали» — от своего дома и дальше, от созерцания к исследованию. 3. Воспитание мотивации достижений, волевых качеств. У учащихся формируется вера в собственный успех, потребность в успехе, ожидание успеха, а не страх или боязнь неудачи.

Созданию благоприятного климата в учреждении способствует изучение интересов и потребностей детей и подростков, организация воспитательной и оздоровительной деятельности в социуме. Развитие у учащихся умений и желания сотрудничать с другими людьми является одной из важнейших целей. Составляющими сотрудничества выступают: сочувствие и сопереживание другим, уважение всех, с кем устанавливаются какие-либо отношения, принятие всех такими, какие они есть, не критикуя других, эмоциональная независимость от других, не агрессивность, поиск немногих, но глубоких отношений, открытость в общении, поиск обратной связи, поиск новых способов поведения и вследствие этого широкий поведенческий репертуар.

Развитию сотрудничества у воспитанников способствует групповая работа с ними педагога. Совместная работа Центра, семьи и общественности, как для детей, так и для их родителей, просто бесценна. Ребята, участвуя вместе с родителями, братьями, сестрами и другими близкими людьми в разных походах, экскурсиях, совместный семейный отдых, конкурсах, приходя на праздники, видят друг друга в другой роли . Личный пример родителей самым неожиданным, более положительным, чем в обыденной обстановке, образом влияет на детей, на их отношение к жизни. Совместная деятельность сближает, сплачивает семью. Следовательно, может улучшить микроклимат в ней. А поскольку от «погоды в доме» зависит и то, как ведет себя человек в обществе, как он развивается, через такую работу может положительно измениться и «микроклимат» центра.

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле..» (Н.А.Каменский)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector