221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Моральное воспитание ребенка

Нравственное воспитание: как формируются основы морали у дошкольников

Родители редко поднимают вопросы воспитания нравственных качеств детей, пока их возраст соответствует дошкольному. Это упущение, поскольку постепенное включение в социальные отношения происходит с первых лет жизни. Закладываются моральные и этические ценности, перенимаются модели поведения, формируется детская субкультура. Нравственное воспитание дошкольников происходит как непрерывный процесс в повседневной жизни.

Что подразумевают под нравственностью в дошкольном возрасте

Неспроста народная мудрость гласит, что «воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится». Утрировано сказано. Личность ребенка формируется и в дошкольном детстве, и в период школьного возраста. Но главные общечеловеческие ценности закладываются в первые годы жизни.

Как бы то ни было, семья первой готовит детей к освоению социально-нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.

Принятие правил общения и поведения начинается с научения бережному отношению: не бросать чашку, которая может разбиться, не срывать цветочки на клумбе, не пинать кошку. Малыш должен подождать, если мама занята. Игрушку нужно попросить у сверстника, а не хватать, что понравилось.

Чем раньше ребенок усвоит подобные простейшие правила, тем более чутким станет его отношение к нравственным нормам в дальнейшем. Это особенно важно в наше время, когда компьютерные игры внедряют в сознание детей «новую мораль», а малыши осваивают различные гаджеты быстрее, чем начинают разговаривать.

В раннем возрасте появляется такой важный регулятор поведения как «надо». Надо собрать игрушки, надо вовремя встать с постели и пойти в детский сад, надо застегнуть пуговицы и еще много других обязательств. Принятие и выполнение соответствующих возрасту обязательств является важной частью социально нравственного воспитания дошкольников.

Дети перенимают у близких стиль отношения к людям, животным. Поэтому родители поневоле создают условия нравственного воспитания, в которых формируется либо умение сопереживать окружающим, либо черствость и эгоистичность.

В дошкольном возрасте дети при соответствующем стиле воспитания осваивают категории добра и зла, мотивы общественной пользы, учатся проявлять чувство взаимопомощи.

Цели и методы нравственного воспитания

Нравственное развитие личности ребенка подразумевает трехсторонний подход, который обязаны обеспечить взрослые:

  1. Дать детям знания о моральных понятиях и критериях. Что считать добром, а что злом; где правда, а где ложь; почему есть обязанности и зачем их выполнять и пр.
  2. Привить дошкольнику потребность следовать нравственным нормам и общепринятым правилам.
  3. Воспитать моральные чувства, благодаря которым ребенок осознает ценность других людей, сможет регулировать свои поступки.

Высшей целью в воспитании нравственности дошкольника можно считать развитие эмпатии – свойства сочувствовать, переживать успехи и неудачи других, как свои собственные.

К сожалению, эмпатией обладает далеко не каждый взрослый человек. Возможно, это упущение происходит еще в детстве. Образуется брешь, временами заполняемая завистью при виде успехов других людей. Прививая гуманный подход, снижая естественный детский эгоцентризм, есть надежда воспитать Человека, искренне переживающего и радующегося за других.

Какие нравственные качества прививать дошкольникам

Спросите дошкольника, каким нужно быть, как следует себя вести, и он своими словами перечислит важные для этого возраста моральные качества.

В свой перечень ребенок обязательно включит: слушаться взрослых, помогать маме, защищать младших, делиться игрушками, не драться, не обзываться, не хулиганить, не обижать животных.

Соответственно, конкретные задачи нравственного воспитания направлены на формирование у детишек доброты, уважения к окружающим, потребности поступать хорошо с точки зрения общественных норм, проявлять доброжелательность.

Воспитание младших дошкольников

До 5-ти лет нравственные мотивы еще не проявляются, и дети опираются на одобрение взрослых. Они понимают, что за одни действия их похвалят, а за другие поругают. Усвоение правил поведения, касающихся повседневных отношений со сверстниками, часто основывается на жалобах родителям или воспитателю.

Когда младшего дошкольника обидел другой ребенок, он обязательно пожалуется. За этой жалобой стоит желание, чтобы взрослый донес до обидчика мнение, что так поступать нельзя. Оказавшись в роли обиженного, ребенок усваивает эту нормы и как ориентир собственного поведения.

Младший дошкольник ранее начинает проявлять милосердие, чем честность, правдивость. Чувство жалости, желание утешить пробуждается еще в раннем возрасте по отношению к самым близким. Тем более что взрослые часто проговаривают «нельзя… будет больно».

Понимание правдивости и честности связано с формированием чувства вины и стыда. Это более сложные категории, которые открываются ребенку после пяти лет.

Формирование нравственных качеств у старших детей

В старшем дошкольном возрасте моральные качества формируются интенсивнее и шире. Развивается социальный интеллект, проявляются нравственно-волевые качества:

  • Чувство справедливости (дети стремятся раздать всем поровну, поменяться ролями в игре).
  • Самоконтроль. У ребенка появляется потребность сверять и контролировать свою работу («Не так нарисовал, еще надо добавить…», «Как хорошо я помогла маме – помыла все тарелки!»).
  • Внутренняя регуляция действий («Нужно тихо разговаривать, чтобы не разбудить сестренку»).

Развиваются нравственные мотивы. Дети уже говорят о том, что нужно приносить пользу людям, отмечают важность труда и выполнения обязанностей. При этом большинство детей переживает, если нарушают какие-либо требования.

Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства. Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», — переживает малыш, вспоминая наставления Катиной мамы.

Без умения проявлять сострадание окружающим невозможно адекватное развитие личности дошкольника.

Помощь сказки в нравственном воспитании дошкольников

Взрослые являются образцом моральных принципов для малышей. Но нравственное воспитание детей дошкольного возраста и принятие духовных ценностей реализуется также с помощью художественных и сказочных метафор.

Научно доказано, что сказки задействуют механизмы бессознательного. Нравственный смысл поступков в сказочном контексте детям гораздо понятнее. Другими словами, волшебные истории и поступки сказочных героев на подсознательном уровне усваиваются ребенком и расширяют его опыт. В этом их особая ценность.

Для воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок можно использовать несколько способов:

  1. Рассказывать или читать сказку, как полезную метафору, показывающую пример «как бывает», «как следует поступать» и пр.
  2. Обсуждать, почему герой поступил именно так. Данный способ дает ребенку представление о хороших и плохих мотивах.
  3. Проигрывать по ролям некоторые эмоциональные эпизоды, что раскрепощает детей, развивает их эмоциональность, позволяет пропустить чувства через себя.
  4. Изображать в рисунках сказочные сюжеты, фантазии возможного развития событий.

Акцентируем внимание на русских народных сказках, потому что среди них много коротеньких и поучительных. Они просты и понятны малышам. «Колобок», «Репка», «Теремок» — нет таких детей, у которых бы возникли сложности восприятия этих чудесных произведений. Но не менее полезны авторские сказки: популярные «Золушка», «Красная Шапочка», «Конек-Горбунок» и т. д.

Каков бы метод работы со сказкой ни был выбран, он поможет дошкольнику неосознанно примерить происходящие сказочные события к своей жизни и прочувствовать эмоционально-значимые ситуации. Такая вовлеченность способствует лучшему пониманию, что есть хорошо, а что неприемлемо в реальной жизни.

Прививание нравственных ценностей в дошкольном детстве – профилактика проблем воспитания детей в дальнейшем.

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Нравственное воспитание личности

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда. Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия , забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия , надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Нравственное воспитание детей

На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации, которая не всегда способствует правильному нравственному развитию малыша, а наоборот размывает четкие границы норм его поведения и правила взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, многие родители задумываются над тем, как эффективно осуществлять нравственное воспитание собственного малыша в активном современном мире.

Суть нравственного воспитания детей

Перед тем, как освоить методы нравственного воспитания детей, важно разобраться с основными понятиями – воспитание, нравственность и мораль. Если заглянуть в знаменитый «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым, то можно прочитать следующие разъяснения:

  1. Воспитание представляет собой определенные навыки поведения, которые прививаются родителями, детскими учреждениями и окружающей социальной средой. Данные навыки поведения активно используются человеком в общественной жизни.
  2. Нравственность – правила, которые определяют особенности поведения и духовные качества, которые нужны человеку для нормальной адаптации в социуме.
  3. Мораль – это и есть нравственность, характеризующаяся определенными правилами и нормами.

Следует отметить, что многие известные педагоги и философы уверенны, что нравственность является границей дозволяемого совестью, а нравственное воспитание детей первоначально формируется в семье. Существует тесная взаимосвязь между семьей, нравственностью и ребенком.

Родители часто задают педагогам вопрос: «Из каких элементов складывается нравственный мир детей?»

Квалифицированные специалисты утверждают, что нравственность личности основывается на трех уровнях.

Рассмотрим их более детально:

  1. Мотивационно-побудительный уровень. Данная ступень нравственности содержит определенные мотивы поступков, систему убеждений и потребности. Данный уровень очень важен для малыша, так как он способствует формированию его поведения и правильного отношения к окружающему миру. Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы малыш проявлял самостоятельность и активность в собственном нравственном развитии.
  2. Эмоционально-чувственный уровень. Данный уровень основывается на разнообразных эмоциях и чувствах, которые необходимо правильно развивать и воспитывать. Такие важные состояния человека как: жалость, сочувствие, отзывчивость и сопереживания прямо связаны с эмоциями ребенка. Развитие и воспитание данных чувств должны осуществляться со стороны родителей и не только словом, но и личным примером. При этом нужно помнить, что лучше всего использовать искренность и ласку, а не запрет и отчуждение.
  3. Рациональный уровень. Этот уровень включает в себя основные моральные знания, идеалы, моральные оценки и нормы поведения.

Воспитывать у ребенка нужно все уровни для формирования многообразного нравственного мира.

Стадии нравственного воспитания детей

Каждый человек проходит пять основных стадий нравственного развития, которые помогают преобразиться в нравственно устойчивую личность. Дети не могут полноценно пройти через все стадии без постоянной помощи и любви родителей, выполняющие определенную роль на каждой стадии.

Рассмотрим данные стадии более детально:

  1. Стадия младенчества. В данный период кроха ощущает себя центром Вселенной, так как на любое требование он получает чувствительный и внимательный отклик у родителей. Они носят его на руках, кормят и заботятся о нем. При этом у малыша развиваются и формируются первые чувства, которые становятся его собственной «нормой» поведения.
  2. Стадия ползункового возраста. На этой стадии ребенок понимает, что кроме родителей существуют и другие люди, которые имеют собственные потребности и права. Малыш также узнает, что в доме есть свои правила, которые нужно изучить и выполнять. Иногда это его расстраивает. При этом ребенок поступает так, как ему говорят близкие люди. Малыш еще не может определить самостоятельно, что такое «хорошо» или «плохо».
  3. Стадия дошкольника. Данная стадия характерна для малыша в период от трех до семи лет и является поворотной в его нравственном воспитании, так как он начинает усваивать и понимать семейные ценности. То, что является актуальным для его родителей, становится автоматически актуальным для него. Ребенок начинает осознавать концепцию «золотого правила», а также стремится быть внимательными к другим детям и взрослым.
  4. Стадия от семи до десяти лет. В этот период дети верят, что они должны обязательно слушаться взрослых и родителей. У них начинает формироваться чувство справедливости. Кроме этого, дети данного возраста уже понимают необходимость правил и стремятся самостоятельно их создавать. У ребенка вырабатывается собственное мнение, которое не всегда аналогично с точкой зрения взрослого. Дети уважают чувство справедливости и не любят когда ущемляют их права.
  5. Стадия от десяти лет до подросткового возраста. В данный период ребенок стремится быть популярным, поэтому легко поддается влиянию окружающих его людей и может перенимать их ценности. Он проверяет разнообразные системы ценностей и определяет наиболее актуальные для себя. Важно, чтобы родители в данной ситуации являлись для ребенка в роли советчика, а не авторитарного начальника. Подростки уже могут абстрактно рассуждать о нравственных понятиях и ценностях, а также проявлять интерес к общественному мнению.

Таким образом, нравственное развитие проходит этапы от понятия «Я», через «Мы» и завершается этапом рассуждения о категориях нравственности.

Как воспитать у ребенка нравственность?

В концепцию нравственного воспитания ребенка входит формирование и развитие различных его личностных качеств:

  • воспитание нравственного облика;
  • воспитание нравственных чувств;
  • воспитание собственной жизненной позиции.

Если в ваших семейных отношениях доминируют упреки, скандалы и агрессия, то не следует ожидать от малыша в будущем высокого уровня нравственности. Ведь вашу модель поведения ребенок обязательно воплотит в собственной жизни. В связи с этим, важно гармонизировать взаимоотношения между родителями, соблюдать миролюбивую атмосферу, уметь проявлять сочувствие друг к другу, а также в сложных ситуациях идти на компромисс.

Педагоги условно методы нравственного воспитания разделили на три группы

В первую группу вошли методы, которые способствуют формированию нравственного поведения: воспитывающие ситуации, показ действий и прочие аналогичные методы.

Вторая группа включает в себя методы, развивающие нравственное сознание: беседы, разъяснения, сказки, убеждения.

Третья группа методов способствует стимулированию нравственного воспитания: наказание, поощрение и личный пример.

Читать еще:  Средства художественно эстетического воспитания дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector