221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Назовите средства не трудового воспитания дошкольников

Средства трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспи­тываться уважение к труду.

Другие авторы (С.А.Козлова, А. Ш.Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней — врач нужен, чтобы лечить людей, учитель — чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, по которому можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений. С помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной муд­рости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бо­ятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У ло­дыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и поэтому она эффек­тивнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, при­знанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака. «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, люб­ви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Вот, например, стихотворение Ю.Тувима «Все для всех»:

Каменщик строит жилища,

Платье — работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, наточает ?

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети нетолько видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и при­ятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

|следующая лекция ==>
УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ|Культура. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Дата добавления: 2017-10-09 ; просмотров: 1346 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Средства трудового воспитания

Методы трудового воспитания.

1. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

— собственной трудовой деятельности;

— ознакомления с трудом взрослых;

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым сред­ством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых , позволяет расши­рить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравствен­ных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых:

— одни авторы считают, что ребенка нужно знакомить с процессом Труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части тру­довой деятельности взрослых, начнет воспитываться уважение к труду;

— другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольников с челове­ком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представле­ние о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержа­нием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и вто­рой подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конк­ретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход.

Читать еще:  Гуманистический подход к воспитанию в рб

В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных ка­честв личности, более адекватен второй подход. Рассматриваемое сред­ство воспитатель может использовать как пример для подражания, об­разец, на который ребенок будет ориентироваться.

Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников отно­сятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рас­сказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

2. Основными методами трудового воспитания дошкольников являются:

— обсуждение процесса труда и его результатов;

— обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Как привить ребенку трудолюбие? Средства, методы и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

Для полноценного развития ребёнка очень важно уделять внимание трудовому воспитанию детей с самых ранних лет, когда малыши открыты ко всему новому, учатся доброте, любви и уважению. В период детского сада и школы воспитатели и учителя помогают детям приобрести трудовые навыки, но трудовое воспитание начинается в семье, и именно родители играют огромную роль в формировании трудолюбия.

Многие малыши сами проявляют интерес к труду, с большой охотой выполняют поручения старших. Таким образом, у детей развивается чувство долга, любовь к труду, воспитывается характер, а трудовые навыки приобретаются быстро.

Правильное трудовое воспитание дошкольников в семье-залог благополучной жизни в дальнейшем

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Г лавной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет.

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач.

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

Формы и виды трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.

Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям.

Виды трудового воспитания

Самообслуживание

Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.

Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:

  • Постоянно совершать эти действия
  • Следить за выполнением трудовых процессов
  • Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности

По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.

Хозяйственно-бытовой труд

Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.

Труд в природе

Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества.

Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.

Ручной труд

Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.

Читать еще:  Консультация эстетическое воспитание дошкольников

Формы трудового воспитания

Выделяют три основные формы трудового воспитания:

  1. Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности.
  2. Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
  3. Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.

Методы и средства трудового воспитания

С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям.

Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:

  • Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина.
  • Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
  • Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.

К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
  • Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
  • Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
  • Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком

Особенности трудового воспитания в семье

  • Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
  • Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
  • Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
  • Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
  • Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
  • Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
  • Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
  • Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
  • Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают

Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста

Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание.

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.

У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть. Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим.

Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.

Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.

Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

Средства трудового воспитания детей

Трудовое воспитание – формирование позитивного осознанного отношения к труду человека, развитие умений, навыков.

Становление правильного отношения к любой деятельности у ребенка не обходится без других специфических средств трудового воспитания, применяемых воспитателями при формировании качеств личности ребенка.

Средства трудового воспитания. Виды

Воспитательные средства – все, что используется воспитателем для достижения поставленной педагогической цели и задач. Они направлены на воспитание трудолюбия, формирование представлений о составе, содержании труда, его важности, оказывают помощь при обучении доступным детям трудовым навыкам.

Читать еще:  Средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

К средствам воспитания трудолюбия относятся:

  • самостоятельная деятельность;
  • ознакомление с трудом людей;
  • обучение навыкам;
  • художественные средства.

Собственная деятельность

Самостоятельную трудовую деятельность считают главным средством воспитания. Так дети обучаются элементарным трудовым навыкам, приобретают возможность добиваться ожидаемого результата, удовлетворяют потребность в приобщении к взрослому миру.

Деятельность ребенка – эффективное средство воспитания. Ему предшествует обучение элементарным навыкам. Ребенок самостоятельно осваивает значимую деятельность. Она включает участие в общественно-полезной работе, самообслуживание. Такое средство помогает развитию значимых мотивов, форм поведения, формированию заботы о людях, живой природе, окружающих предметах.

Для реализации задач воспитания создаются условия, способствующие развития основных качеств с раннего возраста, формирующие культуру воспитания личности, отношение к труду, его результату, трудящемуся человеку.

Самостоятельная деятельность ребенка используется на всех этапах воспитания. В длительный школьный период формы самостоятельной деятельности разнообразны. Среди них выделяются:

  • трудовые акции, помощь ветеранам, иные волонтерские формы;
  • мероприятия, направленные на благоустройство, ремонт;
  • производственную практику.

Самостоятельный труд дошкольников имеет определенные требования. Используется два его вида: индивидуальный, коллективный.

Индивидуальные формы характеризуются тем, что большая часть работы выполняется ребенком индивидуально, но обязательно под контролем воспитателя. Это создает оптимальные условия для понимания, осознания общественной направленности, значимости достигнутого результата, для качественного освоения результативных действий, а затем сложных процессов под руководством воспитателя-взрослого.

В индивидуальной работе внимание уделяется постоянному контролю за правильностью, точностью выполнения, качеством результата, аккуратностью, дисциплинированности при работе, контролю за порядком, темпом, деловитостью.

В дошкольном возрасте появляется первая возможность коллективного труда с характерными особенностями: значимая цель, разделение обязанностей, коллективный результат, ответственность участников трудового процесса, зависимость детей друг от друга. В коллективной работе возникают условия для проявления взаимопомощи, требовательности друг к другу, взаимной ответственности.

С приобретением начальных навыков, умений работать совместно организация коллективной формы значительно усложняется.

Художественные средства

Художественными средствами считаются: живопись, литература, музыка и практически все другие направления художественного искусства. Эти произведения вызывают эмоциональный интерес, желание становиться похожим на того, чьи произведения дошли к нам через года, века; на того, кто работает, трудится, помогают понять важность, показывают всю значимость трудолюбия как важнейшего качества личности. Особенно важным использование художественных произведений становится в ДОУ.

В педагогическом процессе эффективны все художественные средства. Их роль своеобразна. Слушая музыку просто так, рассматривая картины, трудиться не научить. Только с соблюдением отдельных принципов средства начинают действительно работать и оказывать помощь при формировании важнейших трудовых качеств.

Литература предоставляет начальные знания о возникновении профессий, процессе изготовления повседневных вещей, знаменитых людях, внесших огромный вклад в историческое развитие человечества. Художественные произведения дают обобщение роли, пользы труда, взаимопомощи профессий. У детей складываются позитивные образы, к которым они начинают стремиться, создавая себя.

Произведения изобразительного искусства показывают процесс труда и обладают определенным эмоциональным настроением. Иногда это радость, подъем эмоций, в другом случае – спокойная передышка, наслаждение результатом работы.

Труд нелегок и непрост. Дети должны это понимать, чтобы научиться сформировать отношение к людям, трудящимся на благо общества с уважением, сочувствием, гордостью. Для этого воспитатель может порекомендовать родителям посетить с ребятами картинную галерею, выставку или посмотреть репродукции картин дома, побеседовать о содержательном смысле произведений.

Помогает появлению желания трудиться и музыка. Музыкальные записи можно положительно использовать в группе, на участке. Они способны поднять настроение, придать текущей рутинной работе последовательный ритм. Под музыку работа становится приятнее и намного легче. Ее рекомендуется применять при проведении коллективной уборки групп, классных кабинетов, во время элементарного ручного труда, при работе на участке.

Ознакомление с трудом взрослых

Ознакомление с разнообразным трудом других способно существенно расширить представления маленького человека о деятельности других людей, дать первоначальные знания о ее значимости, важности, а также формирует положительное отношение к ней.

Знакомство с взрослым трудом включает рассказы о создании продуктов труда, знакомство с человеком-тружеником, разными профессиями. Оно формирует начальное понимание содержательной части будущей деятельности ребенка, воспитывает общее уважение к труду.

Знакомство с человеком-тружеником – основное направление применения этого средства воспитания, на фоне которого ознакомление с процессом труда приобретает второстепенное значение, оно становится содержанием, раскрывающим особенности деятельностной сферы человека.

Ознакомление с трудом дает знания о составе, порядке действий, дети выясняют, что разделение, выполнение действий ускоряет получение результата, сильно улучшает его качество. Дети быстро начинают понимать, что, если каждый умеет хорошо делать свое дело, результат становится намного лучше.

Народные традиции

Произведения народного фольклора (пословицы, поговорки, сказки) – «жемчужины мудрости народа», способные оказать неоценимую помощь при любом направлении воспитания, особенно для детей дошкольного возраста. Они помогают лаконично похвалить, неброско подбодрить ребенка, высказать отношение к его лени, озорству, подчеркнуть важность любой работы. Пословица не воспринимается как укор или нотация, поэтому она так эффективна как средство народного воспитания.

Ценность труда, его моральная составляющая утверждается сказками. В народных, современных сказках положительный персонаж трудолюбив, готов помочь другому, поэтому вознаграждается любовью, богатством, мудростью. Отрицательный герой ленив и недисциплинирован.

Читая сказки, воспитатель способен решить несколько важнейших задач. Со сказками дети узнают о профессиях, появляется интерес к работе взрослого человека, формируется осознанное отношение к ней, складывается комплексный образ, к которому ребёнок начинает вскоре стремиться, создавая себя сам.

Воспитание в школе и дошкольном учреждении

В дошкольном учреждении трудовое воспитание – это приобретение начальных элементарных качеств, связанных с трудовой сферой жизни, формирование начальных знаний о простых процессах, простейших умениях, навыках. Оно осуществляется через разнообразное воздействие на дошкольников средств трудового воспитания, в том числе путем приобщения, вовлечения детей в разные виды деятельности: самообслуживание, бытовую работу, труд в природе.

Основное направление воспитания школьников – начальная профессиональная ориентация, ознакомление с особенностями деятельности в обществе, его трудовой культурой, распространенными профессиями.

Конечный итог воспитания в школе – профессиональный выбор. Трудовое обучение в школе проводится на уроках, с помощью мастерских, при работе на учебных участках, пришкольной территории. Программа обучения обеспечивает трудовую подготовку, включение учащихся в посильный производственный труд, имеющий общественную направленность.

Средства трудового воспитания разнообразны по форме воздействия, однако, цель их применения едина – формирование важнейших качеств человека как труженика: трудолюбия, усидчивости, ответственности, дисциплинированности. Эти качества делают человека необходимой, значимой частью окружающего общества.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector