221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное и умственное воспитание

Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи

Татьяна Суслина
Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно велика. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н. Н Поддъяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе нужно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сущности знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольне детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания. так считали педагоги создавшие первые системы дошкольного воспитания – Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Большая роль отводится умственному воспитанию. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний в деятельности. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивает А. И. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов чувств и других черт, образующих его духовный облик.

Умственное воспитание имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика эстетическом развитии.

Умственное воспитание осуществляется в процессе усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, способах познания т. п.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни- формирование познавательной деятельности. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей является сенсорное воспитание, развитие мыслительной деятельности, становление речи, воспитание любознательности, познавательных интересов.

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношения, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учатся мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя или вслух, а говорить- значит думать.

Слово- материальная оболочка мысли. Однако, этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых и сам использует слова, за которым не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.

После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми которые в данной момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте (слушает рассказ о полете в космос). Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности. Он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношением к людям, природе, к себе.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, чем меньше отклонений, чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. И двигаясь путем проб и ошибок он может вконце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает в освоении спорами. Поэтому роль взрослого очень важна и ответственна. Основными задачами нравственного воспитаниявходят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Эти средства очень важны в решении задач нравственного воспитания, так как способствуют эмоциональной окраске познавательных моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы.

Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на окружающие их обстановке, музыку, поэзию и т. д. сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать. Эти наблюдения дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности влияет на познание нравственной стороны действительности, поднимает познавательную активность.

Составляющей этого процесса является художественное образование- процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели может представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

Вторая группа задач направляет на формирование художественных умений в области разных искусств. Как мы видим здесь ведущая роль принадлежит искусству, которое мы оцениваем с помощью речи и слова.

Таким образом, развитие речи детей протекает во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

1. Алексеева М,М, Лисина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников

2. Воспитаниеи обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детского сада/ под. ред. Парамоновой О. С.

3. Занятия по развитию речи в детском саду/ под. ред. Ушаковой О. С

4. Козлова С. А. Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика.

5. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Л. Г. Федоренко

Обучение грамоте старших дошкольников с ФФНР при помощи метода наглядного моделирования На современном этапе сложившаяся ситуация в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показала, что количество детей, имеющих.

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Нравственное и умственное воспитание

11.4. Умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание

Составными частями целостного процесса формирования личности и основными направлениями организации воспитательной работы с учащимися являются умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Содержание, задачи, методы и средства формирования соответствующих качеств личности приведены в табл. 1.

Методические основы формирования интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качеств личности

Учебно-познавательные умения и навыки, интеллектуальные качества

Эстетические качества; литературные, музыкальные, художественно-изобразительные способности

Санитарно-гигиенические умения и навыки, физические качества

  • стимулирование активности учащихся в формировании определенных умений и навыков и воспитании у себя соответствующих личностных качеств;
  • обогащение учащихся знаниями о сущности, социальной и личностной значимости личностных качеств;
  • формирование у учащихся умений навыков и привычек и их интеграция в личностные качества.
Читать еще:  Виды трудового воспитания
  1. Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: убеждение, положительный пример, поощрение, осуждение, требование.
  2. Методы организации познавательной деятельности и формирования у учащихся общественного сознания: убеждение, положительный пример.
  3. Методы организации деятельности и общения учащихся и формирование опыта их социального поведения: приучение, контроль, переключение.

Учебно-познавательная и различные виды внеучебной деятельности, а также и общение

Литературная, музыкальная, художественно-изобразительная деятельность

Спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность: упражнения; природные: солнце, воздух и вода

Формы организации воспитания

Рассмотрим основные положения реализации в воспитательной работе педагогов обозначенных выше этапов процесса формирования личностных качеств учащихся (см. рис. 5).

Первым этапом и стимулирующей основой процесса воспитания личностных качеств является возбуждение у учащихся желания и стремления к своему совершенствованию, формирование положительных потребностей и мотивов деятельности и поведения как внутренних факторов активности личности. «Это значит, что, прежде чем воспитывать у учащихся какие-то качества, свойства и отношения, надо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях, сформировать у них стойкие внутренние побуждения (мотивы) к приобретению этих качеств, свойств и отношений»[1].

Потребности и мотивы формируются в стихийно складывающихся условиях практической деятельности и общения учащихся, а также в специально создаваемых педагогом ситуациях, которые позволяют им обнаружить и осмыслить недостатки в своем развитии. В этой связи перечислим некоторые педагогические условия и методические приемы, которые возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий, способствуют воспитанию положительных потребностей и мотивов и вызывают активность в формировании определенных качеств личности:

* проведение разъяснительной работы с учащимися;

* предъявление конкретных педагогических требований к поведению и деятельности учащихся;

* демонстрация образцов поведения и деятельности учащихся,

* постановка и актуализация целей и задач совместной деятельности и вовлечение всех учащихся в их реализацию;

* удовлетворение в деятельности интересов, склонностей и способностей учащихся, предоставление им возможности проявить себя;

* контроль за поведением и деятельностью учащихся;

* проявление чуткости и уважения к учащимся, установление с ними доброжелательных отношений и сотрудничества.

Второй этап процесса воспитания связан с организацией познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний и формированием на их основе интеллектуально-чувственного компонента личностных качеств. Для этих целей используются следующие методические приемы:

* формирование у учащихся не только представлений, но и понятий о социальных нормах и правилах поведения;

* учет интегративного характера воспитания личностных качеств и обеспечение содержательного разнообразия разъяснительной работы;

* учет влияния возрастных особенностей учащихся на организацию их познавательной деятельности.

Третий этап процесса воспитания предполагает организацию разнообразной деятельности и общения учащихся и формирование поведенческо-волевого компонента личностных качеств. Только так можно руководить выработкой и закреплением в поведении учащихся определенные действий и поступков, целенаправленно воздействовать на поведенческо-волевую сферу личности, т.е. формировать у нее не только отдельные умения, навыки и привычки, но и целостные личностные качества.

Перечислим некоторые подходы к организации деятельности и общения учащихся в процессе формирования поведенческо-волевого компонента личностных качеств:

* обеспечение взаимосвязи и преемственности между учебной и внеучебной практической деятельностью учащихся;

* сочетание разъяснительной работы с организацией практической деятельности и поведения учащихся;

* постановка общих целей в виде увлекательных перспектив и вовлечение всех учащихся в их реализацию;

* обеспечение занимательности и использования элементов игры при организации совместной деятельности и общения учащихся.

Изложенные выше положения касаются формирования всех качеств личности ( интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических)

[1] Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М., 1985. – С.82.

Нравственное и умственное воспитание

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

Задачами нравственного воспитания являются:

— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;

— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);

— формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной и материальной культуры, уважения к родителям и старшим, честнос­ти, скромности, добросовестности и др.) 1 ;

— воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, ре­шительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).

К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность пре­подавателя (тренера) и др.

Методы нравственного воспитания включают в себя:

— убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;

— беседы при совершении занимающимися какого-либо проступка;

— диспуты на этические темы;

— наглядный пример (прежде всего достойный пример самого педагога, тренера);

— практические приучения (суть: постоянно, настойчиво уп­ражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном по­ведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);

— поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарнос­ти, награждение грамотой и др.;

— оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя, начисление команде поощрительного очка при под­ведении итогов соревнований и др.;

— наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), вре­менное исключение из состава команды и др.

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения.

Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум – совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро – медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении.

В фи­зическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено специ­фикой физического воспитания, его содержательными и процес­суальными основами.

Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания.

С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие усло­вия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания ими сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В со­держании умственного воспитания в процессе физического воспи­тания можно различить две стороны: образовательную и воспита­тельную. Образовательная сторона заключается в передаче специ­альных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключа­ется в осмысливании занимающимися своих действий после инст­руктивных указаний преподавателя (например, при обучении слож­ному движению). Примерами творческого мышления является ана­лиз «эталонной» спортивной техники с целью рационального при­менения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного вос­питания в процессе физического воспитания заключается в разви­тии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, со­средоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

Читать еще:  Правовое воспитание детей дошкольного возраста

Исходя из сказанного, основными задачами умственного вос­питания в процессе физического воспитания являются:

— обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти физической культуры и формирование на этой основе осмыс­ленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

— развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной ак­тивности и творческих проявлений в двигательной деятельности;

— стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Средствами умственного воспитания являются прежде всего физ­культурные занятия. Их содержание и объем определяются про­граммами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.

Кроме того, к средствам умственного воспитания относят специ­ально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует ум­ственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относят:

— опрос по преподаваемому материалу;

— наблюдение и сравнение;

— анализ и обобщение изучаемого материала;

— критическую оценку и анализ двигательных действий.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование эс­тетического отношения к жизни, труду, учению, природе, искусству, спорту, к самому себе и обществу.

Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.

Эстетическое воспитание — составная часть воспитания разносторонне образованного человека. Физическое воспитание и спорт общедоступны для удовлетворе­ния эстетических потребностей и развития эстетических вкусов ши­рокого круга людей. Эстетические факторы физической культуры мно­гогранны. Выделяют следующие эстетические моменты, которые являются педагогически целесообразными для раскрытия красоты спорта:

• мастерство выполнения спортивных движений (упражнения, игры);

• красота телосложения и умение владеть телом (стройность, под­тянутость, пропорциональность, гармоничность, красота дви­жений);

• красота нравственного поведения (смелость, мужество, трудолю­бие, умение с достоинством выигрывать и проигрывать);

• красота коллективных действий (товарищества, «чувства локтя»);

• творческая деятельность спортсменов (нахождение новых элемен­тов техники, технических и тактических приемов);

• эстетика условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований (спортивные сооружения, оборудование, снаряже­ние, спортивный инвентарь, одежда).

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заклю­чается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание рас­ширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момен­та и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям фи­зическими упражнениями.

Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий физи­ческими упражнениями стоят следующие специфические задачи:

— воспитание эстетических чувств и вкусов в области физичес­кой культуры;

— воспитание эстетической оценки тела и движений человека;

— воспитание умений находить и оценивать прекрасное в по­ведении товарищей и в окружающей обстановке.

К средствам эстетического воспитания в процессе двигатель­ной деятельности относятся прежде всего разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на моменты прекрасного. Сред­ствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также об­становка занятий, специальные средства художественного воспи­тания в процессе занятий (использование музыки и произведе­ний искусства) и т.п.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания осуществляется следующими методами:

— эмоционально-выразительное объяснение физических упраж­нений, образное слово;

— технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения пре­красным;

— вдохновляющий пример в действиях и поступках;

— практическое приучение к творческим проявлениям красо­ты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности.

Отношение к труду является одним из важнейших критериев воспитанности личнос­ти. Это отношение к труду характеризуется устойчивостью выпол­нения требований дисциплины, выполнением производственных заданий, проявлением инициативы в труде, личным вкладом в достижение коллективного труда.

Взаимосвязь физического и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а тру­довое воспитание, в свою очередь, придает физическому воспи­танию конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду.

В процессе занятий физическими упражнениями содержанием трудового воспитания является сам учебный труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими уп­ражнениями, общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением, предприятием и т.д.

Перед трудовым воспитанием в процессе физического воспи­тания ставятся следующие задачи:

— формирование сознательного отношения к труду;

— овладение элементарными трудовыми умениями и навы­ками.

К средствам трудового воспитания относят: учебный труд (в процессе академических занятий по физическому воспитанию, на­пряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований), выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, ин­вентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).

К специфическим методам трудового воспитания в процессе физического воспитания относятся:

— практическое приучение к труду;

— оценка результатов труда;

— пример образцового труда (например, исключительно добро­совестное отношение спортсмена к тренировке и выполнение учеб­но-тренировочных заданий с полной отдачей сил и высоким спортивно-техническим результатом).

Занятия различными видами спорта представляют широкие возможности для воспитания положительных черт личности. Эти занятия носят коллективный характер. Они эмоциональны, по­зволяют формировать наряду с физическими и психические ка­чества. Однако воспитательные возможности занятий различны­ми физическими упражнениями, видами спорта неодинаковы, что необходимо учитывать преподавателю (тренеру). Они обусловлены особым содержанием и условиями выполнения конкретных уп­ражнений.

Так, посредством упражнений спортивной гимнастики при соответствующей организации, методике обучения и тренировки возможно развивать такие качества, как выдержанность, сме­лость, настойчивость, дисциплинированность. Подвижные и спортивные игры отличаются высокой эмоциональностью и создают особые условия для эффективного формирования положи­тельных качеств личности (честности, ответственности перед кол­лективом, настойчивости, готовности оказать помощь товарищу) и устранения отрицательных качеств (эгоизма, нечестности, гру­бости, заносчивости, трусости и др.).

В педагогической работе планируют и реализуют следующие воспитательные задачи: перспективные и ближайшие, коллектив­ные и индивидуальные, относящиеся к отдельным, конкретным ученикам.

Педагогу желательно найти правильный подход к каждому спорт­смену, уметь поддержать и развить в нем хорошие качества и за­датки, заботиться не только о спортивных результатах своего вос­питанника, но и о его отношении к учебе, его поведении, куль­турном росте.

Эффективность воспитательной деятельности педагога по физи­ческой культуре и спорту достигается:

— организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными реко­мендациями и реальными потребностями;

— достижением социально-ценностной целевой и содержа­тельной направленностью воспитания, оптимальной его орга­низацией;

— обеспечением положительной мотивации в процессе заня­тий физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задей­ствованием сущностного потенциала каждого занимающегося;

— достижением сплоченности спортивного коллектива (ко­манды);

— личным отношением к выполнению обязанностей на высо­копрофессиональном, творческом уровне;

— всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

И. А. Сикорский – «Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей»

Раритетное издание 1902 года доносит до нас русский дореволюционный взгляд на воспитание ребенка в семье и в школе одного из видных ученых того времени Ивана Сикорского. Дореволюционный – не значит устаревший: в книге мы можем почерпнуть многое новое и изменить угол зрения на хорошо знакомое старое.

Читать еще:  Задачи нравственного воспитания доу

О книге

Возможно, вы согласитесь с нами – открывая эту без преувеличения старинную книгу, которой больше века, и вчитываясь в непривычный текст с дореволюционной орфографией, вскоре вы перестаете чувствовать с автором временную дистанцию.

Все, что пишет о детях Сикорский, сегодня звучит очень актуально, современно и даже… по-новому. Почему?

Потому что это не поверхностный подход к воспитанию маленького человека, а глубокий, основанный на вере во Христа и во всем идущий от природы детской души, а душа эта – по природе христианка.

Это популярное издание, поэтому книга написана очень доступным и изящным языком, автор нашел верный тон с читателем и говорит с ним как с другом. Добрый размеренный разговор настраивает на доверительность – выводы делаются ненавязчиво, деликатно, с огромным человеческим и научным тактом. Словом, читать такой текст не только полезно, но и приятно – за ним чувствуется бережное отношение психолога и педагога к ребенку и его хрупкому и тонкому душевному миру.

Издание прекрасно организовано и имеет четкую структуру.

Книга вышла в Санкт-Петербурге, в типографии Стасюлевича, и, как значится на издании, дозволена цензурой в 1902 году. Она издана в серии «Энциклопедия семейного воспитания и обучения», инициатор издания – «Родительский кружок» при педагогическом музее высшего учебного заведения в северной столице.

Немного об авторе

Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919гг.)

В России приобрел известность тем, что первым экспериментировал в области педагогической психологии.

В Российской Империи имя Сикорского было хорошо известно – в научных кругах его знали как доктора медицины и психиатра, педагога и психолога.

Ивана Алексеевича интересовал широкий круг вопросов – как сочетать различные виды воспитания для гармоничного развития детей, как взаимодействуют «душевные» сферы человека – волевая, интеллектуальная, эмоциональная, и многое другое.

И. Сикорский уверенно заявлял, что, чем меньше ребенок, тем серьезнее влияют на него ошибки в воспитании. По его мнению, все человеческие поступки и действия человека зависят от страстей, побуждений и разума, и ребенок с младенчества учит ими управлять, чтобы подчинить свои страсти, чувства и инстинкты воле и разуму.

А затем в процессе взросления от душевного развития перейти и на более высокий – духовный уровень.

Во всех научных взглядах и личных убеждениях Сикорского проглядывает его глубоко христианское мировоззрение. Именно поэтому мы и рекомендуем его книгу к прочтению – по сути, квинтэссенцию многих его фундаментальных трудов.

Могут ли ум и чувства удержать человека от зла и греха, если у него не развита воля? Очевидно, нет – считает автор. Поэтому воспитание воли ребенка – задача первостепенная.

Знакомясь с изданием и другими работами автора,

мы выбрали лучшие цитаты И. А. Сикторского о воспитании

О воле

«…Без надлежащего развития воли нет деятельности, нет плана – человек топчется на одной точке, и вместо бодрой жизни в его душе наступает царство нытья и вздохов от сознания своего бессилия – того рокового бессилия в борьбе со злом, которое столь нередко приводит человека к самоубийству».

«В ряду душевных способностей воле, по справедливости, должно быть отведено первое место; она составляет заключительную, можно сказать, главнейшую сторону душевной жизни и является истинной основой характера».

«Значение человека измеряется тем, что он осуществил, но не тем, о чем он думал. Гениальные люди обыкновенно успевают исполнить программу своей жизни; обыкновенные люди имеют много добрых намерений, но немногие из них осуществляют по причине недостаточного развития воли. Таким образом, воспитание воли должно составлять одну из важнейших задач воспитания человека».

Об умственном и нравственном развитии

«Уже с самого раннего детства психическая жизнь ребенка разделяется на два крупных русла или течения – умственного и нравственного… развития сил дитяти, хотя оба русла идут близко, но они ясно разделены одно от другого… Однако же, с течением времени, в особенности к концу отроческого периода… оба русла заметно сближаются, а с наступлением юности умственное и нравственное развитие сливается в один общий процесс высшего духовного роста…»

Что влияет на душу ребенка

«…Окружающая дитя природа, и люди, и вся семейная атмосфера… оказывают большое влияние на пластичную отзывчивую душу».

О правильной оценке качеств ребенка

«Семейное воспитание имеет своё высокое значение в том отношении, что в интимном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание.

Индивидуальности дитяти никто не оценит так, как то делают люди близкие. С другой стороны, никто не может так верно оценить недостатков и отрицательных сторон в детях, как это могут сделать посторонние, – что в особенности доступно школе. Родители… должны отнестись вдумчиво и с доброй совестью и к тому, и к другому источнику ознакомления… со своими детьми»

О долге родителей

«Детей необходимо знать, и это первый долг родителей; знание укажет путь здорового воспитания».

«Постараемся сделать наших детей здоровыми, умными и добрыми. Это – достижимо».

О детских капризах

«Когда ребенок капризничает, то в этом случае вопрос идет для него не столько о достижении какой-либо цели… исполнении какого-либо определенного желания, сколько об отстаивании первого встречного душевного движения своего, при полном нежелании употребить в дело тормозящее действие воли.

Таким образом, капризы детей представляют собою их поединки с взрослыми… Упорство капризов должно открыть глаза родителей на действительное положение вещей…

Если волю ребенка рано развивали, если он обучился тормозить свои аффекты, то капризов почти не бывает; а если они и случаются изредка, то родителям не приходится бороться с ними, так как они ничтожны, и их можно в таком случае просто игнорировать».

О русском характере

В заключение отметим – И. А. Сикорского интересовала не только детская психология, но и душевное мироустройство русского человека в целом, включая то, что сегодня называют модным словом «менталитет».

Размышляя о природе русской души, психолог утверждал, что самые яркие русские душевные черты – это терпение, умение переносить скорби, проявление великодушия и духовной высоты во время несчастий.

И это не отвлеченные размышления философствующего интеллигента, но психологический потрет, составленный известным ученым, причем на основе его многолетнего труда.

Русское смирение – стоическое, русская воля – сильная, так как одинаково умеет подавлять страдание, будь оно душевным или телесным.

Словом, обобщая сказанное – русский человек так устроен внутри, что готов многое претерпеть и достойно понести свой крест.

Так что, по Сикорскому, понимая силу нашего национального характера и его особенности, можно воспитать настоящего христианина.

Вместе с вами изучала книгу И.А. Сикорского Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector