221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание детей 3 4 лет

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 17.03.2019 2019-03-17

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Зайцева Е. В., Карпова Э. В. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №9.1. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/archive/247/56821/ (дата обращения: 23.03.2020).

Одним самых важных периодов развития нравственных качеств и представлений является младший дошкольный возраст от двух до четырех лет. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к воспитательному воздействию, в младшем дошкольном возрасте формируются основные нравственные понятия о хорошем и плохом, поведенческие навыки, а также хорошее отношение к окружающим. Самая благоприятная обстановка для развития нравственных качеств создается при сотрудничестве семьи и детского сада. В основу будущего нравственного развития ребенка закладываются моральные чувства, представления, навыки и опыт, сформированные в дошкольном детстве.

С приходом ребенка в детский сад для него изменяется привычный уклад жизни, он больше контактирует с другими взрослыми и детьми. Благодаря этому, постепенно, развивается сюжетно-ролевая игра, он включается в систематическую и обязательную групповую деятельность (образовательная деятельность), принимает участие в играх вместе с другими детьми (игры с правилами, сюжетные и сюжетно-ролевые игры и др.), а также, выполняет трудовые поручения воспитателя. Развиваясь в детском саду, малыши должны усвоить новые и более сложные правила, направленные на взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которые будут регулировать их поведение.

У ребенка на третьем году жизни происходит возрастной кризис, при котором он имеет немало общего с детьми предыдущей возрастной группы, но появляются новые психические новообразования, которые позволяют овладевать более сложными навыками, сформировывать новые представления и способствует накоплению личного опыта поведения и деятельности. В тоже время, требуется более внимательное и бережное отношение для формирования правильных знаний и представлений о моральном поведении. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. [1; 69]

На следующей возрастной ступени у ребенка велика потребность во внимании взрослого, ласке. Во многом они еще зависимы от старших, это обусловлено отсутствием у детей простейших навыков самообслуживания и гигиены, умения играть, заниматься самостоятельно и не полностью сформированным навыком общения с окружающими.

Поэтому одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в быту, игре и образовательной деятельности. Дети должны научиться делать самостоятельно то, что им по силам и соответствует жизненному опыту. Благодаря этому дети могут не только обслуживать себя, но и поддерживать порядок в окружающей обстановке, то есть управлять своим поведением, соблюдая ряд правил и не прибегая к помощи взрослого.

Воспитатель может предъявлять более высокие требования детям трех лет, потому что к этому возрасту у детей наблюдается рост самостоятельности, значит, они могут больше контактировать со сверстниками, выполняя поручения, организовывая совместную игру и так далее, считаясь с интересами и желаниями других. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне и сверстникам). Так, педагог воспитывает у детей этого возраста умение здороваться, вежливо обращаться к старшим и товарищам, благодарить, играть в совместные игры, учитывая интересы и желания других, не мешая в игровой деятельности сверстникам, беречь свои и чужие вещи, спокойно ждать, пока товарищи завершат свои гигиенические процедуры. [3; 184]

Для реализации задач нравственного развития воспитатель использует подражательность, как особенность детей двух-четырех лет. То есть своим собственным примером, он показывает детям образец правильного и культурного поведения с положительным отношением к окружающим и работе. Этому способствует свойственная детям младшего дошкольного возраста большая эмоциональная отзывчивость к поступкам и отношению к ним. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим. [2; 158]

На четвертом году жизни воспитатель продолжает развивать у детей хорошее и доброе отношение к окружающим, стремление быть добрым и культурным, а так же развивает его совестливое отношение к своим поступкам, умение их оценивать.

Одну из важнейших воспитательных задач составляет развитие дружеских взаимоотношений и общения между детьми. Ранее это была только задача поддержания радости при общении с товарищами. Вместе с тем педагог учит детей замечать нарушения правил взаимоотношений (отнял игрушку, ударил и так далее). [4; 133]

С трех лет стремление к общению с другими детьми возрастает, в этом возрасте ребята уже становятся хорошими соигроками, так как уже начали понимать действия и речь товарищей, объяснять свою точку зрения, договариваться о совместной игре или каком-либо занятии.

Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно относиться к более младшим дошкольникам, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

В связи с особенностями поведения детей младшего дошкольного возраста (отсутствием выдержки, неумение своевременно и правильно выполнять правила поведения) [1; 58], у ребенка может появиться противоречие в желании подчиняться определенным требованиям воспитателя. Вместе с тем малыши очень внимательны к словам взрослых, особенно тогда, когда они сказаны правильным убедительным тоном. Благодаря этому дети побуждаются поступать соответственно с требованиями и правилами поведения.

Важную роль в формировании навыков и привычек культурного поведения играет мотивация ребенка, которая способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственными побуждениями. Например, дети четырех лет могут выполнять элементарные поручения взрослых, опираясь на правила поведения, они начинают осознавать простейшие мотивы значимости их дела для общества. Это обязывает воспитателя организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы формировать мотив интереса к делу, желание заслужить одобрение окружающих, а также формировать нравственные мотивы (быть нужным окружающим).

Взаимодействие детского сада и семьи играет немаловажную роль в нравственном развитии младших дошкольников. Организация педагогически ценного повседневного общения, а также доступной совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками значительно успешнее формирует устойчивые привычки правильного поведения, в соответствии с общепринятыми правилами, культура поведения и взаимоотношения выходит на новый уровень и проявляется иначе, чем раньше. [5;82]

У ребят формируется представления о бережном отношении к растениям и животным. Они начинают понимать, что нужно ответственно относиться и ухаживать за животными, птицами и растениями, а также стараются активно участвовать и помогать взрослому в подобных делах.

Дети начинают понимать, что окружающие взрослые заботятся о них, о том, чтобы дома и в детском саду им было хорошо и комфортно, а для этого нужно бережно относиться к труду взрослым и приходить на помощь при любой возможности. Видя перед собой пример, они начинают так же относиться к своему труду и труду товарищей.

Усваивая эти понятия, у них так же формируются знания о том, что нужно беречь мебель, одежду и обувь, потому что в них тоже вложен чужой труд. Дети усваивают информацию о том, что все взрослые окружающие работают: строитель — строит дома, продавец продает различные товары, воспитатель и учитель занимаются и воспитывают детей и т. д. Это все труд взрослых и ребенок понимает, что нужно не только беречь, но и помогать. Он усваивает, что помогать взрослым и товарищам — это хорошо.

Так же в этом возрасте формируется представление о правде и лжи, то есть, нужно говорить правду и ничего не утаивать от родных, близких и воспитателя. И ни в коем случае нельзя обманывать, потому что это плохо.

Подводя итог, можно сказать, что уже в младшем дошкольном возрасте формируются элементарные нравственные представления, умения и навыки. Так же дети получают знания о явлениях общественной жизни и нормах поведения в обществе, об общении с взрослыми и сверстниками.

Осуществлению задач нравственного воспитания способствует, в первую очередь, активное взаимодействие с семьей и детским садом, которые должны создавать условия для совместного общения и общей деятельности.

У детей младшего дошкольного возраста реализации задач морального развития может помешать проявление негативизма, упрямства, своеволия и других подобных качеств, что свидетельствует о психических новообразованиях, по-другому о кризисе трех лет «Я сам». В этом возрасте ребенок самоутверждается, стараясь показать все, что умеют и получить одобрения взрослых. Педагогам нужно строить работу таким образом, чтобы предупреждать возникновение негативизма к воспитательному воздействию, а если есть исключения в виде некоторых детей, то воспитатель должен направить воздействие на устранение негативных качеств. Таким образом, преодоление этих качеств может быть одной из задач воспитания на данном возрастном этапе.

Читать еще:  Эмоциональное воспитание дошкольников лекция

Воспитание таких положительных качеств, как доброта, взаимоуважение, соблюдение правил приличия в деятельности и в общении, а так же умение взаимодействовать в совместной деятельности (общие игры, разнообразная деятельность), простейших нравственных представлений, умений и навыков, является одной из главнейших задач в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста.

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд. — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 208 с.

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Зарубежные психологи о развитии ребёнка — дошкольника. — М.: Мозаика-синтез, 2006. — 397 с.

3. С. А. Козлова. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Просвещение, 1999. — 160 с.

4. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). — М.: Просвещение, 2000. — 300 с.

5. М. Г. Яновская. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 2011. — 133 с.

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей 3-4 лет» (конспект,презентация, приложение)
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Нравственное воспитание детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_roditelskoe_sobranie_v_mladshey_gruppe_detskogo_sada.docx74.18 КБ
prilozhenie_4_nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_3-4_let.pptx732.91 КБ
prilozhenie_1_analiz_povedeniya_detey.docx13.09 КБ
prilozhenie_2_pamyatka_dlya_roditeley.docx78.68 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в младшей группе детского сада.

Материалы : Компьютерная презентация, анкета «Анализ поведения детей» (21 шт), памятка для родителей(21 шт.), фотоальбом «Наши будни» в электронном виде.

Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТРЕХ — ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ (слайд 3)

Младший дошкольный возраст — от трех до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Формирование навыков и привычек культурного поведения.

Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ. (слайд 4)

— важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков . Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.
Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 3—4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте — с развитием и пониманием речи окружающих — вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.
Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках.
И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка — мама предлагает ей присесть, справляется о ее здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми — не унижают перед другими, не задевают самолюбия.
Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям.
Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней.
Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением.

Одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.
Не забывайте о художественном слове — рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.

На этом этапе беседы хочу предложить анкеты «Анализ поведения детей»

ЧТО МЫ ВКЛАДЫВАЕМ В ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТЬ? ( слайд 5-14)

Рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие — нравственность? Как вы это понимаете?

(родители высказывают свое мнение)

  • Справедливость
  • Милосердие
  • Отзывчивость
  • Сочувствие
  • Доброта
  • Уважение
  • Ответственность
  • Терпимость

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У РЕБЕНКА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ( слайд 15)

1) Продолжать формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях.

2) Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3) Формировать умение определять различное эмоциональное состояние.

4) Формировать начальные представления о семье, о дружбе.

5) Воспитывать чувство уважения к другим, а так же самоуважения.

6) Продолжать воспитывать симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушать ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков.

7) Продолжать воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков.

Семья –главный воспитатель нравственности (слайд 16)

  • Основы нравственности закладываются прежде всего в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье ребёнок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире и их оценку из уст родителей и старших. В семье с первых лет жизни дети знакомятся с социальными и нравственными ценностями. И здесь большое значение имеет микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями , их отношение к происходящему вокруг. Если, например, родители в присутствии детей искренне радуются творческому успеху и признанию своего коллеги по работе, только что построенному в городе дому, производственному успеху коллектива или новой нашей победе в космосе, то эта радость, это положительное отношение к происходящему непременно передаются детям.

Методы и способы воспитания нравственности.

Личный пример (слайд 17)

Личный пример родителей, их труд, знания, идейные установки, моральный облик – всё это играет существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств. Ведь всё, что видит и чувствует ребёнок в ранние годы, оставляет в его сознании глубокий неизгладимый след. В хорошей дружной семье он мечтает о подвиге, стремится стать настоящим человеком. У наших детей разные способности, разные склады характера, разные увлечения. Одним природа подарила талант по- особому воспринимать мир звуков, другим- видеть мир красок, третьим- усматривать связи между явлениями.

Когда не ладятся дела- Мне помогает похвала (слайд 18)

Похвала помогает нам в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков наш девиз- продолжайте и дома хвалить ребенка и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идет о детях до пяти лет.

Что такое хорошо, а что такое плохо (слайд 19)

Основной целью любого нравственного воспитания ребенка является объяснение чаду прописных истин. Разграничение добра и зла, что такое хорошо, а что такое плохо. Как правильно себя вести в той или иной ситуации.

Компьютер за или против (слайд 20)

Планшеты, телефоны и другие гаджеты отлично могут занять ребенка, пока родители будут заниматься своими делами, но это можно сравнить с пороховой бочкой. Существует золотая середина – совместное использование компьютера или подконтрольное использование, когда Ваш ребенок может играть только ограниченное время и в игры, которые Вы установили.

Правильная реакция (слайд 21)

Важным пунктом нравственного воспитания является правильная реакция на проступки. Если Вы сначала посмеетесь, а затем начнете ругать ребенка, то никакого эффекта это не даст. Если ребенок совершил плохой поступок: ругнулся матом, разбил вазу или что-нибудь еще, то не следует сразу смеяться с этого, а затем наказывать. Наказывать и сразу жалеть. Реакция должна быть однозначной, чтобы у ребенка не развивался диссонанс.

Почемучка (слайд 22)

Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что 3-4 года – это возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познания и развивать его речь. Ребенку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед… Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам – совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой

Нравственное воспитание ребенка – это сложный и достаточно долгий процесс, но он приносит свои сладкие плоды, которые не сравнить ни с чем.

Спасибо за внимание!

Раздать родителям памятки нравственного воспитания.

Дидактические игры по нравственному воспитанию во второй младшей группе

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду. Нравственное воспитание

Игра «Водичка, умой мое личико!»

Дидактическая задача. Формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости.

Игровая задача. Помочь Буратино выполнять правила поведения.

Игровые правила. Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила.

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему.

Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок —таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться.

Начинается игра «Умоем Буратино».

Все штанишки в черных пятнах, (Дети переглядываются и грозят пальцем.)

Ты, дружок, не аккуратен.

Сбит в полосочку колпак.

Нам в ответ: (Буратино отмахивается рукой.)

Весь в песке, в болотной тине (Буратино садится за стол.)

Был испачкан Буратино, (Дети возмущенно переглядываются.)

Как чумазый он пришел,

Так уселся он за стол.

Все ребята это знают — (Дети имитируют умывание.)

Так никто не поступает,

Перед каждою едой

Непременно руки мой! (Дети показывают чистые ладоши.)

Два часа от грязной тины (Дети моют Буратино.)

Стал наш мальчик так хорош, (Дети хвалят Буратино.)

Так красив и так пригож.

Повязал себе салфетку, (Буратино повязывают салфетку.)

Аккуратно съел котлетку, (Буратино дают тарелку с едой.)

Суп не вылил на кафтан

И «спасибо» всем сказал. (Буратино встает из-за стола и раскланивается.)

Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с помощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино.

Далее дети играют с воспитателем в игру «Что мы делаем, покажем»: ребята выполняют движения, а Буратино отгадывает, что они делают; затем Буратино показывает движения, а дети отгадывают (моют руки, копают лопаткой, здороваются, прощаются, благодарят, извиняются).

Игра «Утешим медвежонка»

Дидактическая задача. Поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь.

Игровая задача. Помочь медвежонку и утешить его. Игровые правила. Показывать решение так, чтобы было всем понятно, как надо поступить.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай.

Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки — «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку.

Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру «Правильно или нет?»

Воспитатель показывает ситуацию: человек плачет, закрыл лицо руками. Решение: подойти и обнять, погладить по голове, сказать хорошие слова.

Подобные ситуации воспитатель показывает несколько раз, потом дети могут их создавать сами, а медвежонок будет изображать, как надо поступить.

Игра «Самостоятельный енот»

Дидактическая задача. Учить правильно оценивать поступки; воспитывать самостоятельность.

Игровая задача. Показать еноту, как надо быть самостоятельным.

Игровые правила. Правильно подобрать карточку.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то пыхтит за ширмой. Это енот, он не может завязать себе шнурки. Енот сердится и кидает башмаки. Воспитатель спрашивает у енота, почему у него такое настроение. Енот отвечает, что башмаки у него плохие, не слушаются, а шнурки не хотят завязываться, поэтому он и разозлился. Енот не верит, что у детей башмаки и шнурки никогда не капризничают.

Воспитатель просит ребят показать, как надо обращаться со шнурками, чтобы они завязывались, и с ботинками, чтобы они хорошо надевались и красиво выглядели. Дети берут заготовки со шнурками и показывают, как надо их завязывать. Потом они объясняют еноту, как надо ухаживать за ботинками: мыть, смазывать кремом, сушить, ставить на полочку.

Затем дети играют в игру «Что нужно?» Воспитатель дает им карточки с изображением предметов и карточки с изображением ухода за ними (на одной карточке изображена обувь, на другой — крем для обуви; одежда —щетка; ковер —пылесос; пол —швабра и ведро). Сначала дети рассматривают карточки, потом называют изображенные предметы и способы ухода за ними, потом подбирают соответствующие карточки.

Игра «Проводим уборку»

Дидактическая задача. Воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.

Игровая задача. Научить Незнайку убирать свою комнату.

Игровые правила. Правильно подобрать карточки.

Ход игры

Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть.

Проводится игра «Убери на место». На карточках изображены предметы, которые надо «убрать на место», то есть подобрать к ним другие карточки, на которых изображено то место, куда надо этот предмет убрать: игрушки —на полки; книжки —в шкаф; карандаши —в коробки.

Дети рассматривают карточки, объясняют, что на них нарисовано, потом подбирают подходящий предмет.

Воспитание ребенка (3-4 года): психология, советы. Особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет

Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье – огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить – вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

Проверка родителей на крепость

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек – это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят — перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от возрастных особенностей развития.

Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. Нравственное воспитание детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.

Терпение – залог успеха

В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.

Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения – целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

  1. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
  2. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей – просто любите и не требуйте ничего взамен. Задачи воспитания ребенка 3-4 лет – это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
  3. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
  4. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
  5. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё — нужно подчиняться общим правилам. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
  6. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
  7. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода — так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

Будьте готовы к экспериментам

Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов – это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.

Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод – уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять хрустальную вазу, аналогично – спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).

Психология, советы и практические рекомендации

Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения с родителями, беседы становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.

Пополняйте запасы знаний

Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.

Воспитать ребенка – важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума – это в ваших руках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector