221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье

Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Карачева Елена Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №235», г. Барнаул

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Карачева Е.Ю. Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 23.03.2020).

Важным периодом нравственного становления личности является дошкольное детство. Первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность, является семья. Ребёнок усваивает нормы поведения и отношения родителей, многое перенимает у них и соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Нравственное становление ребёнка зависит от взрослых, от их примера, их стремления к совершенствованию собственной личности и происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребёнка с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Благодаря этому он усваивает элементарную культуру поведения, которая так необходима в будущем.

А.С. Макаренко указывал на то, что «Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».

Перед педагогом и родителями стоят следующие задачи в нравственном воспитании детей:

  • формировать у детей культуру поведения, воспитывать её дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;
  • учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать коллективные навыки, культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умение считаться с интересами большинства;
  • воспитывать культуру речи, т. е умение вежливо разговаривать, говорить с чёткой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции;
  • воспитывать культуру деятельности, т. е умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, договариваться с другими детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам;
  • формировать у ребёнка разумные потребности.

Воспитанность не образуется сама по себе. Часто ребёнок растёт, не соблюдая элементарных правил. С раннего возраста необходимо прививать детям элементарную культуру поведения. Как бы ребёнок не был развит, смышлён и внешне привлекателен, если он не обладает малейшими нравственными качествами и культурой поведения, о нём говорят: «Не воспитан». Воспитывая гармонично развитого ребёнка, нужно иметь в виду не только физическое здоровье и эстетическое развитие, нужно также своевременно учить его внешним формам выражения воспитанности. Ребёнок начинает перенимать привычки взрослых, жесты, способы общения ещё когда он не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Поэтому взрослым очень важно взглянуть на себя, чему учит ребёнка их пример. Нельзя научить ребёнка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребёнка оценивать тот или иной поступок. В период старшего дошкольного возраста, когда понятия «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо» воспринимаются осознанно, перед родителями и педагогами стоит задача развивать такие понятия, как вежливость, чуткость, скромность, дисциплинированность.

В дошкольном детстве, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно сформировать такие привычки, которые сопутствуют физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка и помогают ему овладеть культурой поведения. Культура поведения проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться и благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим.

Нравственное воспитание дошкольников в семье

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАТИИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Заяц Татьяна Викторовна

воспитатель НУУЦ « ERFOLG » г. Караганда

Родина — это город, в котором родился,

Аул, где ты вырос, школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая

способствовала твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать их,

они нужны тебе, как воздух и вода.

В настоящее время, полное противоречий и тревог, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан, истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активнодействующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

С этой точки зрения данная тема является востребованной и актуальной задачей. Целью статьи является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры на основе приобщения младших школьников. В последнее время мы все чаще говорим о качестве обучения, при этом забывая о качестве воспитания. Вместе с тем при этом все больше уделяется внимания ценностям, которые должны быть положены в основу учебно-воспитательного процесса. Это, прежде всего духовно-нравственные ценности, которые так необходимы современному человеку. Развитие их в самосознании еще маленького человека, гражданина, принесет оздоровление всему живому: и человеческой душе, и Природе, будет способствовать восстановлению гармонии отношений духовно-нравственного и материального. Самые главные ценности, о которых мы должны говорить сегодня это крепкая семья, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков. Эти ценностные ориентиры вырабатывались нашим обществом веками

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья.

Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому. .

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Читать еще:  Трудовое воспитание дошкольников это

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых.

Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда.

Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Список используемой литературы

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Дисс. доктора психол. наук. — М.: 1984.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/. Буре Р.С. и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

Нравственное воспитание дошкольников в семье
консультация на тему

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_seme.docx348.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Нравственное воспитание дошкольников в семье

Характер и нравственное поведение ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я».

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности.

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам, происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения, руководствуются в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя». У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание начал ответственности.

Становление личности ребенка происходит изначально в семье . Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения.

Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности.

В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку.

Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно . Не следует думать, что нравственное воспитание в школе способно в полной мере восполнить пробелы, допущенные в семье и дошкольном учреждении. Объём информации, который обрушивается на ребёнка буквально с первого дня обучения, настолько велик, что на планомерное духовно нравственное воспитание у современных учителей зачастую не остаётся ни времени, ни возможностей.

Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония.

К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Законы нравственного воспитания детей в семье:

1) Родители должны предъявлять единые требования к ребенку.

2) Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3) Ребенок нуждается в ласке, похвале.

4) Уважительное отношение членов семьи друг к другу.

5) В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Если эти законы всемье пополняются, значит, ребенок состоится как личность.

В заключении, хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, — можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

«Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу — корню всякого зла».

«Единственное, что мы можем дать своему ребенку и что всегда останется с ним, — это набор ценностей. Настоящих, которые лягут в основу всего. События мелькают стремительно, враги мирятся, друзья ссорятся и полное может оказаться пустым. Единственная опора и подсказка на все случаи жизни – простые, но настоящие ценности: ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ, РОДИНА, ВЕРА, ЧЕСТНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ПОМОЧЬ И ОТДАВАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БРАТЬ».

«Стремление создать счастливую жизнь ребенку баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно».

1. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Дата публикации: 19.12.2015 2015-12-19

Статья просмотрена: 1763 раза

Библиографическое описание:

Колесникова О. А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 965-968. — URL https://moluch.ru/archive/104/24281/ (дата обращения: 23.03.2020).

Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно — нравственного развития личности ребенка.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей. Дошкольный период детства — пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст — именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей.

Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка.

Воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…

Мы в своем детском саду оформляем для родителей уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей.

Очень часто на родительских собраниях выступаем с концертами. Наши родители незаменимые помощники на праздниках, помогают выполнять поделки с детьми,

Участвовать в выставках, посиделках. К праздникам периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. А также стараемся повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах духовно — нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей жизнью ребенка в детском саду Родители с большим желанием включаются в жизнь детского сада, направленную не только на духовно-нравственное развитие детей.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

В этом году с помощью родителей был реализован проект «Наши традиции» по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры. Родители помогали выполнять дома аппликацию валенков, выполняли ромашку семьи, делали фотоальбом с материалами дня рождения детей. Работа была захватывающая. На последнем родительском собрании мы со своим музыкальным руководителем Деминой Галиной Дмитриевной сделали праздник «Губкинские посиделки», где родители и дети показали, чему они научились за целый год. Очень задорные частушки прозвучали в исполнении бабушек и внучат, дети рассказали о предметах русского быта, рассказали пословицы и поговорки о добре, о Родине, о труде, играли в народные игры с родителями. Праздник запомнился на долго.

Рис. 1. Ансамбль «Сударушка» исполняет «Частушки»

Рис. 2. Родители совместно с детьми играют в русскую народную игру «Золотые ворота»

Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьёй и другими субъектами образовательного процесса в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  1. Ашиков, В.В. Ещё раз о воспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№ 4, — 4с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
  3. Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, № 4, 2006, — 41с.
  4. Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006, — 104 с.
  5. Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. — г. Губкин, 2007, — 96с.
  6. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987, — 144 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector