221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Портал образования

Автор: Мурзагалина Крестина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ «Центр образования №159» (структурное подразделение «Детский сад»)
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкорстостан
Наименование материала: статья
Тема: «Нравственное воспитание младших дошкольников»
Дата публикации: 22.03.2020
Раздел: дошкольное образование

Нравственное воспитание младших дошкольников.

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях

отражается нравственная чистота матери и отца»

Воспитание и развитие ребенка младшего дошкольного возраста имеет очень

важное значение, ведь именно в возрасте от 2-4 лет, мы закладываем его основы

дальнейшего нравственного развития. В процессе развития нравственных качеств

должна создаваться благоприятная обстановка для детей, т.е. должно происходить

сотрудничество между родителями и детским садом.

Основная задача дошкольного учреждения – это привитие нравственного

воспитания будущим членам современного общества. Педагоги активно

развиваются в этом направлении и включают все новые методы развития

личностных качеств детей.

В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной

— Формирование гуманных чувств и отношений;

— Сформировать уважение к своей национальности и проявление уважения к

— Воспитание основ патриотизма и гражданственности;

— Формирование желания и умения трудиться.

Дети очень хорошо воспринимают нравственное воспитание, по средствам игры.

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игровой

деятельности развиваются психические и мыслительные способности.

Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой

деятельности. Лишь в игре ребенок может поставить себя на место другого, и

научиться действовать в соответствие с нравственными нормами.

Можно использовать игровые упражнения такие, как «Будь всегда вежливым»,

«Добрые слова», «Вежливо-невежливо». В процессе этих игр дети вспоминают

как нужно вести себя в той или иной ситуации. Таким образом они закрепляют

Воспитание у детей добрых чувств, внимания, заботы, сочувствия, взаимопомощи

хорошо проявляются в игровых развивающихся ситуациях: «Угости кукол чаем»,

«Зайчонок заболел», «Верные друзья».

К возрасту 4-5 лет формируется способность к сюжетно-ролевым играм. Дети

активно проявляют интерес в перевоплощение в разные роли, учатся

взаимодействовать друг с другом. Сюжетно-ролевые игры такие, как «Больница»,

«Магазин», «Парикмахерская» помогают детям понять простые жизненные

ситуации. Игры «Дом», «Детский сад» — воспитывают гуманные чувства у детей.

Также дети хорошо воспринимают нравственное воспитание по средствам сказок.

Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают

добро и зло. Участвуя в театрализованных играх ребенок, изображая, того или

иного героя пропускает через себя его положительные и отрицательные качества,

делая для себя выводы, как нужно поступать в данной ситуации.

Главным средством воспитания в дошкольном возрасте является трудовая

деятельность. Важным моментом при планирование трудовой деятельности

является формирование трудовой активности ребенка как собственного критерия

Неоднократно подчеркивал высокую значимость дошкольного возраста в

становление нравственных черт характера А.С. Макаренко. Именно в данном

возрасте, при условии целенаправленного воспитания закладываются основы

моральных качеств личности.

Важность трудовой деятельности в правильном развитии человека отмечал К.Д.

Ушинский. В своих работах Ушинский говорит о том, что труд, является главным

фактором создания материальных ценностей и необходим для физического,

умственного и нравственного совершенствования человека.

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

— Общий, совместный и коллективный труд.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связанно с нравственным

воспитанием: в ходе данной деятельности воспитываются личностные качества и

положительные взаимоотношения между детьми. Формируются такие качества,

усидчивость, добросовестность, взаимопомощь. Воспитывая положительное

отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное

качество личности. В труде дети успешно усваивают и закрепляют нравственные

В заключение хочу написать, что мы должны формировать основы нравственного

воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста. В дошкольные года под

руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения,

отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы

После проведенной работы к концу 4-5 лет дети уже умеют правильно оценивать

свои поступки, становятся доброжелательными друг к другу, взрослым,

проявляют заботу, соблюдают правила поведения в детском саду.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 17.03.2019 2019-03-17

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Зайцева Е. В., Карпова Э. В. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №9.1. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/archive/247/56821/ (дата обращения: 23.03.2020).

Одним самых важных периодов развития нравственных качеств и представлений является младший дошкольный возраст от двух до четырех лет. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к воспитательному воздействию, в младшем дошкольном возрасте формируются основные нравственные понятия о хорошем и плохом, поведенческие навыки, а также хорошее отношение к окружающим. Самая благоприятная обстановка для развития нравственных качеств создается при сотрудничестве семьи и детского сада. В основу будущего нравственного развития ребенка закладываются моральные чувства, представления, навыки и опыт, сформированные в дошкольном детстве.

С приходом ребенка в детский сад для него изменяется привычный уклад жизни, он больше контактирует с другими взрослыми и детьми. Благодаря этому, постепенно, развивается сюжетно-ролевая игра, он включается в систематическую и обязательную групповую деятельность (образовательная деятельность), принимает участие в играх вместе с другими детьми (игры с правилами, сюжетные и сюжетно-ролевые игры и др.), а также, выполняет трудовые поручения воспитателя. Развиваясь в детском саду, малыши должны усвоить новые и более сложные правила, направленные на взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которые будут регулировать их поведение.

У ребенка на третьем году жизни происходит возрастной кризис, при котором он имеет немало общего с детьми предыдущей возрастной группы, но появляются новые психические новообразования, которые позволяют овладевать более сложными навыками, сформировывать новые представления и способствует накоплению личного опыта поведения и деятельности. В тоже время, требуется более внимательное и бережное отношение для формирования правильных знаний и представлений о моральном поведении. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. [1; 69]

На следующей возрастной ступени у ребенка велика потребность во внимании взрослого, ласке. Во многом они еще зависимы от старших, это обусловлено отсутствием у детей простейших навыков самообслуживания и гигиены, умения играть, заниматься самостоятельно и не полностью сформированным навыком общения с окружающими.

Поэтому одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в быту, игре и образовательной деятельности. Дети должны научиться делать самостоятельно то, что им по силам и соответствует жизненному опыту. Благодаря этому дети могут не только обслуживать себя, но и поддерживать порядок в окружающей обстановке, то есть управлять своим поведением, соблюдая ряд правил и не прибегая к помощи взрослого.

Воспитатель может предъявлять более высокие требования детям трех лет, потому что к этому возрасту у детей наблюдается рост самостоятельности, значит, они могут больше контактировать со сверстниками, выполняя поручения, организовывая совместную игру и так далее, считаясь с интересами и желаниями других. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне и сверстникам). Так, педагог воспитывает у детей этого возраста умение здороваться, вежливо обращаться к старшим и товарищам, благодарить, играть в совместные игры, учитывая интересы и желания других, не мешая в игровой деятельности сверстникам, беречь свои и чужие вещи, спокойно ждать, пока товарищи завершат свои гигиенические процедуры. [3; 184]

Для реализации задач нравственного развития воспитатель использует подражательность, как особенность детей двух-четырех лет. То есть своим собственным примером, он показывает детям образец правильного и культурного поведения с положительным отношением к окружающим и работе. Этому способствует свойственная детям младшего дошкольного возраста большая эмоциональная отзывчивость к поступкам и отношению к ним. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим. [2; 158]

Читать еще:  Эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства

На четвертом году жизни воспитатель продолжает развивать у детей хорошее и доброе отношение к окружающим, стремление быть добрым и культурным, а так же развивает его совестливое отношение к своим поступкам, умение их оценивать.

Одну из важнейших воспитательных задач составляет развитие дружеских взаимоотношений и общения между детьми. Ранее это была только задача поддержания радости при общении с товарищами. Вместе с тем педагог учит детей замечать нарушения правил взаимоотношений (отнял игрушку, ударил и так далее). [4; 133]

С трех лет стремление к общению с другими детьми возрастает, в этом возрасте ребята уже становятся хорошими соигроками, так как уже начали понимать действия и речь товарищей, объяснять свою точку зрения, договариваться о совместной игре или каком-либо занятии.

Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно относиться к более младшим дошкольникам, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

В связи с особенностями поведения детей младшего дошкольного возраста (отсутствием выдержки, неумение своевременно и правильно выполнять правила поведения) [1; 58], у ребенка может появиться противоречие в желании подчиняться определенным требованиям воспитателя. Вместе с тем малыши очень внимательны к словам взрослых, особенно тогда, когда они сказаны правильным убедительным тоном. Благодаря этому дети побуждаются поступать соответственно с требованиями и правилами поведения.

Важную роль в формировании навыков и привычек культурного поведения играет мотивация ребенка, которая способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственными побуждениями. Например, дети четырех лет могут выполнять элементарные поручения взрослых, опираясь на правила поведения, они начинают осознавать простейшие мотивы значимости их дела для общества. Это обязывает воспитателя организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы формировать мотив интереса к делу, желание заслужить одобрение окружающих, а также формировать нравственные мотивы (быть нужным окружающим).

Взаимодействие детского сада и семьи играет немаловажную роль в нравственном развитии младших дошкольников. Организация педагогически ценного повседневного общения, а также доступной совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками значительно успешнее формирует устойчивые привычки правильного поведения, в соответствии с общепринятыми правилами, культура поведения и взаимоотношения выходит на новый уровень и проявляется иначе, чем раньше. [5;82]

У ребят формируется представления о бережном отношении к растениям и животным. Они начинают понимать, что нужно ответственно относиться и ухаживать за животными, птицами и растениями, а также стараются активно участвовать и помогать взрослому в подобных делах.

Дети начинают понимать, что окружающие взрослые заботятся о них, о том, чтобы дома и в детском саду им было хорошо и комфортно, а для этого нужно бережно относиться к труду взрослым и приходить на помощь при любой возможности. Видя перед собой пример, они начинают так же относиться к своему труду и труду товарищей.

Усваивая эти понятия, у них так же формируются знания о том, что нужно беречь мебель, одежду и обувь, потому что в них тоже вложен чужой труд. Дети усваивают информацию о том, что все взрослые окружающие работают: строитель — строит дома, продавец продает различные товары, воспитатель и учитель занимаются и воспитывают детей и т. д. Это все труд взрослых и ребенок понимает, что нужно не только беречь, но и помогать. Он усваивает, что помогать взрослым и товарищам — это хорошо.

Так же в этом возрасте формируется представление о правде и лжи, то есть, нужно говорить правду и ничего не утаивать от родных, близких и воспитателя. И ни в коем случае нельзя обманывать, потому что это плохо.

Подводя итог, можно сказать, что уже в младшем дошкольном возрасте формируются элементарные нравственные представления, умения и навыки. Так же дети получают знания о явлениях общественной жизни и нормах поведения в обществе, об общении с взрослыми и сверстниками.

Осуществлению задач нравственного воспитания способствует, в первую очередь, активное взаимодействие с семьей и детским садом, которые должны создавать условия для совместного общения и общей деятельности.

У детей младшего дошкольного возраста реализации задач морального развития может помешать проявление негативизма, упрямства, своеволия и других подобных качеств, что свидетельствует о психических новообразованиях, по-другому о кризисе трех лет «Я сам». В этом возрасте ребенок самоутверждается, стараясь показать все, что умеют и получить одобрения взрослых. Педагогам нужно строить работу таким образом, чтобы предупреждать возникновение негативизма к воспитательному воздействию, а если есть исключения в виде некоторых детей, то воспитатель должен направить воздействие на устранение негативных качеств. Таким образом, преодоление этих качеств может быть одной из задач воспитания на данном возрастном этапе.

Воспитание таких положительных качеств, как доброта, взаимоуважение, соблюдение правил приличия в деятельности и в общении, а так же умение взаимодействовать в совместной деятельности (общие игры, разнообразная деятельность), простейших нравственных представлений, умений и навыков, является одной из главнейших задач в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста.

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд. — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 208 с.

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Зарубежные психологи о развитии ребёнка — дошкольника. — М.: Мозаика-синтез, 2006. — 397 с.

3. С. А. Козлова. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Просвещение, 1999. — 160 с.

4. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). — М.: Просвещение, 2000. — 300 с.

5. М. Г. Яновская. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 2011. — 133 с.

Выступление на РМО «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы.»

Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе. Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющее его поведение в обществе. Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье ,а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи положительного и отрицательного .

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно усложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьюторные игры, развивающие эгоизм и жестокость).Почему воспитание нравственности нужно начинать в раннем возрасте?

В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослого как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья .Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье. Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся: убеждение и беседа, побуждение к действию, взывание к сочувствию и сопереживанию, поощрение и наказание. В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными .Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретирую данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста.

Читать еще:  Трудовое воспитание детей

Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания- самовольного отказа от поощрения, блага). Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют: игра, сказка, творческое задание, труд, человеческая деятельность, природа, общение со сверстниками и со взрослыми.

«Преимущество игры по сравнению с другими средствами воспитания заключается в том, что она является «школой воспитания добрых чувств в действии».Л С .Выготский.

Игра оказывает огромное влияние на личность ребенка. Она как важнейшая деятельность детей – великолепная форма организации их жизни. Там, где дети много играют они растут более организованными, дисциплинированными. Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения с детьми. Но следует помнить, что игра воспитывает только тогда, когда в своей основе имеет нравственное содержание. Одно дело, если малыш отображает в игре заботливое отношение к игрушке. Другое, если в той же игре грубо обращается с ней.

Поэтому организуя игровую деятельность детей, забочусь о том, чтобы она была содержательной и воспитывающей.

Работаем мы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В своей работе с детьми использую методику Н.Ф. Губановой «Развитие игровой деятельности», современную технологию М.Д. Махоневой «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

Игровая деятельность с детьми проводится в разных режимных моментах.

В группе, где я работаю, наблюдая за играми детей, вижу , что малыши в начале года часто ссорятся из – за игрушек, не уступают их друг другу. Многие дети плохо обращаются с игрушками: носят кукол за волосы, бросают игрушки на пол, даже ломают.

Как научить детей беречь игрушки, быть чуткими, внимательными друг к другу, как воспитать добрые чувства в раннем возрасте?

Свою работу мы начали с того, что создали благоприятные условия для игр: приобрели необходимые игрушки, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам для ДОУ. Мы продумали и правильно расположили игровые зоны: организовали их таким образом, чтобы детям было в них удобно играть. Игрушки разместили в определенном порядке по видам игровой деятельности. Познакомили детей с местом хранения игрушек. Способ хранения целесообразный и доступный детям: ребенку удобно достать и убрать игрушку после игры. Очень важно, чтобы места для игрушек были постоянными. Это позволяет детям самостоятельно находить нужную игрушку, уменьшает возможность возникновения конфликтов. И конечно всякий раз, убирая игрушку, ребенок знает, куда ее поставить. Приучая малышей к порядку, мы говорим:

«Дети, поиграли, уберите игрушки на место»

А теперь за дело дружно!

Убирать игрушки нужно!

Все машины ждут,

Куклы, мишки ждут,

Когда к ним подойдут

И на место уберут!

Все дети включаются в работу, наводят порядок. За сделанную работу, хвалю малышей и говорю : «Вот какая добрая Полина, посадила куколку в колясочку, а Женя поставил машину в гараж». Одновременно своим примером показываю заботливое отношение к игрушкам. Обращаю внимание детей как красиво, когда игрушки стоят на месте. И вместе с детьми говорю:

У нас все в порядке!»

Но бывали случаи, когда малыш мог оставить куклу там, где играл. Вновь обращала на это внимание, говорила, что кукле плохо, «оживляла» ее. Прием одушевления игрушки позволяет проникнуться ребенку сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Ласково говорила: «Чья это дочка плачет? Ей холодно. Она хочет, чтобы ее положили в колясочку». Ребенок реагирует на мои слова, поднимает и жалеет куклу. Вижу, как Сережа забывает про своего мишку, так как его внимание привлекает машина. Говорю: «Тебе хочется поиграть с машиной, положи мишутку спать. Ему обидно, ты забыл про него».

Игры с куклами требуют от детей порядок в кукольном уголке. Однажды поиграв, Соня и Лиза забыли убрать посуду на место, я от имени кукол сказала девочкам, что кукла Катя обиделась на них за то, что они забыли убрать посуду на место. Девочки начали наводить порядок, остальные малыши наблюдали, как они это делают. Вот так постепенно мы приучаем детей к бережному отношению к игрушкам и порядку, усваивая правила: «Каждой игрушке – свое место», «Прежде, чем взять игрушку, убери ту, с которой играла раньше» . Только при систематическом требовании со стороны педагогов можно сформировать умение и навыки.

Организуя игровую деятельность детей, особое значение придаю формированию доброжелательных отношений между ними, предупреждению отрицательных.

Игры с куклой имеют особое значение для нравственного воспитания.

Играя с куклами, мы систематически последовательно упражняем детей в проявлен ии добрых чувств . С большим интересом прошла игра «Разбудим куклу». В этой игре я уделяла внимание воспитанию у детей таких чувств, как нежность, заботливость. Обращаясь к детям, говорила: «Будить Катю нужно ласково и нежно ». Послушайте, как я разбужу Катеньку.

Открой глазки. Светит солнышко с утра.

В детский сад идти пора.

А теперь ты, Сонечка, разбуди Катю.

Через игру «Катя заболела» воспитывала в детях сочувствие, бережное отношение к больному. Говорю: «Ой, Катя заболела! Надо вызвать врача». Звоним по телефону. Ставим градусник. Врач (Миша) делает укол, даем лекарства. При этом учу детей ласково обращаться с куклой, сочувствовать ей.

В результате проделанной работы добрые чувства детей переходят в привычку и распространяются на отношения с игрушками и с детьми. Малыши научились убирать за собой игрушки. Сейчас они не разбрасывают их и прежде, чем взять другую убирают ту, с которой играли раньше. Поиграв, без слез уступают ее. Они говорят: «Поиграю немножко и тебе дам». Дети реже ссорятся. И даже если малыш во время игры обидел кого-то, то старается быстро успокоить плачущего ребенка, утешить обиженного (погладить по головке, дать игрушку), при этом испытывая чувство жалости, сострадания к физической боли малыша. А это говорит о формирующихся у ребенка гуманных чувствах.

Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим – задача, которое общество должно решать с самого раннего возраста и она является основой нравственного развития личности.

Как же развивать в ребенке отзывчивость? Как сделать его добрее? Как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально – нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.

При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты в которых идет речь о взаимовыручке, восстановление справедливости( «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»),торжестве правды над обманом(«Козлята и волк»).

Сказка не дает прямых наставлений детям – «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но вее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось- не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказка «Теремок» учит дружить.

Читать еще:  Специфика художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста

И в заключение хочу сказать, что жизнь диктует нам необходимость совместной работы детского сада и семьи, как главного условия воспитания ребенка. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если мы — педагоги и родители станем равноправными партнерами, так как мы воспитываем одних и тех же детей. В своей работе я использую разнообразные формы работы с семьей в воспитании детей через игру. Самая распространенная из них – родительские собрания, которые мы проводили по следующим темам:

«Игра – не забава»,

«Играем пальчиками и развиваем речь»,

Воспитание детей вызывает у родителей множество вопросов, с которыми они обращаются к воспитателю. Часто мы сами видим необходимость провести консультацию по той или иной теме.

Игры детей третьего года жизни,

Как научить беречь игрушки и убирать их на место,

Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей детей.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Особенности возраста

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, т.ж. добрые чувства к окружающим. Наиболее успешно это происходит в условиях совместного благоприятного педагогического воздействия семьи и детского сада. Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития.

С момента перехода малышей, от отношений в стенах дома к жизни в коллективе дошкольной группы, жизнь их заметно изменяется. Возникает и развивается умение участвовать в сюжетно-ролевой игре, включаются в регулярную и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении индивидуальных и коллективных поручений. В этот период ребята усваивают новые, более сложные для них правила, корректирующие их поведение, взаимоотношения с окружающими их взрослыми и ровесниками.

Поэтому одной из главных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. У детей следует формировать умение делать самим то, что соответствует их жизненному опыту и является посильным для них. Получая опыт самостоятельности, малыш уже не только может обслужить себя (умываться, одеваться, раздеваться, складывать одежду, держать ложку), но и получает способность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место книги, игрушки), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. самостоятельно управлять своим поведением.

К трем годам наблюдаются качественные изменения в росте самостоятельности, что позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, оказывать помощь, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других.

Создавая условия для индивидуальной и совместной деятельности малышей, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне, ровесникам). Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей данного возраста, т.е. показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям. В обществе детей ребенок учится, соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии.

К тому же маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. В связи с этим, у детей в возрасте от двух до трех лет уже можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям контролировать свои импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам.

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети младшего возраста способны выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствуясь в своем поведении правилами, они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает взрослого организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить положительную оценку окружающих, формировать и нравственные мотивы — быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, или с определенной личностью. В связи с этим нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.

Однако дети не умеют еще соотносить своими поступками с представлениями о нравственной норме. К тому же у ребят очень слабо развито умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.

Однако при взаимодействии семьи и детского сада, организации повседневного общения, а также доступной для детей этого возраста совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых норм поведения решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими постепенно изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.

Воспитанники младшей группы усваивают, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Что нужно учитывать в процессе воспитания детей?

Правильная организация воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:

Это означает, что ребенка нельзя заставлять выполнять поручения насильно и нагружать непосильными для него заданиями.

2. Каждой трудности — по разу.

Чтобы процесс воспитания не был монотонным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Кроме того, что это сделает процесс приобщения к социуму интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.

3. Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения любого навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к какой-либо деятельности следует четко поставить ему результаты работы.

4. Разбудить интерес.

Кроме мотивации для усвоения норм детям необходимы такие качества, как внимание, упорство, настойчивость. Именно этих качеств часто не достает большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует использовать доступные для детей приемы. Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

5. Не наказывайте заданием.

Ни в коем случае не следует наказывать детей заданием. Процесс должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает нравственное воспитание детей в младшем возрасте?

Дети получившие правильное воспитание растут самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×