221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
консультация (средняя группа) на тему

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
nravstvennoe_vospitanie_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста .

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. В среднем дошкольном возрасте развивается потребность в «деловом» общении, сотрудничестве со взрослым. На пятом году жизни завершается переход ребенка от деятельности, производимой совместно со взрослым, к деятельности, осуществляемой самостоятельно.
Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка 4—5 лет образцом, которому он все более осознанно следует. Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. К 5 годам у ребенка возрастает способность к произвольному подчинению своих поступков определенным моральным требованиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что в данном возрасте формируются только элементы произвольности поведения. Дети среднего дошкольного возраста еще достаточно импульсивны, поведение их нередко определяется внешними обстоятельствами, настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля со стороны взрослого.
На протяжении среднего возраста неуклонно нарастает потребность в общении со сверстниками, разнообразнее становятся формы общения. Возникают довольно устойчивые взаимоотношения между детьми, основанные на личной симпатии. К 5 годам коллективные игры начинают занимать преобладающее место в игровом общении детей. В процессе совместной деятельности дети самостоятельно объединяются в небольшие группы, привыкают согласовывать свои действия друг с другом ради достижения общей цели, помогать сверстникам.
Активно развивается эмоциональная сфера. Чувства ребенка начинают приобретать социальную направленность. К 5 годам чувства становятся более устойчивыми и управляемыми, возрастает роль слова в их регулировании. Дети проявляют интерес к занятиям, активно осваивают правила поведения, что постепенно приводит к возрастающей организованности и дисциплинированности. Задачи нравственного воспитания дошкольников предусматривают комплексное развитие нравственных чувств, поведения, нравственных представлений.
Эмоциональная отзывчивость детей среднего дошкольного возраста — одна из важных особенностей, определяющих их нравственное развитие. Задаче формирования нравственных чувств детей уделяется в этот период первостепенное внимание. Происходит дальнейшее развитие чувства любви к близким людям, привязанности к воспитателю. На этой основе формируется признание авторитета взрослого, привычка к выполнению его требований, что обеспечивает к 5 годам становление уважения к старшим и послушания как черты поведения. Продолжается развитие отзывчивости, заботливого отношения к сверстникам. Это становится основой для постепенного формирования коллективизма, гуманного отношения к окружающим. Ставится задача формирования чувства любви к природе, к родному городу, к детскому саду — важному условию воспитания любви к Родине.
Необходимо придать формирующимся чувствам детей 3—5 лет активный, действенный характер, обеспечить их воплощение в реальных поступках: уход за растениями, поддержание порядка в группе и т. п. Поэтому задача развития нравственных чувств детей неразрывно связывается с задачей формирования основ нравственного поведения, нравственных привычек. С младшей группы активно решается задача воспитания дружеских, доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками. К 5 годам у детей достаточно устойчиво проявляется дружеское расположение друг к другу, умение считаться с интересами и замыслами товарищей, помогать им, стремление дружно играть и трудиться.
Большое внимание уделяется задаче воспитания у дошкольников нравственного поведения по отношению к взрослым: слушаться старших (выполнять предъявляемые требования и правила поведения), быть вежливым, уметь выразить взрослым свою привязанность (принести стул и предложить сесть, ласково обращаться к близким, порадовать к празднику подарком: рисунком, поделкой и т. п.).
Выдвигается задача овладения основами культуры поведения, формируются привычки вежливого отношения к окружающим. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила (здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т. п.). Осваиваются и некоторые правила культуры поведения в общественных местах (не мешать другим, спокойно вести себя, говорить тихо, быть приветливым), правила коллективной игры и труда, закрепляется привычка бережно относиться к вещам, поддерживать чистоту и порядок.
Опыт поведения у дошкольников 3—5 лет только складывается, поэтому особое значение приобретает задача своевременного формирования самостоятельности как фактора развития детских взаимоотношений и нравственного поведения. Под влиянием воспитателя происходит переход от элементарной самостоятельности в выполнении отдельных приемов и несложных процессов в младшем дошкольном возрасте к более сложной и разнообразной самостоятельной деятельности в среднем дошкольном возрасте и к формированию в дальнейшем самостоятельности как доминирующей черты поведения и деятельности.
Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени младшего и среднего дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т. п. Воспитатель использует конкретные проявления детей в игровой и трудовой деятельности, чтобы раскрыть нравственный смысл их поведения: дружно ли играли, делились ли игрушками, уступали ли друг другу, помогали ли товарищам. Чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, просмотр инсценировок, разговоры с детьми на нравственные темы — все это способствует формированию первых нравственных представлений.
В среднем дошкольном возрасте происходит формирование первых представлений о труде людей, об общественных праздниках, о жизни советских людей.
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взимоотношения со сверстниками. Постепенно ребенок 4—5 лет научается подчинять свои желания требованиям взрослого, замыслам детского коллектива. Появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.
Таким образом, задачи и содержание нравственного воспитания детей 3—5 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.
Образ жизни ребенка определяется характером его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми, а также характером предъявляемых к нему общественных требований. Своеобразие воспитания ребенка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность — игра, труд, занятия — протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. Совместный образ жизни детей в группе детского сада, основанный на общности решаемых задач, совместных радостных эмоциональных переживаниях и стремлениях, равенстве прав и обязанностей, активном сотрудничестве в разнообразной коллективной деятельности, создает основу для нравственного воспитания, формирования основ нравственных отношений между детьми. Целенаправленно обогащая нравственное содержание детской деятельности, совершенствуя способы организации детей, обеспечивая принятие детьми нравственной мотивации деятельности, воспитатель способствует планомерному накоплению дошкольниками ценного морального опыта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск.

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск.

Консультация для воспитателей.

Из опыта работы МДОУ д/с № 37 г. Подольска.

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

Наташа Швецова
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

Развитие основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. Принципы развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде).

Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.

От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе — поступки, соответствующие нормам поведения гражданина современного российского общества.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников и в качестве одной из задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Одним из основных принципов дошкольного образования в настоящее время является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Нравственность — неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства.

Следовательно, нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.

Методы и средства нравственного воспитания детей 4-5 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения,чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Нравственное воспитание включает в себя воспитание дружеских взаимосвязей и взаимоотношений между детьми, привычку играть и трудиться сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления совершать хорошие поступки и радовать ими окружающих. К этой же категории можно отнести воспитаниеуважительного отношения к окружающим людям: заботу о малышах, помощь пожилым и др.

Анализ деятельности МБДОУ «Детский сад №12» г. Чернушки по нравственному воспитанию дошкольников среднего возраста и первичная диагностика уровня нравственного воспитания средних дошкольников показали,что:

деятельность по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста ведется, но осуществляется эпизодически, бессистемно;

имеются некоторые документы для правильной организации деятельности по нравственному воспитанию дошкольников, но они существуют на уровне «для галочки»;

созданы необходимые условия для нравственного воспитания детей, но условия в полной мере не используются;

уровень образования и квалификации педагогов позволяет реализовывать данный вид деятельности;

у испытуемых дошкольников отмечается средний уровень осознания нравственных норм, элементарные нравственные нормы сформированы в большей степени, чем другие. Также у испытуемых воспитанников на среднем уровне находятся показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

По итогам проведенного исследования разработан комплекс практических мероприятий, направленных на осуществление нравственного воспитания дошкольников среднего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Цель комплекса мероприятий: создание условий для нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

чтение народных и авторских сказок, литературных произведений сказки о материнской любви;

цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

тематические выставки детского творчества.

знакомство детей с примерами высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

экскурсии на природу;

слушание музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших);

диагностика представлений о нравственных нормах.

В качестве критерия нравственной воспитанности личности дошкольника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности.Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

отношение к обучению;

отношение к людям;

отношение к самому себе;

отношение к природе;

отношение к труду;

отношение к действительности.

Таким образом, общение с ребенком в ДОУ должно строиться на доверии, на чувстве глубокой любви, уважении его личности, прав. Такой стиль воспитания будет способствовать развитию нравственности любого ребенка.

1. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. — М. : Спарк. — 2011. – 289 с.

2. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. — М,: Владос. — 2008. – 289 с.

3. Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. — 2007. — №7. — С. 21-29.

4. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. / Под ред. Буре Р. С. — М. : Наука, 2010. – 209 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Интернет-ресурс: http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf Дата обращения:12.11.2014

Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста». 1. Введение. 2. Основные цели и задачи духовно-нравственного развития.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Конспект родительского собрания в форме КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова.

Консультация для родителей и педагогов «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание ребенка нужно начинать ка можно раньше. Под влиянием взрослым у ребенка к пяти годам начинают складываться важные.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» Воспитатель: Воронова Т. А. «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное.

Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем.

Презентация «Социально-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социально нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» И.Ф. Харламов

Целью данной работы является изучение эффективных форм и методов, а также условий воспитания привычек социально-нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста. Объект данной работы ­ сам процесс социально нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Предмет изучения ­ наша деятельность, направленная на воспитание привычек социально-нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Выявить сущность социально-нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения как психолого-педагогического процесса; 2. Изучить программы воспитания детского сада; методы и формы воспитания привычек социально- нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста; 3. Разработать рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста по формированию привычек нравственного поведения.

Три основных варианта воспитательного воздействия: 1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая; 2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило. 3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

Таким образом, средний дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных привычек.

Методы реализации этих задач 1. Создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. 2.Создание у детей практического опыта общественного поведения: — Воспитание нравственных привычек; -Пример взрослого или других детей; -Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; — Организация совместной деятельности; -Совместная игра. 3. Формирование нравственных представлений, суждений и оценок: беседа воспитателя на этические темы; — рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания; — чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев; — игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы; — положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста, использовали следующие методы:

Чтение и анализ художественных произведений

Беседа и рассматривание картин

Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия: 1. Пример взрослых 2.Позитивный настрой. 3. Связь с семьей

Основные способы педагогического воздействия на детей: Приучение Упражнение Воспитывающие ситуации Поощрение Пример для подражания Разнообразие словесных методов Разъяснение Беседа

Решение следующих задач: -развитие игровой деятельности детей; -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Социально – личностное развитие осуществляется через такие виды образовательной деятельности: 1.Ситуативные беседы при проведении режимных моментов 2.Развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания. 3.Помощь взрослым. 4.Участие детей в расстановке и уборке инвентаря, оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений 5.Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов. 6.Досуги, праздники. 7.Наблюдение за трудом взрослых в помещении ДОУ, на прогулке. 8.Чтение и обсуждение, слушание литературы социально – нравственного содержания. 9.Игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, хороводная, театрализованная, игра-драматизация, 10.Рассматривание иллюстраций о семье, городе, стране. Фото семьи, поселка. 11.Самостоятельную деятельность. А также через работу с родителями (совместные рисунки, изготовления герба семьи)

Вывод: Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Проблема формирования социально-нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед нами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей, самыми ценными качествами детей, считают доброту и отзывчивость. Важность этой задачи очевидна.

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Воспитание нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений с взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте – с развитием и пониманием речи окружающих – вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.

Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач. Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства воспитания привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Наши усилия должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

Творческий проект «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки».

    Иннокентий Головко 3 лет назад Просмотров:

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 8 г. Шахтерска Углегорского муниципального района Сахалинской области. Творческий проект «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки». Павлова Татьяна Валентиновна Педагог высшей квалификационной категории Чепурная Наталья Михайловна Педагог первой квалификационной категории 2014 год.

2 Участники проекта: Дети средней группы МБДОУ 8 г. Шахтерска Сахалинской области, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный работник. Тип проекта: 1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий; 2. По содержанию: игровой; 3. По числу участников проекта: групповой; 4. По времени проведения: краткосрочный (2 месяца); 5. По характеру контактов: ребенок и педагог, ребенок и семья; 6. По профилю знаний: О.О. «Социально-коммуникативное развитие» О.О. «Развитие игровой деятельности» Состав проектной группы: Руководители проекта воспитатели средней группы, дети, родители. Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки. Задачи проекта: 1. Способствовать формированию у детей личностного отношения к соблюдению моральных норм; 2. Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; 3. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым на примере героев русских народных сказок. Актуальность проблемы: Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Недаром в законе РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. И ФГОС ДО, который на сегодня является основным документом для педагогов ДОУ, направлен на решение нескольких задач. Одна из которых: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно

3 перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Духовно-нравственное развитие личности дошкольника есть целенаправленный процесс развития к становлению личности ребенка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной сферы личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей. Под «духовно-нравственной сферой личности ребенка» понимаем область развития личности, предусматривающая собой совокупность ее содержательных характеристик: развитие нравственных чувств, становление нравственного убеждения и нравственной позиции, формирование нравственных привычек, умений и навыков поведения. Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, эмпатийность). Проект включает в себя 3 этапа: Подготовительный; Основной; Заключительный. Значимость проекта для всех его участников: В результате решения данной проблемы дети начинают осознанно относиться к соблюдению моральных норм, и доброжелательно относиться друг к другу. Педагоги: осваивая метод проектирования метод организации насыщенной детской деятельности, придают ей новые формы, эффективно развивают творческое и познавательное воображение детей среднего дошкольного возраста и воспитывают у детей культуру деятельности и культуру общения. Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, формируя духовно-нравственные качества своего ребенка.

4 Предполагаемое распределение ролей в проекте: Воспитатель: организует проблемные ситуации, совместную продуктивную и игровую деятельность с детьми; консультирование родителей. Дети: участвуют в игровой, театральной и образовательных деятельностях. Родители: помогают подготовить новый материал для игровой и театральной деятельности детей, пополняют новыми книгами, иллюстрациями «центр книги» Ожидаемые результаты: Осознание доброго, уважительного и заботливого отношения детей друг к другу и к своим родителям; Развитие коммуникативных способностей детей в ходе игровой деятельности; Развитие творческих способностей у детей в ходе продуктивной деятельности; Гармонизация детско-родительских отношений. Этапы реализации программы: I этап подготовительный ( ). Создание банка идей и изучение литературы по теме проекта; Разработка программы руководства проектом составление перспективного плана работы с детьми по всем образовательным областям и видам деятельности; Подбор консультаций для родителей; Подбор необходимого материалов для практической реализации проекта. II этап практический ( ). Деятельность детей и педагогов; Деятельность детей и родителей. III этап заключительный ( ). Оформление результатов проекта; Определение перспективы на будущее. Возможный риск: слабая заинтересованность родителей. Путь преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями; Информирование родителей с помощью информационных стендов. Описание проекта: Основные принципы, положенные в основу работы: Принцип активности и сознательности участник педагогов в поиске новых, эффективных форм и методов работы, направленных на

5 формирование у детей нравственных качеств (дружелюбие, сострадательность, совестливость, уважительность, честность, вежливость, скромность). I. Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми: 1. О.О. «Социально-коммуникативное развитие» Игровая ситуация «В гости к героям сказки «Кот, петух и лиса» — Учить детей правильно вести себя в гостях (познакомить с речевыми конструкциями поздравления, с правилами культурного поведения за столом). Рассмотреть модели поведения в различных ситуациях. Игровая ситуация «В мире вежливых слов» (по сказке Гуси-лебеди Продолжать знакомить детей с понятием «вежливый, культурный человек», поддерживать стремление быть культурным человеком, формировать навыки культурного поведения, обсудить, как нужно поступать в различных ситуациях, какие слова использовать. Игровая ситуация «Волшебные слова» (по сказке «Теремок») Учить детей правильно и уместно использовать вежливые слова, формировать умение употреблять в речи слова приветствия, прощания, вежливо выражать свою просьбу, адекватно действовать в различных ситуациях. Игровая ситуация «Забияка лиса» (по сказке «Зайкина избушка») Рассмотреть различные ситуации и модели поведения. Учить детей выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, осознавать свои чувства, желания и понятно выражать их. 2. О.О. «Развитие игровой деятельности» Беседа «Что такое дружба?» — Формировать представления детей о понятии «настоящая дружба», способствовать становлению товарищеских взаимоотношений в группе, акцентировать внимание детей на случаях взаимопомощи, взаимовыручки на примере сказочных героев. Беседа «Что значит выражение «доброе сердце»?» — Учить детей оценивать поступки других людей, свои поступки, действия персонажей знакомых сказок. Побуждать детей быть добрыми и отзывчивыми, учить выражать сочувствие обиженному и порицание нарушителю. Беседа «Наши поступки» — Учить детей оценивать свои поступки, поощрять стремление заступаться за слабых, уступать им, заботиться о них. Воспитывать отзывчивость, желание быть справедливым. 3. О.О. «Речевое развитие» Отгадывание загадок по сказкам (Приложение 1) Беседа по сказке: Сказка «Гуси-лебеди» — Говорили с детьми о проблеме последствий безответственного поведения и способов исправления ошибок.

6 Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — Говорили с детьми о проблеме последствий детского непослушания. Сказка «Зайкина избушка» — Говорили с детьми о проблеме превосходство силы и готовность помочь тому, кто в беде. (Приложение 2). Развитие речевого творчества (придумываем новый конец сказки «Кот, петух и лиса» (Приложение 3). 4. О.О. «Художественно-эстетическое развитие» Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина «Теремок» — вызвать у детей интерес к книгам, к творчеству Е. Чарушина, пробудить эмоциональный отклик на его рисунки, рассказать отрывок сказки по предложенной иллюстрации. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Зайкина избушка» — развивать эмоциональную отзывчивость на иллюстрации, расширять представления о работе художника-иллюстратора. Учить рассказывать какие средства выразительности использовал художник. Рассматривание иллюстраций М. Соловьева к русской народной сказке «Кот, петух и лиса», «Зайкина избушка» — учить детей узнавать и пересказывать знакомые эпизоды, рассказывать своими словами о том, что нарисовано на картине. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, учить выявлять средства выразительности, использованные художником. Художественно-творческая деятельность: рисунки к сказкам «Зайкина избушка» и «Теремок» — предложить детям выполнить рисункииллюстрации к сказкам, помочь детям дополнить рисунки. Развивать творчество, фантазию. 5. «Развитие игровой деятельности» Игра-драматизация по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — учить детей использовать различные выразительные средства речи, мимику, движения для передачи эмоций и характеров персонажей. Развивать выразительность речи, учить четко проговаривать слова. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Гусилебеди» — формировать у детей умение разыгрывать представления по знакомым литературным произведениям, использовать для передачи образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

7 Игра- драматизация по сказке «Зайкина избушка» — учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки (заяц боязливый, доверчивый, лиса хитрая, петух смелый). Театрализованная игра по сказке «Теремок» — формировать у детей умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для передачи образа различные выразительные средства. Учить детей использовать в театрализованных играх пальчиковый театр, театр матрешек. 6. Работа с родителями Предложить родителям прочитать детям еще раз знакомые сказки и провести по сказкам беседу (Приложение 4). Консультация «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к книге» (Приложение 5). Консультация «Сказки для мальчиков и девочек» (Приложение 6). Тематическая папка «Сказочная безопасность» (Приложение 7). Предложить родителям вместе с детьми придумать свои сказки (Приложение 8). II. Непосредственно-образовательная деятельность: Познавательное развитие (О.О. «Познавательное развитие»): «Как помирить подруг (Приложение 9) Развитие речи (О.О. «Речевое развитие»): «Зайчата» (Приложение 10). Заключительный этап: Развлечения для детей и родителей «Мама-мамочка моя» (Приложение 11). Итог проекта: В результате работ над проектом педагоги группы организовали насыщенную детскую деятельность, в результате которой развивали творческое и познавательное воображение детей среднего дошкольного возраста и воспитывали у детей осознанное отношение к культуре поведения и к культуре общения. Родители расширяли возможность сотрудничества со своими детьми, по-новому (для них) читая детям художественную литературу. Дети стали более осознанно относиться к соблюдению моральных норм и доброжелательно относиться к своим товарищам.

Читать еще:  Трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector