221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание личности дошкольника

Нравственное воспитание: как формируются основы морали у дошкольников

Родители редко поднимают вопросы воспитания нравственных качеств детей, пока их возраст соответствует дошкольному. Это упущение, поскольку постепенное включение в социальные отношения происходит с первых лет жизни. Закладываются моральные и этические ценности, перенимаются модели поведения, формируется детская субкультура. Нравственное воспитание дошкольников происходит как непрерывный процесс в повседневной жизни.

Что подразумевают под нравственностью в дошкольном возрасте

Неспроста народная мудрость гласит, что «воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится». Утрировано сказано. Личность ребенка формируется и в дошкольном детстве, и в период школьного возраста. Но главные общечеловеческие ценности закладываются в первые годы жизни.

Как бы то ни было, семья первой готовит детей к освоению социально-нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.

Принятие правил общения и поведения начинается с научения бережному отношению: не бросать чашку, которая может разбиться, не срывать цветочки на клумбе, не пинать кошку. Малыш должен подождать, если мама занята. Игрушку нужно попросить у сверстника, а не хватать, что понравилось.

Чем раньше ребенок усвоит подобные простейшие правила, тем более чутким станет его отношение к нравственным нормам в дальнейшем. Это особенно важно в наше время, когда компьютерные игры внедряют в сознание детей «новую мораль», а малыши осваивают различные гаджеты быстрее, чем начинают разговаривать.

В раннем возрасте появляется такой важный регулятор поведения как «надо». Надо собрать игрушки, надо вовремя встать с постели и пойти в детский сад, надо застегнуть пуговицы и еще много других обязательств. Принятие и выполнение соответствующих возрасту обязательств является важной частью социально нравственного воспитания дошкольников.

Дети перенимают у близких стиль отношения к людям, животным. Поэтому родители поневоле создают условия нравственного воспитания, в которых формируется либо умение сопереживать окружающим, либо черствость и эгоистичность.

В дошкольном возрасте дети при соответствующем стиле воспитания осваивают категории добра и зла, мотивы общественной пользы, учатся проявлять чувство взаимопомощи.

Цели и методы нравственного воспитания

Нравственное развитие личности ребенка подразумевает трехсторонний подход, который обязаны обеспечить взрослые:

  1. Дать детям знания о моральных понятиях и критериях. Что считать добром, а что злом; где правда, а где ложь; почему есть обязанности и зачем их выполнять и пр.
  2. Привить дошкольнику потребность следовать нравственным нормам и общепринятым правилам.
  3. Воспитать моральные чувства, благодаря которым ребенок осознает ценность других людей, сможет регулировать свои поступки.

Высшей целью в воспитании нравственности дошкольника можно считать развитие эмпатии – свойства сочувствовать, переживать успехи и неудачи других, как свои собственные.

К сожалению, эмпатией обладает далеко не каждый взрослый человек. Возможно, это упущение происходит еще в детстве. Образуется брешь, временами заполняемая завистью при виде успехов других людей. Прививая гуманный подход, снижая естественный детский эгоцентризм, есть надежда воспитать Человека, искренне переживающего и радующегося за других.

Какие нравственные качества прививать дошкольникам

Спросите дошкольника, каким нужно быть, как следует себя вести, и он своими словами перечислит важные для этого возраста моральные качества.

В свой перечень ребенок обязательно включит: слушаться взрослых, помогать маме, защищать младших, делиться игрушками, не драться, не обзываться, не хулиганить, не обижать животных.

Соответственно, конкретные задачи нравственного воспитания направлены на формирование у детишек доброты, уважения к окружающим, потребности поступать хорошо с точки зрения общественных норм, проявлять доброжелательность.

Воспитание младших дошкольников

До 5-ти лет нравственные мотивы еще не проявляются, и дети опираются на одобрение взрослых. Они понимают, что за одни действия их похвалят, а за другие поругают. Усвоение правил поведения, касающихся повседневных отношений со сверстниками, часто основывается на жалобах родителям или воспитателю.

Когда младшего дошкольника обидел другой ребенок, он обязательно пожалуется. За этой жалобой стоит желание, чтобы взрослый донес до обидчика мнение, что так поступать нельзя. Оказавшись в роли обиженного, ребенок усваивает эту нормы и как ориентир собственного поведения.

Младший дошкольник ранее начинает проявлять милосердие, чем честность, правдивость. Чувство жалости, желание утешить пробуждается еще в раннем возрасте по отношению к самым близким. Тем более что взрослые часто проговаривают «нельзя… будет больно».

Понимание правдивости и честности связано с формированием чувства вины и стыда. Это более сложные категории, которые открываются ребенку после пяти лет.

Формирование нравственных качеств у старших детей

В старшем дошкольном возрасте моральные качества формируются интенсивнее и шире. Развивается социальный интеллект, проявляются нравственно-волевые качества:

  • Чувство справедливости (дети стремятся раздать всем поровну, поменяться ролями в игре).
  • Самоконтроль. У ребенка появляется потребность сверять и контролировать свою работу («Не так нарисовал, еще надо добавить…», «Как хорошо я помогла маме – помыла все тарелки!»).
  • Внутренняя регуляция действий («Нужно тихо разговаривать, чтобы не разбудить сестренку»).

Развиваются нравственные мотивы. Дети уже говорят о том, что нужно приносить пользу людям, отмечают важность труда и выполнения обязанностей. При этом большинство детей переживает, если нарушают какие-либо требования.

Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства. Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», — переживает малыш, вспоминая наставления Катиной мамы.

Без умения проявлять сострадание окружающим невозможно адекватное развитие личности дошкольника.

Помощь сказки в нравственном воспитании дошкольников

Взрослые являются образцом моральных принципов для малышей. Но нравственное воспитание детей дошкольного возраста и принятие духовных ценностей реализуется также с помощью художественных и сказочных метафор.

Научно доказано, что сказки задействуют механизмы бессознательного. Нравственный смысл поступков в сказочном контексте детям гораздо понятнее. Другими словами, волшебные истории и поступки сказочных героев на подсознательном уровне усваиваются ребенком и расширяют его опыт. В этом их особая ценность.

Для воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок можно использовать несколько способов:

  1. Рассказывать или читать сказку, как полезную метафору, показывающую пример «как бывает», «как следует поступать» и пр.
  2. Обсуждать, почему герой поступил именно так. Данный способ дает ребенку представление о хороших и плохих мотивах.
  3. Проигрывать по ролям некоторые эмоциональные эпизоды, что раскрепощает детей, развивает их эмоциональность, позволяет пропустить чувства через себя.
  4. Изображать в рисунках сказочные сюжеты, фантазии возможного развития событий.

Акцентируем внимание на русских народных сказках, потому что среди них много коротеньких и поучительных. Они просты и понятны малышам. «Колобок», «Репка», «Теремок» — нет таких детей, у которых бы возникли сложности восприятия этих чудесных произведений. Но не менее полезны авторские сказки: популярные «Золушка», «Красная Шапочка», «Конек-Горбунок» и т. д.

Каков бы метод работы со сказкой ни был выбран, он поможет дошкольнику неосознанно примерить происходящие сказочные события к своей жизни и прочувствовать эмоционально-значимые ситуации. Такая вовлеченность способствует лучшему пониманию, что есть хорошо, а что неприемлемо в реальной жизни.

Прививание нравственных ценностей в дошкольном детстве – профилактика проблем воспитания детей в дальнейшем.

Нравственное воспитание дошкольников

Дата публикации: 17.12.2018 2018-12-17

Статья просмотрена: 2464 раза

Библиографическое описание:

Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Читать еще:  Базовые ценности определяют цели воспитания

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: что учесть и как обыграть

В широком смысле нравственное воспитание дошкольников — это целый ряд педагогических мер, направленных на ознакомление детей с духовными ценностями общества. Этот процесс положительно меняет человеческую личность. Ребенок воспитывается нравственно, входит в социальную среду, приступает к самовоспитанию и взаимодействию с другими людьми.

В чем состоит воспитание нравственности у детей

По мнению опытных педагогов, нравственным качествам невозможно научить, надо постепенно их прививать, вырабатывая нужные социальные навыки. Этот механизм у каждого малыша действует по-особенному.

Важный фактор — единство или различия в нравственных установках, которые прививаются деткам дома и в детском саду. Психологи нередко отмечают такое явление: воспитатели убеждают в важности дружбы и щедрости, а родственники развивают в малыше чувство собственности, безразличие к чужим проблемам и даже агрессию по отношению к другим детям и взрослым (например, «нечего раздавать свои игрушки!» или «а ты его ударь»). В результате такого двойственного воспитания у ребенка возникнет внутреннее противоречие. Он принимает то ту, то иную точку зрения, так как у него нет собственного убеждения.

Важно
Чем младше ребенок, тем он более открыт к окружающему обществу, критическое мышление слабо развито.

Миссия нравственного воспитания современных маленьких детей — формирование равного члена коллектива с одной стороны, и яркой, самобытной личности с другой. В современном обществе необходимы оба качества. Умение работать в команде так же важно для успешной жизни, как и здравая самооценка, открытое выражение собственного мнения, умение отстоять свою позицию.

Существуют несколько способов развить нравственные качества дошкольников: личным примером, чтением литературных произведений, учебой, игрой, трудовой деятельностью, творчеством. В детском саду, как правило, применяются все эти методы. То же происходит и дома. Вольно или не вольно, родители формируют нравственный облик своего ребенка.

Направления нравственного развития:

  • личные качества;
  • моральные ценности;
  • отношение к окружающим;
  • чувства патриотизма;
  • нормы этикета.

Детские учреждения проводят работу по всем направлениям, создавая базу для общеобразовательной школы. Получаемые знания слоями закладываются в сознании, образуя совокупность личных качеств.

Задачи воспитания ребят дошкольного возраста следующие:

  • выработка личных качеств, понятий, привычек, ощущений;
  • культивирование гуманности к другим членам общества;
  • зарождение патриотизма, гордости за родину;
  • вырабатывание у детей с малолетства терпимости к людям разных национальностей и религий;
  • овладение способностью проживать и работать в коллективе, не утрачивая чувства достоинства;
  • воспитание трудолюбия, навыка совместного труда;
  • развитие индивидуальности и творческих способностей.

Родителям нужно понимать, что в группе детского сада на первый план выходит воспитание именно коллективного человека, прививаются общие нормы духовности и нравственности. Развитие индивидуальных способностей проходит в рамках ограниченного выбора занятий, предусмотренных программой дошкольного учреждения. В хорошем детском саду эти занятия разнообразны: рисование, лепка, фольклор, танцы, плавание и др., и родители могут выбрать одно или несколько направлений для своего малыша. И все же у родителей дома гораздо больше возможностей проводить воспитание с учетом личностных характеристик ребенка.

Для нравственного развития дошкольников преподаватели используют следующие приемы:

  1. Творческая работа, произведения литературы и музыки, изобразительное искусство. Художественные образы помогают описать ощущения людей в разных обстоятельствах, а также собственные чувства посредством слова, рисунка, мелодии.
  2. Соприкосновение с природой прибавляет жизненных сил, знакомит с принципами взаимодействия живых существ, позволяет проявиться истинным чувствам малыша.
  3. Собственная деятельность. Играя, обучаясь, трудясь, занимаясь творчеством, малыш передает свое эмоциональное состояние, обучается общению с ребятами, постигает понятия нравственности.
  4. Обстановка, окружающая дошкольника, влияет на процесс воспитания нравственности. В детсаду она создается воспитателями и ровесниками.

Определение нравственного воспитания детей складывается из трех составляющих: отношения к себе, окружающим, живой природе. В зависимости от возраста, необходимы разные воспитательные методы.

Раннее детство:

  1. Малыша в детсаду окружают любовью и лаской, учат выражать ответные чувства, помогают адаптироваться в новых условиях.
  2. Мягко, но неуклонно осуждают агрессивность и недоброжелательность по отношению к другим детям.

Младший дошкольный возраст

  1. Миссией воспитания и целью духовного развития младшего дошкольника является генерация обстановки успеха, выработки правильной реакции на хвалу.
  2. Сейчас для детей особенно необходим пример взрослого, суть воспитательного процесса не должна противоречить моральным нормам и действиям родителей.

Средний дошкольный возраст

  1. Значимость живого примера на этом этапе также велика.
  2. Развитию нравственности ребенка помогает решение логических заданий вербального типа: преподаватель обрисовывает ситуацию и просит ребенка порассуждать о ней.
  3. Целью творческих упражнений — вызвать реакцию у дошкольника и обучить умению распознавать, что чувствуют другие люди.
  4. Совместная деятельность развивает взаимоотношения и помогает освоению нравственных убеждений.

Старший дошкольный возраст

Необходимо провести анализ всех положительных и отрицательных поступков детей. Воспитателем детсада в короткий срок выполняется диагностика старших дошкольников, разработка плана действий. Родителям даются советы.

Нравственное воспитание дошкольника в семье

Предлагаем родителям в помощь для воспитания нравственных качеств малыша в домашних условиях игровой набор. Ведь игра является основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Так он познает мир, пополняет запас слов и понятий. Воспитание основано на внутренней свободе личности.

Игра 1. «Воздушный шар».

Задачи

Формирование у детишек понятия добрых поступков и его осознание, обучение анализу поступков, умению сделать выводы. Обучение умению отличать персонажей по характеру поступков. Ознакомление с понятиями положительных и отрицательных персонажей. Группировка их по этим признакам.

Содержание игры

Взрослый читает ребенку произведение или отрывок из него. Затем начинается обсуждение. Взрослый задает вопросы, малыш отвечает. Ничего, если сначала ребенок перескажет весь текст. Затем он должен разделить персонажей на «хороших» и «плохих». При этом важно, чтобы малыш объяснил свое решение и привел примеры хороших или плохих поступков каждого персонажа. Положительные герои сажаются в воздушный шар и отправляются в захватывающее путешествие. (И шар, и персонажей можно нарисовать схематично, например, вырезать прямоугольники из разноцветной бумаги).

Игра 2. «Птица Счастья».

Задачи

Стимулировать дошкольников на совершение добрых дел, оказание заботы, помощи окружающим.

Читать еще:  Модель нравственного воспитания дошкольников

Содержание игры

Нарисовать павлина с распущенным хвостом, подвесить его на уровне глаз детей или разместить на столе. Возле птицы поставить коробочку с нарезанными разноцветными кружочками. Приготовить небольшие картинки или фото детей с липучкой на оборотной стороне. Ребята крепят свои картинки на хвост жар-птицы и от каждой картинки лучиком вдоль хвоста выкладывают или крепят (на скотч, пластилин — как удобней и интересней) кружки. Заранее с детьми надо договориться о том, какой цвет кружка какое доброе дело означает. Например, красный круг — помочь делать уроки брату, голубой — помочь маме мыть посуду, оранжевый — помочь в уборке комнаты, зеленый — помочь маме в поливе цветов и т.д. Круглые метки прилепляются на протяжении дня, а вечером — подведение итогов и вручение приза.

Игра 3 «Доброе облачко»

Задачи

Формирование в сознании ребенка понятия доброты, отзывчивости, доброго отношения к родным, умения анализировать свои поступки и дела других, сравнивать их и приходить к выводу.

Содержание игры

Вырезать из картона облачко, прикрепить к нему ленточки в виде дождика. Вывесить картинку облачка на уровне глаз детей. На ленточки прикрепить метки или фото детей (мамы, папы). У каждого своя ленточка. В течение дня или недели на ленты добавляются капельки, обозначающие добрые дела. Вечером или в конце недели подводятся итоги. У кого набралось больше добрых поступков, тот и выиграл.

Цель нравственного воспитания состоит в выработке у детей положительных качеств. Одновременно с этим необходимо сформировать стойкое сопротивление противоположным плохим качествам.

Совет
Воспитание принято осуществлять, убеждая ребенка в преимуществе норм поведения, формированием у него правильных привычек. Избегайте назойливых нудных нравоучений.

Эффективно влияет на ребенка положительный пример родителей, старших братьев, сестер. Важно в целях воспитания рассказывать детям о жизни замечательных людей, знакомить их с персонажами из литературы.

Самый лучший результат воспитания нравственности достигается применением упражнений в нравственных поступках. Следует создавать малышу такие условия, в которых он сможет их совершить. К примеру, когда маленький ребенок падает и не может подняться, нужно чтобы дошкольник постарше оказал ему помощь.

Маленькие иногда ссорятся из-за игрушек. Иногда, в этом вина родителей, которые запрещают малышу давать свои вещи другим детишкам. Ребенка нужно приучить, что надо делиться игрушками («поиграет и отдаст»), интереснее на время поменяться игрушками. При этом нужно учить малыша аккуратному обращению со своими и чужими вещами. Полезно учить маленького делиться сладостями, которыми он угощен, с другими детишками, с мамой и папой, чтобы у ребенка не развились жадность и скупость. Необходимо также поощрить малыша, если он проявляет внимание к другу.

В процессе выполнения подобных упражнений действия малыша постепенно превращаются в привычки.

Нетрудной задачей является приучение ребенка говорить правду, даже самую неприятную. Малыш признается в своей вине, если будет убежден, что получит одобрение родителей за мужественное признание, хотя за отрицательный поступок будет наказан.

Ребят старшего возраста надо приучать к тому, чтобы они стремились оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются. Они должны это делать от души, не ожидая похвалы и благодарности.

Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию малышей проводится совместно воспитателями дошкольных учреждений и родителями ребенка. Такое сотрудничество приводит к положительным результатам.

Доклад на тему: « Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников».

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Доклад на тему: « Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников».

воспитатель Гильманова Г.Н.

ТЕМА: Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничной развитии личности дошкольников. Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности. В педагогике духовно – нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение. Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. И здесь перед нами, современными педагогами, предстаёт задача: воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь нуждающимся. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие чувства. Ребёнок учится понимать такие понятия, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо» и т.д. И от того как организован процесс усвоения этих понятий зависит каким личностным развитием будет обладать уже взрослый человек, какой личностью он станет. Так что же такое духовно – нравственное воспитание? Духовно – нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного воздействия на духовно – нравственную сферу личности ребёнка с целью её оптимального развития. Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец, мать, сестры, братья и т.д.; прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком окружении (дом, улица, село или город и т.д.) Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач. Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности. Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания мира и направлены на развитие нравственного сознания. Это и развитие социокультурной сферы личности ребёнка при освоении социальных навыков; развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка; Реализация воспитательных задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения. Воспитательные задачи обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе. Развивающие задачи связаны с формирование внутреннего мира и направлены на развитие нравственной позиции. Результатом обучения и развития ребёнка является обученность, а воспитания – воспитанность. Обученность ребёнка – это уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости. Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, к своему месту в нём, к людям. Важнейшая категория духовно – нравственного воспитания – это его содержание. Под содержанием духовно – нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса. Освоение содержания происходит с помощью различных технологий : форм, методов и средств работы. Это может быть и специально организованная деятельность, наблюдения, игры, продуктивная деятельность, занятия в кружках и т.д. (показ работ) Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно – нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания. Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребёнка. Таким образом, всё это даёт нам возможность представить и описать в целом процесс духовно – нравственного воспитания и благодаря этому осуществлять его.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость, и бездуховность берут свои истоки из детства. Особое значение формирование доброты и милосердия приобретает в наше время. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Наш опыт показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Нельзя не учитывать, что маленьким детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости. – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности. В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Анализ литературных данных показывает, что основные условия воспитания правильных взаимоотношений дошкольников с окружающими следующие: — создание эмоционально-положительного климата в группе; — развитие у дошкольников умения сдерживать свои желания; — целенаправленная организация педагогических ситуаций, которые позволяли бы детям проявлять добрые чувства к окружающим. Взрослые должны помочь ребенку понять важность даже самых крохотных добрых дел. Хотя этические беседы с дошкольниками — не единственное средство при формировании у них правил культурного поведения, тем не менее, велика их роль в развитии у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хорошо известны художественные произведения на эту тему: А. Барто — «Вовка — добрая душа», С. Михалков — «Дядя Степа», В. Катаев — «Цветик-семицветик», Е. Пермяк — «Самое страшное» и многие другие. Воспитатель должен уметь предвидеть ситуацию и правильно ею распорядится. Например. Завтра в группу придет новый мальчик. Обсудить с детьми, как его встретить: «Вспомните свой первый день в детском саду. Хотелось ли вам расставаться с мамой? Как вы себя чувствовали? Какое внимание мы можем оказать новому мальчику? Что ему показать? Какие игрушки предложить?» Дети живо откликались на эти вопросы. В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе. Часто герои рассказов и сказок переживают из-за того, что причинили кому-то вред; они мучаются, пока не искупят свою вину. Сказка «Кукушка» рассказывает о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых сыновей. Все ребята поняли вину сыновей и осудили их. Отношение к близким мы пыталась раскрыть с помощью таких произведений, как «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Вовка — добрая душа» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского. Большую пользу приносит сказка В. Катаева «Цветик — семицветик». Она учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки самое большое удовлетворение получила тогда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам становишься счастливее. В беседах с детьми можно использовать пословицы и поговорки, например: — Конечно, путник плох незрячий. Но бессердечный плох тем паче. — Ласково слово — что весенний день. — И у курицы сердце есть. — Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. -Доброе слово лучше мягкого пирога. -Любить друга — любить себя. В пословицах и поговорках – кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающей в духе доброты и милосердия. Главная деятельность детей в детском саду — игра. Именно в этой деятельности у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Ведь подлинная доброта заключается не в добрых намерениях, а в добрых поступках. Отметим, прежде всего, игры-занятия, которые проводят в младших группах. Воспитатель берет на себя какую-нибудь роль и направляет сюжет игры. Многие дидактические игры («Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие) учат детей проявлять внимание, заботу, добросердечность. В старших группах целесообразно проводить дидактические игры, в которых ребята учатся принимать гостей. Их можно учить красиво накрывать на стол, готовить несложный, но вкусный салат, пирог, печенье. В нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр разнообразна: «Космонавты», «Моряки», «Стройка», «Дом», «Больница», «Поликлиника». Эти игры позволяют педагогу создавать такие ситуации, в которых дети учатся приходить на помощь, проявлять внимание, милосердие, преодолевать трудности. Малыши очень любят играть в дочки — матери. В этой игре проявляется отношение матери к ребенку, отношения между членами семьи. Такие игры способствуют формированию у детей глубоко нравственных чувств. Чтобы вызвать еще больший интерес к куклам, можно провести ряд дидактических игр: «Машенька проснулась», «Искупаем Аленку», «Уложим куклу спать» и т.д. С большим интересом прошла игра «Разбудим куклу». В этой игре уделялось внимание воспитанию у детей таких чувств, как нежность, заботливость. Игры с куклами требуют от детей заботы об уюте и порядке в кукольном уголке, опрятности самих кукол. Чем разнообразнее игры, тем стабильнее результат. Практика показывает, что дети с большим удовольствием, интересом, выдумкой сочиняют рассказы, сказки о жизни домашних и диких животных. Изображают их в играх-драматизациях, разыгрывают сцены и простые сюжеты, подражая их повадкам . Некоторые родители рассматривают доброту узко, а порой утилитарно: если малыш угостил конфетой или поделился игрушкой, они говорят: «добрый». Можно ли этим ограничивать понятие доброты? Для родителей мы изготовили папку-передвижку с 10-ю правилами воспитания ребенка: 1. Люби своего ребенка! 2. Охраняй своего ребенка! 3. Будь добрым примером для своего ребенка! 4. Играй со своим ребенком! 5. Трудись со своим ребенком! 6. Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! 7. Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы! 8. Приучай ребенка быть послушным! 9. Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом! 10. Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний! Мы организовали консультации для родителей «Посеять в детских душах доброту»; выпустили памятку для родителей «Посеять в душах доброту», папку- раскладушку «Секреты воспитания вежливого ребёнка» разъяснили, что атмосфера дружелюбия, искренности, внимания в семье является залогом успешного воспитания ребенка. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Взаимодействие человека с природой – уникальная возможность воспитания доброты и милосердия, основ нравственности. Природа планеты — уникальная ценность для всего человечества. Материальная, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира. Формирование начал экологической культуры это становление осознанно — правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. В процессе экологического воспитания нами использовались многие виды деятельности: — сюжетно — ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых; — практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг); — детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе; — непосредственное общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование; — экспериментирование — практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями; — речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге) — обмен информацией и впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова; — наблюдение — самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая получение информации о природе и деятельности людей в природе; — просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяет воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка. Знания, полученные путем собственных наблюдений и экспериментов, помогают детям лучше осознать, в каких сложных условиях приходится существовать животным и растениям зимой, как они нуждаются в помощи человека. В этом важнейшая эмпирическая основа воспитания доброты и милосердия через природу. Экологическое воспитание не может рассматриваться как самостоятельный изолированный вид деятельности. Оно является тем фокусом, в котором сходятся все виды деятельности и все виды воспитания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×