221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание основа духовного развития человека

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»
статья по теме

выступление на Республиканской научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества»

Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения

Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках обучающиеся могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
npk_skyba_s.n.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №6 г.Йошкар-Олы»

зам. директора по УВР

Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения

«Духовно-нравственное воспитание как основа

гармоничного развития личности обучающегося»

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в следующем:

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В настоящее время становится иной современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная, духовная и этнокультурная.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках обучающиеся могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знания не повлияли на саму личность, не изменили ее, остались «мертвым капиталом»? Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Учитель не должен передавать готовый опыт, он должен обогатить нравственный опыт учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий, таких как: системно-деятельный подход и личностно-ориентированный.

Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика или художника, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других учебных предметов.

Чтобы увидеть ученика в процессе образования, его надо повернуть к себе, включить в совместную деятельность. Любой человек включается в деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса, новизна, практическая значимость подаваемого материала; чередование видов деятельности;

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, использование разных средств искусства, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

4. Культура общения.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха, как эффективный стимул познавательной деятельности.

Создавая благоприятные условия для самореализации личности учащегося в условиях современного образования, приходится воздействовать и на его эмоциональную сферу. В первую очередь, этому способствуют предметы художественно-эстетического цикла. Эмоциональное развитие школьников является ведущим направлением в педагогической системе Б.М.Неменского.

Искусство – важнейшее средство приобщения личности учащегося к духовным ценностям через собственный внутренний опыт. Через личное эмоциональное переживание. Искусство способно вводить ребенка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. Художественные дисциплины направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.

Отбирая произведения искусства для уроков, учитель опирается на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение. Благодаря взаимодействию чувственного восприятия и слова, эстетическое переживание учащихся обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у обучающихся внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к прекрасному, духовному. Очень важно в старших классах обогатить обучающихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которае используются в литературе, музыке, изобразительном искусстве. В связи с важностью духовно-нравственного воспитания, развития у обучающихся художественных представлений, большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства. Вот почему на уроках изобразительного искусства необходимо использовать произведения литературы и музыка, и наоборот.

Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках приема пяти ролей: «художник», «критик», «историк», «дизайнер», «ремесленник». Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся.

В процессе изучения исторического или библейского жанра обучающиеся усваивают моральные нормы поведения через искусственно созданные проблемные ситуации.

Знакомясь с народными промыслами, приобретают новые знания: о жизни, о труде людей, о ценностях народа, о понимании красоты. Ознакомление обучающихся с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет их увлечь национальным изобразительным искусством.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. Дети любят подражать взрослым. Поэтому большое значение в приобщении школьников к народной культуре имеют народные праздники и традиции. Проигрывая со школьниками элементы русских народных праздников («Русская березка», «Масленица»), можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Благодаря обыгрыванию взаимоотношений наших предков во время обрядовых праздников происходит ранняя социализация обучающихся.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту обучающихся через моделирование жизненных ситуаций. При изучении темы «Пейзаж», каждый может рассказать и изобразить где он был, что видел. Иное дело – восприятие архитектуры. Архитектура не только зрима, но и слышима: гулкие шаги в Храме, поскрипывание половиц в деревянном доме, приглушенное эхо в просторном дворцовом зале.

Большое значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в процессе обучения имеют экскурсии в музей народной культуры, краеведческий музей, по району, городу, осмотр памятников истории и культуры. Продуктивными в плане воспитания подрастающего поколения являются тематические экскурсии в города России.

Изучая книжную графику, обучающиеся приобретают представления о славянской азбуке, рукописной книге; добре и зле; усваивают мудрость народа и его уважение к человеку. Знакомятся с былинными и родо-племянными героями, Святыми заступниками Руси.

На уроках изобразительного искусства, во время творческого задания часто используется русский фольклор. Например, восприятие смысла пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития обучающихся, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но главное в пословицах — забота о нравственном воспитании. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Невозможно воспитывать половинкой культуры, а именно свецкой половинкой. Поэтому православная культура, сопряженная со всей духовной культурой народа, занимает важное место в образовании. Изучение православной культуры подразумевает усвоение большого объема материала, исследовательскую деятельность обучающихся, обязательные экскурсии в Храм.

Итог учебной деятельности формулируется учителем в конце четверти в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроках знаний. Там, где это целесообразно, обучающимся предлагается организовать практические дела, и помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести интересную проектную (исследовательскую) деятельность для внеклассного мероприятия или полезную общественную работу (в виде акций, выставок рисунков).

На современном этапе развития необходимо обучать Искусству «как средству межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными различными народами и человечеством в целом…».

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры – один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Духовно-нравственное воспитание

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Нравственное воспитание – основа духовного развития человека (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Худияровской Татьяны Викторовны

«Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой»

1. Введение. Теоретическое обоснование проблемы нравственного воспитания.

Проблема нравственного воспитания школьников – традиционная для школы, на любом этапе развития и, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во-первых, дети живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые пережили противоречивость ценностных тенденций в обществе в 90-е годы. Во-вторых, отношение детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности. Всё это привело к тому, что, как говорят «дети сегодня другие», младшие школьники, в результате преобразований в обществе приобрели новые черты: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни.

Не случайно в «Стандартах второго поколения» был представлен документ «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором большое внимание уделено духовно-нравственному развитию личности школьники – гражданина многонациональной страны. Основными причинами, побудившими к созданию этого актуального документа, были названы следующие:

— нехватка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан;

— отсутствие нравственных ориентиров в вопросах социального поведения;

— недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

Понятие «нравственность» В. Даль определяет как «духовность, душевность, добронравие, благонравие, согласие с совестью, с долгом честного и чистого сердцем гражданина». Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» не возможно без целенаправленных действий педагога.

Наряду с технологией нравственного воспитания весьма важной для меня представляется проблема обоснования и отбора приоритетных ценностей, на которые следует ориентироваться, строя процесс нравственного воспитания младших школьников.

2. Основная часть работы.

2.1. Основы нравственного воспитания.

В 2008 – 2009 учебном году, в соответствие с методической темой школы «Самореализация личности обучающихся и педагогов через повышение эффективности и оптимизацию образовательного процесса», как классный руководитель я стала работать над темой «Нравственное воспитание – основа духовного развития человека». Учитывая, что одной из основных целей федерального компонента государственного стандарта начального образования является воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к себе и окружающему миру, выбранная мною тема является актуальной.

· изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе;

· создание условий для формирования нравственного развития детей младшего школьного возраста;

· вооружение нравственными знаниями о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе.

Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Объект исследования – процесс развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

В соответствии с проблемой и целями исследования я поставила следующие задачи:

1. Проанализировать проблему духовно – нравственного воспитания младших школьников в методической литературе.

2. Подобрать и разработать специальные задания и упражнения, диагностический пакет с материалами по данной теме.

3. Провести мониторинг результатов.

4. Разработать систему классных часов по теме «Развитие нравственного мира ребёнка».

В работе использовала следующие педагогические методы и приемы:

а) Изучение научной, психолого-педагогической литературы;

в) Педагогический эксперимент;

г) Беседа, анкетирование, тестирование.

На основе анализа и осмысления данной проблемы я выдвигаю гипотезу, что инновационным аспектом в духовно-нравственном воспитании детей является развитие нравственного потенциала личности, её самореализации, саморазвитие, самоопределение, формирование активной позиции в процессе нравственно-творческой деятельности.

2.2. Возможности нравственного воспитания в образовательном процессе.

Нравственный мир ребёнка сложен, изменчив, находится в развитии. Моя задача состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, найти такие пути и средства, которые помогут решить конкретные вопросы духовно-нравственного воспитания личности школьника, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. В своей воспитательной работе я учитываю, что дети очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям.

В начале 1 класса в учебном году я провела ряд исследований. (Приложение 1)

1. Диагностика изучения характера детей. На этом этапе, совместно со школьным психологом проводились систематические наблюдения за поведением обучающихся, тестирования, анкетирования, индивидуальные беседы с детьми и родителями. Полученные результаты показали, что у детей высокая мотивация к учению (83%), присутствует чувство страха (32%), уровень воспитанности невысок (28%).

Учитывая уже имеющиеся у детей навыки культурного поведения и результаты исследований, я направила работу на формирование нравственной культуры личности.

2. Тестирование сформированности эмоционально-волевой сферы. Тестирование показало довольно высокий уровень познавательной сферы детей (75%) и сравнительно низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы (35%).

Наблюдая и организовывая отдых на переменах, устраивая праздники, я заметила, что обучающиеся не умеют управлять своими эмоциями и чувствами, у них слабо развита способность к рефлексии, они имеют завышенную самооценку, мало знакомы с этическими нормами, не имеют нравственных идеалов.

3. Исследование нравственного опыта младших школьников. Для проведения исследования я использовала цикл бесед по сюжетному рассказу. Детям предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа (ученики младшего школьного возраста) попадали в ситуацию морального выбора. При характеристике поступка героя рассказа, нарушаемого моральную норму, учащиеся оценили его положительно или нейтрально. Причем часть детей просто не видели нарушения моральной нормы. Класс разделился на три группы – с низким (37%), средним (52%) и высоким (11%) уровнем нравственного опыта.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нравственные знания у первоклассников находятся на уровне представлений.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как единство воспитания и обучения, где обучение есть научение, а воспитание – формирование образа поведения. Обе эти составляющие определяют нравственные поступки личности.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Для младшего школьного возраста это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? В своей работе я использую чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг. Это помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Оцениваю на уроке не только знания учебного материала, но и поощряю проявление детьми нравственных поступков и отношений. Несколько изменяю организацию учебных занятий: снимаю излишне строгую регламентацию поведения детей, создаю в течение урока ситуации, в которых была бы возможность для групповой, парной работа. Такая форма организации работы создаёт условия для проявления уступчивости, товарищества, желания найти компромисс. Активно использую творческие групповые домашние задания. Их смысл заключается в том, чтобы дети учились работать вместе, творчески, помогая друг другу. В своей деятельности я применяю разнообразные средства музыки, изобразительного искусства, литературы. Эмоциональное воздействие на чувства детей происходит на уроках литературного чтения, окружающего мира. Например, на уроках литературного чтения провожу проигрывание (инсценировку) различных нравственных ситуаций. На уроках окружающего мира приобщаю детей к нравственным знаниям посредством их знакомства с окружающей средой: походы, экскурсии по городу, на производство, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т. п. Эффективно обеспечивает формирование активной гражданской позиции курс «Краеведение», включенный в базисный учебный план.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Осознавание себя, качеств своей личности проявляется у младших школьников через интерес к поступкам литературных героев, товарищей по классу, а затем через оценку собственных качеств. Направить внимание детей на осознание своих качеств личности помогает организация их деятельности на каждом занятии. Я ориентирую детей на нравственный образец, учу их чаще всматриваться в себя, оценивать свои поступки. И реализую это во внеклассной деятельности, на классных часах. Содержание разработанных мною классных часов разбито на четыре части, в соответствии с годами обучения. (Приложение 2). Я провожу занятия, которые состоят из следующих частей: беседа, задания на самопознание, работа в «Тетради достижений», создание моральных ситуаций. Занятия проводятся в форме бесед, «Круглых столов», игр и др. (Приложение 3). Мои ученики в течение 3-х лет ведут «Тетрадь достижений», в которой фиксируют свои результаты. Я систематически провожу обсуждение, сравниваю материал, обобщаю его в виде «Листков класса». Такая организация работы по самовоспитанию позволяет мне стимулировать потребности обучающихся в нравственном самосовершенствовании. В своей работе использую специальные задания и упражнения (Приложение 4), которые помогают мне донести до своих воспитанников нравственные основы доброты, душевной красоты, творчества. Я пришла к выводу, что разработанную систему классных часов можно с успехом использовать при формировании нравственных понятий, убеждений и принципов личности школьников.

Подлинным источником нравственности является национальная культура. К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. К ценностям народной культуры приобщаю в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Дети пробуют себя в разных ролях и видах деятельности: поют, пляшут, мастерят, участвуют в театральных постановках, разгадывают загадки. Изучение традиций русской народной культуры реализую в форме творческой фольклорной мастерской. Например:

Читать еще:  Как воспитать у ребенка любовь к чтению
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector