221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опыт художественно эстетического воспитания дошкольников

Опыт работы на тему «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
статья по теме

Описание работы по художественно — эстетическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
sistema_raboty_po_khudozhestvenno_-_esteticheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему

«Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Заведующий
МБДОУ детский сад
№ 10 «Ивушка»
Илюхина Ю.С.

хут. Старая Станица
2014 год

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию (приложение 1), которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «Детство» в сочетании с парциальными программами: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О.Л.), «Ритмическая мозаика» (авт. Буренина А.), «Топ-хлоп, малыши» (авт. Буренина А.),»Северное сияние» (авт.О. Грушанина), «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.)

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. Три года назад была открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, проводят интересные творческие мероприятия. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

специально организованное обучение;

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

групповые и подгрупповые занятия,

тематические музыкальные вечера,

выставки рисунков и поделок

занятия в библиотеке,

создание книг – самоделок.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности «Волшебная кисточка» – по изобразительной деятельности, «Умелые руки» – по изонити, «В гостях у сказки» – театральный, «Волшебная мастерская» – по народным художественным ремеслам, хореографический кружок “Радость”. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей. Работа изокружка осуществляется на основе региональной авторской программы О. Грушаниной «Северное сияние», театрального – в соответствии с парциальной программой В. Сорокиной «Театр – творчество – дети», техника изонити преподается по методическому пособию Н.Н. Гусаровой.

В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплект:

программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;

библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.

Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Она осуществляется в нескольких направлениях:

повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся театральные пятницы, недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.

ежегодное проведение в ДОУ городских методических объединений для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах и областных научно-практических конференциях.

повышение квалификации на курсах в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («Семейное творчество», «Там, на неведомых дорожках…» и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Педагоги оформляют папки – ширмы, в детском саду выпускается журнал для родителей «Мир детства» Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.

Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии в создании развивающей среды для организации продуктивной деятельности детей старшего докольного возраста.

Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:· формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов ху.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств.

Описание работы по музыкально-творческому развитию дошкольников 5-7 лет посредством системы заданий.

Опыт работы «народные календарные праздники, как средство художественно-эстетического развития дошкольников&quot.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (.

Фотоотчет системной работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС в Муниципальное дошкольное образовательное учреждени Мостовский детский сад &l.

Из опыта работы «Формирование художественной культуры дошкольников через их собственное творчество»

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания мы, воспитатели должны поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка и удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развивать у детей чувство прекрасного, формировать эстетический вкус и творческие способности.

Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Формирование радостного, оптимистического отношения к жизни является важнейшей задачей воспитательного процесса в период жизни.

Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС.

Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса, способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.

Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей.

Одной из главных задач общественного дошкольного воспитания остается задача подготовки детей к переходу в школу. Передо мной стал вопрос: «Как лучше подготовить детей к школе?»

И вот почему. Чтобы школьная и жизненная биография моих будущих первоклассников сложилась наилучшим образом, им необходимо освоить способы творческого созидания. Если я не научу их любить все прекрасное, понимать мир искусства, пользоваться периодом раскрепащеннейшей фантазии; если не позабочусь о развитии стремления к творческому фантазированию; не открою ребенку возможность передавать свои чувства и настроения, эмоциональные состояния и переживания в символической и художественной форме, то, чем старше станет ребенок, тем дальше он будет от творчества. А без творчества жизнь теряет многие краски, без него человек не способен самореализоваться.

Поэтому так важна первая ступенька художественно-эстетического воспитания, которое закладывается именно в дошкольном возрасте. Не случайно психологи называют раннее детство «возрастом сказок». Это период самодеятельного творческого занятия искусством – сочинением стихов, сказок, песенок, рисованием, лепкой, актерским творчеством в ролевых играх. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца. Средствами искусства можно помочь ребенку скорее развить необходимые для школьной учебы качества: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имение первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и по образцу, слушание взрослого и выполнение его инструкции, овладение необходимыми умениями и навыками, физическая развитость, овладение основными культурно-гигиеническими навыками.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом?»

Поэтому в моей работе используются различные методы и приёмы художественно-эстетического воспитания:

  • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
  • метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
  • метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
  • метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
  • метод разнообразной художественной практики;
  • метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
  • метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
  • метод эвристических и поисковых ситуаций.

Основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания:

  • интеграция познавательной, художественной, игровой деятельности;
  • разнообразие и постоянная смена видов художественно-продуктивной деятельности, объединенной образовательной целью и программой развития;
  • полихудожественный подход – интеграция разных видов искусства и детского художественного творчества;
  • подготовка каждым ребенком индивидуально или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми (педагогами и родителями) конкретного продукта как успешно достигнутого результата деятельности;
  • наличие специально оборудованного места (центр творчества в групповой комнате), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей среды, которая способствует:

  • эмоциональному развитию ребенка: возможности общаться без слов, выражать свои чувства, ощущению могущества, эмоциональной разрядке, удовлетворение от создания собственного продукта;
  • физическому развитию ребенка: развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрительного восприятия, общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;
  • социальному развитию: стимулированию детей к принятию решений и решению проблем, развитию самостоятельности, сотрудничества, ответственности, воспитанию уважения к чужим идеям и продуктам творчества, приучению к порядку, последовательности и планированию;
  • интеллектуальному развитию: увеличению словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, знакомству с линией, цветом, формой и текстурой, увеличению объема внимания;
  • развитию креативности: стимуляция мышления проблемными ситуациями открытого типа, формированию способности ценить культурное и художественное наследие.

Важную роль при реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение родителей к работе с детьми как единомышленников.

Модель взаимодействия с семьей

Особое значение, с точки зрения непрерывности системы художественно-эстетического развития детей приобретает сотрудничество с социальными партнерами.

Сегодня на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Поэтому в своей работе я использую метод проектной деятельности.

Совместно с музыкальным руководителем были разработаны и успешно реализованы творческие проекты:

Проект «Мамино тепло…» направленный навоспитание уважения и заботы, бережного отношения, желания помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Проект «Классика — детям» направленныйнаприобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Проект «Россия – Моя Родина» направленный на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Времена года» направленный формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев и времен года и отражение своих знаний и умений в творческой и музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Проект ««Здравствуй, театр!» направленныйнасоздание условий для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности.

В ходе реализации проектов дети в изостудии:

В работе со специалистами:

  • на физкультурных занятиях – разучивают игры,
  • на музыкальных занятиях – разучивают песни и танцы,
  • на музыкально-спортивных праздниках и развлечениях – творчески перерабатывают полученные знания и умения.
  • читают художественную литературу о природе и жизни, рассматривают и беседуют по картинам, отражающим направление проекта.
  • участвуют в творческих мастерских, организованных педагогами ДОУ,
  • участвуют в выставках совместного семейного творчества.

Интегрированный подход в проектной работе позволил сформировать у ребёнка этические, нравственные ценности посредством конкретных знаний и умений, успешно поддерживать высокий уровень мотивации в деятельности у воспитанников, что в конечном итоге и приводит к поставленным педагогическим целям.

С помощью интегрированного подхода дети приобрели не только конкретные знания о предметах и явлениях, но и у них формировалась целостная картина мира. Благодаря совместной работе над проектом, над одной темой, развилось сотрудничество:

— в детском коллективе,

— между детьми и взрослыми (педагогами, родителями),

— среди коллег, сотрудников.

— называют, узнают, описывают некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов;

— в процессе восприятия произведений искусства обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства;

— экспериментируют в создании образа;

— в процессе собственной деятельности проявляют инициативу;

— проявляют самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения;

— самостоятельно сочетают изобразительные техники и материалы;

— планируют деятельность, умело организует рабочее место, проявляют аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам;

— дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью;

— появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов;

— появился интерес к творческому экспериментированию;

— у детских работ появился индивидуальный почерк;

— повысился уровень ручной умелости, координации движений;

— повысился уровень художественно – творческих способностей.

Из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

«Художественно-эстетическое развитие детей в современных условиях ДОУ»

« Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу ребенка». Сухомлинский В.А.

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

Основная цель системы работы детского сада в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Возможно это благодаря созданию необходимых условий предметно-развивающего пространства учреждения, синтеза различных видов искусства (музыки, театра, живописи и литературы) и интеграции образовательных областей.

Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития это:

сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;

вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;

побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;

учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;

создавать условия для развития грамматически правильной речи.

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир!

Эстетическое оформление прогулочных участков, красочные клумбы, газоны и цветники, экологические площадки – все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но беречь и украшать окружающую среду.

Силами наших воспитателей в каждой возрастной группе созданы предметные зоны, наполненные необходимым оборудованием и материалами для развития творческих способностей дошкольников.

Это любимые уголки детей для организации как совместной со взрослым, так и самостоятельной деятельности.

Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Кроме того, благодаря интеграции образовательных областей данное направление тесно взаимодействует с другими сторонами педагогики и психологии, способствует полноценному умственному и физическому развитию детей, что характерно для целостной, гармонически развитой личности, нравственные ценности которой во многом зависят от эстетического развития.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в рамках художественно-эстетического развития, театрализованной деятельности отводится главное место.

Театрализованная деятельность включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей.

Именно театрализованная деятельность, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости и всех познавательных процессов, наиболее органична для детей дошкольного возраста.

Она буквально пронизывает все виды деятельности детей, включая режимные моменты.

Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников. Постоянно присутствует интеграция театрализованной деятельности с другими видами искусства и образовательными областями.

В центре изобразительного искусства каждому воспитаннику предоставлена возможность для самостоятельной художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и обучению детей нетрадиционному рисованию.

Немаловажное значение в художественно-эстетическом развитии детей играет и музыка.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого.

Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах; инсценировать песню, используя элементы костюмов.

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления.

Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче — тем интереснее дети музицируют.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Особое внимание в системе работы в данном направлении следует уделять взаимодействию с семьей. Так при подготовке к праздникам, родители помогают готовить костюмы, оформлять зал.

Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения, обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует повышению культурного уровня родителей и их компетентности в области воспитания.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.

Интеграция образовательных областей позволяет синтезу различных видов искусства плавно проникнуть во все виды детской жизнедеятельности, обогащая и насыщая ее радостью созидания.

Введите в мир искусства малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Букарина Е.П. “Наши талантливые малыши” – Ярославль, Академия развития, 2008.

Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду – Волгоград, 2009.

Доронова Т.Н. Играем в театр – М., “Просвещение”, 2006.

Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

Опыт художественно эстетического воспитания дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Хабибуллина Эльвира Рифатовна

Организация: МАДОУ №339

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Младший дошкольный возраст: Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).

Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).

Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).

Старший дошкольный возраст: Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.).

Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество).

Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта).

Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности).

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

— максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

— взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

— интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

— уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

— организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

— вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и

возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.

Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и

кустарников. Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок»), на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака — лучший друг» и др.).

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия – Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Читать еще:  Трудовое воспитание детей в детском саду
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector