221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы духовно нравственного воспитания дошкольников

Духовно — нравственное воспитание дошкольников

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным направлением деятельности

по направлению физическое развитие детей

Духовно — нравственное воспитание дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДОУ

Инструктор по физической культуре

Духовно — нравственное воспитание дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДОУ

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский

ошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных

возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем

мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее

время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в

дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры,

отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно

(психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше

сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к

впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход

солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной

педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,

какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и

окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и

воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-

смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к

другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого

характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для

нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет

правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные

К сожалению социально — экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой

изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном

воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место

занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят

современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены

представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии .

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали

никогда . В современном обществе каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего

«Дети – наше будущее»- и каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов,

общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось

изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности,

заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в

будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны

стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из

важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и

реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была

заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из

основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства».

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является целостное духовно-нравственное и

социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям

православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа и уважения к представителям других национальностей;

формирование положительных, доброжелательных, коллективных

взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания)

коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и

искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)

воспитание уважительного отношения к труду.

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:

-принципов дошкольного образования;

— задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;

— характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;

— требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей

предметно – пространственной среде дошкольного образования;

— основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных

достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по

ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей

-В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей,

принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого

развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о

социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной

способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а

также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.

-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности

ребенка («ценности здорового образа жизни»)

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и

учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию

дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-

нравственных ценностей является индивидуальный подход.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. В

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип

этнокультурной ситуации развития детей.

Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа

языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных

представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка

очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного

творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все

ценности родного языка.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению,

которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства

знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых:

воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах

из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое

. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над

воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.

Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными.

Читать еще:  Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста

Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и

передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в

первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать

человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде.

Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с

ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным

опасностям, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет,

делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение

каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо

позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004

3. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с..

4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие

для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и

доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.

5.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для

педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Вероника Исакова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто!

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.

задачи:

— приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду,

малой Родине, уважительное отношение к государству.

«Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков). Дети собираются,и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.Например: начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки, и т. д.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения.Например: Можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу.

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

В группах нашего образовательного учреждения воспитываются дети разного возраста, это тоже накладывает отпечаток на взаимоотношении детей в группе. Старшие дети помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших и берут с них положительный пример.

Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература.

При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.

Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности. «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие.

Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык легли в основу сказок, созданных классиками литературы – А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским.

Истории, которые происходят с героями произведений В. Осеевой

(«Волшебное слово», «Краски», «Три сына», Н Носова («На горке»,

«Огурцы», «Фантазеры», Е. Пермяка «Самое страшное», В Драгунского «Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.

Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитанияпатриотических чувств: любви к родной деревне, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

Знакомство с историей своей деревни мы начали с экскурсии по школе, В школьном мини- музее дети познакомились с жизнью людей деревни, увидели старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках.

Мы посетили самое священное место в деревне – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей.Мы хотим продолжить работу по краеведению : организовать проекты, провести экскурсии по родной деревне,, организовать выставку рисунков на тему «Вот моя деревня.». предложить детям совместно с родителями написать сочинение о своей улице, чтобы дети гордились и любили свою деревню.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники «Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.

Читать еще:  Направления нравственного воспитания

Продолжая данную тему, мы начали на занятиях по изодеятельности знакомить детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой.

В дальнейшем будем продолжать знакомить с городецкой, хохломской и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями,с ними проводится педагогическое просвещение через:

— консультации — «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»;

— беседы — «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;

-родительские собрания — «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;

-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».

Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:

— ко дню Защитника Отечества оформили альбом «Мы ими гордимся» (будем оформлять рукописные книги-альбомы, в которых дети будут отражать знания о себе, своей семье, друзьях.)

— оформляем фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой», (хотим, чтобы оформление фотовыставок вошло в традицию нашего учреждения «Нам некогда скучать», «Семейные традиции», «Мы трудимся, стараемся», «Наши бабушки и дедушки» и др.)

— приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч, где родители могут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;

— участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.

Мы провели совместно с родителями несколько праздников «День матери», Новогодний праздник,«8 марта», «День Защитника Отечества». Родители с большим желание и интересом участвовали в организации праздников. Добрым получился праздник на 8 марта, мамы участвовали в играх и танцах.

На празднике ко дню Защитника Отечества папы и дедушки сначала чувствовали себя неловко, а к концу праздника и сказку сыграли, и создали замечательные коллажи «Пехотинцы» и «Моряки и лётчики». Дети приготовили подарки для своих родных и удовольствием их вручили.

Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Вывод: работа по воспитанию духовно- нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций Видео Как важно создать вокруг ребёнка чистую, духовно здоровую атмосферу для развития и воспитания личности, прикоснуться к вере, узнать и почувствовать.

Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Серебряные родники малой Родины» Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того.

Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника (выступление на городском методическом объединении) Основы.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы МКДОУ «Зеледеевский детский сад «Сказка» План работы по самообразованию 2015–2017 гг. тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. Она не может.

Основы духовно-нравственного воспитания и его значение в развитии дошкольников

Духовное, нравственное развитие человека – процесс непрерывный. При этом само общество заинтересовано в том, чтобы этим процессом управлять, передавая подрастающему поколению основы культурных, моральных, духовных ценностей. Ведь это – одно из главных условий развития социума. А начинается формирование высших качеств человека с раннего детства. В чем же заключается духовно-нравственное воспитание дошкольников? Попробуем разобраться.

Что это и почему так важно?

Духовно-нравственное воспитание дошкольников направлено на привитие им высших моральных, духовных, религиозных ценностей. То есть важнейших для человека морально-этических, нравственных, религиозных правил.

Наилучшее время для этой важной работы – именно дошкольный период, когда формируются основы личности: мировоззрение, отношение к поступкам (собственным и других людей), закладываются нормы поведения, отношение к людям, окружающему миру, своей Родине, семейным ценностям, уважение к труду.

В современном мире вопрос духовности занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Почему? Причин тому множество:

  • нравственные идеалы деформированы;
  • система ценностей современного общества переживает кризис;
  • свобода зачастую расценивается как вседозволенность;
  • слепо перенимается система зарубежных ценностей, чуждая российскому менталитету.

Следствием этих факторов является феномен бездуховности нашего общества. В таких условиях на первый план выходит духовно-нравственная сплоченность общества против внешних и внутренних угроз, усиление патриотических чувств россиян, веры в будущее Родины путем привития детям нравственных и духовных идеалов. Каких? Список может быть довольно длинным, но основные понятия следующие:

  • любовь;
  • уважение;
  • добро;
  • красота;
  • творчество;
  • дружба;
  • честность;
  • преданность;
  • взаимопомощь;
  • истина;
  • искусство;
  • трудолюбие;
  • патриотизм;
  • культура.

Без этих важнейших корней невозможно вырастить полноценную, гармоничную личность – созидающую, неравнодушную, с активной жизненной и гражданской позицией.

Не упустить возраст

Для того чтобы этих целей достичь, необходимо воспитывать у маленького человека:

  • любовь к богу;
  • любовь к себе;
  • любовь к окружающим людям;
  • чувства;
  • волю;
  • совесть;
  • ум.

Основная проблема здесь заключается в том, чтобы гармонично сочетать основы воспитания религиозного и светского, не утверждая преимущества одного или другого. Ведь многие проблемы личностного развития они трактуют схоже. Так, главным в обоих подходах является саморазвитие внутреннего мира личности. Вопрос в том, какие ценностные ориентиры ребенок дошкольного возраста воспримет. Поэтому так важно, какой пример он постоянно видит перед собой.

Именно сейчас возможности для формирования правильных ориентиров самые благоприятные, ведь у дошкольников развиты:

  • способность к подражанию;
  • образное мышление;
  • активное воображение;
  • эмпатия;
  • эмоциональная сфера;
  • познавательная, деятельная активность.

Начинается процесс нравственного становления человека с самого раннего возраста – с чувства привязанности малыша к маме.

Что нужно развивать?

Чтобы сформировать у маленького человека высшие ценности, взрослым необходимо:

  • прививать ему понимание добра и зла как основных понятий для саморегуляции;
  • давать системные знания о социуме, окружающей природе, месте самого малыша в мире;
  • прививать любовь к родному краю, его культуре, истории, традициям, достопримечательностям.

Кроме этого, важное значение имеет всестороннее эмоциональное развитие, в частности развитие следующих чувств и способностей:

  • выражения чувств по отношению к окружающему миру;
  • уважения к святыням;
  • умения выбрать приемлемый способ выражения эмоций, управлять ими;
  • предвосхищения последствий тех или иных поступков;
  • уважения чувств других людей, способности учитывать их;
  • активной гражданской позиции, патриотизма;
  • активной созидающей позиции по отношению к окружающему миру, дисциплинированности, трудолюбия;
  • стремления к объективной самооценке, формирования позитивного образа «я» сообразно принятым в обществе нравственным ценностям;
  • уважения к культуре, традициям, национальным корням других народов.

Как развивать детей в духовно-нравственном ключе?

Программа воспитания дошкольников должна неразрывно сочетать методы работы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, с воспитанием в кругу семьи.

Читать еще:  Духовно нравственное воспитание детей раннего возраста

Нравственное и духовное воспитание детей в детских садах включает различные виды деятельности:

  • продуктивная, творческая (конструирование, рисование, лепка, изготовление аппликаций, поделок, танцы, музыкальное творчество);
  • познавательная (чтение литературных произведений: исторических, религиозных, сказок);
  • театральная (представления, спектакли, сценки духовно-нравственной направленности);
  • нравственная (уроки добра, любви, беседы о традициях и ценностях православия).

Однако основой духовно-нравственного воспитания по праву считают ту среду, в которой малыш растет, которая его окружает постоянно, – семью с ее духовной культурой: укладом, системой ценностей, традициями. Семья – ближайшее социальное окружение ребенка, откуда он берет примеры соответствующего поведения. Именно здесь закладывается понимание роли семьи в обществе, ролей матери, отца, их отношений друг к другу, важности таких семейных ценностей, как верность, общность интересов, взаимопонимание, трудолюбие, отношение к жизни и людям.

Поэтому в детских садах программа воспитания зачастую включает совместную с родителями деятельность: проведение семейных праздников, конкурсов, тематических игр, направленных на укрепление семейных ценностей.

Заведите и соблюдайте семейные традиции, направленные на становление нравственных и духовных качеств ребенка. Это могут быть семейные, религиозные, государственные праздники, творческие конкурсы и т. д. Главное, чтобы они давали ребенку правильный пример, были ему понятны, приносили радость.

Источники нравственности

Что можно избрать в качестве средств, способствующих становлению нравственных качеств дошкольников?

  • Деятельность (труд, обучение, творчество, игра). Позволяет на практике закрепить усвоенные нормы. Особое место здесь отводится различным играм, дающим неоценимый опыт чувств (в частности – народным играм, помогающим воспитывать детей на примере опыта прошлых поколений, прививать им уважение к традициям, почитание своих национальных корней).
  • Искусство (литература, живопись, скульптура, архитектура). Литературные произведения дают ребенку пример нравственного поведения, оценку поступков того или иного героя, событий. Картины, исторические архитектурные и скульптурные памятники помогают развивать эстетические чувства, понимать и ценить народную культуру.
  • Природа. Способствует воспитанию гуманных чувств, бережного отношения к животным, растениям, экологии, желания защищать живую природу, заботиться о братьях меньших.
  • Религия. Дает незыблемые образцы высших нравственных и духовных качеств, поступков, учит на примерах любви, добра.
  • Общение. Позволяет корректировать представления детей о нормах отношений, морали, этики.
  • Окружающий социум. Чем более богато духовно и нравственно окружение ребенка, тем легче воспитывать в нем высокие идеалы. И наоборот. В безнравственной среде весьма сложно прививать детям основы нравственности. Снова обратим внимание на семью как первый и основной социум для ребенка.

Используя все эти методы и средства, можно ожидать, что дети вырастут высоконравственными, духовно богатыми людьми, которые способны понимать и оценивать себя и окружающих в мире, адекватно проявлять свои чувства, оценивать свои и чужие действия, уважать чужую позицию, чужой труд, культуру, владеть общепринятыми способами взаимодействия в социуме, понимать и учитывать свои достоинства и недостатки, формулировать и отстаивать собственную позицию, соотносить свои действия и эмоции с принятыми в социуме нормами.

Однако все это окажется невозможным, если дошкольник будет лишен правильного примера своей семьи. А это – повод родителям серьезно задуматься о том, насколько этот пример соответствует общепринятым правилам.

Нравственное воспитание дошкольников

Дата публикации: 17.12.2018 2018-12-17

Статья просмотрена: 2464 раза

Библиографическое описание:

Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector