221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Доклад «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста».
материал на тему

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_abramova_osobennosti_ekologicheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Перед детским дошкольным учреждением в рамках экологического воспитания стоят две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, предполагает:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

· развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Успех реализации всех программ такого рода зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

· знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );

· предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

· формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

· знакомить с представителями живой и неживой природы;

· рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

· способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

· знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

· способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

· создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической среды в ДОУ.

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.

4. Активное участие родителей в воспитательном процессе.

5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

· представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

· понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

· осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе — необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность — создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок и др.) чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе.

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Особенности экологического воспитания дошкольников

Дата публикации: 26.11.2018 2018-11-26

Статья просмотрена: 859 раз

Библиографическое описание:

Антонова Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 334-336. — URL https://moluch.ru/archive/233/54186/ (дата обращения: 23.03.2020).

Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является развитие гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней, т. е. — формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Исходя из указанной цели, предполагается решение следующих задач:

– воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать ее красоту и многообразие;

– формировать знание о природе;

– развивать сочувствие, сопереживание ко всему живому.

Данные задачи должны решаться не обособленно, а взаимосвязано. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее — дело сложное. Для этого воспитатель сам должен уметь жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода в формировании экологической культуры дошкольников, является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.

В процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста используют разные методы: наглядные, это например, наблюдение, демонстрация; практические, это игры; словесные, это беседы, чтение художественных произведений (что способствует расширению знаний о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания) и экспериментальные, это опыт (то есть это наблюдение со специально созданными условиями).

Эти методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней (наблюдение, несложные опыты, игры с природным материалом), или через ознакомление опосредованным путем (беседы, чтение художественных произведений).

Наблюдение является основным методом ознакомление детей с природой, он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате у детей формируются реальные представления об объектах природы. В это время, так же активно взаимодействуют речь, мышление и восприятие. Во время наблюдения дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи.

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой бывают разные: занятия; экскурсии; прогулки; работа в повседневной жизни.

В детском саду интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях не предоставляется возможным, поэтому основной объем материала я даю в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения с детьми.

В ходе экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду используются различные методы: словесные (беседы, чтение художественной литературы); наглядные (труд); экспериментальные (опыт). Дети знакомятся с природой через экскурсии, прогулки, занятия. Проводятся занятия первично-ознакомительного типа; занятия углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия комплексного типа. В группах есть уголки природы, в которых дети наблюдают за ростом и развитием растений, за изменениями, которые происходят в зависимости от сезона. В работе с детьми использую метод наблюдения. Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, на участке, помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений и животных. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся со строением и функциями их органов. Проводим наблюдения и во время прогулок: за кошками, собаками, птицами. Также в осенне-зимне-весенний период кормим птиц. Предварительно дети с родителями делают кормушки, которые мы разместили на участке.

Экологические занятия воспитывают в детях любовь к природе, стремление охранять ее.

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование.

Экологическое образование дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ.

Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, спецификой его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

При отборе содержания экологического образования дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

— научность и доступность — знакомство дошкольников с совокупностью элементарных научных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения;

— гуманистичностъ — воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни; имеющего представления о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.;

— системность — отражение в характере, логике, последовательности подачи материала, организации работы в дошкольном учреждении, в изучении живых объектов как систем разного уровня.

— целостность — отражение, прежде всего, целостного восприятия дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром природы).

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её — дело сложное.

Для этого педагогу необходимо жить в гармонии с природой, а дети как активные участники воспитательного процесса готовы подражать каждому его движению.

Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Какова же роль природы в формировании личности дошкольника?

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети так любят играть.

Дошкольники общаются с природой в разное время года: когда лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручейка, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, дошкольник непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.

У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений.

Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе детей знакомлю с свойствами и качествами объектов и явлений природы, акцентирую внимание детей на их изменения и развитие.

На развитие личности ребёнка положительно влияют поручения в природе.

Это наиболее доступная форма труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе.

В труде идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. Знания о природе помогают детям ориентироваться в качествах, признаках и свойствах предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребёнок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными, и правильно выбрать их в том или ином случае.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вытекает вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения, приобретённые в детстве не разрушаются, — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Поручения привлекают детей, вызывают радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача: формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимостью охраны природы — насущной заботы всего человечества Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного развития и роста. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо решать и рассматривать их в комплексе.

Сложность и разнообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдения, игра, труд, чтение, организация опытов, беседа и т.д.) в их взаимосвязи.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Мною разработаны и реализованы в сотрудничестве с детьми и родителями экологические проекты «Кормушка» и «Экология воды».

Совместная проектная деятельность позволяет родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать своих детей, сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами. Были проведены выставки рисунков и работ »Живое дерево», »Времена года» ,»Планета Земля» , «Береги воду». Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно сказывается на отношение детей к миру природы.

Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, взаимоотношение человека с природой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

.Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе С. В. Машкова Издательство «Учитель» 2010 г.

.Организация опытно- экспериментальной деятельности 2-7 лет Мартынова Е.А. Издательство «Учитель» 2010 г.

.Экспериментальная деятельность детей : из опыта работы Менщикова Л.Н. «Учитель»2008 г.

.Зелёные сказки : Экология для малышей Шарыгина Т.А. «Книголюб» 2002 г.

.Секреты знакомых предметов. Пузырёк воздуха. Шапиро А.И. «Агентство образовательного сотрудничества» 2007 г.

Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ирина Лебедева
Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей родители и педагоги могут с гораздо большим успехом вызвать желание «поступать хорошо». Но при этом весьма опасно постоянно упрекать ребенка и акцентировать внимание на его недостатках.

В старшем дошкольном возрасте начинают происходить изменения в коре головного мозга ребенка, в результате возрастает ее роль в регуляции поведения, развивается способность действовать по заданному образцу, выполнять указания взрослых и придерживаться существующих правил поведения. Кроме того, существенно увеличивается произвольность таких психических процессов, как восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение. Внимание становится сосредоточенным и устойчивым, кроме того ребенок становится способен управлять им, вследствие чего формируется способность запоминать, мобилизуя волю.

Поведение ребенка в данный период становится более целенаправленным, целеустремленным, лишенным принуждения.

Кора головного мозга становится устойчивой к внешним раздражителям, поэтому развивается способность к торможению эмоциональных порывов, ребенку становится легче ограничивать свои желания и быть сдержаннее.

Умственная и физическая работоспособность у дошкольника существенно повышается, однако ее степень зависит от личного интереса к выполняемой работе и от продолжительности однообразной работы.В этот период для поддержания внимания максимально продолжительное время необходимо обеспечивать чередование различных видов деятельности: игры, труда, занятий.

По сравнению с более ранними периодами дошкольного детства, в старшем дошкольном возрасте существенно повышается уровень наглядно-образного мышления, в связи, с чем становится возможным формирование обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире. Формирование знаний и понятий делает деятельность ребенка осознанной.

Наиболее интенсивно знания и понятия формируются в процессе совместной работы ребенка с взрослыми, когда его деятельность сопровождается пояснениями и советами.

Однако ребенку даже очень развитому еще не всегда легко реализовывать свои знания в повседневной деятельности, к тому же его жизненный опыт еще слишком мал, а управлять своими эмоциями он умеет еще не достаточно хорошо.

В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.

В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к природе, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.

Расширяются представления о растениях, животных, многообразии внешнего строения конкретных живых существ, основные жизненные функции (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение); различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений. (Береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание из почвы с помощью корней)связь между строением органов и их функциями. понимание связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей.

Своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

Расширяются знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах, об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды. Конкретные представления о труде человека по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях. Об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника.

Представление о человеке как живом существе. Конкретные представления о признаках, отличающих человека от растений и животных. Здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранение целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здоровья человека. Представления об использовании факторов природной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.

Игра как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста «Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста» Вопросы одаренности личности были актуальны во все времена, а в настоящее.

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Г. Х. Андерсен Основы экологической культуры закладывается в раннем возрасте,.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Особенности деятельности педагога ДОУ в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Особенности деятельности педагога ДОУ в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста При планомерном ознакомлении.

Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Бочкарева Дарья Олеговна Русакова Ольга Александровна.

Читать еще:  Темы по нравственному воспитанию дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector