221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности эстетического воспитания дошкольников

Особенности эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.
статья по теме

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
особенности эстетического воспитания дошкольников18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.

Детский сад и семья — два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора до семи лет и провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учатся петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах.

В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией. Ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения, выразительно, ритмично, красиво танцевать, выражать в танце свои чувства и эмоции, приглашать на танец друг друга и провожать после танца.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие и эмоциональное самочувствие ребенка. Ускоряется рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу получается петь и танцевать, для этого требуется время.

Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умений ценить прекрасное в жизни.

В содержании воспитания и развития детей дошкольного возраста эстетическому воспитанию детей различных возрастных групп отводится одно из ведущих мест. В современных программах для дошкольных образовательных учреждений это направление воспитания имеет разные названия – эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; развитие музыкальности. В целом все эти направления работы с детьми направлены на эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса и способностей.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой дошкольного учреждения.

В процессе эстетического развития и воспитания детей важную роль играет развитие художественного творчества дошкольников на каждом возрастном этапе. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы. Детское творчество связано с жизнью, и эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
• Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
• Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.

Таким образом, можно заключить, что планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни. На процессе музыкального воспитания огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе музыкального воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве. Одной из главных задач дошкольного воспитательного учреждения является четко скоординированная работа коллектива, оснащение инвентарем и привлечение родителей к этому важному для развития полноценной личности ребенка процессу.

Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми вы уделяли внимание музыкальному воспитанию малышей и помогали реально воспринимать действительность во всей красоте и многообразии, не разрушая чудесный мир ребенка.

Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Особенности эстетического детей

Эстетическое с точки Ю.М Алиева, — целенаправленная дейст​венного человека, с общественно-экономического воспринимать, и эсте​тическое жизни, природе искусстве, способного и преобразовывать по законам .

Труд его отношения другими а переживания, и носят с эстети​ческой зрения Поэтому воспитание, И.А. вы​полняет задачи тесном со другими ви​дами нравственным, правовым, экологиче​скими, и д.р.

педагогике сложилось понятия эстетического воспитания как способно​сти воспринимать, понимать в и искусстве; воспитания самому в прекрасного, его в как к деятельности развитие художе​ственно-творческих .

воспитание это эстетическое но искусства. Эстетическое шире в задачи воспитание отношения природе, жизни, быту.

В условиях стремление искусства все образования. средствами основанное ряде российских Д.Б.Кабалевского Д.Т.Лихаче​ва, Б.Т. Неменского, и важнейшим эстетическом .

воспитание одно ведущих в воспитательного дошкольного обра​зовательного учреждения.

Л.Р. Болотина следующее определение «Эстетическое воспитание это организация и деятельности способствующая развитию чувств ребенка, представлений знаний о в жизни искусстве, эстетических и эстетического ко всему, нас окружает» .

мнению Козловой воспитание важнейшая воспитания которая способствует чувствен​ного опыта, сферы влияет познание стороны (изве​стно, что дошкольника понятия и «доб​рый» идентичны), повышает познавательную активность, влияет на развитие. Резуль эстетического воспитания эстетическое развитие.

этого процесса художественное — усвоения искусствоведческих умений, навыков, способности к творчеству. Большими для художе​ственно-эстетического развития сегодня учреждения. детей мир воспитатель создает для их мира, к отечественной мировой культуры, формированию духовных нравственных Познавательные различных данной делают занятия эффективными точки развития лич​ности .

эстетического личности огромное имеют художест деятельности изобразительная, художественно-речевая, и

Проблемы развивающего в системе эстетического воспитания образования приобретает акту​альность Прогрессивно педагоги что детей процессе эстетической что должно особой це​лью. Задача педагога, при этом в том, этот эффект мак​симально высок. с ребенком этом должны не на сегодняшние зна​ния умения навыки, недостаточно а работу расчете его день, для «зону бли​жайшего развития». развитие личности де​тей в эстетическом стано​вится целью. В с этим виды художественно-творческой составляющие содержание эсте​тического в дошкольного а формы и методы подчинен​ными единой цели.

основную цель деятель​ности, а развитие личности Л.С. Выготский очер​тить задач, с которых эта может быть Это, прежде всего:

развитие общих художест​венно-творческих формирование к дея​тельности; творческого начала интереса к искусству;

научить красоту, эстетические и потребности;

индивидуальных и умение по красоты.

Н.А. по к дошкольного эти сформулировала так:

-систематически эстетическое восприятие, чувства и детей. Все искусства, кра​сота быта развитию окра​шенного Оно непосредственно эстетические — отзывчивость, ра​дость, восхищение, особую заинтересованность;

-приобщать к в искусства, воспи​тывать них привычку элементы прекрасного быт, природу, отношения;

-закладывать первоначальные эстетического вкуса, детей к наиболее доступных явлений;

Наиболее в рамках исследования представляется С.А. Козловой Т.А. Куликовой данной проблеме, выделяют две задач по воспитанию дошкольников:

Первая группа задач на эстетического детей окружающему. следующее: умения и красоту природе, искусстве, прекрасное; художественный потребность позна​нии прекрасного.

Вторая группа задач направлена формирование ху​дожественных в разных обуче​ние детей лепке, пению, под развитие творчества

Названные группы дадут положительный резуль​тат лишь условии их взаимосвязи в реализации. К это важное далеко не учитывается и В дошкольной педа​гогике довольно представлена груп​па задач Шацкая, Е.А. Флерина, Н,П Сакулина Н.А. Т.С. Т.Г. Л.В. Компанцева, Фурмина Г.Н. Е.А. и Ученые теорию воспи​тания и ее практики. группа в и изу​чена в степени и рассматривается как при​кладная по отношению второй. Рассматривались воп​росы восприятия художественных произведений (А.В. Запорожец, Репина, Р.И. A.M. Ви​ноградова, Стрелкова др.), к кни​гам Езикеева), музыкальных произве​дений (К.В. Тарасова, Дзержинская, Е.А. Дубров​ская Л.Н. Комиссарова др.) — исследования являются вкладом в проблем эсте​тического дошкольников.

мнению Н.А. С.А. Козловой других педагогов по эстетическому строиться на принципах:

— воспитание во со воспитательно-образовательной в дошколь​ном Деятельность по художественного детей как часть педагогической работы;

— творчество связано жизнью, эта обогащает содержание художественной деятельности;

— деятельность взаимосвязана всей воспитательно-образовательной работой;

содержания, и художест​венной деятельности;

— подход эстетическом основанный выявлении различий и оптимальных развития спо​собностей каждого ребенка;

— эстетического и с художественным выражающаяся том, эстетическим и деятельностью все без Это означает, что надо детей, одаренных дополнительно занятия детьми, повышенный например, изобразительной Также выделять детей, испытыва​ющих в овладении или иной .

качестве важного следует назвать широкое созданных детьми в жизни груп​пы, учреждения целом, дети нуж​ность созданного

Остановимся на содержании эстетического

по воспитанию детском тесно со сторонами процесса, ее очень и проявляются различных деятельности. эта предусмат​ривает:

воспитание эстетического к окружающей дей​ствительности через с общественными природ​ными явлениями быту, процессе игры;

— воспитание искусства (художе​ственное воспитание, творческих способностей).

В воспитания в саду» сформулирова​ны задачи эстетического к окру​жающей действительности, способностей детей. Ука​зан объем представлений, и которые усвоить с его возможностей.

Воспитание эстетического к окружающему спо​собствует формированию качеств личности Это сложный длительный процесс, котором трудно фиксировать возрастные этапы.

же воспитания, ведет​ся занятиях, быть довольно На научных удалось объем и по виду деятель​ности, также развития и детей возрастных групп.

Для чтобы правильно работу по эстети​ческому воспитанию, наметить примерное определить требования, соответствую​щие общим воспитания, детей возраст​ной Это избежать стихийности, в средств методов воспитания, педагогам-практикам работу, материал определенной ви ее цели.

Программа эстетического направлена на фор​мирование восприятия, памяти на ин​тересов, склонностей способностей, содей​ствуют активного к Проявление качеств их труднее чем результаты знаниям навыкам. опре последовательность развития. вос — сложный. педагоги придерживаются формулировок, «приучать эмоционально «испытывать «любить стре​миться «проявлять и д., одна​ко, чем это Например, требо​вание «проявлять и слух», тут поясняется, можно проверить что от «чисто определять слух, ли песня, высокие низкие их и смену в чтении .

Анализ литературы что воспитание является от об​щего педагогического Пронизывая стороны ребенка, тесно с умственным, развитием и в формах их в занятиях, труде, праздниках в В программных требо​ваний также культурного — акку​ратно одеваться раздеваться, следить чистотой и видом и д. Эти относятся и физическому раз​витию, культурно-гигиенических навыков. разве мыслимо воспитание ребенка овладе​ния нормами поведения? разве не считать эти и обыденные зарождением эстетических Впоследствии они подвести ребенка более глубоким переживаниям.

Органическое сочетание и этического наглядно проявляется отношении к к общественной жизни.

дошкольном эстетическое к окружаю​щему проявляется своеобразных постепенно, малозаметно. если малыши в игру инициативе и с по​мощью, детям лет предлагает самостоятельно, они даже сюжет, пятилет​ним самостоятельно сюжет развернуть а делают и собственной .

Начиная доступных простых, требования Так, младшей дети, со строитель​ным материалом, расставляют ровно, один другому. Более расставляют кубики по форме цвету, укладывая аккуратно и Некоторые откло​няются от проявляя и в соче​тании линий и Таким образом, результате выполне​ния самых требований детей возраста фор​мируется чувство формы, цвета.

полноценно и осуществлять эс​тетическое воспитание надо представ​ление конечном о том, же должны дети в посещения дошкольного (Приложение 1). общих чертах результат можно бы представить таком виде. показатели даны усредненно: очень результаты могут только у много болею​щих, посещающих учреждение, детей задержками развития. более результатов области воспитания должно ограничиваться.

с в и развивает детей чувство. на и их, благодаря взрослого, у мысли, интересы. процессе восприятия снача​ла влиянием затем ребенок обобщения, него ассоциации, сравнения.

основе опыта, неоднократного явлений сначала предпочти​тельное затем отдельные Так оценочное к а его формируется художественный вкус.

образом, воспитание это способно​сти воспринимать, понимать прекрасное жизни и искусстве; воспитание самому участвовать создании прекрасного, его элементы жизнь; при​общение художественной деятельности развитие художественно-творческих Цель, задачи содержание эстетического детей специфичны зависят от особенностей дошкольников.

Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Эстетическое воспитание в детском саду – создание необходимых условий для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования мировосприятия. Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать, оценивать красоту всего окружающего мира. Научить оценивать прекрасное, понимать его, быть к нему личностно причастным, творить по законам “прекрасного” – важные части воспитания ребенка с юного возраста.

Теоретические основы: принципы в эстетическом воспитании

Организация эстетического воспитания в детском саду производится с учетом нескольких принципов:

  • комплексного подхода;
  • эстетизации развивающей среды;
  • ориентации на общие ценности;
  • связи воспитания и жизни, окружающим пространством;
  • связи развития и воспитания;
  • учета индивидуальных, возрастных особенностей;
  • художественной направленности, культурного обогащения;
  • связи с народной культурой, традициями;
  • принципа естественной радости.

Цели и задачи

Цель – формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему, научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни.

  • сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного;
  • формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни;
  • влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство “вкуса”;
  • закладывать основы творчества, художественного обучения.

Результатом воспитания становится:

  • общее понимание доброго, прекрасного, правильного;
  • восприятие формы, содержания;
  • соучастие, сопереживание;
  • яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения.

Воспитание отношения к прекрасному. Когда начинать?

Уже с ранних лет жизни маленьких детей привлекают интересные яркие игрушки, предметы. Они вызывают чувство радости, ярко выраженного удовольствия. Начинает формироваться понятие “красивый”. Играя, слушая сказки, разглядывая картинки животных, дети получают много положительных эмоций. Эти эмоции – фундамент для формирования более сложных качеств, отвечающих за понимание “прекрасного”. Несознательное восприятие прекрасного постепенно переходит к сознательному гармоничному вкусу, развитию творческих способностей. Задача взрослых на этом моменте развития – помочь ребенку, направить его в правильную сторону.

Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества.

Воспитание вкуса у дошкольников

Чувство вкуса – сложное качество личности, проявляющееся в получении духовного удовольствия от “общения” с настоящей красотой искусства. Это понимание, наслаждение произведениями искусства, понимание красоты природы, особенностей быта, одежды.

При формировании вкуса определяющую роль играют обучение и воспитание с постоянной поддержкой семьи. Ознакомление с культурными ценностями литературы, музыки помогает узнать доступные в детском возрасте произведения искусства, видеть или учиться видеть их красоту. Дети начинают узнавать произведения, появляются любимые сказки, музыкальные произведения, которые на этот период становятся для них эстетическими идеалами. Они с помощью взрослых видят красоту и богатство слова, музыки. Это и есть основа художественного вкуса, который в дальнейшем влияет на формирование бытового.

Средства воспитания

Средства – специально используемые педагогами предметы, явления среды, способные влиять на формирование значимых для общества качеств личности.

Основные средства, позволяющие сформировать чувство “прекрасного”:

  • произведения искусства;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • разные организованные виды деятельности (художественная, трудовая), самостоятельная деятельность дошкольников;
  • окружающая среда, природа;
  • эстетика быта.

Эстетика быта – первое средство воспитания

Чистота, порядок в дошкольном учреждении – это не только поддержание санитарных, гигиенических норм. Это важная часть воспитания, способствующая тому, чтобы ребенок сам начинал осознавать красоту окружающего его мира с ранних лет. Появляется стремление беречь все красивое, что он видит вокруг себя. Поэтому оформление всех помещений учреждения лучше делать в стилистически выдержанной линии. В группах любого детского сада и других помещениях обязательно должны находиться рисунки других детей, поделки, произведения народного творчества.

При оформлении помещений желательно помнить следующие принципы:

  • Практическая оправданность обстановки;
  • Соблюдение чистоты;
  • Красочность;
  • Контрастность в оформлении, необходимая для того, чтобы ребенок быстро находил понравившийся ему элемент;
  • Объединение всех элементов как единый ансамбль.

Произведения искусства – важнейшее средство воспитания

Искусство – неисчерпаемый инструмент нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Оно учит ценить красоту, быть добрым, отзывчивым. Результатом общения с шедеврами мирового и национального искусства становится духовное обогащение ребенка. Детям уже доступны многие формы художественного искусства: литература, живопись, архитектура, скульптура, кино и театр. Пользоваться ими в воспитательном процессе обязательно.

Произведения искусства можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой.

Природа в эстетическом воспитании

Природа – самое доступное средство формирования культуры понимания прекрасного в раннем возрасте. Она позволяет научить видеть гармоничность, красоту окружающего мира, богатство его красок. Ребенок посредством природы учится воспроизводить свои впечатления об увиденном в форме рисунков, устных рассказов. Экскурсии, прогулки могут оставить свое впечатление надолго.

Просто созерцания природы, произведений живописи с изображением природы недостаточно. Применение экскурсий и наблюдений обязательно должно сопровождаться рассказом педагога. Задача воспитателя не просто показать красоту в капле росы на листке, переплетении стеблей. Важно, какие именно слова произносятся педагогическими работниками во время таких мероприятий. Помощь окажут художественные произведения, изображающие красоту природы, доступные для понимания дошкольникам.

Труд как средство воспитания

С трудом в общественной жизни ребенок периодически сталкивается. Труд – одно из средств становления эстетической культуры. Основы труда формируются в игре. Дошкольник старается создать красивую постройку из кубиков, расставить игрушки, Описание труда разных профессий не только знакомят с их особенностями, но и вызывает желание подражать им. Дети примеряют на себе различные роли (врач, учитель, полицейский).

Развитие творчества

Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.

Самостоятельная художественная деятельность позволяет дошкольникам реализовать свои задумки, замыслы в художественном творчестве. Этому способствует:

  • обучение способам самостоятельных действий;
  • художественные впечатления;
  • правильная эстетическая среда;
  • поощрение со стороны педагогов и родителей;
  • опосредованное влияние педагога.

Праздники и культурно-массовые мероприятия

Праздники и другие культурно-массовые мероприятия в детском саду содействуют становлению эстетических переживаний, стремлению испытать себя в разнообразных жанрах искусства. Ожидание праздника, подготовка и его проведение создает общее предпраздничное настроение. Участие родителей придает таким мероприятиям особую теплоту.

Методы воспитания в ДОУ

Существует огромное количество методов формирования у детей правильного отношения к прекрасному:

  • Общие: убеждение, упражнение, проблемные ситуации, использование эмоционального отклика;
  • Зависящие от направленности воспитания – методы приобщения к конкретному виду искусства;
  • Методы обучения художественной деятельности: ознакомление с приемами, образец, указания, советы, самооценка.
  • Методы развития творческих способностей – проблемно-поисковые методы.

Игра в эстетическом воспитании

Игра – основная форма деятельности ребенка. Это подражание, применение на себе различных ролей, детское восприятие жизни взрослых. Игра формирует все основные качества личности ребенка. Именно она больше всего влияет на формирование эстетической культуры на ранних этапах. В играх происходит развитие образного мышления, памяти, воображения, эстетико-нравственных качеств.

Рекомендуется использовать следующие игровые приемы:

  • ситуации игры, направленные на развитие творческой активности;
  • песни, сказки, музыкальные композиции;
  • демонстрацию эпизодов спектаклей, произведений искусства;
  • применение рассказов-рисований, поисковых ситуаций.

Эстетическое воспитание младших дошкольников

Эстетическое воспитание в младшей группе отличается своими особенностями. Младший дошкольный возраст- благоприятный период для развития воображения ребенка. В связи с этим важно создать такую среду, которая способствовала бы ведению поисковой деятельности, помогала по-своему решать детские вопросы. Не стоит сразу давать все ответы. Специальные игры, задания, развивающие занятия помогают создать условия для оптимального развития творческих способностей в будущем.

Педагогу при работе с дошкольниками младшей группы необходимо сделать процесс их нахождения в учреждении максимально творческим. Творчество должно незаметно, но органично входить в жизнь ребенка. Важна организация интересной и максимально насыщенной жизни детей во время нахождения в детском саду: обогащение ее яркими впечатлениями, эмоциональной направленностью, разнообразными формами работы. Это материал для развития воображения ребенка, памяти, эстетических чувств. На этом периоде важно общение с искусством.

У ребенка еще только закладывается понимание красоты, и выразительные средства отображения способны сыграть свою роль в их развитии.

Становится важной единая позиция педагогов, родителей о понимании перспектив развития детей этого возраста.

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников

В старшем возрасте главной формой эстетического воспитания становится знакомство с литературой и художественным искусством, в том числе с мультфильмами и кинофильмами. Книжные герои, мультипликационные персонажи становятся идеалами, носителями добра или зла, прекрасного или отвратительного.

На эстетическое воспитание в подготовительной группе влияет изменение мотивационной сферы. Отношение к искусству становится осознанным, оно дифференцируется. Дети начинают относится к искусству действительно серьезно: они воспринимают его на самом деле эстетически, получают удовольствие от чтения, рассматривания картин, рисования, слушания музыки. Постепенно такая тяга к некоторым формам прекрасного становится потребностью. Главной задачей становится формирование творческого отношения к действительности.

Этот возраст – особенный период эстетического воспитания, в котором очень важную роль играет воспитатель. Умелые педагоги способны не только укрепить фундамент формирования чувства прекрасного. Они могут заложить настоящее эстетическое мировоззрение маленького человека, у которого происходит становление отношения к миру, развитие основных эстетической культуры.

Развитие чувства понимания прекрасного неразрывно связано с формированием всех важнейших граней личности. Дошкольный возраст рождает любовь к искусству, начинают заявлять о себе творческие способности, склонности, которыми наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо организованное воспитание и обучение, учитывающие возраст и индивидуальные особенности.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Особенности эстетического развития дошкольников. Задачи, методы и средства эстетического воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспи­тания ребенка.

Эстетическое воспитание –это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие, в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству.

Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Этот процесс обусловлен освоением личностью эстетической культуры.

Компоненты эстетической культуры личности:

— Эстетическое сознание —понятия, суждения, оценки, идеал.

— Эстетические потребности и отношения –интерес, вкус, чувство.

— Эстетическая деятельность —навыки, умения, творческие способности.

Таким образом, в результате овладения всеми компонентами культуры личности осуществляется ее эстетическое развитие.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

Задачи эстетического воспитания:

1 группа: задачи направленные на формирование эстетического отношения к окружающему (А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова, В.А.Езикеева).

Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного

2 группа: задачи направленные на формирование художественных умений в области разных видов искусств (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.).

Обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный резуль­татлишь при условииих тесной взаимосвязив процессе реализации.

Условия и средства эстетического воспитания:

— Эстетика быта — среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).

Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.

Искусство: изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.

Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)

Все названные средства эстетического воспита­ния — быт, природа, искусство, деятельность — эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

При отборе средств воспитатель опирается на

— специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности,

— учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство,

— принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Ведущие виды деятельности детей младенческого и раннего возраста. Их роль в развитии ребенка раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (2 месяца – 1 год)

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2.Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 – 3 года)

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 452 ;

Читать еще:  Цель эстетического воспитания дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector