221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогические условия нравственного воспитания старших дошкольников

Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников

Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость.

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

— метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

— художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

— наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

— метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;

— целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

— личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.

На основе выделенных нами уровней проявления толерантности, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии согласно нравственного развития личности, мы выделяем в содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте следующие этапы:

I. Основная цель – подача информации ребенку относительно основных законов и правил человеческого общежития. Знакомство ребенка с основными правами каждого человека при рассмотрении конвенции о правах ребенка. Как сказано в декларации принципов толерантности: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».

Основными условиями, необходимыми для ознакомления старших дошкольников с правами человека является: наличие адаптированных текстов, владение родителей и педагогов соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей.

Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.

Одной из задач на данном этапе будет выступать профилактика закладывающихся стереотипов в этом возрасте. Основная цель — дать возможность каждому ребенку на основе знаний выработать чувство уверенности в себе; развивать комфортабельные и справедливые взаимоотношения с социальным окружением во всем его многообразии; развивать критическое мышление и способность защитить себя и других перед лицом несправедливости.

Задачи воспитания и обучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности в себе, гордости принадлежности к своей расово-этнической группе на реальных знаниях об образе жизни, о культуре и традициях людей разных этнических групп.

II. На втором этапе воспитания толерантности необходимо закрепить полученные ребенком знания, на основе которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. Здесь дети самостоятельно выделяют ситуации, в которых присутствует нарушение чьих-либо прав или примеры нетолерантного отношения, и оценивают их. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача – воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.

III. Формирование устойчивого толерантного поведения, а также самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Детям можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними — почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Нам представляется, что воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.

Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.

То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.

В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и изменение методов и приемов воспитания. Необходим делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.

При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:

— никогда не наказывать детей;

Читать еще:  Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

— не сравнивать друг с другом;

— не выставлять на позор;

— не жаловаться на них родителям;

— не надзирать за ними;

— не приказывать, не требовать жестко;

— обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;

— хвалить от души;

— договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

Цели воспитания должны быть значимы для человека и в детстве, и в будущем. Надо отнести к целям воспитания каждого конкретного человека его собственные проблемы развития, которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам – понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10549 — | 7758 — или читать все.

Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

В материале описываются условия и факторы необходимые для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
pedagogicheskie_usloviya_formirovaniya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнечный город»

« Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Никитина Ольга Владимировна

Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В законе «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (1, ст.14.2).

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в котором современный национальный воспитательный идеал представлен как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.(2)

ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение таких задач, как: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения и интересах человека; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка (3).

Исходя из поставленных приоритетов духовно-нравственного воспитания, необходимо уделять особое внимание проблеме привития нравственных ценностей подрастающему поколению и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

Дошкольное детство – это важный этап в становлении морального облика человека . В это время происходит формирование представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений в окружающем мире. Дети задают много вопросов, стремятся больше узнать о своей Родине, месте, где они живут . Очень важно воспитывать в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, так как у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.

По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (7).

На формирование основ духовно-нравственного ценностей у ребенка оказывает среда, в которой он живет, люди, с которыми он общается., т.е. ближайшее социальное окружение. Формирование духовно-нравственного воспитания тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку близко и дорого: с любовью к родителям и близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, к тому, что его радует.

Особую роль в развитии моральных ценностей у детей можно отвести педагогическим условиям.

Педагогические условия – это те основные части или характеристики среды, в которой развивается воспитанник.

Под педагогическим условием Н.М.Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата (6, стр53).

В.И.Андреев считает, что педагогические условия – это «обстоятельство процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» (5, стр.89).

Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных на достижение поставленных целей для обеспечения желаемой эффективности.

Для формирование духовно-нравственного воспитания в ДОУ необходимы определенные педагогические условия, которые должны быть представлены системой организации деятельности:

-создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию нравственных качеств и чувств дошкольников;

-обогащение эмоционально-чувственного опыта, расширение круга впечатлений и переживаний посредством разнообразных средств (народное прикладное искусство, живопись, художественная литература, творчество);

-организация экскурсий и прогулок по городу, на природу;

-обеспечение условий для самостоятельной деятельности детей.

Педагогам в ДОУ необходимо создать образовательное пространство так, чтобы воспитательно-образовательный процесс носил творческий характер. Ребенок лучше усваивает материал через осязание, непосредственные действия с предметами, обогащая свой сенсорный и эмоционально- -чувственный опыт. Ребенок в таком пространстве может действовать по своему усмотрению, планировать и выбирать самостоятельно виды деятельности.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.

В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок – это зеркало нравственно жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Если норма не соблюдается взрослым, то ребенок поймет, что нравственные нормы можно нарушить безнаказанно. Так ребенок выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувство вины (8).

Поэтому огромное значение имеет пример взрослого: педагога, родителей, других близких людей из окружения ребенка. Поэтому необходимо помочь осознать родителям то, что именно они ответственны за воспитание детей и должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи.

Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников. Необходимо использовать многообразные формы, методы приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. И одним из условий успешного формирования личности дошкольника с высокими нравственными и этическими качествами является педагогическое взаимодействие детского сада и семьи.

Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста находят свое отражение в создании условий и факторов, воздействующих на ребенка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе, путем личного примера и межкультурного взаимодействия.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В. А.. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.

4. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003.-128с.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань, Центр инновационных технологий, 2012г.

6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности.-Волгоград: Перемена, 2001.-181с.

7.. Демина Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 40-42.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов .сред.пед.учеб.заведений.- 5-е издание, стереотип.- М. Издательский центр «Академия», 2001 – 336с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе.

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. .

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка.

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико.

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет «Тропинка добра», которая дает первоначальные представления о ДНВ.

Нравственное воспитание старших дошкольников

Маргарита Казаченко
Нравственное воспитание старших дошкольников

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ

Казаченко М. А., магистрант

2 года обучения направления подготовки

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

магистерская программа «Педагогика и воспитательные науки»

В статье раскрывается сущность понятия «арт-педагогика», раскрыта ее сущность и отличительные особенности. Особое внимание обращено на важность использования средств арт-педагогики в нравственном воспитании старших дошкольников.

Ключевые слова: нравственное воспитание, старший дошкольник, арт-педагогика, средства арт-педагогики.

В настоящее время личностно-ориентированного образование представляется как сложный процесс, как многоуровневое пространство, в котором создаются условия для развития личности. В связи с эти, его основной задачей должно стать создание новой системы ценностей, которая бы способствовала становлению нравственной культуры и гуманистической направленности личности.

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [6]. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [5]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [5]. На сегодняшний день, для отбора содержания нравственного воспитания,необходимо опираться на общечеловеческие ценности: справедливость, толерантность, гуманизм (B.C. Библер, В. А. Блюмкин, Е. В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н. И. Цуканова и другие). Следовательно, требуются другие методы, позволяющие эмоционально-личностно и внутренне-осознано принять нравственные нормы.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание — это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной, привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85]. И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [8, с. 36].

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Н. А.Ветлугина выделяет группу художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

В связи с этим, все большую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок — искусство» (Б. А. Бегак, Г. Г. Григорьева, Е. С. Казакова, Т. С. Комарова, И. Д. Мельникова, Т. И. Сафронова, Н. Э. Фаас, P.M. Чумичева и другие). Следует отметить, что сегодня в большинстве детских садов существует серьезная проблема организации нравственного воспитания. Это выражается в формальном подходе к введению ребенка в мир искусства, т. е. не в полной мере на принимаются во внимание все воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства.

Теоретический анализ изучаемой проблемы в философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературе позволил констатировать, что искусство и нравственность как сложноорганизованные социокультурные явления имеют значительное количество точек преломления и сходных компонентов; поэтому они способны к взаимовлиянию и взаимодополнению. В связи с этим особую актуальность приобретает использование формирующего воздействия арт-педагогики как современной технологии воспитания, основанной на интегративном применении в целях педагогического влияния на личность ребенка различных видов искусства и форм художественной деятельности детей. [2]

Термин «арт-педагогика» появился сравнительно недавно, в середине прошлого века. Педагоги и психологи вкладывают в него различный смысл. Для психологов арт-педагогика часто является синонимом арт-терапии и используется в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями. Однако в последнее время педагоги все больше обращаются к методам и технологиям арт-педагогики для повышения эффективности работы с нормальными детьми, а также с одаренными детьми.

Е. А. Медведева проанализировала содержание понятия арт-педагогики. В своем учебном пособии «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» она разводит понятие «арт-педагогика» с понятиями «арт-терапия», «художественное образование», «эстетопедагогика», «психо-педагогика искусства», которые очень часто встречаются в литературе. Елена Алексеевна предлагает рассматривать арт-педагогику как «современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач». [1]

Таранова Е. В.предлагается следующее определение арт-педагогики: «это современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач». [4]

В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать стимулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества детей образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.

Основными функциями арт-педагогики являются: культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

Но есть у артпедагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Арт-педагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и воспитанника, «вплетенное» в самые разнообразные виды образовательной деятельности.

Арт-педагогика имеет некоторые наиболее общие признаки,позволяющие заявлять о ней как о вполне очерченной области педагогической деятельности:

использование искусства и его средств, в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества воспитанниками;

интериоризация знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;

отдание приоритета воспитанию в классической триаде «обучение-воспитание-развитие личности». [3]

1. Медведева, Е. А.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие /Е. А. Медведева. — Москва, Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.

2. Панкратова, Л. Я. Воспитание нравственно-эстетических чувств/ Л. Я. Панкратова // Дошкольное воспитание. — 2000.-4.- С. 6-8.

3. Таранова, E.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий [Электронный научный журнал «Педагогика и психология»]. –Режим доступа: pedagogy-and-psychology.ingnpublishing.com

4. Таранова, Е. В. Нравственное воспитание старших дошкольниковсредствами артпедагогики: автореф. дис. канд. пед.наук: 13.00.01/ Таранова Евгения Владимировна. — Ставрополь, 2003.- 17 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М. : Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с

8. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М. : Академия, 2011. — 144 с.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду №1. С января 2014 года введен Федеральный Государственный.

Духовное и нравственное воспитание дошкольников Семья — эта та привычная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. Сухомлинский). Основной целью духовно-нравственного воспитания.

Доклад на педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Доклад на педсовет по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». Подготовила воспитатель Асадуллина Гузалия Мидехатовна «Мы.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» Нравственное.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников Недавно мне пришлось писать курсовую работу по проблеме влияния художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников.

Выступление Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В России за последние годы произошли изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. В последние годы Российская политика поднимает.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

План курсовой работы

1. Теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

  • 1.1. Содержание, методы и средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • 1.2. Психологическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.
  • 1.3. Педагогические условия воспитания гуманных чувств к окружающим.

2. Эмпирическое изучение педагогических условий у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств.

  • 2.1. Организация, методы исследования и уровень развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2.2. Методика воспитания гуманных чувств.
  • 2.3. Оценка результативности воспитания гуманных чувств.

Список использованных источников.

Введение

Любовь, сострадание, доброта, милосердие, честность, дружба, справедливость… Простые нравственные человеческие качества. Они затрагивают душу взрослого и ребенка. Мы взрослые видим как меняется мир. Обострение нравственной ситуации в мире все отчетливее приводит к пониманию того, что кризис социально-нравственных ценностей – это во многом кризис мировоззрения и сознания человечества. Существует всеобщая обеспокоенность нравственной ситуацией: дети, брошенные родителями, отсутствие чувства долга, совести, милосердия.

Бог создал людей добрыми, хорошими. Тогда почему мы делаем плохие поступки, почему не совершаем добрых дел, почему ругаемся и злимся, становимся жадными и завистливыми, несправедливыми.

Закладывание социально-нравственных основ должно начинаться с детства. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственной личности. Еще в старину люди говорили: «Воспитывать ребенка надо когда он лежит поперек кровати, а не в длину».

А. Сухомлинский говорил: «Если дать волю всему, что зеленеет, плодовое дерево одичает, обильная поросль «волчков» забьет плодоносные ветки».

На вопрос «как делать?» помог ответить Л.Н. Толстой: «Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, тоже дело становится привычкой».

Конечно, одни наши беседы, занятия, игры не могут полностью изменить детское мировоззрение. Цель педагога – помочь ребенку задуматься о доброте и милосердии, дать толчок к самостоятельной, осознанной деятельности.

Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества. Нравственность по своей природе имеет социально-нормативный характер. Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения. Нравственная норма – это такое средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие поступки являются допустимыми и предпочтительными и какие следует избегать.

Нравственная личность не может быть сформирована самостоятельно. Для ребенка в качестве носителя социально-нравственных норм выступает взрослый и общество в целом. Формирование самосознания дошкольника происходит в результате взаимодействия с окружающими людьми. Семья и дошкольное учреждение – основные институты социализации детей дошкольного возраста.

Большинство педагогов, в частности И.А. Сикорский, В.А. Сухомлинский, В.П. Вахтерев определяют роль взрослого в нравственном воспитания детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «без идеала нет стержня человеческой личности». Методом нравственного воспитания в период раннего детства И.А. Сикорский считал подражание. Ввиду того, что данный феномен присущ именно детскому возрасту, взрослые обязаны окружить ребенка положительными примерами собственного поведения.

В.П. Вахтерев отмечал, что независимо от личного желания взрослый человек оказывает воспитательное воздействие на ребенка всем своим поведением, свои образом жизни, каждым своим поступком. Следовательно, для того, чтобы воспитать нравственную личность, близкий человек должен быть сам высоко нравственным.

И.А. Сикорский справедливо указывал на незаменимое воспитательное воздействие семьи на детей, т.к. важность семьи в деле воспитания вытекает из ее способности семейного воспитания, семейного воздействия, а также патогенное родительское поведение формируют дефицит условий развития личности. В данном случае дошкольное учреждение, и, наоборот, поддерживать нравственные основы, заложенные социально-здоровой семьей, создавать оптимальные условия для развития личности.

Объектом исследования является нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования — педагогические условия воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы — определить гуманные чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • — определить содержание, методы, и средства воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
  • — выявить педагогические условия воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста;
  • — рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
  • — разработать методику воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста и оценить ее результативность.

Методы: анализ литературы по проблемам исследования, беседа, анкетирование.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector