221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поделки по духовно нравственному воспитанию

Мастер-класс «Лепестки моей души» «Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников»

1. Вступительное слова.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:

  • отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
  • спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
  • отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «Лепестки моей души».

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

  1. Если притча – геометрическая фигура, то это .
  2. Если притча – цвет, то это .
  3. Если притча – это название фильма, то это .
  4. Если притча – настроение, то это .
  5. Если притча – музыка, то это .
  6. Если притча – животное, то это .

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.

3. Знакомство с разделами классных часов по духовно-нравственному воспитанию «Лепестки моей души».

Я предлагаю вашему вниманию серию классных часов «Лепестки моей души» с использованием притч. Содержание разделов к классным часам может варьироваться в зависимости от проблем, которые существуют в классном коллективе. Ниже предлагается примерная тематика этих разделов:

I. Радость и горе

  • «Цветок радости»
  • «Испытание или помощь?»
  • «Счастливый человек»
  • «Когда на сердце спокойно»

II. Доброта и величие характера

  • «Кто самый достойный?»
  • «Чему нас учат деревья?»
  • «Благородство характера»
  • «Кому помогает небо?»

III. Любовь и дружба

  • «Лучшее лекарство»
  • «Как помочь другу?»
  • «Зачем нужен друг?»
  • «Можно ли погубить правду?»
  • «Не обманывай»
  • «Опаснейшая ложь»
  • «Кто украл масло?»

V. Бедность и богатство

  • «Почему рухнул дом?»
    «Первый кусок хлеба»
    «Когда любая гавань хороша?»

Как вы видите, данная тематика может определять тематику самих классных часов.

4. Фрагмент классного часа на основе притчи «Не обманывай».

1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.

Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не дается.)

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.

Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.

— Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.

— Отдохните немного, — предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.

Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», — пробормотал юноша.

Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.

Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:

— Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.

— Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, — сказал отец.

— Я себя не обманывал, — удивился сын.

— Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, — объяснил отец.

2) Работа с притчей.

— Понравилась ли вам эта история?

— Как вы поняли, о чем она?

— Как бы вы поступили на месте юноши?

— В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?

— Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?

— Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?

— Какое название можно придумать к этой истории?

(Далее педагог раскрывает истинное название притчи.)

3) Психотерапевтическое упражнение к притчи «Соломенная шляпа».

Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.

— Понравилось ли вам упражнение?

— Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?

— Почему человеку бывает так сложно сказать правду?

4) Позитивное закрепление притчи

— Придумайте хорошее окончание этой истории.

Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют собственные поступки, действия.

5. Заключительное слово.

Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»

Мастер-класс » Духовно-нравственное воспитание младших школьников через активные формы обучения «Сад добродетелей»»
методическая разработка на тему

Знакомство участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
master-klass_turkova_e.n.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые, коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию мастер класс

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через активные формы обучения «Сад добродетелей»

Цель: Познакомить участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОС НОО.

Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.

Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.

Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом, к реализации которого являются активные формы обучения .

ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «САД ДОБРОДЕТЕЛЕЙ».

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

  1. Если притча – геометрическая фигура, то это .
  2. Если притча – цвет, то это .
  3. Если притча – это название фильма, то это .
  4. Если притча – настроение, то это .
  5. Если притча – музыка, то это .
  6. Если притча – животное, то это .

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИТЧИ

1. Функция зеркала (отражает восприятие) – Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели (образцы решения проблем и конфликтов) – Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования (посредник между учеником и учителем) — Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

способы использования притч в учебном процессе:

• Обсуждение основной идеи и смысла истории;

• Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);

• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

• Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);

• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

• Выделить ключевые понятия;

• Инсценировка по рассказу (истории);

• Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);

• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;

• Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);

• Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать);

• Сравнение нескольких притч.

Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций. Именно поэтому притчи являются активной формой обучения в духовно-нравственном воспитании.

Я хочу остановиться на нескольких способах использования притч в учебном и внеучебном процессе.

И я начну с базового метода работы

– ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И СМЫСЛА ПРИТЧИ .

Предлагаю послушать притчу, которая называется

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

-Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми!

-Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Предлагаю поработать в парах. У каждой пары своё задание в конверте.

Задание для 1 групы: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.

Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Давайте послушаем выступление групп.

1 группе — Вы верно определили и качества юноши и старика.

2 группе – Я согласна с вашим выбором. А другие пословицы подходят к смыслу притчи?

3 группе – Молодцы, вы хорошо поработали. Интересная история.

А теперь хочу предложить ещё один способ работы над притчей.

Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

Основной приём-это незавершённость повествования.

5. Заключительное слово.

Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»

Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным поступкам , НО! только при правильном педагогическом воздействии .

Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме.

Предлагаю вам сделать доброе дело.

Пока идёт клип «Дорогою добра» гости прикрепляют к веточкам цветы.

У нас получилось Дерево Добра.

Были сухие веточки, а сейчас перед нами цветущее дерево.

Пусть как можно больше таких деревьев будет в вашей жизни.

Мастер-класс «Активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс.docx

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ»

(Слайд 1) Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию».

Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;

показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;

выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, информационные листы (приложение 1) и карточки для рефлексии (приложение 2) набор для изготовления поделок (папка, заготовка «Ангел», самоклеящаяся бумага цвета золота, ножницы) по количеству участников мастер-класса.

участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;

практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний.

Презентация педагогического опыта

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

2. Работа с родительским комитетом.

3. Индивидуальная работа с родителями.

4. Классные родительские собрания.

Остановлюсь подробнее на последних.

Представление системы учебных занятий

На мой взгляд, собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания самих родителей. Родители моих классов не раз принимали участие в подготовке и проведении собраний: участвовали в анкетировании, выступали с итогами совместных проектов с детьми, помогали изготавливать раздаточный материал.

Проведение имитационной игры

И сейчас я продемонстрирую вам один из фрагментов таких собраний, подготовленных мною с родителями совместно.

Цели и з адачи: развитие сознания родителей и формирование основных базовых ценностей: духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция; воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также осознание ценности человеческой жизни, нравственного здоровья человека, эстетических чувств.

Планируемые результаты: воспитание ценностного отношения к прекрасному: научить родителей ценить душевную красоту, знать художественные ценности культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.

Итак, «Пища для размышления».

Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием общекультурных компетенций, устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Так постигая жизнь, которая учит различать добро и зло, жизнь и смерть, мы обращаемся к культуре народа, к историческим корням, заложенные в сказках и былинах, пословицах и поговорках, песнях и притчах.

(Слайд 8) Вашему вниманию притча (запись музыки)

— Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

— Имей терпение, — ответил учитель, — ещё не пришло время. Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его. С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. И однажды он не вернулся. Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки

от птиц и палящего солнца — летом, закрывал от мороза и снега, зимой. Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким.

Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.

— Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя! Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

Продолжите фразу, что сказал юноше мудрец… (мнение родителей)

(Именно в этот год, ты, вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Что значит взращивать качества своего характера — это значит воспитывать).

— Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты. Ответственность ты имел, но только по необходимости. Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца.

Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие,

а листья – знания.

Каждый из нас родитель и знает, что дети очень радуются и гордятся своими родителями, когда они участвуют в школьных мероприятиях, собраниях и конечно праздниках. Верно подмечено, что праздник это душа народа.

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите предложения:

Праздник — это счастье….

Праздник — это жизнь….

Праздник — это путешествие

Праздник — это история

А какой сегодня праздник?

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО 25 ноября. ( Видеоролик).

Уважаемые родители, это был один из примеров воспитания наших детей средствами мультипликации. Вашему вниманию был представлен один из сюжетов детской программы «Мульткалендарь» всероссийского православного телеканала «Союз». Советую вам чаще просматривать с детьми эту передачу. Она учит доброте, милосердию, воспитывает нравственные и духовные качества ребенка.

Каждый человек развивается духовно по-разному, так как учений и путей познания истины достаточно много, как через религии, так и минуя их. Поэтому кто-то по этому пути идет медленно, постепенно накапливая знания и опыт, кто-то продвигается легко и без препятствий, а есть такие люди, у кого просветление происходит мгновенно. Все равно, если человек самосовершенствуется, настроен на духовные знания, познает себя и мир, то рано или поздно он придет к истинным знаниям и ему удастся обрести мир и покой внутри себя.

Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.

Душе не хватает мира и красоты?

Берем бумагу, ножницы, и…

Я предлагаю сделать открытку «Ангел-Хранитель!» Каждый из вас при изготовлении наполнит её теплом своих рук и сердец, добрыми мыслями.

Будем использовать современную технику художественного вырезания из бумаги и декорирования. Обращение к искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

Практическая работа (выполняю вместе с родителями). Щелчок (появляется Ангел)

Во время выполнения работы звучит «Хрустальный перезвон»

А сейчас все возьмите ангелов в руки, поверните их ко мне лицом.

Фоном звучит музыка «Ангел»

Чтение стихотворения после окончания работы.

Есть у тебя в этом Mиpe заступник,

Посланный светлой судьбой.

Ангел-Хранитель, невидимый спутник,

Всюду он рядом с тобой.

В радости, горе, беде и разлуке,

В полночь, в сиянии дня

Всюду ты чувствуешь верные руки,

Всюду хранит он тебя.

В храм ли войдешь для вечерней молитвы,

Городом шумным пойдешь,

Он от тебя, словно щит среди битвы,

Грозно беду отведет.

Всюду тебя, осеняя крылами,

Светлую тайну храня,

В жизни, огромном бушующем море,

Он не оставит тебя.

(открытки остаются в подарок участникам мастер-класса)

Вашему вниманию был представлен один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование сказок, притч, легенд, которыми я пользуюсь в воспитательном и образовательном процессе.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления . Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают задуматься над своим поведением, над улучшением качества своей жизни, над своими мыслями, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над действиями может быть, заставят и посмеяться над своими ошибками, над самим собой. Так же позволяют раскрыть творческие способности. Занятие творчеством и искусством настраивают душу на позитивное восприятие и мироощущение, что двигает человека на совершенствование.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:

Щелчок «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Сейчас вы просмотрели фрагмент родительского собрания, где были использованы активные методы работы с родителями.

А теперь вашему вниманию предлагаю перечень наиболее удачных приемов при проведении подобных занятий, т.е. те самые «семена». Они перед вами на экране. Кроме того, все они имеются на дисках, которые я для вас приготовила. Также здесь размещены все методические материалы сегодняшнего мероприятия..

(Вручаю присутствующим диски с материалами семинара).

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку советами классному руководителю и активными формами работы с родителями.

Сейчас я предлагаю поделиться Вас своими впечатлениями о проведенном мастер – классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте. (Слайд)

Сегодня я узнал(а), что …

Мне понравился прием …

Это я возьму на вооружение …

Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.

Мастер-класс для педагогов «Духовно- нравственное воспитание дошкольников через народное творчество»

Номинация: мастер класс в доу для воспитателей по фгос.
Автор: Снопко Елена Александровна
Должность: воспитатель первой категории

Цель: расширение знаний участников о потешке, как средстве духовно-нравственного воспитания и вариативности применения потешек в воспитательно-образовательном процессе для детей раннего возраста.

Аудитория: педагоги.

Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, магниты, бумажные полоски с текстом, мел или маркер, цветные картонные листы формата А5 с тексом потешек на оборотной стороне, атрибуты для обыгрывания (кукольный театр, резиновые игрушки, картинки, мягкие игрушки); заготовки из ниток, нитки, ножницы, заготовки частей личика для солнышка.

Структура:
Приветствие
1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста.
2. Определение сущности потешки.

3. Работа с потешкой.

4. Физминутка для педагогов.

5. Изготовление игрушки-атрибута для потешки.

6. Сочинение авторской потешки о солнышке.
7. Рефлексия.

В ходе МК участники приобретут (актуализируют и закрепят) следующие знания, умения, навыки, качества:

-закрепят знания о применении потешек в режимных процессах;
-приобретут знания о вариативности использования потешек;
-актуализируют знания о потешках и возможности их обыгрывания;
-актуализируют умение составлять авторскую потешку,

-попрактикуются в изготовлении атрибута для визуализации потешки.

Приветствую вас, коллеги! Как приятно видеть всех вас сегодня на моем мастер-классе, посвященном духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста через чтение и обыгрывание потешек.

(Пустить лист регистрации участников).

Но, прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем друг друга и немного познакомимся.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Сложилась удачно ваша судьба,

В игрушки играете вечно вы? (да)

Так вы педагоги, вот ваша стезя?

А девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)

Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)

А может нам просто устроить обед?

Заманчиво было бы? Скажем мы (нет)

Сейчас хочу слышать честный ответ,

Детей вы любите или нет? (да)

Чтоб деткам своим быть подмогой всегда

Нужно быть всегда в тренде, правильно? (да)

Кошмар нам знаком со студенческих лет,

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

  1. У вас на столе лежат бумажные полоски с текстом. Прочитайте их про себя. Это возрастные особенности детей. Сейчас предлагаю нам всем вместе отфильтровать те из них, что подходят для деток раннего возраста (до 3 лет).

(Далее педагоги по очереди зачитывают тезисы и, в процессе обсуждения, отбирают более подходящие. Ведущий мастер-класса крепит «одобренные» тезисы на доску, чтобы получился список).

Номинация: мастер класс в доу для воспитателей по фгос.
Автор: Снопко Елена Александровна
Должность: воспитатель первой категории

  • Хорошо управляет своим телом, бегает, прыгает, кувыркается.
  • Запоминает и анализирует информацию.
  • Речь состоит из предложений, способны вести простейший диалог.
  • Характерно спонтанное выражение эмоций.
  • Изучает качество предметов и действий.
  • Любит играть в среде сверстников.
  • Эгоцентричен (считает, что весь мир крутится вокруг него)
  • Внимателен и наблюдателен.
  • Стремится к самостоятельности.
  • Позиционирует себя с точки зрения гендера (девочка или мальчик).

В результате мы получили следующий словесный портрет ребенка раннего возраста:

  • Хорошо управляет своим телом, бегает, прыгает, кувыркается.
  • Запоминает и анализирует информацию.
  • Речь состоит из предложений, способны вести простейший диалог.
  • Характерно спонтанное выражение эмоций.
  • Изучает качество предметов и действий.
  • Любит играть в среде сверстников.
  • Эгоцентричен (считает, что весь мир крутится вокруг него)
  • Внимателен и наблюдателен.
  • Стремится к самостоятельности.
  • Позиционирует себя с точки зрения гендера (девочка или мальчик).

Исходя из этого списка, мы подразумеваем, что дети эмоционально восприимчивы, любят действовать с предметами, требуют индивидуального к себе внимания, умеют наблюдать и хотят что-то делать самостоятельно. Какие из названных характеристик явялются задачами духовно-нравственного воспитания? (Ответы педагогов)

Отсюда делаем умозаключение, что потешки – это средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям. Вы со мной согласны?

  1. Сейчас мы вместе составить определение такому ценному средству развития ребенка, как «ПОТЕШКА». Но делать это будем без всяких словарей, поскольку мы все педагоги, все эрудиты, теоретики и практики одновременно – мы профессионалы!

Я буду задавать параметры, а вы давайте им определения, характерные для потешки.

(Участники называют, ведущий – записывает на доске).

  • Сущность, классификационный признак – жанр фольклора
  • Объем – короткая
  • Форма — стихотворная
  • Цель – развлекательно-обучающая работа с детьми
  • Сопровождение – движения, манипуляции, действия.

А теперь из всех записанных параметров составьте определение.

Итак, потешка – это… (короткий стихотворный жанр фольклора (или УНТ), призванный научить детей движениям, манипуляциям с предметами, определенным действиям в развлекательной форме.

Замечательно! Вы действительно профессионалы!

  1. Сейчас предлагаю вам поработать с текстами потешек. На столе лежат листы формата А5, переверните их, там написаны потешки. Прочитайте потешку про себя и определите алгоритм работы с ней по следующей схеме:
  • В каком режимном моменте возможно использовать?
  • Предпочтительная форма работы (групповая, подгрупповая, индивидуальная)?
  • Цель потешки?
  • Какая дополнительная атрибутика необходима?
  • Какие навыки получат дети?

(Каждый педагог по очереди рассказывает алгоритм работы с потешкой).

  1. Практически каждый из вас (или все) указали, что потешка развивает эмоциональность ребенка, повышает положительный эмоциональный фон. Ну, и чтобы повысить наш эмоциональный фон, поиграем и мы. Сегодня удивительное мероприятие, где мы, педагоги, можем поставить и реализовать образовательно-воспитательные задачи по отношению к самим себе.

А пришла я не одна,

Солнышко я принесла.

Нарисуем большой круг,

Много лучиков вокруг,

Это солнышко сияет

Все собою озаряет!

(Ведущий читает потешку и рисует солнышко)

Выгляни в окошечко!

(Этот отрывок проводится в соответствии с тем алгоритмом, который предложен педагогом ранее. Например: зовем солнышко – махи руками; показываем окошко – ставим ладони к лицу; показываем наряд – опускаем руки вдоль тела сбоку; показывается – руки ладонями вверх).

Скажите, а удобнее было бы использовать эту потешку с атрибутом «солнышко»? (ДА)

Поскольку в весеннее и летнее время это актуальный атрибут для игр, занятий и развлечений детей, то предлагаю вам изготовить его прямо здесь и унести с собой не только хорошее настроение, полученный опыт, но и игрушку собственного изготовления, которая пригодится в играх с детьми и будет напоминать вам об этом мастер-классе.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ.

Пока мы делаем игрушку, поиграем в словесную творческую игру «По цепочке», а составлять по цепочке мы будем авторскую потешку про солнышко. Итак, начинаем!

Перед вами заготовки – обмотанные нитками картонные кольца диаметром 20 см.

Возьмите ножницы и аккуратно разрежьте нитки по контуру кольца, завяжите нитки.

Распрямите солнышко, как оно было на кольцах, поделите весь круг на 8 секторов, обвяжите каждую часть короткой ниткой, чтобы получились лучики.

Лишнее обрежьте и украсьте его, сделав солнышко антропоморфным персонажем, т.е. создайте личико.

Это могут быть заготовки из фетра или готовые глазки, носик и губки, а могут быть пуговицы разного цвета и диаметра (глазки – голубые, ротик – маленькие красные, носик – большая черная).

  1. А теперь, когда требуется меньше сосредоточенности и внимания, приступим к сочинению авторской потешки.

Я начну «Солнышко лучистое,

(Далее педагоги по очереди добавляют по одной две строчки, ведущий записывает текст на доске. В конце вся потешка зачитывается).

Уважаемые педагоги, оцените пожалуйста мастер-класс (Раздать лист оценивания, либо лист для отзыва).

А с гостями я прощаюсь:

Будьте, как солнышко, красивыми.

До свидания! Спасибо за сотрудничество!

Номинация: Мастер-класс в детском саду для педагогов.
Автор: Снопко Елена Александровна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МАДОУ Детский сад №28 «Ласточка»
Месторасположение: г. Соликамск, Пермский край

Читать еще:  Роль родителей в экологическом воспитании детей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector