221madou.ru

Мама и Я
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие духовно нравственное воспитание дошкольников

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Дата публикации: 11.12.2017 2017-12-11

Статья просмотрена: 1999 раз

Библиографическое описание:

Добровольский Ю. А., Токарев А. А. Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 347-348. — URL https://moluch.ru/archive/183/46452/ (дата обращения: 23.03.2020).

Постоянно меняющиеся политические, социальные и экономические условия являются главенствующим фактором, влиянием которого обуславливается перенос интересов общества и целого государства на интересы отдельной личности. Образовательная парадигма претерпевает существенные изменения, ее содержание, цели и задачи подвергаются основательному переосмыслению, возникают и прочно утверждаются новые процессы и явления. Одним из главенствующих процессов в современном мире можно назвать процесс духовно-нравственного развития и воспитания, как в общеобразовательных, так и в дошкольных учреждениях. [1]

Именно образование является отражением современной социокультурной ситуации в стране. На данный момент основообразующим принципом образовательных организаций является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине».

Одной из важнейших проблем современного общества и государства вообще является вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Возникновение данной ситуации обусловлено несколькими причинами:

Молодое поколение не имеет верных положительных жизненных ориентиров и примеров нравственного поведения;

Упадок в области культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;

Пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий еще больше осложняет ситуацию: материальные ценности постепенно вытесняют духовно-нравственные, желания детей основаны на эгоистичных началах и обусловлены узколичными потребностями, благодаря чему у детей формируются вредные привычки, неуважение к старшему поколению и полнейшее отсутствие каких-либо морально-этических установок.

Одной из главных задач образовательных учреждений является подготовка полностью сформированной, гармонически развитой личности, умеющей анализировать происходящие в рамках общества и окружающего мира события и осуществлять свою деятельность соответствуя требованиям и интересам окружающих людей и норм общества. [2,12]

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Задачи духовно-нравственного воспитания состоят в следующем:

‒ воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

‒ способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

‒ оказывать положительное влияние на формирование морально-этических, духовных и нравственных качеств ребенка, посредством установления позитивных межличностных отношений.

‒ воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

‒ приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Воспитание всесторонне развитой и гармонически сформированной личности, необходимой составляющей которой является духовно-нравственный аспект, является важнейшей задачей в рамках развития современного общества. По мнению ведущих специалистов, одной из новейших ступеней духовно-нравственного воспитания в рамках дошкольного учреждения, является его интеграция в обыденную жизнь ребенка, во все виды образовательной и игровой деятельности и программы дошкольного образования.

Младший возраст ребенка — основа формирования и воспитания личностных качеств и внутренних установок, развития душевных и физических сил, получение и закрепление знаний об окружающем мире, образование морально-этических навыков и привычек. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активным получение, накоплением и использованием нравственного опыта. Дошкольный возраст так же является исходной точкой нравственного самоопределения, формирования самосознания.

Постоянное систематическое воздействие на духовно-нравственную сторону личности ребенка является основообразующим звеном в воспитании полноценного члена общества.

Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию.

Духовно-нравственное развитие — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, главной задачей которого является формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок. Понятие «духовно-нравственные ценности» заключает в себе комплекс ценностей, являющихся главенствующими в рамках отношений между людьми, в семье, обществе, нормы и принципы, базирующиеся на критериях добра и зла, лжи и истины. [3, 140]

Духовно-нравственное развитие по своей сути является достаточно сложным, многоплановым процессом. Оно есть неотъемлемая часть жизни каждого человека во всей ее противоречивости и полноте, часть семьи, социума, истории, культуры и человечества вообще.

Содержание духовно-нравственного развития личности ребенка заключается в последовательном и систематическом расширении ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс положительного влияния на нравственные аспекты личности человека:

‒ воспитание духовно-нравственных чувств и морально-этических установок;

‒ формированию нравственного облика;

‒ возникновению и развитию нравственной позиции;

‒ проявлению нравственного поведения в рамках семьи, общества и государства в целом.

Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является непрерывное сотрудничество с семьей в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся. Главной задачей данного взаимодействия является изучение и анализ взаимоотношений в семье, профилактика и решение возникающих конфликтов.

Ключевым звеном, определяющим направление духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, является семья. Современная концепция непрерывного взаимодействия семейной ячейки и образовательного учреждения заключается в том, что родители обязаны нести ответственность за воспитание ребенка, а задачей социальных институтов является помощь и поддержка в рамках воспитательного процесса. Именно поэтому воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формирование духовности. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?

Проблема становления моральных качеств подрастающего поколения быстро набирает свою остроту. Ее актуальность особенно касается дошкольников.

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность. Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров. Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Читать еще:  Самоанализ по нравственному воспитанию дошкольников

Принципы воспитания

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

  • Гуманность – воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;
  • Естественнонаучный принцип – учет понимания законов развития личности;
  • Культурологический принцип – воспитание в культуре, с учетом традиций народа;
  • Государственный принцип – воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.

Усвоение дошкольником норм, требований морали, образцов действий происходит всегда на основе подражания. А чаще всего дети подражают родителям. Поэтому так важно помочь осознать их важность при воспитании своего ребенка; помочь понять то, что только они ответственны за развитие своего ребенка, как нравственно развитой личности.

Цели, задачи воспитания

Главная цель любого типа воспитания – формирование развитой личности.

Развитие нравственности, духовности в дошкольный период ставит цели:

  • сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой личности, основы взаимодействия с людьми;
  • воспитывать у дошкольников главные общечеловеческие нравственные качества: сострадание, терпимость, милосердие, гуманность, честность.
  • Содействовать раскрытию нравственной и духовной одаренности каждого ребенка, его способностей, возможностей;
  • Обучать этическим нормам, самодисциплине;
  • Воспитывать дружеские отношения, положительное отношение к совместному труду, игре, формировать умения договариваться, потребности помогать;
  • Формировать потребность радовать старших хорошими и полезными поступками;
  • Формировать самосознание гражданина, доброжелательное отношение к людям, природе;
  • Воспитывать на основе важнейших моральных понятий: добро, зло, любовь, доброта, единение, человечность. Формировать отзывчивость, справедливость.
  • Содействовать защите физического, духовного здоровья;
  • Ориентировать родителей на духовное развитие подрастающего поколения;
  • Стремиться развивать умение ограничивать себя в желаниях, преодолевать сложные препятствия, выполнять требования взрослых, установленные нормы поведения, ориентироваться на положительный пример в поступках;
  • Формировать самооценку;
  • Развивать гендерные качества, свойственные полу.

Средства воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток. Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств. В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.

Подбор средств зависит от задачи, возраста, уровня общего, интеллектуального развития.

Методы воспитания

Средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов. Методов очень много. Среди них выделяются общие воспитательные и специфические, предназначенные для формирования только нравственных качеств.

Комплекс методов включает:

  1. методы формирования нравственных установок и оценок (беседы, чтение книг, рассматривание картин);
  2. методы организации опыта на практике (метод приучения, примера, организации деятельности).
  • наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр);
  • словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
  • практические методы (организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).

Игра в жизни дошкольника

Игра – главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

В дошкольном возрасте игра становится деятельностью, в которой формируется личность, обогащается внутреннее ее содержание. В игровой деятельности радость движения, сочетаясь с нравственным обогащением, учит гармонии. Только в игре дети осваивают роли, развивают навыки межличностного общения, учатся выражать эмоции.

Главное значение игры связано с воображением: у маленького человека появляется потребность преобразования действительности, способность созидания. Игра соединяет реальные и вымышленные явления, появляются новые свойства знакомых предметов. Взяв роль, ребенок примеряет на себе профессию, особенности личности: он входит в ее образ, вживается, проникает в чувства, настроения, обогащая, углубляя собственную личность.

Игра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки; может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Игра, в которую ребенок охотно включается, способствует получению важнейшего опыта – опыта чувств. Она становится личным достоянием, которое может всегда применять в реальной жизни.

Художественное слово при воспитании нравственности

Одним из самых действенных средств является художественное слово. Читая или слушая, ребенок знакомиться с жизнью, трудом, природой. Через художественную литературу он познает примеры общения между людьми, их радости, неудачи. Художественные произведения воздействуют на сознание, поступки. У него появляется желание становится лучше, быть похожим на героев произведений, сделать что-то очень хорошее.

Литература позволяет восполнить недостаток общения, расширить кругозор, разнообразить нравственный опыт. Появляется эмоциональное отношение к происходящим событиям, явлениям, людям. Произведения литературы содержат оценку событий или персонажей. Они задевают душу ребенка, рождают сопереживание и сочувствие.

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Сказка – самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.

Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке. Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.

Самый распространенные методы работы со сказкой – чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.

Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период – прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Марина Мирошник
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь,долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, потере интереса к учению и самосовершенствованию, к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.

Читать еще:  Гуманистическое воспитание личности

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания.

Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях (Коваль H.A., Маллаев Д. М., Пономаренко В. А., Черняев В. В. и др.).

Подверженность духовно-нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно-нравственному воспитанию. Однако такое воспитание на сегодняшний день увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений (Амонашвили Ш. А., Бондаревская Е. В., Лихачев Б. Т., Дармодехин C.JL, Пядушкина H.H., Шилова М. и др.).(2)

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось.

Авторы статьи «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» — И. А. Галицкая И. А. и И. В. Метлик сделали попытку уточнить понятия «духовно-нравственное воспитание», с тем, чтобы оно более продуктивно использовалось в современной теории и практике воспитания школьников, не теряя своей специфики и не подменяя другие понятия.

Придерживаясь, точки зрения этих ученых и считаю, что в системе дошкольного образования также можно использовать данное определение.

«Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе» (1).

Духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных организациях должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможности мировоззренческого выбора.

Таким образом, каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад,

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

•формирование начал патриотизма и гражданственности;

•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

•уважение к своей нации;

•понимание своих национальных особенностей;

•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

•уважение к представителям других национальностей;

•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

воспитание уважительного отношения к труду.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей. Я считаю, что необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Интерьер дошкольных организаций способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России.

В нашем ДОУ оборудован уголок православной культуры,где собран теоретический и практический материал:

— литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения);

— литература для родителей и педагогов;

— игры по духовно-нравственному воспитанию;

Подбираю материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей:

— православные праздники в детском саду;

— продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

— консультативный и информационный материал для родителей;

— игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

Интегрирую духовно-нравственное содержание воспитанияв различные виды детской деятельности:

— игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

дидактических: «Православные праздники»

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

— продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

— театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)

В группе оформлен патриотический уголок для детей.

Для родителей разработаны памятки и консультации о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

В своей работе использую следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

— чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

— цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

— знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

— тематические выставки детского творчества.

— знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

— экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

— экскурсии на природу ;

— постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

Читать еще:  Диагностика нравственного воспитания дошкольников

Основы духовно-нравственного воспитания и его значение в развитии дошкольников

Духовное, нравственное развитие человека – процесс непрерывный. При этом само общество заинтересовано в том, чтобы этим процессом управлять, передавая подрастающему поколению основы культурных, моральных, духовных ценностей. Ведь это – одно из главных условий развития социума. А начинается формирование высших качеств человека с раннего детства. В чем же заключается духовно-нравственное воспитание дошкольников? Попробуем разобраться.

Что это и почему так важно?

Духовно-нравственное воспитание дошкольников направлено на привитие им высших моральных, духовных, религиозных ценностей. То есть важнейших для человека морально-этических, нравственных, религиозных правил.

Наилучшее время для этой важной работы – именно дошкольный период, когда формируются основы личности: мировоззрение, отношение к поступкам (собственным и других людей), закладываются нормы поведения, отношение к людям, окружающему миру, своей Родине, семейным ценностям, уважение к труду.

В современном мире вопрос духовности занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Почему? Причин тому множество:

  • нравственные идеалы деформированы;
  • система ценностей современного общества переживает кризис;
  • свобода зачастую расценивается как вседозволенность;
  • слепо перенимается система зарубежных ценностей, чуждая российскому менталитету.

Следствием этих факторов является феномен бездуховности нашего общества. В таких условиях на первый план выходит духовно-нравственная сплоченность общества против внешних и внутренних угроз, усиление патриотических чувств россиян, веры в будущее Родины путем привития детям нравственных и духовных идеалов. Каких? Список может быть довольно длинным, но основные понятия следующие:

  • любовь;
  • уважение;
  • добро;
  • красота;
  • творчество;
  • дружба;
  • честность;
  • преданность;
  • взаимопомощь;
  • истина;
  • искусство;
  • трудолюбие;
  • патриотизм;
  • культура.

Без этих важнейших корней невозможно вырастить полноценную, гармоничную личность – созидающую, неравнодушную, с активной жизненной и гражданской позицией.

Не упустить возраст

Для того чтобы этих целей достичь, необходимо воспитывать у маленького человека:

  • любовь к богу;
  • любовь к себе;
  • любовь к окружающим людям;
  • чувства;
  • волю;
  • совесть;
  • ум.

Основная проблема здесь заключается в том, чтобы гармонично сочетать основы воспитания религиозного и светского, не утверждая преимущества одного или другого. Ведь многие проблемы личностного развития они трактуют схоже. Так, главным в обоих подходах является саморазвитие внутреннего мира личности. Вопрос в том, какие ценностные ориентиры ребенок дошкольного возраста воспримет. Поэтому так важно, какой пример он постоянно видит перед собой.

Именно сейчас возможности для формирования правильных ориентиров самые благоприятные, ведь у дошкольников развиты:

  • способность к подражанию;
  • образное мышление;
  • активное воображение;
  • эмпатия;
  • эмоциональная сфера;
  • познавательная, деятельная активность.

Начинается процесс нравственного становления человека с самого раннего возраста – с чувства привязанности малыша к маме.

Что нужно развивать?

Чтобы сформировать у маленького человека высшие ценности, взрослым необходимо:

  • прививать ему понимание добра и зла как основных понятий для саморегуляции;
  • давать системные знания о социуме, окружающей природе, месте самого малыша в мире;
  • прививать любовь к родному краю, его культуре, истории, традициям, достопримечательностям.

Кроме этого, важное значение имеет всестороннее эмоциональное развитие, в частности развитие следующих чувств и способностей:

  • выражения чувств по отношению к окружающему миру;
  • уважения к святыням;
  • умения выбрать приемлемый способ выражения эмоций, управлять ими;
  • предвосхищения последствий тех или иных поступков;
  • уважения чувств других людей, способности учитывать их;
  • активной гражданской позиции, патриотизма;
  • активной созидающей позиции по отношению к окружающему миру, дисциплинированности, трудолюбия;
  • стремления к объективной самооценке, формирования позитивного образа «я» сообразно принятым в обществе нравственным ценностям;
  • уважения к культуре, традициям, национальным корням других народов.

Как развивать детей в духовно-нравственном ключе?

Программа воспитания дошкольников должна неразрывно сочетать методы работы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, с воспитанием в кругу семьи.

Нравственное и духовное воспитание детей в детских садах включает различные виды деятельности:

  • продуктивная, творческая (конструирование, рисование, лепка, изготовление аппликаций, поделок, танцы, музыкальное творчество);
  • познавательная (чтение литературных произведений: исторических, религиозных, сказок);
  • театральная (представления, спектакли, сценки духовно-нравственной направленности);
  • нравственная (уроки добра, любви, беседы о традициях и ценностях православия).

Однако основой духовно-нравственного воспитания по праву считают ту среду, в которой малыш растет, которая его окружает постоянно, – семью с ее духовной культурой: укладом, системой ценностей, традициями. Семья – ближайшее социальное окружение ребенка, откуда он берет примеры соответствующего поведения. Именно здесь закладывается понимание роли семьи в обществе, ролей матери, отца, их отношений друг к другу, важности таких семейных ценностей, как верность, общность интересов, взаимопонимание, трудолюбие, отношение к жизни и людям.

Поэтому в детских садах программа воспитания зачастую включает совместную с родителями деятельность: проведение семейных праздников, конкурсов, тематических игр, направленных на укрепление семейных ценностей.

Заведите и соблюдайте семейные традиции, направленные на становление нравственных и духовных качеств ребенка. Это могут быть семейные, религиозные, государственные праздники, творческие конкурсы и т. д. Главное, чтобы они давали ребенку правильный пример, были ему понятны, приносили радость.

Источники нравственности

Что можно избрать в качестве средств, способствующих становлению нравственных качеств дошкольников?

  • Деятельность (труд, обучение, творчество, игра). Позволяет на практике закрепить усвоенные нормы. Особое место здесь отводится различным играм, дающим неоценимый опыт чувств (в частности – народным играм, помогающим воспитывать детей на примере опыта прошлых поколений, прививать им уважение к традициям, почитание своих национальных корней).
  • Искусство (литература, живопись, скульптура, архитектура). Литературные произведения дают ребенку пример нравственного поведения, оценку поступков того или иного героя, событий. Картины, исторические архитектурные и скульптурные памятники помогают развивать эстетические чувства, понимать и ценить народную культуру.
  • Природа. Способствует воспитанию гуманных чувств, бережного отношения к животным, растениям, экологии, желания защищать живую природу, заботиться о братьях меньших.
  • Религия. Дает незыблемые образцы высших нравственных и духовных качеств, поступков, учит на примерах любви, добра.
  • Общение. Позволяет корректировать представления детей о нормах отношений, морали, этики.
  • Окружающий социум. Чем более богато духовно и нравственно окружение ребенка, тем легче воспитывать в нем высокие идеалы. И наоборот. В безнравственной среде весьма сложно прививать детям основы нравственности. Снова обратим внимание на семью как первый и основной социум для ребенка.

Используя все эти методы и средства, можно ожидать, что дети вырастут высоконравственными, духовно богатыми людьми, которые способны понимать и оценивать себя и окружающих в мире, адекватно проявлять свои чувства, оценивать свои и чужие действия, уважать чужую позицию, чужой труд, культуру, владеть общепринятыми способами взаимодействия в социуме, понимать и учитывать свои достоинства и недостатки, формулировать и отстаивать собственную позицию, соотносить свои действия и эмоции с принятыми в социуме нормами.

Однако все это окажется невозможным, если дошкольник будет лишен правильного примера своей семьи. А это – повод родителям серьезно задуматься о том, насколько этот пример соответствует общепринятым правилам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×