221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

В статье даётся общий анализ проблемы правового воспитания дошкольников, раскрываются практические аспекты работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста по развитию у них правовой культуры в условиях проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
hristoforova_i.l._pravovoe_vospitanie.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Христофорова И. Л.,

МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №394 «Парус»

Аннотация: в статье дается общий анализ проблемы правового воспитания дошкольников, раскрываются практические аспекты работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста по развитию у них правовой культуры в условиях проектной деятельности.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, проектная деятельность, когнитивный, эмоциональный и действенный компоненты.

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – это необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который может благоприятно реализоваться в условиях дошкольного образовательного учреждения. Правовая культура предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Вопросы правового воспитания ребенка рассматриваются в современных нормативно-правовых документах в сфере образования: Конституции РФ, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы и др. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана важнейшая цель реализации образовательной программы дошкольного образования: позитивная социализация и индивидуализация ребенка-дошкольника.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной среды для жизни детей, в обществе сохраняют свою остроту и далеки от благоприятного решения. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2013 году более 90 тысяч детей стали жертвами преступлений, низкими темпами сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Необходимо помнить, что все начинается с детства, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности. Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями ученых В.А. Сухомлинского, Т.А. Репиной, В.В. Абраменковой и др. доказана сензитивность периода дошкольного детства для развития благоприятных взаимоотношений детей с окружающим миром.

По мнению М.Н. Микляевой, основы правового сознания дошкольника представляют собой совокупность устойчивых правовых знаний и правовых убеждений, выражающихся в правильном правовом поведении и нравственно-правовых чувствах подрастающего поколения по отношению к окружающему миру.

Учеными определены педагогические условия для правового воспитания ребёнка. С.А.Козлова подчеркивает важность в процессе правового воспитания детей взаимосвязи развития у них представлений о себе, своих правах и обязанностей, формирования оценочного отношения к социальным явлениям, фактам, событиям и важности применения полученных знаний в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника. С.В.Федотова считает, что эффективными методами и приёмами правового воспитания являются постановка ребенка в позицию другого ребенка; погружение его в конкретную познавательную проблему; использование игрового персонажа.

Таким образом, и актуальность правового воспитания подчеркивается и нормативными документами, и педагогическими исследованиями, и тенденциями развития общества. Поэтому в целях благоприятного социально-коммуникативного развития детей в дошкольном образовательном учреждении был разработан проект «Я имею право!». На наш взгляд, именно проектная деятельность, обеспечивая синтез когнитивного, эмоционального и действенного компонентов в реализации образовательного содержания, наиболее эффективно способствует решению поставленных задач.

Задачами правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта являлись:

  1. Содействовать развитию правовой культуры детей в единстве когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности.
  1. Формировать у детей доступные системные знания о себе, своих правах и обязанностях, о родном крае: его истории и культуре.
  2. Содействовать развитию эмоциональной сферы детей: разнообразных и позитивных чувств к своеобразию окружающего мира и культуры их выражения.
  3. Воспитывать активную деятельностную позицию к окружающему миру.
  1. Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

Эффективными условиями реализации поставленных задач были разработка комплексно-тематического планирования образовательного процесса по теме: «Я имею право!», оснащение развивающей предметно-пространственной среды, в том числе подбор дидактического, иллюстративного материала, определение эффективных образовательных ситуаций для развития правовой культуры воспитанников в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями).

На первом подготовительном этапе с целью изучения отношения семей к данной проблеме была разработана анкета для родителей, позволяющая определить понимание ими важности правового воспитания детей. Анализ проведенного анкетирования показал, что большинство респондентов среди родителей подтверждают важность знания детьми своих прав и соблюдения норм отношений с окружающим миром. В родительском уголке была организована подборка нормативно-правовых документов, познавательной литературы, которые позволили ознакомить родителей с содержанием процесса правового воспитания детей.

Предметно-пространственная среда группы на всем протяжении проекта пополнялась познавательными и иллюстративными материалами, дидактическими играми, схемами-моделями определенного поведения людей в различных ситуациях.

На втором – содержательном этапе проекта была реализована система образовательных ситуаций по решению поставленных задач. Интерес воспитанников к проблеме, подведение к самостоятельному формулированию темы проекта обеспечил игровой прием: появление волшебного сундучка «правоспасателей». Появляющиеся в сундучке иллюстрации сказок, видеосюжеты, сказочные персонажи, эмблемы и др., в ходе проблемных ситуаций, умело направляемых педагогом, помогали детям найти правильное решение, соответствующее нормам и ценностям взаимоотношений в мире.

Широко использовались игры с правилами, соответствующие специфике детей старшего возраста. В совместной деятельности педагога с воспитанниками была создана и оформлена игра «Обязанность – это то, что подлежит исполнению», включающая схемы обязательного поведения в детском саду, дома, в гостях, в транспорте и др.

Особая роль придавалась сюжетно-ролевым и театрализованным играм. В ходе игровой деятельности актуализировались положительные взаимоотношения детей, подчеркивались положительные морально- нравственные качества сказочных и реальных героев, отражаемых детьми в игре. Совместное обсуждение с воспитанниками каждой образовательной ситуации способствовало не только закреплению представлений дошкольников о своих правах и обязанностях, но и обеспечило соотнесение детей усвоенных норм с собственным опытом взаимодействия с людьми.

Интересным для детей оказался метод совместного сочинения сказок, историй о себе, о своих близких, о семье на нравственно-правовую тематику.

В реализации проекта активное участие принимали родители. Среди совместных мероприятий наиболее эффективными были конкурсы создания книжки-малышки на тему «Моя семья», продуктивного творчества «Мамины и бабушкины руки не знают скуки». Родители участвовали в семейных презентациях «Визитная карточка моего ребёнка», «Генеалогическое древо», «Моё чудесное имя». Совместное оформление фоторепортажа «Мамины помощники», книги «Секреты домашней кухни», альбома «Семейные традиции» позволило сформировать у детей чувство уверенности в себе и желание помогать взрослым.

Положительные эмоции и огромный интерес произвело на детей и родителей совместное создание мини-музея «Семейная реликвия». Воспитанникам было очень интересно узнать о значимых вещах своей семьи, понять их ценность, что позволило воспитать в детях особые качества: беречь, уважать труд, ценить свой род и традиции.

На третьем заключительном этапе были представлены наглядные результаты проекта. Ими являлись создание вместе с детьми герба нашей группы, плакат «Счастливое детство, альбом «Права и обязанности детей», Организованы выставки детских работ «Семейное дерево счастья», выставка рисунков «Моя любимая семья». Продуктом проекта также являлась собранная картотека пословиц и поговорок, иллюстрирующих взаимоотношения человека с людьми, природой, предметным миром.

В результате проекта отмечалось наличие системных представлений воспитанников о своих правах и обязанностях, понимание ими важности организации взаимоотношений с окружающими людьми в соответствии с нормами общения и поведения, проявление важных нравственных качеств: доброжелательности, уважения, любования, восхищения и др. в повседневной жизни. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах правовой грамотности.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством правового воспитания старших дошкольников. Она позволяет организовать в условиях дошкольного образовательного учреждения системную совместную деятельность детей, педагогов и родителей в единстве когнитивного, эмоционального и действенного компонентов.

  1. Дремова В.В. Права ребёнка: нормативные правовые документы. М: Издательство «ТЦ Сфера», 2005. 96 с.
  2. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право. М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  3. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. Ребенок в детском саду. 2008. №3. 44-45 с.
  4. Козлова С.А. Мы имеем право. Учебное методическое пособие. М: Издательство «Обруч», 2010. 208 с.
  5. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права. Учебное методическое пособие. СПб: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
  6. Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2010. №5. 22-26 с.
  7. Порхунова В.В. Правовой статус ребёнка в образовательном учреждении Н. Новгород, 2005, 128 с.
  8. Претуляк Л.Б. Детская правовая школа – Росток. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6 2013. 52- 59 с.
  9. Харитончик Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 228 с.
  10. Шорыгина Е. А. Беседы о правах ребёнка. М: Издательство «ТЦ Сфера». 2008. 144 с.

Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы. Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.

Результатом правового воспитания должны стать четкое знание своих прав и гражданская позиция, которая обогащала бы нравственность, помогала выбору правильной линии поведения. Правовое воспитание в ДОУ преследует цели:

  1. Воспитать у ребят социальную активность, способность осуществлять выбор.
  2. Сформировать умение мыслить критически, понимать ценность личных прав, контролировать свое поведение, уважать потребности других людей.
  3. Выработать привычку действовать строго в рамках прав, прописанных законом, быть ответственным.

Правовое мышление – основа будущего

Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.

Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь. Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.

ДОУ – основной участник правового воспитания

Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.

Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения. Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев. Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.

Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Мероприятия в старшей группе

На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство. Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.

В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.

Работа в подготовительной группе

Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.

По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью. Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.

К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:

  • активной социальной, нравственной позиции;
  • положительных личных качествах;
  • умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
  • ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
  • стремлении самосовершенствоваться.

Актуальность правового воспитания

Правовая грамотность важна не только для знания об объеме своих прав. Уже в детском саду воспитанники понимают, что их свобода может иметь ограничения там, где появляются ответственность и обязанности. Правильно воспитанные дети терпимы к сверстникам другой национальности, уровня здоровья или развития. Они понимают, что, вне зависимости от количества ума, таланта и доброты каждого, их права и обязанности равны.

Дошкольное учреждение играет особую роль в воспитании молодых граждан. В новой общественной системе у личности должны быть условия творческой самореализации для того, чтобы стать в будущем не только субъектом действия, но и общественного целеполагания. Человек, воспитанный в уважении, потенциально наделен большей активностью, чем тот, чье достоинство попирали.

Работа с родителями

Просвещая детей в области правового самосознания, воспитатели параллельно должны работать и с их родителями. Очень часто те пасуют перед ситуациями, когда отпрыски проявляют непослушание или неуравновешенность, бывают агрессивны или, напротив, равнодушны и нелюбознательны. Зачастую выход из такой ситуации старшие члены семьи видят в авторитарном стиле общения или даже телесные наказания. Подобные отцы и матери просто не берут во внимание детские страхи и переживания, что очень вредит психическому развитию ребенка.

Задача воспитателя – бороться за педагогическую культуру, выявлять семьи, в которых наблюдаются нарушения прав ребенка, работать над их правовым образованием.

Этому вопросу могут быть посвящены:

  • собрания по данной теме;
  • «правовой уголок» с печатными материалами;
  • индивидуальные доверительные беседы;
  • посещение воспитанников на дому;
  • периодические консультации.

Воспитательный процесс сталкивается с меньшими трудностями, если воспитатели и родители действуют согласованно.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Перспективный план работы.

— Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

— ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;

— воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;

— содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыках его проявления;

— оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.

Работа с детьми.

Тема. Цели. Лексика.

Сентябрь

1 «Что такое право?».

Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры. Права, обязанности, государство, деклорация.

2. «У каждого есть имя»

Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст

Октябрь

1.»Семья – семь Я» . Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права

2. «В гостях хорошо, а дома лучше». Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

Ноябрь

1. «Как дружить без ссоры». Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.

2. «За свое постою, а чужое не возьму» . Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)

Декабрь

1. «Хочу или надо?» Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.

2. «Худо тому, кто добра не делает никому» . Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

Январь

1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный..

2. «Секреты вежливости». Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.

Февраль

1. «Дети и взрослые «. Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.

2. «Жизнь дана на добрые дела». Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

Март

1. «Кто где живет?». Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия

2. «Моя Родина».Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.

Апрель

1. «Труд и отдых». Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.

2. «Грамоте учиться всегда пригодиться» . Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.

Май

1. «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок» . Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.
Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков

Работа с родителями.

Собрание «Права родителей, права детей»

Выявление уровня правовой культуры родителей.

Сплочение коллектива родителей и детей для достижения общего результата.

Папка – передвижка «Права детей»

Буклет «Что в имени тебе моем…»

«Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

Консультация «Детская лож за и против»

Памятка «Жестокое обращение с детьми»

Консультация «Понимаем ли мы своих детей?»

Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми»

Работа с педагогами .

Выявление уровня правовой культуры педагогов.

Оказание необходимой помощи в вопросах правового воспитания детей.

Буклет «Конвенция о правах ребенка»

Памятки «Жестокое обращение с детьми»

Консультация «Правовое воспитание в детском саду»

Консультация «Почему дети разные?»

Консультация «Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении»

Презентация «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Выставка материалов по теме.

1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. — №5

2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. — №4

3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. — №6.

6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.

8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

Опыт работы «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять больше внимания, так как дошкольный возраст наиболее благоприятный период для становления личности. Недостаточная осведомленность детей и родителей о своих правах и обязанностях определила направление моей работы.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

«Детский сад №1 комбинированного вида»

с.Айкино, Усть-Вымского района,

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше

внимания. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство.

Статья 2 Конституции РФ «Права человека, а тем более ребенка,- это законы, которые никто не вправе нарушать».

Каждый человек, тем более ребенок, должен знать свои права, потому что без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни, для того чтобы чувствовать себя увереннее, спокойнее на своем пути, для того чтобы быть защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав. Не только в семье закладываются основы правового воспитания. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.

Правовому воспитания дошкольников стали уделять больше внимания, так как дошкольный возраст наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Недостаточная осведомленность детей и родителей об элементарных представлениях своих правах и обязанностях определила направление моей работы.

При изучении проблемы мною была поставлена цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.

Сформулировала образовательные задачи:

— Дать детям элементарные знания и представления о правах.

— Научить ребенка позитивно относиться к себе и другим людям, учить оценивать результаты деятельности.

— Развивать представления о необходимости использования прав человека в процессе взаимоотношений.

— Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка.

— Воспитать уважительное отношение независимо от происхождения,

национальной принадлежности, пола, возраста, личностного своеобразия.

Свою работу начала с изучения документов и методической литературы:

— «Конвенция о правах ребенка», принятая ООН 5 декабря 1989г.

-Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я –ребенок и имею право»

Составила перспективный план работы в старшей и подготовительной группе, куда включила организованную образовательную деятельность, совместную и самостоятельную деятельность.

Свою работу строила таким образом, что все идеи и принципы Конвенции усваиваются не только в правовом содержании, но и становятся нравственной основой общения с другими людьми. Ребенок, приученный в дошкольном возрасте искать и находить решения в согласии с другими людьми, в своей уже взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

С целью знакомства детей с правами оформила альбом «Мои права». В альбоме собраны символы, изображающие основы прав детей.

Детям старшего возраста прочитала сказку «Детство-время золотое». Из которой дети узнали, что такое права и обязанности.

Была организована экскурсия в детскую библиотеку, где сотрудник Карпова Галина Геннадьевна провела с детьми беседу «Ваши права, ребята». Она предложила детям художественную литературу для совместного и самостоятельного изучения: «Ваши права, дети» Ю.Яковлев, «Ваши права».

Рассмотрели и изучили стенд в детском саду «Большие права маленьких детей »

Дети с интересом и удовольствием знакомились с основными правами и обязанностями на таких занятиях:

«Имею право жить»;

«По-разному зовутся дети»;

«Грамоте учиться- всегда пригодится»;

«Отдых, игры, развлечения».

Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то моя задача -максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью. Здесь очень важна увлекательная мотивация. Например, приглашаю ребят отправиться в необыкновенную Страну Имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в вагончик — для этого нужно назвать своё имя.

Еще один пример. Сообщаю детям, что хочу познакомить их с замечательной книгой под названием «Права ребёнка». Но она пропала и дети находят следы того, кто забрал книгу. Таким образом, интерес детей к книге возрастает, и они отправляются по следам, чтобы вернуть пропажу, незаметно осваивая по дороге важные понятия.

Можно подключить фантазию и придумать целую сказочную историю про вымышленную страну. Например: в одной стране живут люди и животные, растения и насекомые. Каждый имеет разные права: на жизнь, образование, медицинскую помощь, и пр. В стране есть чудесный сад, который все оберегают, ведь там растет «цветок Счастья»: именно на его лепестках записаны все права.

Но вот однажды налетела чёрная туча и злой ветер, жители страны спрятались, чтобы переждать непогоду. А когда всё закончилось, они с удивлением увидели, что на «цветке Счастья» нет ни одного лепесточка. И в стране наступили кошмар и неразбериха, потому что никто теперь не знал своих прав. Жители всё время разыскивают заветные лепестки и надеются, что кто-нибудь им поможет, например, дети детского сада. А помогая найти пропажу, знакомятся с правами.

С детьми подготовительной группы, учитывая возрастные особенности , проводила работу по ознакомлению с правами на примере хорошо знакомых литературных произведений. Подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» — право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» — право на образование, «Заюшкина избушка» — право на неприкосновенность жилища, «Золушка» — право на отдых, «Доктор Айболит» — право на медицинскую помощь и т.д.

Драматизировали и устраивали театрализованные представления «Теремок на новый лад», «Заюшкина избушка», «Колобок». Знакомство на материале сказок проводила осторожно, ведь в сказках существует своя оценка действий героев.

Считаю, что важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений, правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра. Поскольку она очень близка к реальной жизни. В играх закрепляем те или иные права. Так, обыгрывая сюжеты «Больница», «Скорая помощь», дети закрепляли знания о том, что каждый имеет право на медицинскую помощь, а также должен заботиться о своем здоровье. Использую моделирование сценок из семейной жизни: «Семья», «Дочки-матери», «Телефонный разговор» и др.

Использовала подвижные игры для усвоения важных правовых понятий.

«Прогулка по ручью» (право каждого на отдых). На полу изображала ручеёк из веревочек, его ширина меняется. Дети (это туристы) становились «паровозиком» и по ходу движения расставляли ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправлялся в конец «паровоза».

«Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладу игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Даю задания: добраться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и др.

Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать словесные игры. Но, чтоб игры были увлекательными, использую элемент подвижности(например, использование мяча или флажка, дети передают друг другу после ответа, скакалки)

«Назови ласково». Ребенок называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома.

«Позови ласково». Ребенок должен назвать уменьшительно-ласкательное имя ребёнка, стоящего рядом (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).

«Как зовут маму и папу». Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.

«Я знаю пять имен мальчика(девочки)».Прыгая на скакалке или ударяя мячом об пол, ребенок называет имена.

Свою работу осуществляла в тесном сотрудничестве со специалистами детского сада и другими организациями(музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медсестрами, библиотекарями, работниками музея).

Экскурсией в медицинский кабинет и содержательного рассказа медсестры детского сада о здоровом образе жизни мы закрепили «Право на медицинскую помощь».

На спортивном досуге «Будьте здоровы» не только веселились, но и определяли полезные и вредные продукты, пекли вкусный торт, тем самым закрепили «Право на полноценное питание».

«Право на образование» закрепили, посещая выставки и мероприятия в музее, кружок дополнительного образования в школе.

Использование ИКТ в работе позволило мне сделать занятия с детьми более привлекательными. Использовала презентации и игры из интернета: «Рассели персонажей в свои домики»(право на неприкосновенность), «Кто кого похитил»(право на неприкосновенность), «Кто кому помог»(право на медицинскую помощь).

Родители являются непосредственными участниками воспитательного процесса. Мной был составлен цикл бесед с родителями:

— «Воспитание в семье»,

— «Права родителей, права детей»,

— «Создание благоприятной семейной атмосферы» и др.

Фантазию, выдумку, артистические способности проявляли родители при проведении:

— выставки рисунков «Любимый вид спорта нашей семьи»

— фестиваля семейного творчества «Ну-ка,все вместе», «Лучше всех»

— составлении презентаций «Вместе с папой» (к Дню отца),

— в музыкально-спортивном празднике «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»,посвященный Дню Матери.

Использовала также такие формы работы как:

— анкетирование родителей по данной теме,

— создание генеалогического древа.

— привлечение родителей к участию в драматизации сказок.

Подводя итог работы с родителями, я отметила, что одной из эффективных форм являются совместные творческие работы детей и родителей, где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность.

Результатом работы по правовому воспитанию являются:

— Занятие активной социальной позиции ребенком;

— Освоение правил и норм поведения;

— Способность свободно осуществлять выбор;

— Способность свободно принимать решение;

— Пробуждение интереса к себе;

— Ответственное отношение к себе и людям;

— Умение разрешать конфликтные ситуации.

Таким образом, обобщая вышесказанное, отмечу, что проблема изучения

прав ребёнка остаётся достаточно актуальной в современном образовании и

требует особого внимания и изучения.

Мои дальнейшие планы:

-пополнять свои знания, изучая материалы и работы других педагогов, а также новинки методической литературы по данной проблеме;

-совершенствовать умения и навыки работы с детьми по воспитанию правовой культуры, также использовать инновационные технологии необходимые для наиболее успешной работы.

— «Конвенция о правах ребенка», принятая ООН 5 декабря 1989г.

-журнал «Вестник образования» №16(8) 2000г.

-журнал «Сказки Златовласки»№3 1999г.

-Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я –ребенок и имею право» ООО «Издательство Скрипторий» 2003г.

-журнал Управление Дошкольным Образовательным Учреждением №3 2005,№3 2010

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание 3 класс
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector