Правовое воспитание в детском саду
Правовое воспитание дошкольников в детском саду
Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы. Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.
Результатом правового воспитания должны стать четкое знание своих прав и гражданская позиция, которая обогащала бы нравственность, помогала выбору правильной линии поведения. Правовое воспитание в ДОУ преследует цели:
- Воспитать у ребят социальную активность, способность осуществлять выбор.
- Сформировать умение мыслить критически, понимать ценность личных прав, контролировать свое поведение, уважать потребности других людей.
- Выработать привычку действовать строго в рамках прав, прописанных законом, быть ответственным.
Правовое мышление – основа будущего
Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.
Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь. Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.
ДОУ – основной участник правового воспитания
Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.
Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения. Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев. Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.
Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.
Занятия в младшей группе
Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.
На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.
Средняя группа
От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.
При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.
Мероприятия в старшей группе
На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство. Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.
В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.
Работа в подготовительной группе
Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.
По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью. Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.
К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:
- активной социальной, нравственной позиции;
- положительных личных качествах;
- умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
- ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
- стремлении самосовершенствоваться.
Актуальность правового воспитания
Правовая грамотность важна не только для знания об объеме своих прав. Уже в детском саду воспитанники понимают, что их свобода может иметь ограничения там, где появляются ответственность и обязанности. Правильно воспитанные дети терпимы к сверстникам другой национальности, уровня здоровья или развития. Они понимают, что, вне зависимости от количества ума, таланта и доброты каждого, их права и обязанности равны.
Дошкольное учреждение играет особую роль в воспитании молодых граждан. В новой общественной системе у личности должны быть условия творческой самореализации для того, чтобы стать в будущем не только субъектом действия, но и общественного целеполагания. Человек, воспитанный в уважении, потенциально наделен большей активностью, чем тот, чье достоинство попирали.
Работа с родителями
Просвещая детей в области правового самосознания, воспитатели параллельно должны работать и с их родителями. Очень часто те пасуют перед ситуациями, когда отпрыски проявляют непослушание или неуравновешенность, бывают агрессивны или, напротив, равнодушны и нелюбознательны. Зачастую выход из такой ситуации старшие члены семьи видят в авторитарном стиле общения или даже телесные наказания. Подобные отцы и матери просто не берут во внимание детские страхи и переживания, что очень вредит психическому развитию ребенка.
Задача воспитателя – бороться за педагогическую культуру, выявлять семьи, в которых наблюдаются нарушения прав ребенка, работать над их правовым образованием.
Этому вопросу могут быть посвящены:
- собрания по данной теме;
- «правовой уголок» с печатными материалами;
- индивидуальные доверительные беседы;
- посещение воспитанников на дому;
- периодические консультации.
Воспитательный процесс сталкивается с меньшими трудностями, если воспитатели и родители действуют согласованно.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Правовое воспитание в детском саду
Статистика за предыдущий период:
Доля посетителей сайта, которые зашли на сайт не один раз за указанный период
Правовое воспитание дошкольников
Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ
Для реализации прав и законных интересов ребенка в детском саду созданы социально – экономические и правовые условия:
1. Микроклимат парковой зоны территории детского сада для охраны здоровья воспитанников;
2. Предметно-пространственная среда – безопасная и комфортная;
3. Система оздоровления;
4. Планомерная работа по предупреждению неправового отношения к ребенку , обучение родителей способам конструктивного взаимодействия с ребенком.
Система работы по правовому воспитанию детей
Работа с педагогами
1. Осознание важности правовой работы с детьми и родителями:
- Изучение научно-методической литературы;
- Изучение нормативно-правовой базы по проблеме: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»;
2. Выявление доступных для ребенка форм работы для изучения «Конвенции о правах ребенка»;
3. Создание методической, дидактической базы для решения проблемы;
4. Разработка плана работы с детьми воспитателями, музыкальными руководителями.
Работа с детьми
1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом по защите прав человека;
2. Формировать уважение и терпимость друг к другу и окружающим людям вне зависимости от их социальной, национальной, религиозной принадлежности, физических недостатков;
3. Развивать в ребенке чувство собственного достоинства, подвести к пониманию собственных прав и свобод, чувства ответственности за свои поступки;
4. Разъяснять детям общественные нормы и правила поведения.
Работа с родителями
1. Пропаганда важности правового отношения к ребенку (информационные стенды, передвижки, папки с подборкой материала, раздел «Правовое воспитание» на официальном сайте ДОУ);
2. Демонстрация родителям примеров конструктивного и содержательного общения с ребенком в индивидуальных беседах, групповых консультациях, в родительском университете;
3. Показ примера уважительного отношения друг к другу и окружающим (утреннее приветствие, вежливая просьба, слова благодарности);
4. Консультация «Права и обязанности ребенка – дошкольника»;
5. Привлечение родителей к совместным мероприятиям;
6. Привлечение родителей к участию в Дне открытых дверей.
Формы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в ходе реализации системы работы по обеспечению прав ребенка:
- Проблемные ситуации,
- Сюжетно-ролевые игры,
- Спортивные состязания,
- Интеллектуальные состязания – КВН, конкурсы,
- Инсценировки
Правовое воспитание детей в дошкольных учреждениях
Дети, рожденные и растущие сегодня, – это опора, положение и развитие страны в будущем, и деятельность граждан в полной мере зависит от тех знаний и пониманий, что будут заложены в их сознание родителями, педагогами и обществом в целом. Огромную роль играют разные аспекты образования (история и культура страны, знание общества, социальных законов и так далее), в числе которых и правовое воспитание дошкольников.
Ошибочно мнение, что детям дошкольного возраста сложно привить «взрослые» моральные принципы – честность, правдивость, взаимоуважение, взаимопомощь, доброту и другие, а также объяснить смысл «взрослых» поступков, таких как самопожертвование, защита слабых и так далее. На самом деле детские умы открыты для познания и понимания, нужно только найти соответствующий подход и объяснять сложные вещи понятным ребенку языком – играми, сказками, примерами, инсценировками и прочими эффективными методами дошкольного воспитания.
Именно в детском саду, где ребенок находится среди себе подобных, проще всего активизировать его интерес к познанию нового, воспитать внутреннюю уверенность, помочь побороть страхи, научить добропорядочности, правильному, основанному на доброте, жалости, уважении и любви, отношению к людям, животным и окружающей среде, помочь почувствовать себя маленькой частью большого целого – гражданином своей страны.
Значение дошкольного правового воспитания
Только что родившийся ребенок – это чистый лист или губка. Со временем он записывает и впитывает в свое сознание принципы сначала своей семьи, затем и общества в целом. Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности. Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении.
Эти знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.
Почему именно дошкольники? Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка. Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума.
Документы и принципы работы
Теория ничто без практики. Это справедливо и при разработке наиболее эффективной системы правового воспитания. Нельзя банально заучить все пункты статей или перечисление конкретных прав – важно дать ребенку прочувствовать каждое понятие, опробовать его на себе и применить на практике. Только пройдя через все эти рабочие моменты обучения, дошкольник сможет в полной мере усвоить ту информацию, которую хочет донести до него педагог, и сопоставить понятие права с окружающей действительностью и своей жизнью.
Задачи
Основные задачи правового воспитания – научить ребенка ощущать ценность каждой жизни, сопоставить собственное «Я» с личностями себе подобных индивидуумов, научиться уважать себя и проявлять уважение, толерантное отношение к интересам и мнениям других членов общества.
В качестве рабочей может быть выбрана тема «Знакомство дошкольников и их родителей с правами ребенка, общепринятыми международным обществом».
Документы
Работа по правовому воспитанию должна основываться и ссылаться на следующие документы:
- Составленная и принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка.
- Две декларации – одна от 1959 года о правах ребенка, вторая от 1990 года об обеспечении защиты, выживания и развития детей.
Принципы, цели и задачи
Наибольшая эффективность работ, направленных на правовое воспитание детей дошкольного возраста, может быть достигнута только при одновременном освоении двух направлений – работы с родителями и их детьми.
Цели проведения работы с родителями:
- формирование правовой базы знаний и культуры;
- повышение гуманности по отношению к ребенку;
- призыв обеспечивать защиту прав своего и других детей в обществе.
Цели и задачи проведения работы с дошкольниками:
- нравственное воспитание;
- формирование доброжелательного отношения к себе и окружающим;
- формирования коммуникативных навыков в социуме (умение строить общение и взаимодействие);
- донесение в доступной форме (на основе литературных произведений) понятия «права человека» и формирование базы знаний о собственных правах;
- определение понятия «Здоровый образ жизни» и обоснование его значения для человека;
- создание условий для восприятия своей индивидуальности и формирования положительного отношения к самому себе;
- закладка в сознание понимания ценности каждой человеческой (и не только) жизни, вне зависимости от расы, происхождения, цвета кожи, статуса в обществе, мировоззрения, пола, облика и умственных способностей;
- помощь в формировании важных чувств – собственного достоинства, свободы и всесторонней ответственности (относительно других людей, обещаний и начатых дел);
- помощь в понимании равноправия среди себе подобных, обучение уважению достоинства других людей и принятию их прав наравне со своими;
- разъяснение существующих в обществе социальных и поведенческих норм;
- доступное знакомство с обозначенными выше документами, регламентирующими права ребенка.
Виды и формы работ по организации правового воспитания
Дети могут понять и принять все что угодно, но при условии подачи информации на понятном им языке. Для дошкольников это два основных вида деятельности:
- игровая – в форме игр, соревнований, заданий и прочих развлечений;
- художественно-продуктивная – включает в себя творческое самовыражение в виде лепки, рисования, аппликации, создания поделок и так далее.
Поэтому процесс правового воспитания рекомендуется строить, основываясь на проведении следующих мероприятий (выбираются и планируются непосредственно педагогам, ниже приведены только вероятные примеры):
- Всевозможные игры, преимущественно ролевые, в виде театрализованных представлений и с наличием строгих правил (дидактические).
- Опросы на тему выбора поступка в той или иной ситуации («Как бы в этой ситуации поступил ты?»).
- Упражнения и тренировочные игры на развитие эмоциональных ощущений, проявления чувств.
- Закладывание в игровой форме навыков построения общения и дружеских отношений друг с другом.
- Занятия, направленные на обозначение профессии мамы и папы, понимания их важности и толерантности по отношению к работе родителей сверстников.
- Подготовка и демонстрация тематических плакатов, листовок и презентаций.
- Включение в работу сказок, стихов, песен, поговорок в качестве иллюстраций.
- Построение знакомства со структурой государства и основными процессами, протекающими в нем, на основе модели выборов – дежурных, президента в стране кукол, главного капитана среди мальчиков.
- Проведение анкетирования среди родителей для выявления имеющихся знаний о правах ребенка.
- Проведение праздников, направленных на закрепление понятий основных детских прав.
Право на здоровье и медицинское обслуживание
Закрепление возможно посредством следующих приемов:
- рассказов о человеческом организме и возможных сбоях в его работе;
- построения представления о важности поддержания здоровья и доступных для этого методах (здоровый образ, спорт, витамины);
- акцентирования внимания на заботе о детском здоровье со стороны родителей;
- знакомства со «Скорой помощью»;
- проведения экскурсий в медицинский кабинет детского сада, в поликлиники и больницы.
Право на безопасность
Для закрепления данного права пригодятся:
- реализация постановок, моделирование нестандартных ситуаций и предложение совместной групповой работы дошкольникам для поиска оптимальных и безопасных решений («Остался один в незнаком месте – что делать?» и так далее);
- разработка совместных проектов при участии воспитателя, направленных на организацию собственной безопасности ребенка.
Право на имя
Право на имя закрепляется проведением соответствующих игр – «Угадай, чья игрушка», «Какое имя хотел бы ты?», «Назови куклу», «Что значит твое имя?» и других.
Право на гражданство
В рамках знакомства с правом на гражданство можно:
- рассказать о стране, республике, городе, их истории и символике (название, герб, флаг);
- провести экскурсии в соответствующие музеи, посвященные городу;
- показать детям главные достопримечательности города;
- вовлечь детей в общегородские мероприятия, подходящие по тематике, – конкурсы рисунков на асфальте, помощь в озеленении, субботники и так далее;
- познакомить детей с главными документами человека – свидетельством о рождении и паспортом.
Право быть самим собой
Для закрепления данного права можно провести беседы на темы «Мой любимый цвет», «Что я люблю есть», «Мне не нравится, когда», в процессе которых продемонстрировать детям, что все люди разные, и дать понять каждому малышу, что он индивидуален, уникален и прекрасен – такой, какой есть.
Право на образование
Данное право легко можно закрепить экскурсией в школу и рассказами о важности получения знаний, о том, что когда-то давно не все люди были грамотными, и о трудностях, связанных с неумением читать, считать или писать.
Работа с детьми
Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:
- определиться со списком прав, особенно важных для закрепления;
- придумать доступные методы донесения смысла каждого права;
- изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов;
- составить оптимальный и перспективный план подачи информации;
- определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме).
При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:
- Предпочтительнее всего подавать информацию в игровой форме с присутствием персонажа из сказки.
- Для игр необходимо выбирать простые темы, направленные на самопознание и развитие («Отражение в зеркале», «Сходства и различия», «Магия сновидений», «Кого я люблю» и другие).
- Вместо персонажей из существующих сказок можно выбирать выдуманных героев с определенной чертой характера или особенностью («Зайка-забияка», «Медвежонок-нехочуха», «Лучший друг Дружок», «Самый смелый ежик»).
- Важно правильно использовать прием драматизации, давая ребенку возможность прочувствовать ситуацию, поставить себя на место героя, сопереживать ему и радоваться вместе с ним.
- При использовании художественной литературы необходимо включать ребенка в процесс — спрашивать его мнения о сюжете, поступках героев, узнать оценку произведения в конце прочтения, акцентировать внимание на особо важных моментах.
Работа с родителями
Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% — совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:
- Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
- Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
- Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
- Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
- Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
- Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
- Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.
Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.
Итоги
Чтобы правильно организовать работу по осуществлению правового воспитания у детей дошкольного возраста, рекомендуется условно разделить все права на смысловые группы:
- Охрана здоровья, его поддержание и укрепление.
- Индивидуальность и личностные качества.
- Оптимальное развитие посредством игр и других доступных форм деятельности.
- Образование.
- Защита и безопасность.
Подавать информацию детям нужно дозировано, в соответствии с выделенными группами.
Дети неотрывно связаны с такими понятиями, как «семья» и «игра», и это важно учесть при построении планов мероприятий. Правильная организация рабочих процессов является залогом эффективного и адекватного правового воспитания. Оценить эффект педагогических усилий можно, проанализировав изменения в поведении детей – проявление доброжелательности друг к другу, внимательности, открытости, коммуникабельности и смелости.
Перспективный план работы.
— Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
— ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;
— воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
— содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыках его проявления;
— оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
Работа с детьми.
Тема. Цели. Лексика.
Сентябрь
1 «Что такое право?».
Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры. Права, обязанности, государство, деклорация.
2. «У каждого есть имя»
Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст
Октябрь
1.»Семья – семь Я» . Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права
2. «В гостях хорошо, а дома лучше». Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.
Ноябрь
1. «Как дружить без ссоры». Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.
2. «За свое постою, а чужое не возьму» . Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)
Декабрь
1. «Хочу или надо?» Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.
2. «Худо тому, кто добра не делает никому» . Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.
Январь
1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный..
2. «Секреты вежливости». Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.
Февраль
1. «Дети и взрослые «. Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.
2. «Жизнь дана на добрые дела». Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.
Март
1. «Кто где живет?». Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия
2. «Моя Родина».Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.
Апрель
1. «Труд и отдых». Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.
2. «Грамоте учиться всегда пригодиться» . Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.
Май
1. «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок» . Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.
Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков
Работа с родителями.
Собрание «Права родителей, права детей»
Выявление уровня правовой культуры родителей.
Сплочение коллектива родителей и детей для достижения общего результата.
Папка – передвижка «Права детей»
Буклет «Что в имени тебе моем…»
«Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых
Консультация «Детская лож за и против»
Памятка «Жестокое обращение с детьми»
Консультация «Понимаем ли мы своих детей?»
Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми»
Работа с педагогами .
Выявление уровня правовой культуры педагогов.
Оказание необходимой помощи в вопросах правового воспитания детей.
Буклет «Конвенция о правах ребенка»
Памятки «Жестокое обращение с детьми»
Консультация «Правовое воспитание в детском саду»
Консультация «Почему дети разные?»
Консультация «Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении»
Презентация «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Выставка материалов по теме.
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. — №5
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. — №4
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. — №6.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.