221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приемы нравственного воспитания

Методы и приемы духовно — нравственного воспитания младших школьников.
статья

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_i_priemy_nravstvennogo_vospitaniya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы духовно — нравственного воспитания

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно — нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Но явления воспитания очень сложны и противоречивы, а потому единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия найти трудно.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

ВОПРОС: Средства и методы нравственного воспитания

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества : и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно , так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении , которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер . Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости : каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например . Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний , а с формирования эмоциональной базы, практически поведения . Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

1. Ф ормирование нравственного поведения , то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;

2. Ф ормирование нравственных чувств и отношений , то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна , ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни. Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.

3. Ф ормирование нравственного сознания , то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3. Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место занимает общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения : приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания : убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений : пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным , не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым , он требует логического завершения . Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания наград ы, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!».

С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают . Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально , такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок ð в детдом, появляется страх увертки, изворотливость, обман и т.д.) Обещанное всегда надо выполнять!

3. Метод не должен применяться однотипно , шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации . Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

4. Методы воспитания следует применять тактично . Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы , которые предполагают обучение ребенка способам действия. Например, такой метод – пример взрослого как образец для подражания. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у детей. Очень важно организовать наблюдение за поступками взрослого, а также практику поведения.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Средства нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с помощью различных воспитательных средств, оказывающих влияние на человека и содействующих формированию необходимых личностных морально-нравственных качеств.

Средства – все, что используется воспитателем или родителем для достижения поставленной воспитательной цели.

Средства нейтральны: они могут научить ребенка как хорошему, так и очень плохому, и только воспитатель (учитель, родитель) способен направить их влияние в нужную сторону.

Система средств воспитания нравственности

Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод – этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.

Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы. К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды.

Основными средствами являются:

  • художественные средства;
  • окружающая живая и неживая природа;
  • собственная деятельность;
  • общение;
  • окружающая обстановка.

Художественные средства воспитания

Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.

Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.

Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.

Природа

Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.

Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания

Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.

Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.

Общение

Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе. Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.

Окружающая обстановка

Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.

Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.

Методы нравственного воспитания

Моральное, духовное развитие предполагает использование комплекса методов:

  1. методы формирования привычек, навыков. Эта группа методов способствует накоплению практического опыта нравственного поведения. К ней относятся метод приучения к правильным нормам поведения, метод поручений, наблюдения, организации деятельности и другие;
  2. методы развития моральных представлений и суждений включают в себя беседы, чтение литературы, рассказы, диспуты, убеждение. Они направлены на формирование правильной системы оценок, превращение нравственных представлений в осознанные мотивы;
  3. Методы коррекции поведения. Это вспомогательные методы, предназначенные для регулирования правильности нравственных идеалов. Наиболее распространенные: методы поощрения, наказания.

Возрастные особенности

При обеспечении процесса воспитания всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей; задачи, которые ставит воспитание в различные периоды жизни ребенка.

  • Для начальной школы выбор средств воспитания должен быть направлен в сторону развития эмоциональной сферы, на развитие отзывчивости к живому, формирование чувства гуманности к человеку, культуре, укрепление волевой, мотивационной сферы;
  • В средней школе выбираются методы и средства, направленные на развитие самосознания, самооценки, навыков решения задач при ситуациях морального выбора, формирование нравственной позиции к другим детям, взрослым, воспитание толерантности;
  • Приоритетами старшей школы становятся развитие качеств делового человека: трудолюбия, самодисциплины, организованности, способности нравственного выбора при достижении собственных целей, развитие рефлексии, волевой саморегуляции.

Семья – основа воспитания нравственности

Семья – важнейший институт, обладающий огромным потенциалом для правильного формирования важнейших качеств на самых ранних периодах их становления. Для семьи воспитание – основная задача.

В необходимости развития умения не только брать, но и отдавать, в развитии бескорыстия, доброты, способности испытывать радость и огорчения и заключается основная задача семьи.

Воспитание начинается с умения любить. Любовь к ребенку – это внимание к его потребностям, стремление создать обстановку, которая позволит развивать все моральные качества малыша в нужном направлении. Очень актуально формирование в семье морально-волевых качеств: терпеливости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

Ценнейшим моральным качеством, закладка которого происходит как раз в семье является отношение с заботой ко всему окружающему. Только в семьях, где всегда царит взаимное уважение, неподдельный интерес к другим членам семьи возможно формирование настоящей гуманности.

Ценным средством являются семейные традиции, передающиеся от старших поколений, нормы и правила поведения. Важными средствами воспитания становятся сказки, другие формы народного творчества, игры, общение с природой.

Игра – универсальная форма воспитания

Сюжетно-ролевая игра – ведущая форма деятельности детей в детском саду. Это обусловлено психическими особенностями личности ребенка в дошкольном возрасте. Игровая деятельность обеспечивает оптимальное усвоение моральных норм через обыгрывание определенных несложных ролей.

Считается, что маленький человек, изображая отношения между людьми в сюжете игры, усваивает их сам. Чтобы игра способствовала закреплению норм, она должна иметь хорошее нравственное содержание. Необходимо создавать игровые ситуации, в которых дошкольник сможет воспроизводить этические представления самостоятельно.

Игра является способом проникновения маленького человека в сложный мир взрослых, мир взрослых человеческих взаимоотношений. Она должна содержать две системы отношений: между человеком и предметами, между действующими персонажами. Принимая определенную роль, ребенок вступает в определенную систему отношений, посредством игры он входит в мир моральных человеческих отношений, моральных принципов, норм.

Сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Одним из самых действенных средств воспитания дошкольников всегда была сказка. Сказка – богатый материал для воспитания разнообразных качеств ребенка дошкольного возраста. Благодаря ей он может познать окружающий его мир. Простота народного творчества наилучшим образом подходит для детской психики. Она способствует развитию благородства, чуткости к горю, состраданию, многих других качеств.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания применялась с древнейших времен. Она учила любить, уважать народ, выходить из трудных ситуаций, преодолевать препятствия только с применением высоконравственных способов. Учит детей понятиям о добре и зле, плохом и хорошем.

Важная особенность сказок – образность, благодаря которой их восприятие упрощается. Дети пока не способны к мышлению абстрактно. Образность дополняется забавностью, что также привлекает маленьких детей.

Работа со сказками проходит в виде разнообразных форм: чтение, пересказ, их обсуждение или обсуждение поведения героев, их успехов, неудач. Можно организовывать театрализованные постановки сказок, проводить конкурсы на их знание, выставки сказочных рисунков. При работе со сказкой фантазия воспитателя практически не ограничивается.

Формирование моральных, духовных понятий – это сложный, долгий процесс. Он требует целенаправленных, постоянных усилий педагогов, родителей, воспитателей; систематической, планомерной работы, направленной на формирование чувств, сознания, начиная с самого рождения, заканчивая старшим возрастом. Только правильное применение существующих средств духовно-нравственного воспитания позволит сформировать действительно здоровую личность, способную противостоять любым негативным факторам современного общества.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Светлана Гомзякова
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, средикоторых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Средством нравственного воспитания дошкольниковявляется собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельность как таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова — в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

-соответствие метода цели и задачам воспитания;

— гуманный характер метода;

— реальность метода;

— подготовленность условий и средств для использования метода;

— избирательность отбора метода;

— тактичность применения метода;

— планирование возможного результата воздействия метода;

— терпение и терпимость педагога при использовании метода;

— преобладающая практическая направленность метода в нравственном

воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.). эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.

Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.

Читать еще:  Личностный подход к воспитанию разработан в трудах
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×