221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Эстетическое воспитание в детском саду – создание необходимых условий для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования мировосприятия. Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать, оценивать красоту всего окружающего мира. Научить оценивать прекрасное, понимать его, быть к нему личностно причастным, творить по законам “прекрасного” – важные части воспитания ребенка с юного возраста.

Теоретические основы: принципы в эстетическом воспитании

Организация эстетического воспитания в детском саду производится с учетом нескольких принципов:

  • комплексного подхода;
  • эстетизации развивающей среды;
  • ориентации на общие ценности;
  • связи воспитания и жизни, окружающим пространством;
  • связи развития и воспитания;
  • учета индивидуальных, возрастных особенностей;
  • художественной направленности, культурного обогащения;
  • связи с народной культурой, традициями;
  • принципа естественной радости.

Цели и задачи

Цель – формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему, научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни.

  • сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного;
  • формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни;
  • влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство “вкуса”;
  • закладывать основы творчества, художественного обучения.

Результатом воспитания становится:

  • общее понимание доброго, прекрасного, правильного;
  • восприятие формы, содержания;
  • соучастие, сопереживание;
  • яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения.

Воспитание отношения к прекрасному. Когда начинать?

Уже с ранних лет жизни маленьких детей привлекают интересные яркие игрушки, предметы. Они вызывают чувство радости, ярко выраженного удовольствия. Начинает формироваться понятие “красивый”. Играя, слушая сказки, разглядывая картинки животных, дети получают много положительных эмоций. Эти эмоции – фундамент для формирования более сложных качеств, отвечающих за понимание “прекрасного”. Несознательное восприятие прекрасного постепенно переходит к сознательному гармоничному вкусу, развитию творческих способностей. Задача взрослых на этом моменте развития – помочь ребенку, направить его в правильную сторону.

Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества.

Воспитание вкуса у дошкольников

Чувство вкуса – сложное качество личности, проявляющееся в получении духовного удовольствия от “общения” с настоящей красотой искусства. Это понимание, наслаждение произведениями искусства, понимание красоты природы, особенностей быта, одежды.

При формировании вкуса определяющую роль играют обучение и воспитание с постоянной поддержкой семьи. Ознакомление с культурными ценностями литературы, музыки помогает узнать доступные в детском возрасте произведения искусства, видеть или учиться видеть их красоту. Дети начинают узнавать произведения, появляются любимые сказки, музыкальные произведения, которые на этот период становятся для них эстетическими идеалами. Они с помощью взрослых видят красоту и богатство слова, музыки. Это и есть основа художественного вкуса, который в дальнейшем влияет на формирование бытового.

Средства воспитания

Средства – специально используемые педагогами предметы, явления среды, способные влиять на формирование значимых для общества качеств личности.

Основные средства, позволяющие сформировать чувство “прекрасного”:

  • произведения искусства;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • разные организованные виды деятельности (художественная, трудовая), самостоятельная деятельность дошкольников;
  • окружающая среда, природа;
  • эстетика быта.

Эстетика быта – первое средство воспитания

Чистота, порядок в дошкольном учреждении – это не только поддержание санитарных, гигиенических норм. Это важная часть воспитания, способствующая тому, чтобы ребенок сам начинал осознавать красоту окружающего его мира с ранних лет. Появляется стремление беречь все красивое, что он видит вокруг себя. Поэтому оформление всех помещений учреждения лучше делать в стилистически выдержанной линии. В группах любого детского сада и других помещениях обязательно должны находиться рисунки других детей, поделки, произведения народного творчества.

При оформлении помещений желательно помнить следующие принципы:

  • Практическая оправданность обстановки;
  • Соблюдение чистоты;
  • Красочность;
  • Контрастность в оформлении, необходимая для того, чтобы ребенок быстро находил понравившийся ему элемент;
  • Объединение всех элементов как единый ансамбль.

Произведения искусства – важнейшее средство воспитания

Искусство – неисчерпаемый инструмент нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Оно учит ценить красоту, быть добрым, отзывчивым. Результатом общения с шедеврами мирового и национального искусства становится духовное обогащение ребенка. Детям уже доступны многие формы художественного искусства: литература, живопись, архитектура, скульптура, кино и театр. Пользоваться ими в воспитательном процессе обязательно.

Произведения искусства можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой.

Природа в эстетическом воспитании

Природа – самое доступное средство формирования культуры понимания прекрасного в раннем возрасте. Она позволяет научить видеть гармоничность, красоту окружающего мира, богатство его красок. Ребенок посредством природы учится воспроизводить свои впечатления об увиденном в форме рисунков, устных рассказов. Экскурсии, прогулки могут оставить свое впечатление надолго.

Просто созерцания природы, произведений живописи с изображением природы недостаточно. Применение экскурсий и наблюдений обязательно должно сопровождаться рассказом педагога. Задача воспитателя не просто показать красоту в капле росы на листке, переплетении стеблей. Важно, какие именно слова произносятся педагогическими работниками во время таких мероприятий. Помощь окажут художественные произведения, изображающие красоту природы, доступные для понимания дошкольникам.

Труд как средство воспитания

С трудом в общественной жизни ребенок периодически сталкивается. Труд – одно из средств становления эстетической культуры. Основы труда формируются в игре. Дошкольник старается создать красивую постройку из кубиков, расставить игрушки, Описание труда разных профессий не только знакомят с их особенностями, но и вызывает желание подражать им. Дети примеряют на себе различные роли (врач, учитель, полицейский).

Развитие творчества

Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.

Самостоятельная художественная деятельность позволяет дошкольникам реализовать свои задумки, замыслы в художественном творчестве. Этому способствует:

  • обучение способам самостоятельных действий;
  • художественные впечатления;
  • правильная эстетическая среда;
  • поощрение со стороны педагогов и родителей;
  • опосредованное влияние педагога.
Читать еще:  Значение экологического воспитания дошкольников

Праздники и культурно-массовые мероприятия

Праздники и другие культурно-массовые мероприятия в детском саду содействуют становлению эстетических переживаний, стремлению испытать себя в разнообразных жанрах искусства. Ожидание праздника, подготовка и его проведение создает общее предпраздничное настроение. Участие родителей придает таким мероприятиям особую теплоту.

Методы воспитания в ДОУ

Существует огромное количество методов формирования у детей правильного отношения к прекрасному:

  • Общие: убеждение, упражнение, проблемные ситуации, использование эмоционального отклика;
  • Зависящие от направленности воспитания – методы приобщения к конкретному виду искусства;
  • Методы обучения художественной деятельности: ознакомление с приемами, образец, указания, советы, самооценка.
  • Методы развития творческих способностей – проблемно-поисковые методы.

Игра в эстетическом воспитании

Игра – основная форма деятельности ребенка. Это подражание, применение на себе различных ролей, детское восприятие жизни взрослых. Игра формирует все основные качества личности ребенка. Именно она больше всего влияет на формирование эстетической культуры на ранних этапах. В играх происходит развитие образного мышления, памяти, воображения, эстетико-нравственных качеств.

Рекомендуется использовать следующие игровые приемы:

  • ситуации игры, направленные на развитие творческой активности;
  • песни, сказки, музыкальные композиции;
  • демонстрацию эпизодов спектаклей, произведений искусства;
  • применение рассказов-рисований, поисковых ситуаций.

Эстетическое воспитание младших дошкольников

Эстетическое воспитание в младшей группе отличается своими особенностями. Младший дошкольный возраст- благоприятный период для развития воображения ребенка. В связи с этим важно создать такую среду, которая способствовала бы ведению поисковой деятельности, помогала по-своему решать детские вопросы. Не стоит сразу давать все ответы. Специальные игры, задания, развивающие занятия помогают создать условия для оптимального развития творческих способностей в будущем.

Педагогу при работе с дошкольниками младшей группы необходимо сделать процесс их нахождения в учреждении максимально творческим. Творчество должно незаметно, но органично входить в жизнь ребенка. Важна организация интересной и максимально насыщенной жизни детей во время нахождения в детском саду: обогащение ее яркими впечатлениями, эмоциональной направленностью, разнообразными формами работы. Это материал для развития воображения ребенка, памяти, эстетических чувств. На этом периоде важно общение с искусством.

У ребенка еще только закладывается понимание красоты, и выразительные средства отображения способны сыграть свою роль в их развитии.

Становится важной единая позиция педагогов, родителей о понимании перспектив развития детей этого возраста.

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников

В старшем возрасте главной формой эстетического воспитания становится знакомство с литературой и художественным искусством, в том числе с мультфильмами и кинофильмами. Книжные герои, мультипликационные персонажи становятся идеалами, носителями добра или зла, прекрасного или отвратительного.

На эстетическое воспитание в подготовительной группе влияет изменение мотивационной сферы. Отношение к искусству становится осознанным, оно дифференцируется. Дети начинают относится к искусству действительно серьезно: они воспринимают его на самом деле эстетически, получают удовольствие от чтения, рассматривания картин, рисования, слушания музыки. Постепенно такая тяга к некоторым формам прекрасного становится потребностью. Главной задачей становится формирование творческого отношения к действительности.

Этот возраст – особенный период эстетического воспитания, в котором очень важную роль играет воспитатель. Умелые педагоги способны не только укрепить фундамент формирования чувства прекрасного. Они могут заложить настоящее эстетическое мировоззрение маленького человека, у которого происходит становление отношения к миру, развитие основных эстетической культуры.

Развитие чувства понимания прекрасного неразрывно связано с формированием всех важнейших граней личности. Дошкольный возраст рождает любовь к искусству, начинают заявлять о себе творческие способности, склонности, которыми наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо организованное воспитание и обучение, учитывающие возраст и индивидуальные особенности.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Принципы эстетического воспитания

Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в структуре воспитательного процесса. Оно обращено, в первую очередь, к эмоциям, чувствам и душе воспитанника. Чувства являются важнейшей областью личностного проявления индивида, его творческой жизнедеятельности. Люди выражают свое эмоциональное отношение к окружающему миру через слово, цвет, звук, рисунок, линию, пластику.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование творческой личности, способной чувствовать, воспринимать и оценивать прекрасное, удивительное, комическое, трагическое, безобразное в жизни и искусстве, а также творить и жить в соответствии с законами красоты. Основная цель эстетического воспитания – формирование у личности эстетического отношения к миру и к окружающей действительности.

Основные задачи эстетического воспитания:

  1. Формирование у воспитанника эстетического сознания: знания эстетических категорий, понимания прекрасного, художественного языка искусства.
  2. Развитие в различных видах искусства творческих способностей.
  3. Воспитание эстетических чувств: эмоционального восприятия, богатого мира чувств, сопереживания, глубоких переживаний, эмоциональной восприимчивости к прекрасному, тонкости чувств.
  4. Формирование умения претворять в жизни прекрасное, воспитание эстетической культуры: в общении, в поведении, быту, труде и т.д.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с другими направлениями воспитания и является неким специфичным аспектом каждого из них. Понимание прекрасного способствует дисциплине ума. Эстетические критерии являются обязательным элементом анализа и оценки научных теорий и взглядов. Мышление человека, его мозг развиваются за счет образности.

Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с нравственным. Искусство и мораль принадлежат сфере ценностей, предметом которых выступает человек, представленный в ракурсе духовно-практического отношения к окружающей действительности. Искусство и мораль сближает то обстоятельство, что они представляют собой вечные ценности.

Искусство несет значительный нравственный потенциал, а в нравственном воспитании используются произведения искусства, непосредственно воздействующие на нравственные чувства и формирующие сострадание, эмоциональную отзывчивость, милосердие. Произведения искусства помогают сформировать нравственные идеалы и принципы.

Принципы эстетического воспитания

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Эстетическое воспитание реализуется на основе принципов, выработанных на протяжении многих лет отечественной педагогикой. Эстетическое воспитание, его методы и средства, формы должны способствовать формированию общественно активной и гармонически развитой личности, не просто обладающей зачатками эстетических суждений и чувств, но и демонстрирующей высокий уровень эстетической культуры.

Выделяют несколько групп принципов эстетического воспитания.

Принцип эстетики в жизни воспитанника и эстетической организации деятельности коллектива. Способность творить красоту в повседневной жизни не появляется сама по себе. Ее необходимо воспитывать с раннего детства. Именно поэтому само детство должно быть красивым: яркие и привлекательные игрушки; удобная, чистая, нарядная одежда; эстетическое окружение – убранство дома, школа, двор, этикет и порядок в школе. Доброжелательные отношения преподавателя и учеников, детей друг с другом. Все это в совокупности формирует важнейший фактор воспитания — эстетичную воспитывающую среду.

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства

Принцип постоянства и всеобщности эстетического воспитания. Эстетическое воспитание и искусство должно воздействовать на воспитанников в любом возрасте и во всех сферах жизни. Эстетическое воспитание должно охватывать всех — талантливых и обычных, способных и неспособных, оно направлено на воспитание зрителя, слушателя, читателя.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.

Принцип комплексного взаимодействия и воздействия разных видов искусства. Все виды искусства тяготеют к взаимодействию и обладают единой образной природой. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии какого-либо произведения искусства, тем более глубокий след и впечатление они оставляют. Живопись и музыка, музыка и поэзия, музыка и скульптура, литература и живопись, танец и музыка – все эти сочетания обогащают и углубляют друг друга, формируя целостное художественное восприятие.

Принцип творческой самодеятельности. Каждая личность стремится к самоутверждению и наилучший для этого путь – художественное творчество.

Принцип преемственности элементов культуры. Раскрывает связь современного искусства и эстетической культуры народа с лучшими традициями прошлых лет и передовыми теориями современности в вопросах эстетического воспитания.

Принцип научности. Предполагает анализ достигнутого, опору на перспективу, вооружение воспитанников научными знаниями, которые соответствуют уровню развития современного искусства. Принцип предусматривает программность и систематичность в овладении знаниями, умениями и навыками, а также предполагает эстетическое воспитание на основе соответствующего возрасту воспитанников методов, содержания и форм обучения и воспитания.

Принцип единства развития творческого потенциала и обучения. Предусматривает тесную связь между формированием самостоятельного художественного творчества и обучением. В процессе обучения формируется творчество, в тоже время обучение становится эффективным благодаря применению творческих умений. Основной путь эстетического развития — формирование самостоятельной художественной деятельности.

Все принципы взаимосвязаны между собой и предопределяют построение и направление педагогического процесса.

Принцип преемственности как диалектическая закономерность

Принцип преемственности является одной из самых общих диалектических закономерностей. В процессе поступательного развития принцип выражает объективные взаимосвязи между явлениями.

Процесс преемственности предусматривает:

  • передачу результатов своей деятельности предыдущим поколением последующему, использование и творческую переработку этого наследия;
  • взаимодействие знаний, нового и старого опыта, результатов деятельности;
  • связь между новым и старым в процессе углубления и расширения знаний, навыков и умений на более современной научно-практической основе;
  • связь между разными этапами развития, с некоторым повторением положительных моментов старого, и качественным обновлением на более высоком уровне;
  • преемственную организацию эстетического воспитания средствами искусства, следование от народного, национального искусства к интернациональному.

Аспекты реализации принципа преемственности:

  • содержательный — наличие конкретной программы эстетического развития личности;
  • методический – преемственность в выборе способов воспитания;
  • организационный — последовательность в этапах воспитательной работы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Принципы эстетического воспитания

Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в структуре воспитательного процесса. Оно обращено, в первую очередь, к эмоциям, чувствам и душе воспитанника. Чувства являются важнейшей областью личностного проявления индивида, его творческой жизнедеятельности. Люди выражают свое эмоциональное отношение к окружающему миру через слово, цвет, звук, рисунок, линию, пластику.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование творческой личности, способной чувствовать, воспринимать и оценивать прекрасное, удивительное, комическое, трагическое, безобразное в жизни и искусстве, а также творить и жить в соответствии с законами красоты. Основная цель эстетического воспитания – формирование у личности эстетического отношения к миру и к окружающей действительности.

Основные задачи эстетического воспитания:

  1. Формирование у воспитанника эстетического сознания: знания эстетических категорий, понимания прекрасного, художественного языка искусства.
  2. Развитие в различных видах искусства творческих способностей.
  3. Воспитание эстетических чувств: эмоционального восприятия, богатого мира чувств, сопереживания, глубоких переживаний, эмоциональной восприимчивости к прекрасному, тонкости чувств.
  4. Формирование умения претворять в жизни прекрасное, воспитание эстетической культуры: в общении, в поведении, быту, труде и т.д.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с другими направлениями воспитания и является неким специфичным аспектом каждого из них. Понимание прекрасного способствует дисциплине ума. Эстетические критерии являются обязательным элементом анализа и оценки научных теорий и взглядов. Мышление человека, его мозг развиваются за счет образности.

Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с нравственным. Искусство и мораль принадлежат сфере ценностей, предметом которых выступает человек, представленный в ракурсе духовно-практического отношения к окружающей действительности. Искусство и мораль сближает то обстоятельство, что они представляют собой вечные ценности.

Искусство несет значительный нравственный потенциал, а в нравственном воспитании используются произведения искусства, непосредственно воздействующие на нравственные чувства и формирующие сострадание, эмоциональную отзывчивость, милосердие. Произведения искусства помогают сформировать нравственные идеалы и принципы.

Принципы эстетического воспитания

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Эстетическое воспитание реализуется на основе принципов, выработанных на протяжении многих лет отечественной педагогикой. Эстетическое воспитание, его методы и средства, формы должны способствовать формированию общественно активной и гармонически развитой личности, не просто обладающей зачатками эстетических суждений и чувств, но и демонстрирующей высокий уровень эстетической культуры.

Выделяют несколько групп принципов эстетического воспитания.

Принцип эстетики в жизни воспитанника и эстетической организации деятельности коллектива. Способность творить красоту в повседневной жизни не появляется сама по себе. Ее необходимо воспитывать с раннего детства. Именно поэтому само детство должно быть красивым: яркие и привлекательные игрушки; удобная, чистая, нарядная одежда; эстетическое окружение – убранство дома, школа, двор, этикет и порядок в школе. Доброжелательные отношения преподавателя и учеников, детей друг с другом. Все это в совокупности формирует важнейший фактор воспитания — эстетичную воспитывающую среду.

Принцип постоянства и всеобщности эстетического воспитания. Эстетическое воспитание и искусство должно воздействовать на воспитанников в любом возрасте и во всех сферах жизни. Эстетическое воспитание должно охватывать всех — талантливых и обычных, способных и неспособных, оно направлено на воспитание зрителя, слушателя, читателя.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.

Принцип комплексного взаимодействия и воздействия разных видов искусства. Все виды искусства тяготеют к взаимодействию и обладают единой образной природой. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии какого-либо произведения искусства, тем более глубокий след и впечатление они оставляют. Живопись и музыка, музыка и поэзия, музыка и скульптура, литература и живопись, танец и музыка – все эти сочетания обогащают и углубляют друг друга, формируя целостное художественное восприятие.

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание 2 класс

Принцип творческой самодеятельности. Каждая личность стремится к самоутверждению и наилучший для этого путь – художественное творчество.

Принцип преемственности элементов культуры. Раскрывает связь современного искусства и эстетической культуры народа с лучшими традициями прошлых лет и передовыми теориями современности в вопросах эстетического воспитания.

Принцип научности. Предполагает анализ достигнутого, опору на перспективу, вооружение воспитанников научными знаниями, которые соответствуют уровню развития современного искусства. Принцип предусматривает программность и систематичность в овладении знаниями, умениями и навыками, а также предполагает эстетическое воспитание на основе соответствующего возрасту воспитанников методов, содержания и форм обучения и воспитания.

Принцип единства развития творческого потенциала и обучения. Предусматривает тесную связь между формированием самостоятельного художественного творчества и обучением. В процессе обучения формируется творчество, в тоже время обучение становится эффективным благодаря применению творческих умений. Основной путь эстетического развития — формирование самостоятельной художественной деятельности.

Все принципы взаимосвязаны между собой и предопределяют построение и направление педагогического процесса.

Принцип преемственности как диалектическая закономерность

Принцип преемственности является одной из самых общих диалектических закономерностей. В процессе поступательного развития принцип выражает объективные взаимосвязи между явлениями.

Процесс преемственности предусматривает:

  • передачу результатов своей деятельности предыдущим поколением последующему, использование и творческую переработку этого наследия;
  • взаимодействие знаний, нового и старого опыта, результатов деятельности;
  • связь между новым и старым в процессе углубления и расширения знаний, навыков и умений на более современной научно-практической основе;
  • связь между разными этапами развития, с некоторым повторением положительных моментов старого, и качественным обновлением на более высоком уровне;
  • преемственную организацию эстетического воспитания средствами искусства, следование от народного, национального искусства к интернациональному.

Аспекты реализации принципа преемственности:

  • содержательный — наличие конкретной программы эстетического развития личности;
  • методический – преемственность в выборе способов воспитания;
  • организационный — последовательность в этапах воспитательной работы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию эстетических чувств ребенка, формированию эстетических представлений, оценок и эстетического отношения к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни. Составляющей этого процесса является художественное воспитание –

целенаправленный процесс приобщения детей к произведениям искусства; развитие способности к самостоятельному художественному творчеству.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка.

Эстетические впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире – в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и

явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают ребенка осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Художественно- эстетическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.

В дошкольный период наблюдается ряд особенностей, ценных для дальнейшего эстетического развития:

ü единство в понимании красивого, доброго, правильного;

ü целостное восприятие содержания и формы;

ü способность к соучастию и сопереживанию;

ü непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Выделяются следующие принципы эстетического воспитания дошкольников:

· принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

· культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

· интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

· эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

· обогащения сенсорно-чувственного опыта;

· принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Задачи эстетического воспитания дошкольников условно можно разделить на три основные группы:

1.Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, эстетического отношения к действительности.

2.Формирование элементарного эстетического сознания (представлений, понятий, оценочных суждений, вкусов).

3. Развитие эстетических умений и художественно-творческих способностей.

Все базисные программы дошкольного образования (как белорусских, так и российских авторов) включают разделы, посвященные эстетическому и художественному воспитанию дошкольников. Создано также много специальных программ художественно-эстетического воспитания

дошкольников. В базисной программе «Пралеска» есть раздел «Входим в мир

прекрасного». «Программа художественного воспитания в детском саду» (авторы

Т.Б. Братская, С.М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко). Цель – развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами разных видов художественной деятельности: ознакомление с искусством, художественно- речевая, театрально-игровая, художественно-изобразительная и музыкальная деятельность.

Программа «Венок» (автор Ю.А. Гомазова). Цель – приобщение старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству Беларуси. Российскими авторами разработано много программ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников:

· «В пространстве игры»

· «Театр, творчество – дети»

· «Маленький Эмо и большой настройщик».

· «Войди в мир искусства».

Большой научный вклад в развитие изобразительного детского творчества внесли исследователи белорусские Е.В. Горбатова, Л.Б. Горунович, В.А. Силивон, а также Т.С. Комарова, О.С. Калинина,

Р.А. Мирошкина и др. Красота окружающего мира раскрывается перед дошкольниками

средствами литературного творчества в работах исследователей белорусских Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, а также Т. В. Алиевой, Т.Б. Лепехиной, С.М. Яковлева.

Детская театральная деятельность как одно из средств эстетическоговоспитания исследовалась В.А. Артемовой, З.И. Калинкевич, Е.А. Соловьевой, Н.А. Сорокиной. Природа как средство эстетического воспитания углубленно рассматривается в работах Н.С. Веретенниковой, Н.Г. Каленцевой,

Л.Я. Панкратова, Е.К. Янакиева. В области развития музыкальной деятельности дошкольников

плодотворно работают исследователи белорусские О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль, Г.А. Никашина, Л.С. Ходонович, а также О.П. Радынова, А.И. Смирнова, Г.Е. Франио, Е.Н. Царько. Вопросу взаимодействия искусств в формировании личности старшего дошкольника посвящено исследование Р.М. Чумичевой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector