221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы гуманистического воспитания

7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

Реализация цели и задач воспитания вызывает необходимость соблюдения научного подхода к организации воспитательного процесса, то есть учета объективных закономерностей его течения, взаимодействия системы факторов, его детерминирующих.

Научный подход к процессу формирования личности проявляется в том, что действие общих закономерностей развития личности опосредуется влиянием конкретно-исторических условий жизнедеятельности данного общества в целом и каждого из его членов в частности. Конкретно-исторический подход помогает определять и формировать наиболее актуальные на данном этапе развития украинского общества задачи воспитания.

Главной закономерностью гуманистического воспитательного процесса является ориентация на развитие личности. При этом чем больше будет гармония соціумності и самости личности, тем более свободно и творчески она проявит себя в реализации культурно-гуманистической функции.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой зависит от уровня освоения базовой культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания воспитания. Он требует выделения в содержании воспитания ядра — системы ценностей, которая составляет его воспитательный потенциал.

Культура развивает личность только в том случае, если она активизирует личность, побуждает ее к деятельности. Деятельность личности является механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития. Проявляя целенаправленную активность, индивид вкладывает свои чувства, собственный труд, энергию, конкретное действие в «конструирование» этих новообразований, что придает особое значение воспитанию, реализации деятельностного подхода.

Развитие личности приобретает оптимальный характер, если воспитанник выступает субъектом воспитательного процесса. Эта закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностно ориентированный подход ставит в центр воспитательного процесса интересы ребенка, его потребности и возможности, права отдельного индивида, его суверенитет независимо от индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы воспитанник видел в себе такую личность, как и в людях, которые его окружают. При таком подходе каждый человек воспринимается педагогами и учениками как самостоятельная ценность, а не как средство достижения собственных целей.

Личностно ориентированный подход осуществляется только при условии включения в процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника личностного опыта последнего (чувств, переживаний, эмоций, знаний, взвешенных действий и поступков), то есть при условии персонализации воспитательной взаимодействия. Если же педагогическое взаимодействие строго детерминируется распределением ролей, сделанным воспитателем или определенному сценарию воспитательного мероприятия (деперсоналізована взаимодействие воспитателя и воспитанника), равноправное сотрудничество, партнерство, субъект-субъектные отношения в воспитательном процессе невозможны. А следовательно, невозможно гармоничное развитие личности. Данная закономерность лежит в основе диалогического подхода.

Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Эта закономерность требует реализации индивидуально-творческого подхода.

Общие закономерности гуманистического воспитания обусловливают принципы воспитательного процесса (принципы воспитания). Напомним, что принципы (лат. principium — первоначало) -это основные требования к деятельности педагога, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель в построении воспитательного процесса: определении его содержания, форм организации совместной деятельности, методов, средств и т.д.

Главнейшими принципами гуманистического воспитания ученика являются:

1. Принцип непрерывного общего развития личности. Этот принцип является ведущим, потому что все другие принципы, в основе которых лежит закономерность — ориентация на развитие

личности, — подчиняется ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его реализации. Воспитание реализует гармоничное развитие личности, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития» (Л.С.Виготський). Такая ориентация требует постановки задач воспитания, которые обеспечивают объективно необходимые базисные качества для развития личности в определенном возрастном периоде.

2. Принцип культуросообразности воспитания. Принцип определяет отношение между воспитанием и культурой как средой, в которой воспитывается ученик, а также отношение между воспитанием и учеником как человеком культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ученику должна определяться, исходя из понимания его как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и самореализации своих творческих задатков и способностей.

Принцип требует органической связи воспитания с приоритетными направлениями культуры демократической, которая предполагает понимание новых отношений в системе «человек-общество-государство», правовой, политической, экономической, трудовой, интеллектуальной, духовной, эстетической, экологической, физической, культуры семейных отношений, жизненного самоопределения. Именно в таком воспитательном среде должен осуществляться развитие ученика, приобретение им опыта культуровідповідної поведения.

3. Принцип включения личности в деятельность требует реального включения воспитанника в деятельность. Эффективное овладение общечеловеческими, общенациональными и региональными ценностями культуры осуществляется путем организации разнообразной продуктивной деятельности, значимой для личности, в которой каждый воспитанник может реализовать себя как неповторимая личность.

4. Принцип природосообразности воспитания. В его основе лежит учет многогранной природы ребенка: физиологических, психологических, возрастных, генетических, национальных, региональных и других особенностей. Частичное учета этих особенностей или пренебрежение ими приводит к загубленных талантов, недоразвитых задатков и способностей, затормозившихся психических процессов. Реализация принципа требует учета целостной природы ребенка.

5. Принцип индивидуально-личностного воспитания. Принцип означает признание каждого ребенка активным субъектом воспитательного процесса. Согласно этому принципу

законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение

ребенка выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие — высшим показателем его эффективности. Индивидуально-личностное воспитание исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей цілісності. ее становление предполагает творческий поиск вариантов воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Поиск путей реализации этого принципа позволяет преодолеть отношение к ученику как «винтика» воспитательной системы, повысить его активность как субъекта воспитательного процесса, расширить границы жизнетворчества, самоопределения личности.

6. Принцип ценностно-смысловой направленности воспитания.

Принцип направлен на создание условий для получения каждым воспитанником смысла своей жизнедеятельности. Личностные смыслы, по О.М.Леонтьєвим, выражающие страстность индивидуального сознания, ее особую субъектность.

Человек связан с реальностью объективного мира с помощью значений (предметов, явлений, событий), а с реальностью собственной индивидуальной жизни — смыслом. Личностный смысл — это значение, опосредованное мотивом. К смислоутворюючих мотивам относятся мотивы, которые влияют на выбор жизненной позиции, мировоззрения, профессии и другие «смысловые единицы жизни». Становление целостной системы личностных смыслов и является процессом становления личности (О.М.Леонтьєв).

Роль воспитания заключается в том, чтобы открыть учащимся мир ценностей, из которого они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем. Поэтому организация воспитательного процесса в школе должна быть такой, чтобы каждый ребенок в совместной деятельности приобретала собственные ценности, собственные смыслы.

7. Принцип диалогического (полісуб’єктного) подхода. Этот принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект — субъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества и партнерства возможен гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

При этом он использует систему форм сотрудничества, которую внедряет в определенной последовательности: от помощи воспитаннику в решении проблем в определенной саморегуляции в различных видах деятельности.

Читать еще:  Эстетическое воспитание примеры

8. Принцип индивидуально-творческого подхода. Он предусматривает создание условий для творческого развития личности в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Принцип требует выявления (диагностически) творческих возможностей воспитанников, создание условий для самореализации и самоутверждения личности в соответствующих видах деятельности, развития творческих способностей.

9. Принцип комплексности предусматривает установление в воспитании тесного взаимодействия и сочетания учебного и воспитательного процессов, усилий самых различных институтов — семьи, школы, общественных союзов, детских, молодежных самодеятельных объединений, религиозных организаций, всех причастных к воспитанию и самовоспитанию.

10. Принцип преемственности и непрерывности означает прохождение ряда этапов, в течение которых постепенно усложняются и разнообразятся содержание и направления развития

тех образований, которые в целом составляют целостную систему характеристик личности. Начинаясь с первых лет жизни ребенка, процесс воспитания является непрерывным, бесконечным, он длится на протяжении всей сознательной жизни человека.

Принципы воспитания опираются на воспитательный процесс. Поскольку воспитательный процесс является системой, то и принципы, которые отражают его общие закономерности, тоже является системой. Существовало и существует много систем воспитания. Поэтому характер, некоторые требования принципов, а иногда и сами принципы меняются.

Принципы применяются не изолированно, не поочередно, а одновременно, комплексно. Среди принципов нет главных и второстепенных, они все равнозначны. Одинаковое внимание ко всем принципам предупреждает возможные нарушения протекания воспитательного процесса.

Принципы воспитания не является советом, рекомендацией. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое нарушение принципов не просто снижает эффективность воспитательного процесса, а подрывает его основы. Например, воспитатель, который грубо и умышленно нарушает принцип гуманизма, уважения к личности, может даже привлекаться к судебной ответственности.

В то же время принципы не являются готовыми рецептами, руководствуясь которыми воспитатель может достичь высоких результатов. Успех практической реализации принципов зависит от специальных знаний, опыта, мастерства, личности педагога.

6.6. Принципы гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса и предполагает гармоничное развитие личности и гуманный характер отношений между участниками воспитательного процесса.

Гуманизация – это очеловечевание воспитательных отношений, признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и проявление его способностей и индивидуальности.

В воспитательном процессе человек мыслится как субьект своей жизнедеятельности и поэтому должны быть обеспечены процессы, протекающие в личности (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция).

Осуществляя воспитание, люди вступают между собой в определенные отношения, которые принято называть воспитательными.

Принцип – это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, внутреннее убеждение человека, взгляд на вещи.

В.С.Безруковой, В.С.Кукушина, В.А.Сластенина, С.А.Смирнова и других авторов по выделению педагогических принципов, мы пришли к выводу, что принципы воспитания можно разделить на следующие три группы:

Метапринципы воспитания – это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение и действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях воспитания. Метапринципы обусловлены основной закономерностью воспитания – ориентацией на развитие личности.

Частные принципы воспитания – это принципы, которые позволят учесть особенности воспитательного процесса в конкретной воспитывающей среде.

Частные принципы профессионального воспитания – это принципы, которые обеспечат наиболее эффективное профессиональное становление и развитие обучаемых, формирование у них профессионально важных качеств личности.

Принцип гуманизациипредполагает социальную защиту растущего человека. Его сущность состоит в том, что отношения всех участников воспитательного процесса строятся на приоритете общечеловеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.

Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности обеспечиваетвозможность каждому человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой.

Принцип природосообразности воспитания – исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия выступал обучаемый с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Принцип целостности воспитательного процессаозначает достижение единства всех входящих в него компонентов.

Принцип демократизациизаключается в предоставлении участникам воспитательного процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Принцип культуросообразностипредполагает максимальное использование в воспитательном процессе культуры той среды, в которой находится конкретное учреждение образования. Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX века.

Частные принципы воспитания

Принцип воспитания личности в коллективепредполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса. В коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие, социально значимые, качества личности.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанниковуказывает на необходимость развития самоуправления. Педагогическое управление направлено на то, чтобы обеспечить эффективность всех видов деятельности воспитанников. На определенном возрастном этапе учащийся начинает проявлять себя как субъект деятельности, поэтому необходимо развивать самоуправление. При этом педагогам необходимо делать акцент на доверие и отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки и администрирования.

Принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к немууказывает на то, что требовательность должна быть реалистичной и одинаковой по отношению ко всем воспитанникам.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личностипредполагает, что к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться (А.С.Макаренко). В педагогической практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности.

Принцип согласованности требований учреждения образования, семьи и общественностиуказывает на необходимость разработки системы педагогических требований, закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований, настойчивость воспитателей по отношению к воспитанникам в их выполнении.

Принцип воспитания через творчествоуказывает на то, что формирование каких-либо качеств личности возможно только через творческую деятельность. Под творческими- способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Частные принципы профессионального воспитания

Принцип профессиональной целесообразностиспособствует достижению целей профессионального образования. Правила осуществления принципа следующие: осуществлять отбор содержания, методов, форм и средств профессионального обучения и воспитания на основе учета целей, задач и особенностей подготовки специалистов по конкретной специальности; формировать профессионально значимые качества у обучающихся, которые обеспечат продуктивное решение целей и задач будущей профессиональной деятельности; использовать профессиональную подготовку в целях общего развития подрастающего человека.

Принцип связи воспитательного процесса с производственной практикойосновывается на том, труд создает материальную основу для развития социально и профессионально значимых качеств личности. Участие в коллективном труде на производстве обеспечивает накопление профессионального опыта и формирование трудовых нравственных качеств личности.

Итак, качество воспитательного процесса будет зависеть от того, насколько полно реализуются педагогические принципы.

6.7. Гражданское и патриотическое воспитание подростков

Гражданственность — это качество личности, характеризующее ее отношения с обществом, государством, выражающееся в осознании и реализации человеком своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, к своей семье, окружающим людям, Отечеству, планете Земля. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине.

Читать еще:  Моральное воспитание детей дошкольного возраста

Патриотизм — понятие историческое, его содержание формировалось в течение многих эпох. Слово «патриотизм» восходит к латинскому «pater«- отец.Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе и в учреждениях профессионального образования, в которых идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека. Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений, мировоззрения, то, безусловно, результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание

Гражданское и патриотические воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Беларуси; приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни. Национальное и интернациональное воспитание учащихся способствует осознанию ими белорусской государственности и особенностей становления белорусской науки и производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой белорусов, приобщению к их национальному наследию. У белорусского народа ярко проявляются такие качества как толерантность, терпимость, дисциплинированность, коллективизм, взаимопомощь и сердечность. Целями данного направления идейно-воспитательной работы являются формирование национального самосознания, воспитания чувства языка и культуры, отвержение идеи национализма.

Гражданин — это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Воспитание гражданина предполагает воспитание у учащихся патриотизма, культуры межнациональных отношений, политической культуры.

Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотизм проявляется в чувстве привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительном отношении к родному языку, преданности и заботе об интересах родины, защите ее свободы и независимости; гордости за социальные и культурные достижения; уважительном отношении к истории ее нравственным традициям.

Процесс формирования взглядов и убеждений включает элементы:-возбуждение глубоких эмоциональных переживаний в процессе воспитания патриотизма, культуры межнациональных отношений, политической культуры;-умелое использование примеров высокого патриотизма;- включение учащихся в различные формы дискуссионной работы.

С целью формирования патриотического поведения, в учебных заведениях используются: общественно-научная деятельность; деятельность по охране природы родного края; техническое и художественное творчество; художественная самодеятельность; экскурсионные поездки в другие страны.

Гражданская позиция – это личностное образование, система таких взаимосвязанных компонентов как мотивационный, аксеологический и регулятивно-деятельностный, взаимодействие которыхобеспечивает становление учащегося как гражданина и патриота своей страны.

Мотивационный компонент вкл. Систему мотивов, присущих для учащихся (желание служить своему народу,приносить пользу стране)

Аксеологический ком-т вкл. те ценности, кот.присвоил уч-ся.

Регул.-деят. вкл. Принципы, кот.руководствуется человек (всегда ходить на выборы).

Основные принципы гуманистического воспитания

В отличие от закономерностей воспитания принципы практической педагогической деятельности устанавливаются сознательно. Они служат руководством к действию, помогают работать эффективнее, добиваться оптимальных результатов в воспитательной работе.

1. Принцип связи воспитания с жизнью и социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самодеятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон воспитания и развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции. Принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимается и как организация различных видов труда школьников.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе. Один из классических принципов отечественной педагогики, предполагает организацию воспитательных воздействий коллективистских отношений на личность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 1325 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека с взрослыми и социальной средой.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром.

Главная закономерность воспитания – ориентация на развитие личности.При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.

Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип гуманистического воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С. Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития».

Закономерностью воспитания обусловлен и такой принцип, как природосообразность воспитания. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Читать еще:  Вальдорфская система обучения и воспитания

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой принцип воспитания – принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Личностный подход как принцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Личностный подход органично связан с принципом персонализациипедагогического взаимодействия, который требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

Принцип индивидуально-творческого подхода предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это даёт возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Принцип профессионально-этической взаимоответственностипредполагает готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за её пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых компаниях.

Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал А.С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачёвым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Важнейший принцип организации детской деятельности – уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему.А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но её воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью. Условия осуществления этого принципа: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.

Принцип увлечениядетей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребёнком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога – помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далёкие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

Принципы воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector