221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы художественно эстетического воспитания

Принципы эстетического воспитания

Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в структуре воспитательного процесса. Оно обращено, в первую очередь, к эмоциям, чувствам и душе воспитанника. Чувства являются важнейшей областью личностного проявления индивида, его творческой жизнедеятельности. Люди выражают свое эмоциональное отношение к окружающему миру через слово, цвет, звук, рисунок, линию, пластику.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование творческой личности, способной чувствовать, воспринимать и оценивать прекрасное, удивительное, комическое, трагическое, безобразное в жизни и искусстве, а также творить и жить в соответствии с законами красоты. Основная цель эстетического воспитания – формирование у личности эстетического отношения к миру и к окружающей действительности.

Основные задачи эстетического воспитания:

  1. Формирование у воспитанника эстетического сознания: знания эстетических категорий, понимания прекрасного, художественного языка искусства.
  2. Развитие в различных видах искусства творческих способностей.
  3. Воспитание эстетических чувств: эмоционального восприятия, богатого мира чувств, сопереживания, глубоких переживаний, эмоциональной восприимчивости к прекрасному, тонкости чувств.
  4. Формирование умения претворять в жизни прекрасное, воспитание эстетической культуры: в общении, в поведении, быту, труде и т.д.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с другими направлениями воспитания и является неким специфичным аспектом каждого из них. Понимание прекрасного способствует дисциплине ума. Эстетические критерии являются обязательным элементом анализа и оценки научных теорий и взглядов. Мышление человека, его мозг развиваются за счет образности.

Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с нравственным. Искусство и мораль принадлежат сфере ценностей, предметом которых выступает человек, представленный в ракурсе духовно-практического отношения к окружающей действительности. Искусство и мораль сближает то обстоятельство, что они представляют собой вечные ценности.

Искусство несет значительный нравственный потенциал, а в нравственном воспитании используются произведения искусства, непосредственно воздействующие на нравственные чувства и формирующие сострадание, эмоциональную отзывчивость, милосердие. Произведения искусства помогают сформировать нравственные идеалы и принципы.

Принципы эстетического воспитания

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Эстетическое воспитание реализуется на основе принципов, выработанных на протяжении многих лет отечественной педагогикой. Эстетическое воспитание, его методы и средства, формы должны способствовать формированию общественно активной и гармонически развитой личности, не просто обладающей зачатками эстетических суждений и чувств, но и демонстрирующей высокий уровень эстетической культуры.

Выделяют несколько групп принципов эстетического воспитания.

Принцип эстетики в жизни воспитанника и эстетической организации деятельности коллектива. Способность творить красоту в повседневной жизни не появляется сама по себе. Ее необходимо воспитывать с раннего детства. Именно поэтому само детство должно быть красивым: яркие и привлекательные игрушки; удобная, чистая, нарядная одежда; эстетическое окружение – убранство дома, школа, двор, этикет и порядок в школе. Доброжелательные отношения преподавателя и учеников, детей друг с другом. Все это в совокупности формирует важнейший фактор воспитания — эстетичную воспитывающую среду.

Принцип постоянства и всеобщности эстетического воспитания. Эстетическое воспитание и искусство должно воздействовать на воспитанников в любом возрасте и во всех сферах жизни. Эстетическое воспитание должно охватывать всех — талантливых и обычных, способных и неспособных, оно направлено на воспитание зрителя, слушателя, читателя.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.

Принцип комплексного взаимодействия и воздействия разных видов искусства. Все виды искусства тяготеют к взаимодействию и обладают единой образной природой. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии какого-либо произведения искусства, тем более глубокий след и впечатление они оставляют. Живопись и музыка, музыка и поэзия, музыка и скульптура, литература и живопись, танец и музыка – все эти сочетания обогащают и углубляют друг друга, формируя целостное художественное восприятие.

Принцип творческой самодеятельности. Каждая личность стремится к самоутверждению и наилучший для этого путь – художественное творчество.

Принцип преемственности элементов культуры. Раскрывает связь современного искусства и эстетической культуры народа с лучшими традициями прошлых лет и передовыми теориями современности в вопросах эстетического воспитания.

Принцип научности. Предполагает анализ достигнутого, опору на перспективу, вооружение воспитанников научными знаниями, которые соответствуют уровню развития современного искусства. Принцип предусматривает программность и систематичность в овладении знаниями, умениями и навыками, а также предполагает эстетическое воспитание на основе соответствующего возрасту воспитанников методов, содержания и форм обучения и воспитания.

Принцип единства развития творческого потенциала и обучения. Предусматривает тесную связь между формированием самостоятельного художественного творчества и обучением. В процессе обучения формируется творчество, в тоже время обучение становится эффективным благодаря применению творческих умений. Основной путь эстетического развития — формирование самостоятельной художественной деятельности.

Все принципы взаимосвязаны между собой и предопределяют построение и направление педагогического процесса.

Принцип преемственности как диалектическая закономерность

Принцип преемственности является одной из самых общих диалектических закономерностей. В процессе поступательного развития принцип выражает объективные взаимосвязи между явлениями.

Процесс преемственности предусматривает:

  • передачу результатов своей деятельности предыдущим поколением последующему, использование и творческую переработку этого наследия;
  • взаимодействие знаний, нового и старого опыта, результатов деятельности;
  • связь между новым и старым в процессе углубления и расширения знаний, навыков и умений на более современной научно-практической основе;
  • связь между разными этапами развития, с некоторым повторением положительных моментов старого, и качественным обновлением на более высоком уровне;
  • преемственную организацию эстетического воспитания средствами искусства, следование от народного, национального искусства к интернациональному.

Аспекты реализации принципа преемственности:

  • содержательный — наличие конкретной программы эстетического развития личности;
  • методический – преемственность в выборе способов воспитания;
  • организационный — последовательность в этапах воспитательной работы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Художественно-эстетическое воспитание ребенка. Принципы, концепции художественного образования

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественно-эстетическое воспитание ребенка

Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Творческая доминанта: преобладающей деятельностью, в которой осуществляется художественно-эстетическое развитие, является та или иная форма художественного творчества ребенка. Ориентация на ведущую деятельность данного возраста: организация художественно-эстетического образования на каждом этапе учитывает возрастную социальную ситуацию развития, характерные для возраста мотивы, потребности и психологические новообразования. Принципы концепции художественного образования

Художественность: процесс художественно-эстетического образования должен строиться в соответствии с законами искусства (создание художественной атмосферы, драматургия и режиссура занятий, использование эмоционально-образных средств и т.п.). Многопозиционное освоение художественного текста как особого вида распределенной коллективной деятельности: учащиеся воспринимают, переживают и оценивают текст с позиций читателя, критика, историка искусства, чтеца-интерпретатора, режиссера, автора, осваивая специфику диалогических отношений в художественной культуре.

Педагогические условия реализации задач художественно-эстетического воспитания: Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения. Возможность интеграции обусловливает общность художественных средств музыки, живописи и литературы.

Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами. Взаимодействие учреждения дополнительного образования с семьей.

  • Ким Татьяна ИнхвановнаНаписать 515 07.02.2017

Номер материала: ДБ-173513

    07.02.2017 299
    07.02.2017 274
    07.02.2017 478
    07.02.2017 647
    07.02.2017 181
    07.02.2017 237
    07.02.2017 671

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читать еще:  Право родителей на воспитание детей

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Принципы художественно эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий:

· от объема и качества художественной информации,

· от форм организации и видов деятельности,

· от возраста ребенка

· от уровня подготовки, мастерства и способности педагога.

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки.

Существо методов эстетического воспитания зависит также от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Итак, мы видим много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, воспитатель использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

· метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

· метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

· метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

· метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Как ни важно непосредственное общение ребенка с прекрасным, одного этого недостаточно. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям. Рассматриваемые методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим, детским, но законам красоты. Д. Б. Кабалевский говорит: «Прекрасное пробуждает доброе».

В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания, а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в отечественной дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность.

Чтобы обучение носило развивающий характер, воспитатель должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.
К числу таких способов относятся:

· способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

· способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать — будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

· способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора

· способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

Оборудование занятия также должно отвечать не только учебным задачам, но и художественным требованиям. Ребенок испытывает удовольствие, если, допустим, при обучении счету пользуется пособиями красивой окраски и формы, выполненными из привлекательных современных материалов. При этом его познавательные функции активизируются. Обучение и учение — двусторонний процесс, включающий в себя:

· методы обучения, предпринимаемые воспитателем;

способы учения, которыми пользуется ребенок, приобретая художественные знания и умения.

Разносторонний характер действий педагога вызывает соответствующую реакцию у детей. Например, объяснительно-иллюстративный метод вызывает исполнительские, репродуктивные действия («Нарисуй, как я показываю». — Ребенок точно следует указаниям). Метод объяснительно-побуждающий ориентирует на самостоятельный поиск («Послушай пьесу, подумай, какого она характера. Двигайся в танце, как тебе подсказывает музыка»).

Использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

В современной педагогической практике широко применяются творческие задания, являющиеся наиболее эффективным методом развития творческих способностей детей. Например, развивает инициативу детей придумывание своих загадок, рифм, поиск синонимов. Воспитатель вызывает у ребят желание импровизировать попевки, находить оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. Для лучшей реализации замыслов в изобразительной деятельности воспитатель предлагает детям самостоятельно находить интересные решения при выборе материалов, цветовых сочетаний, форм и т. д. Выполнение этих условий позволяет сделать обучение существенным фактором, стимулирующим творческий процесс.

Важным условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием.

Различают два вида приемов воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства.
1) Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения, к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.
2) Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях, например поют без фортепьянного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю.
Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т. д.

Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей рано выявляются способности к пению, танцам, чтению стихов, рисованию, лепке. Изучая их склонности, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности.

Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

· слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные-методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

· приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

· показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

· приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка.

Сборник статей «Эстетическое воспитание», под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.

Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» – это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей – один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.
Читать еще:  Вальдорфская система дошкольного воспитания

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов – одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.

Аппликация – способ развивать чувство красоты и одновременно – моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.

Чтение книг – способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.

Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector