221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы трудового воспитания

Как правильно организовать трудовое воспитание детей дошкольного возраста?

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д.
Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Принципы приучения дошкольников к труду

Обучение трудовой деятельности – важный этап становления маленькой личности, ее социализации.

Основные задачи трудового воспитания:

  • привитие трудовых навыков;
  • воспитание позитивного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей;
  • формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться;
  • формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе;
  • формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми;
  • развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей;
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда. Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно?

Вот основные принципы трудового воспитания малышей дома.

  • Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки изучения окружающего мира, в том числе посредством личного участия. Поэтому он довольно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Понятно, что поначалу такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, запрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты маленький, разобьешь, насвинячишь, а мне потом убирать»), взрослые навсегда отбивают у детей желание трудиться. Не пролив и не уронив ничего, он не научится делать правильно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только потеряет интерес к труду, но и станет воспринимать его как что-то плохое, порицательное, потеряет веру в себя.
  • Корыстная мотивация искажает понимание труда. Часто, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь – получишь конфету (разрешим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет: ребенок будет механически выполнять работу, ожидая обязательного вознаграждения. Таким образом, вместо трудовых отношений в семье начинают развиваться товарно-денежные.
  • Чувство собственной важности и значимости повышает у ребенка желание трудиться. Можно поручить ему, к примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже взрослый и ответственный, поэтому мама доверяет ему такое важное дело. При этом первое время работы проводят совместно, мама рассказывает и показывает ребенку все важные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья), периодически мягко напоминает об этой работе. И при любом удобном случае хвалит малыша перед посторонними: он у нас уже такой взрослый, ответственный, у него есть собственное сложное дело, и он с ним прекрасно справляется! Искренняя благодарность и восхищение взрослых заставляют ребенка гордиться своими успехами. Малыш будет чувствовать свою значимость, важность своей помощи. А значит, он сможет приучиться прикладывать усилия, чтобы испытывать от труда удовольствие.
  • Ребенку нужно чувство, что он не остается один на один со сложной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол или мыть посуду, взрослые должны всегда давать ему установку «вместе» (я всегда рядом, я помогу, у нас все получится). Нужно донести до малыша, что не уметь не стыдно, главное – стремиться, пробовать; что результат всегда будет хорошим, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к успеху. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения.
  • Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Эти качества присутствуют в каждом ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть самостоятельным, ответственным.
  • В отработке навыков самообслуживания главное — следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение.
  • Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь угодно долго и жестко требовать от ребенка выполнения тех или иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не демонстрируем обязанностей каждого члена семьи, не проявляем аккуратности – результат всех наших «увещеваний» будет нулевым.

Приучая ребенка к постоянным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него следующие важные мысли.

  1. Не всегда даже взрослым приходится делать только то, что они умеют лучше всего, или то, что хочется. Часто такие обязанности выполняются потому, что нужно.
  2. В семье обязанности есть у всех: у папы – одни, у мамы – другие. В семье Ивановых папа с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, чтобы получить от труда что-то хорошее.
  3. К сожалению, даже взрослым часто приходится жертвовать своими желаниями, чтобы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это нужно, чтобы в семье все спорилось, царили чистота и уют, чтобы каждый уставал в меру сил (потому что неправильно, когда все по дому делает только мама: от постоянной усталости она может даже заболеть).

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.
Читать еще:  Направления трудового воспитания дошкольников

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Кристина
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А.Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать»

В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе. За определенный период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость. Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т. к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам.

Труд – наиболее верный принцип нравственного воспитания дошкольников. Очевидно, что уже в дошкольном возрасте, т. е. уже с первых лет жизни

необходимо закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Опыт трудового воспитания педагогов показывает, что приобщение ребенка к труду, необходимо начинать как можно раньше, в то время,когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является необходимым условием формирования трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплинированности, бережливости и прилежания. одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.

Труд должен быть посилен ребенку, тем самым доставляя ему удовлетворение и радость. Ребенок должен понимать, что и его труд приносит пользу другим людям. Хорошо организованный труд дошкольника – это важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Трудовое воспитание должно укреплять здоровье ребенка, его движения становятся более организованными, уверенными и точными.

Труд оказывает неоценимое влияние и на умственное развитие детей. Трудовое воспитаниеформирует следующие качества в детях: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Под влиянием трудового воспитания дети сопоставляют предметы, явления, таким образом, развивается мышление. И как следствие, ребенку приходится учитывать последовательность своих действий в выполнении заданий и учиться планировать свою деятельность.

В процессе труда воспитываются такие качества как: устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Совместный детский труд их объединяет, начинают формироваться первоначальные навыки коллективизма, умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Воспитывая в детях основы трудовой деятельности, необходимо учитывать, что основным условием является желание и умение трудиться у самих дошкольников. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Педагог должен четко представлять, чего он хочет добиться от своих воспитанников и какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это дает ему возможность верно сориентироваться в характере руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста. Изначально терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения трудовыми навыками — требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

В дошкольном возрасте, трудовые умения и навыки детей различны. Объем и характер труда, зависит от его содержания. Воспитатель должен помнить, что воспитание трудом, как и развитие нравственных качеств у детей, являются наиболее важными сторонами деятельности педагога.

Ведь результат труда – это всегда приложение детьми усилий и стараний, проявление воли и проявление тех мотивов, которые побудили ребенка совершить то или иное трудовое усилие.

В случае, когда труд не является повседневным, он становиться нейтральным процессом и в дальнейшем не будет оказывать ни какого влияния нравственное воспитание детей. Дать детям понимание того, как важен ежедневный труд – вот главная прерогатива педагога, заботящегося о нравственном воспитании дошкольников.

Итак, цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта

цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатель: Бабушкина И. Э. Слайд.

Трудовое воспитание Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.

Трудовое воспитание детей — фотоотчет Приобщение ребенка к труду –это важное составляющее в формировании личности ребенка. Игра является ведущим видом деятельности на протяжении.

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» Уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. Рассказывать ему о профессиях. Трудовое.

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования.

Трудовое воспитание детей в подготовительной группе Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе. Программные задачи: • Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать.

Трудовое воспитание дошкольников Трудовое воспитание неотъемлемая часть жизни дошкольников. Трудовая деятельность способствует общему развитию детей, расширению их интересов,.

Трудовое воспитание дошкольников Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Читать еще:  Понятие нравственное воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников (фотоотчет) В прошлом году выпустила свой первый выпуск. Сейчас потихоньку набираю малышей от 1,5 до 3 лет. Детишки разные,каждый со своим характером,нравом,к.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/232/54068/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Читать еще:  Самообразование художественно эстетическое воспитание дошкольников

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

Методы и формы трудового воспитания

Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.

Главная цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.

Новые тенденции методики трудового воспитания

Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.

Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.

Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

  • Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
  • Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
  • Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
  • Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
  • Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
  • Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

  • учебный труд (физический, умственный);
  • общественно-полезный;
  • производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

  • Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
  • Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
  • Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
  • Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).

Формы трудового воспитания

Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.

Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:

  • Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
  • Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
  • Групповые (праздники, утренники, соревнования).

Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).

Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:

  • работа в звеньях для выполнения работы;
  • развитие трудовых традиций;
  • смотры, выставки, конкурсы;
  • отряды и трудовой десант;
  • индивидуальные поручения.

Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.

Формы работы с дошкольниками

Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:

  • Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
  • Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
  • Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.

Методы трудового воспитания

Выделяют несколько групп методов:

  • Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
  • Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
  • Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.

Средства воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. Главная задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:

  • собственная деятельность;
  • ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
  • обучение трудовым навыкам;
  • художественные средства.

Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.

Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение.

К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.

Главные методы работы с дошкольниками:

  • Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
  • Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
  • Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
  • Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.

Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector