221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема трудового воспитания детей

Проблема трудового воспитания на современном этапе

Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности.

Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Трудовое воспитание ребёнка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остаётся необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности.

Основными задачами трудового воспитания являются:
¤ помощь в становлении у ребенка положительного отношения к труду;
¤ развитие в ребенке стремления применить знания на практике;
¤ развитие потребности в творческом труде;
¤ воспитание долга и ответственности, целеустремленности, честности;
¤ научение ребенка разнообразным трудовым умениям и навыкам.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
— формирование положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой дея-ти;
— развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;
— формирование высоких моральных качеств: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, деловитости и честности;
— вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов: производственными условиями района, области, возможностями школы, её материальной базой, преподавательскими кадрами, традициями школы.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляет следующие виды труда: учебный, общественно-полезный, производственный.

Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряжённым, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их дея-ти.

Общественно-полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, тимуровскую работу).

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, в процессе которого они вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий. В этом труде учащиеся развивают профессиональные интересы, склонности, потребность в труде (ученические мастерские цеха, школьные).

Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

Трудовая деятельность дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.

Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

Трудовое воспитание и обучение не есть акт одноразового педагогического воздействия на ребенка. Этот процесс охватывает все возрастные этапы и характерен не только для уроков труда. Он длится всю жизнь. Однако в современной возрастной и педагогической психологии возрастные аспекты трудового воспитания личности исследованы недостаточно. Не всегда учитываются возрастные особенности и при разработке конкретных психологических рекомендаций по организации учебного и производительного труда школьников. Значение возрастного подхода заключается не только в непременном учете психологических и физиологических особенностей школьника определенного возраста. Все этапы семейного, дошкольного и школьного воспитания имеют отдаленные последствия в психическом развитии и профессиональном становлении человека. Особо хотелось бы подчеркнуть роль игры в этом процессе. Во что играют дети? В различные профессии, различные трудовые роли. Это и есть путь раннего профессионального становления личности, способ соотнесения своих склонностей, способностей с той или иной профессиональной деятельностью. Выбор профессии начинается задолго до профессиональной ориентации школьника. Трудовое обучение и воспитание тесно связаны с последующей профессиональной ориентацией школьника на требуемые сферы производства, поэтому трудовое воспитание должно не только ориентироваться на сложившиеся склонности и интересы школьника, но и активно формировать их.

Мы уже начали ощущать острый дефицит рабочих кадров, его отголоски – в газетной рекламе, приглашающей на работу высококвалифицированных рабочих. Кадры, подготовленные еще в советскую эпоху, стареют, уходят на пенсию, а заменить их некем, во многих отраслях образуются кадровые провалы. Ощущается катастрофическая нехватка квалифицированных рабочих специалистов даже в стратегически важных отраслях. Если нет собственных, тогда их место занимают гастарбайтеры, успешно осваивающие пустующие ниши. Этот фактор может стать не только тормозом в стратегическом развитии экономики России, но и негативно отразиться на социальном климате страны. Дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением на работников квалифицированного труда, острый дефицит рабочих массовых профессий, в первую очередь в производственной сфере начали выступать как весьма существенный фактор, сдерживающий экономическое развитие страны. Действительно, наименьший удельный вес в экономике занимают рабочие со средним профессиональным образованием, зато в три раза больше тех, кто не имеет никаких профессиональных навыков. Разве может идти речь о росте производительности труда при таком наличии безграмотных работников? Современному российскому обществу нужны новые квалифицированные молодые работники. С другой стороны, престижность профессий среднего профобразования резко падает в глазах учащихся общеобразовательных школ за счет доступности высшего образования, которое зачастую не учитывает реальные потребности производства. В обществе сформировался устойчивый перечень модных профессий, и в итоге рынок труда оказался переполненным бухгалтерами, экономистами, менеджерами, юристами. Профориентацию надо проводить не только среди школьников, но и их родителей, у которых, к сожалению, основным приоритетом является дать своему чаду хоть какое, но высшее образование. Многих не пугает серьезная плата за обучение, сомнительный уровень качества обучения, то, что могут возникнуть серьезные проблемы с дальнейшим трудоустройством. Очевиден и тот факт, что в техникумы традиционно поступают подростки с заниженными социальными ожиданиями, отрицательной мотивацией к учебе, от которых школа старается избавиться. Любого среднестатистического школьника учителя хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь таким способом стимулировать ученика. Большинство из студентов техникума проживают в неблагополучных или неполных семьях, а родители, как правило, обладают низким образовательным уровнем, низким материальным достатком. Большая часть студентов о будущей профессии имеют поверхностное представление. Нередко в техникум приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение студентов или товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот). Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем. В настоящее время выбор профессии современными учащимися профшколы не обусловлен профессиональными привязанностями их родителей, что не способствует трансляции феномена, именуемого в советский период трудовыми династиями. При этом возникает еще одна из проблем сегодня в воспитании подростков – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха.

К сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, удаленность родителей от детей, занятых зарабатыванием денег, карьерой, собой, неравные «стартовые» возможности среди вступающих в жизнь молодых людей и разрушающее влияние СМИ, рекламы приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В обществе, в СМИ произошла смена кумиров – раньше были герои производства (в широком смысле слова), сегодня – герои потребления. В свое время К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу, и перед ним открываются две другие, обе гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд – личный, свободный труд — и есть жизнь….». Эти слова в наше время звучат как никогда актуально. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне и неверие в возможность реализовывать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.

Читать еще:  Концепция воспитания в педагогике сотрудничества

Важным фактором позитивных изменений отношения для таких студентов к учебе является четкое обозначение цели – получить профессию. Формирование у студентов готовности к труду, воспитание социально активных, творчески развитых личностей, овладевших системой общечеловеческих ценностей, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего

Проблемы трудового воспитания в ДОУ и школах

Труд, тот самый, что сделал из обезьяны человека, каждый воспринимает по-разному. Кто-то видит в нем благородство и воспитательные функции, кто-то способ заработка, а кто-то самоутверждается в работе. Но в том, что труд необходим, мы все приходим к единому мнению. Но тогда что же не так с трудовым воспитанием? Почему вокруг воспитания детей трудом поднимается столько шума? Почему прежде мы с гордостью заявляли и трудовых достижениях наших воспитанников, а нынче тихо и с опаской? Трудовое воспитание переживает не лучшие времена.

Труд сегодня

С падением коммунистического строя прошло уже 25 лет. За это время изменилось многое, от самого государственного строя, до менталитета населения. Понятие «труд» претерпело много изменений. Стерлась та самая благородная и пафосная окраска, что была в советские годы. Все чаще труд ассоциируется с чем-то тяжелым, нежелательным и неизбежным. Изменилась и сама мотивация труда. Общественные цели уступили место личным. Трудовая деятельность современного человека – это его работа (заработок), приусадебное хозяйство, бытовые домашние хлопоты, и, в лучшем случае, помощь близким. Общественно-полезный труд существует сегодня в малых количествах, в виде волонтерской деятельности. Направленный, как правило, на помощь слабым и нуждающимся (дома престарелых, детские дома, помощь животным), волонтерский труд все равно порой встречает недопонимание. Фраза «общественно-полезные работы» быстрее вызовет негатив, чем гордость и одобрение, ассоциируясь с арестом и принуждениями.

На фоне этого, детский труд воспринимается родителями, как что-то маловажное, а для некоторых, абсурдное. Ведь дети не зарабатывают, их деятельность не приносит им прямую выгоду, а, чаще всего, направлена на общественную пользу. О том, как много блага для личности несет в себе трудовое воспитание, знают не многие. Большинство родителей воспринимают труд именно как труд, не принимая во внимание воспитательный эффект. Отсюда протесты, негатив среди родителей, конфликты в учебных заведениях.

Проблемы трудового воспитания дошкольников

Воспитание трудом, как один из важнейших аспектов развития личности, начинается не в школе (детском саду), а с того момента, когда маленький любопытный человечек начинает наблюдать за деятельностью родителей, и стремится имитировать ее. Надо сказать, что трудиться маленькие дети хотят. Они с удовольствием делают все, что им поручают взрослые. Пусть их деятельность далека от идеала, но в этом возрасте важен процесс, а не конечный результат.

Основным примером для дошкольника являются взрослые. Родители – прежде всего. Бытовой труд сегодня значительно легче, по сравнению с прошлым веком. Техника готовит, стирает, моет посуду. Родители все чаще проводят время за компьютерами и смартфонами, чем в труде и деятельности. Дети видят – дети повторяют.

Немного по-другому обстоят дела в многодетных семьях и в сельской местности. Здесь и работы побольше, и задействовать приходится всех, даже самых малых членов семьи. Но если малыш – единственный ребенок в семье, его стараются уберечь от любого вида домашней работы. О каком трудовом воспитании идет речь?

С проблемами сталкиваются детские сады. Несмотря на то, что трудовое воспитание – часть работы педагогического коллектива, проблемы находятся и здесь:

  1. Недостаток новых разработок, методик, статей по воспитанию трудом. Министерство образования идет на поводу у народа и закона, потому методики трудового воспитания применяются с повышенной осторожностью, деликатно. Все чаще рекомендуют индивидуальный подход, что, на самом деле значит «смотрите по ситуации».
  2. Недостаток или полное отсутствие взаимопомощи со стороны родителей. Любой воспитательный процесс – это всегда сотрудничество ДОУ и семьи. Если со стороны семьи нет отклика и заинтересованности – работа воспитателя затруднена.
  3. Пониженный интерес ребенка к труду. Почти все дети любят физический труд. Они стремятся помогать, делая «как большой». Но если в семье ребенок не привык что-либо делать (собирать игрушки сам, протирать ложки или поливать цветы), то в половине случаев, он не проявит энтузиазма по поводу новых обязанностей в детском саду.

Трудовое воспитание в школе – проблемы и решения

Много сегодня принято говорить о том, насколько дети не приучены к труду, как ни плохо воспитаны. Любят рассуждать, какая у нас такая-сякая молодежь, да как трудно их воспитывать. Только заметим, что дети всегда дети, готовые к познаниям, открытые для воспитания. Только вот методы воспитания сегодня не должны быть вчерашними. И это одна из самых важных проблем трудового воспитания школьников.

Проблемы трудового воспитания в общеобразовательных школах, конечно, имеются:

  1. Сокращение технологической подготовки учащихся, связанное с профилизацией старших классах. Уроки технологии отсутствуют в 9-11 классах.
  2. Изменение в программах (учебные базисные планы) сокращает время, отведенное урокам технологии. Это приводит к тому, что снижается уровень владения технологическим оборудованием, уровень знаний и, вместе с этим, мотивация школьников.
  3. Снижение статуса предмета «Технология», сокращение педагогических кадров.
  4. Увеличение гиподинамии.
  5. Уменьшение возможности самореализации практического типа для учащихся.

Правда в том, что в большинстве российских школ труд, находится в упадке. Это можно связывать с социально-экономической ситуацией в целом или с развитием и менталитетом общества. Какой бы ни была причина, но решение одно – изменить саму концепцию трудового воспитания в школе, модернизировать, в соответствии с современными задачами. Школьная система требует перерождения трудового обучения в целом. Труд в современной школе должен включать в себя более широкие функции, чем просто подготовка детей к работе на производстве. Единственный действенный метод привлечение детей к труду и заинтересованности их в нем – отсутствие в нем формализма, творческий подход отсутствие «обязаловки» и искренняя заинтересованность педагогов. Труд – это не наказание и не тяжелая доля ученика. Он не должен стать обузой, но способом реализации идей и способностей. Об этом важно помнить, в первую очередь, педагогам.

Исследователи проблем трудового воспитания

Первым и ярким представителем педагогики гуманности стал И.Г. Песталоцци. Его педагогические идеи являются актуальными по сей день. Песталоцци определил труд, как «стержень всей воспитательной работы с детьми». Он высказывался о том, что образование должно находиться в тесной связи с нравственным, умственным и физическим развитием детей. О том, что их нужно «вооружать общей культурой ручного труда и разнообразными умениями (навыками), которые им будут полезны в будущей профессии».

«Приучать дитя трудиться с ранних лет, видеть в труде источник всех человеческих благ» – писал Ж.Ж. Руссо. В своем педагогическом труде «Эмиль и его воспитание» он выделил идею природосообразности развития ребенка. Суть ее в единстве человека и природы в процессе воспитания (как умственного, так и трудового).

Историко-педагогический аспект проблемы трудового воспитания тесно соединен с нравственным воспитанием, так как «в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности» (Б.Л. Каптерев, Я.В. Валинский).

Педагогика рассматривает дошкольный возраст, как фундамент развития личности. Новый подход к воспитанию детей предусматривает непрерывность его процесса. То есть воспитанию не уделяются часы и занятия – ребенка воспитывает каждый миг, каждое действие, слова взрослого. Воспитание трудолюбия – одна из основных задач. А именно, целеустремлённость, усидчивость, формирование положительного отношения к труду, бережного отношения к продуктам труда человека.

Трудовому воспитанию уделяли внимание все педагоги-психологи, посвятившие себя проблемам воспитания детей. Они утверждали, что тяга к труду, появление положительного к нему отношения наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др). Если не сформировать их на этом этапе, то впоследствии могут возникнуть проблемы с учебно-познавательной деятельности.

О труде, как о факторе развития говорили такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

Проблема значение труда как фактора развития личности, нашла отражение в научных исследованиях психологов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.Т. Кудрявцев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов и др.).

Читать еще:  Морально нравственное воспитание дошкольников

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/232/54068/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
Читать еще:  Нравственное воспитание личности дошкольника

Проблемы трудового воспитания в современной российской школе

Светлана Шухардина
Проблемы трудового воспитания в современной российской школе

В последнее время ученые и прогрессивные педагоги отечественного образования пытаются ответить на вопрос о нарастающих проблемах современного образования. Мы являемся участниками глобальных преобразований, происходящих в обществе и производстве. Жизнь современного участника производства, уровень его благосостояния и культуры, напрямую зависят от этих изменений. Тот факт, что не всегда в разработке государственного заказа к образованию учитываются изменения, происходящие в производстве, изменяющиеся требования к его участникам, еще больше обостряет проблему воспитания значимых качеств личности будущего участника производства. Поэтому следует рассмотреть одну из важных причин отставания отечественного образования – снижение роли трудового воспитания в школе.

В современном производстве многие трудовые процессы автоматизированы и компьютеризированы, это требует от его участников новых знаний, умений и компетенций. По сути, школа должна подготовить выпускников не только для поступления в вузы, но и полноценных участников производства, способных быстро адаптироваться в реальной производственной ситуации, осваивать разнообразные способы преобразования и стать конкурентноспособными участниками производства.

О роли труда в жизни человека сказано немало. Однако, наряду с большими достижениями, современное общество все реже ориентируется на лозунг «Труд – всему голова. Из производственной жизни на долгое время исчезли конкурсы трудового мастерства, на редких предприятиях можно пройти по аллее трудовой славы, в цехах не хватает квалифицированных молодых кадров, а основным мотивом в работе является высокая зарплата. Труд становится непрестижным. Уже с младшего школьного возраста отмечено увлечение компьютерными играми, раскованность, снижение интереса к труду, а результатом этого – равнодушие, агрессия, нежелание трудиться. Наблюдения показывают — ребенок начинает привыкать к тому, что ему и так дадут все, что он захочет и незачем для этого напрягаться.

С недавнего времени в школе запрещено использовать детский труд. Дети перестали участвовать в субботниках, уборке классных комнат, школьных территорий, сельскохозяйственных работах. Что уж говорить о школьных мастерских, в которых недостаточно оборудования находящегося в рабочем состоянии. Не стало шефствующих предприятий – возникла проблема с приобретением расходных материалов для кабинетов технологии. Может тогда возложить обязанности по трудовому воспитанию на семью? Но современная семья так занята добычей «золотой рыбки» для своего чада, что подчас видит его только спящим. В семьях почти забыли о том, что совместный коллективный отдых и труд объединяет людей,а родители на просьбу ребенка: «Дай, я тебе помогу»,чаще отвечают: «Уйди, не мешай».

Не секрет, что основы трудовой культуры, элементарные трудовые умения закладываются и развиваются в детстве. Здесь важно не упустить момент. Грамотно организованный труд во всех его формах позволит воспитать наиболее значимые качества личности будущего участника производства. Это отражено и в формулировках воспитательных задач в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, где важное значение в трудовом воспитании будущего участника производства отводится формированию представлений о трудовом процессе и роли трудовой деятельности в жизни человека [1].

Однако, как показывает практика, учитель, в решении этих задач, ограничивается экскурсиями на производство или организует встречи с участниками производства разных профессий. Содержание таких мероприятий дает лишь поверхностное представление о производстве, если предварительно не проводить большую и кропотливую работу на уроках технологии. Предварительная работа, в решении обозначенных задач, на наш взгляд, заключается в освоении знаний о свойствах материалов и способах их обработки, умении подбирать инструменты к работе, сохранять рабочую позу в процессе выполнения трудовой операции, работать по построенному плану, изучать техническую документацию, ставить конкретные трудовые задачи, оценивать свои действия и результаты труда и т. д.

К сожалению, анализ деятельности учащихся показывает несоответствие того, как трудовые операции выполняются на производстве и как в классе. В начальных классах в массовых случаях трудовые операции выполняются сидя за столом. На производстве большая часть трудовых операций выполняются стоя, к примеру, продавец, хирург, станочник, парикмахер, чертежник, раскройщик и другие. Несомненно, что выполнять разметку по шаблону с первого класса следует приучать стоя. В позе стоя хорошо фиксируется шаблон, угол зрения становится шире, да и придерживающая шаблон рука не мешает выполнить более качественно линию разметки.

То же самое можно сказать и о способе обработки материалов. На производстве, в большинстве случаев, деталь изготавливается из заготовки, на уроке же зачастую дети работают с материалом, а не с заготовкой. Причина этому, видимо, кроется в том, что в дошкольных учреждениях задачу экономии материалов решает воспитатель и выдает детям готовые заготовки, поэтому, придя в школу, ученик, к примеру, вырезая деталь из бумаги, не отделяет предварительно от листа заготовку. Что касается рабочей позы в выполнении этой операции, на наш взгляд, ее так же следует выполнять стоя – движения рук становятся более свободными, координированными, более правильно распределяется нагрузка на мышцы рук.

Особое внимание следует уделять алгоритмическим процессам на уроке. На уроке технологии эти процессы ученики совершают, анализируя образец труда, проводя наблюдения и опыты, составляя план работы, выполняя трудовые операции, оценку результатов труда. Наибольшее значение в формировании представлений о трудовых процессах имеет развитие умений действовать по построенному плану. Умение четко следовать предписанию играет важнейшую роль в воспитании трудовой дисциплины. К сожалению не всегда учителя придают этому важную роль на уроке, ученики, в свою очередь, нарушая порядок трудового процесса, совершают множество ошибок, как в художественных композициях, так и в технических конструкциях.

Мы, в сокращенном виде, привели примеры решения задач формирования представлений о трудовых процессах, которые формируются у учеников на рабочем месте на уроке технологии. Восстановить утраченные приемы и методы трудового воспитания учащихся отечественной школы должно стать основной задачей современного образования. Здесь необходимо вдумчиво подходить и к разработке дидактического материала, пособий и тетрадей для обучения учащихся начальных классов. Анализ современной литературы показывает, что ее страницы изобилуют картинками не всегда дающими информацию об организации труда, трудовой позе, образце пользования инструментом, не достаточно материала по конструированию наглядных моделей и их использованию на практике, алгоритмов анализа образца, плана работы, который, иногда, занимает целую страницу пособия, не вполне ясно оформлены материалы по организации рабочего места и др., Следовательно, не всегда представленное содержание соответствует названию пособия «Технология», и более того, не дает возможность учителю наглядно продемонстрировать способы организации, исполнения трудовой деятельности и ее оценки.

Таким образом, очевидна необходимость четкого осмысления тенденций в развитии производства, общества, человека и состояния трудового обучения и воспитания и, в этом контексте, определения целей и задач технологического образования.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –Электронный ресурс: http://standart.edu.ru

Методика обучения математике в современной школе Пономарева Юлия Васильевна Учитель математики МБОУ Каменно-Балковская СОШ Методика обучения математике в современной школе Слово «методика».

Ценностные приоритеты воспитания учащихся в современной школе За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются.

Формирование волевых и нравственных качеств у дошкольников посредством трудового воспитания Современные родители часто не знают, что в основе формирования волевых и нравственных качеств у детей лежат трудовые умения и навыки. Труд.

Работа воспитателей с родителями по вопросам трудового воспитания в семье Создавая трудовую атмосферу в группе, педагог стремится к тому, чтобы в течение дня дети выполняли разнообразные несложные поручения. Кроме.

Развивающий центр трудового воспитания в старшей группе «Художественный труд» b]Цель:[/b] совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Задачи: -развивать интерес.

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания (из опыта работы) Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. задача педагогов и родителей — не упустить этот.

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации Глобальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector