221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы духовно нравственного воспитания дошкольников

Проблема духовно — нравственного воспитания современных дошкольников
статья на тему

Проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
problema_duhovno.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта — всего без чего мы – не полны, не цельные.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В связи с этим целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.

Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях.

Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения, создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья, социальные институты, церковь и т. д.

Самым же важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием.

Соответственно, программа детского сада рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, городу (посёлку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)». В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

Каждый возрастной период имеет свое особое значение для духовно-нравственного развития ребенка. В силу этого духовно-нравственное воспитание должно быть системно организовано в детском саду в виде постоянных занятий, различных мероприятий, праздников.

Особую проблему сегодня представляет оптимальное содержание воспитания для детских садов. Видимо, такое содержание должно строиться из трех важнейших компонентов.

Во-первых, основу содержания духовно-нравственного воспитания в детских садах составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники, как нечто по-настоящему доступное для ребенка этого возраста.

Во-вторых, народное творчество: песни, пословицы, поговорки и т. д., но прежде всего сказка. Фольклор особенно важен в силу его нравственной определенности, а потому соответствия возрастным особенностям дошкольника.

В-третьих, природный календарь, который понятен и доступен ребенку.

Содержание духовно-нравственного воспитания предполагает и разработку учебно-методических материалов и технологий, соответствующих этому возрасту.

Основной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие составляющих сфер личности: духовно-практической, социокультурной, социальной, психофизиологической.

Развитие каждой сферы происходит через развитие нравственного сознания, формирование нравственной позиции и выбора нравственного поведения.

Система духовно-нравственного воспитания помогает заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Начать можно с уточнения знания детьми своего и родителей имени, отчества, с бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми проживает ребёнок. В большинстве семей ведётся «Альбом ребёнка» (знаменательные жизненные вехи, достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка «Семейное генеалогическое древо».

В рамках духовно-нравственного воспитания необходимо знакомить детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу, с мастерством, уважаемым в обществе, социуме.

В детском саду целенаправленно идет процесс приобщения детей к труду, а также предлагается понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеороликов, рассмотреть форменную одежду, приборы или специальные атрибуты, знаки отличия.

Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: «Нельзя врачевать чужие души («помогать людям», не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе.

Цель духовно – нравственного воспитания детей : содействие развитию у детей дошкольного возраста основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно – нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно – нравственное развитие детей:

  1. Приобщать детей к духовно – нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка : когнитивную, эмоциональную, волевую.
  2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.
  3. Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)
  4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

А) Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение).

Б) Культуры их выражения (вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями).

В) Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

Г) Развитию эмоциональной децентрации (воспринимать, различать уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).

Д) Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.

  1. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).
  2. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка : предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.
  3. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Содержание духовно – нравственного воспитания реализуется во всех образовательных областях: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи духовно – нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных процессах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, с использованием развивающих технологий и методик. Это проектирование, экспериментирование, занятия разных типов и видов, игры сюжетные и с правилами, элементы ТРИЗ, проблемные ситуации и др. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно – действенные, наглядно – образное ) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.

Таким образом, задача взрослого (будь то воспитатель, родитель) – внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки духовности и творческого восприятия мира, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности. Для этого надо «раскрыть» ребенка, не дать ему «уйти в себя», что в последнее время нередко наблюдается у детей дошкольного возраста.

Решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Статья «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

«Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей»

Сухомлинский В. А.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность.

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детейпоявились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовнаянезрелость взрослой личности.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно — нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитаниедошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Важную роль в формировании нравственных представлений играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

В произведениях устного народного творчества особое место занимает уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Формы работы по патриотическому воспитанию

— создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию;

— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, целенаправленные игры;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

— знакомство с календарными православными и народными праздниками и традициями, и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха и др.)

— тематические выставки детского творчества.

-широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

— очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Работу по нравственному воспитанию мы проводим по нескольким направлениям «Моя семья», «Родной город», «Мой край», «Моя страна».

«Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, представления о профессиях, именах близких людей, семейных традициях.

В рамках проекта «Моя семья» родители и дети предоставляли разнообразные материалы о традициях, праздниках, ценностях своей семьи.

Так как наш детский сад посещают дети родителей, чьи профессии с разными видами деятельности, то в нашем детском саду запланирована экскурсии. Там дети знакомятся с особенностями профессий своих родителей. Богатство впечатлений дети отражали в игровой деятельности.

Нам хочется, чтобы юные жители гордились своей малой родиной. В рамках направления «Родной город» проводятся целевые экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку, пожарную часть, где мы с детьми являемся постоянными и желанными гостями. Благодаря экскурсиям по городу дети получают значительный объем информации. В доступной и наглядной форме они знакомятся с историей возникновения города, его достопримечательностями, видами транспорта, трудовой деятельностью людей, знаменитыми земляками. В результате проведенной работы знания воспитанников стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

На занятиях по направлению «Родная страна» дети знакомятся с географическими сведениями о территории России, ее государственными символами. Дети больше узнали о столице нашей Родины, республике, знаменитых россиянах. Полученные знания закрепляются на развлечениях «День России», «День государственного флага», «День города». Отдельным направлением затронута и военная тематика. В его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе.

Ознакомление с народной культурой в детском саду происходит на повседневных занятиях, где дети узнают об устном народном творчестве: сказках, былинах, потешках, праздниках и обрядах, народно-прикладном искусстве.

Считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней при помощи вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать праздники: Новый год, Рождество Христово, Колядки, Масленицу, Пасху, Иван Купала, обязательно празднуются именины детей.

Труд является одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать. Летом ребята с удовольствием работают на нашем огороде и в цветнике. Дети сажают овощи, цветочную рассаду, пропалывают и поливают грядки и клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение от совместной деятельности.

На протяжении всего учебного года постоянно велась работа с родителями. Результатом стала убежденность в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны. В приемной создан уголок для родителей по духовно – нравственному воспитанию, где они могут получить всю интересующую их информацию. Мы стараемся вовлекать родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. В результате дети воспринимают родителей как союзников, чувствуют их постоянную поддержку. Ведь все мы хотим увидеть наших детей счастливыми, добрыми, умными – настоящими патриотами своей Родины.

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 22.12.2014

Статья просмотрена: 1562 раза

Библиографическое описание:

Апряткина Е. Н. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6923/ (дата обращения: 23.03.2020).

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной сферы дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное детство, духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности и ориентиры, субъектная личность.

Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем. В настоящее время в числе важнейших задач, стоящих перед обществом и требующих безотлагательного решения, находятся вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности. Поэтому современное педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры, являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, этическое и эстетическое воспитание, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, ценностям своей этнической и культурной группы, определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Уточним содержание основных элементов этой составной лексической конструкции. Как понимать «духовное», «духовность»? Каково их соотношение с понятиями «нравственность», «нравственное»?

Анализ научной литературы показывает, что «дух» и «духовность» — изначально религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом ни в религии, ни в философии они не имеют однозначного определения и в разных религиях и философских учениях истолковываются по-разному. Но, несмотря на это, в философской литературе можно выявить некоторое общее понимание духовности, в своей основе не противоречащее ее пониманию и в религии. Так, по мнению В. А. Лекторского: «Общим для религиозного и светского сознания является понимание духовности, связанное с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укоренены в системе надиндивидуальных ценностей» [2;17]. Таким образом, духовность является свойством души, состоящим в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, проявляющимся в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, милосердия, великодушия, истины, справедливости, сострадания, красоты и гармонии.

Выстраивая свою жизнь, духовный человек является субъектной личностью, способной взвешивать и анализировать все возможные модели своего поведения и делать сознательный выбор независимо от внешних влияний. Это возможно только в том случае, если субъект принял, усвоил и соблюдает иерархию общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей, присущих обществу, гражданином которого он является. Подобное, иерархически структурированное ценностное сознание не дается человеку от рождения. Оно складывается постепенно и является результатом сложной и напряженной внутренней работы человека.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о подчиненном положении слова «нравственное» в лексической конструкции «духовно-нравственное воспитание», так как нравственности не существует без мировоззренческой основы той или иной картины восприятия мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации мировоззрения человека, обеспечивает единство его мыслей и чувств, слов и дел, убеждений и поведения. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений, способности чувствовать и действовать в соответствии со своим духовным началом и соответствующими нравственными установками. Результатом духовно-нравственного воспитания является умение индивида предвидеть и реально оценивать глубину и характер возможных последствий совершаемых поступков, а также умение нести за них ответственность, то есть действовать согласно своей совести, своему духовному началу.

Таким образом, напрашивается вывод о неразрывном единстве понятий «духовность» и «нравственность». При его отсутствии начинается разрушение личности индивидов и, как следствие, распад общества и государства.

Материалы совещания-семинара руководителей следственных управлений Следственного комитета РФ свидетельствуют о глубоком кризисе развития духовно-нравственной сферы современного российского общества. Особенно неблагополучная ситуация среди подрастающего поколения страны. По результатам совещания стало известно о значительном росте числа малолетних преступников и совершаемых ими преступлений, о росте уровня детского алкоголизма и наркомании в стране. В частности было сказано, что ежегодно малолетними преступниками совершается около 150 тысяч преступлений. Это составляет примерно 10 % от общего числа криминальных проявлений в стране. Еще 20 лет назад этот показатель составлял не более 3 %. За свои преступления в 62 воспитательных колониях сейчас сидят более 10 тысяч несовершеннолетних преступников, что на порядок меньше ежегодно совершаемых ими преступлений. Это объясняется тем, что многие приговариваются к наказанию условно, либо к исправительным работам, либо к штрафам. Примерно треть несовершеннолетних заключенных отбывают наказание за убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, тогда как еще 5 лет назад этот показатель составлял всего 14 %. По мнению представителя ФСИН, это говорит о том, что «контингент стал значительно более сложным в криминальном отношении». Около 40 % несовершеннолетних осужденных склонны к рецидиву, добавил он. 29 % из несовершеннолетних осужденных имеют психические отклонения, 8 % страдают алкоголизмом и наркоманией.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов в интервью «Российской газете» отметил, что ежегодно в России, только по официальным данным, производится более 76 тысяч абортов среди несовершеннолетних, по неофициальным данным их в три-четыре раза больше. Неблагополучная ситуация наблюдается с подростковыми родами. Так, по его словам, у несовершеннолетних матерей ежегодно рождается более 20 тысяч детей. Среди них большое число отказов от родившегося ребенка. 2010 году было выявлено почти 654,5 тысячи детей-сирот, из них почти 84 тысячи — это дети при живых родителях. И с каждым годом эти показатели растут. Такого не было в нашей стране ни после войны, ни после гражданской революции.

Наиболее благоприятным периодом в жизни индивида для формирования его духовно-нравственной сферы является дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит активное развитие душевных и телесных сил человека, приобретаются первичные знания об окружающем мире, происходит процесс нравственного самоопределения и становления самосознания, усваиваются установленные в обществе образцы поведения, образуются нравственные навыки и привычки, которые в дальнейшем будут регулировать поступки индивида. Непрерывное систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Одним из наиболее действенных средств в формировании ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и многих других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека является художественное слово. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал важность чтения как источника духовного обогащения, которое не сводится к умению читать. Он называл чтение окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Понимая, что читательская культура является существенным показателем духовно-нравственного потенциала общества, мы в нашем дошкольном учреждении создали библиотеку. Мысль о ее создании давно созревала в наших умах. Но только теперь, осознав всю важность формирования духовно-нравственной сферы дошкольников и понимая, что первыми помощниками в этом деле у нас будут книги, мы с энтузиазмом взялись за дело.

Библиотека нашего детского сада — это нечто среднее между общественной и домашней библиотекой. Она принадлежит всем сотрудникам, родителям, детям. Но в то же время, каждый из них считает ее «своей». Библиотека — это не просто помещение для прочитывания книг. Это своеобразный клуб, в котором общаются взрослые и дети.

Чтобы любому посетителю было комфортно, мы попытались придать помещению уют. Стены библиотеки обтянуты гобеленом теплых тонов. Возле окна удобно расположена мягкая мебель, вокруг великое множество комнатных растений. На многочисленных полках расположены книги. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки или просто отдохнуть.

Книги для детей и взрослых расположены по жанрам, тематике, формату. Самые маленькие посетители с удовольствием рассматривают книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-раскладушки. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных детских писателей, энциклопедии, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен.

Педагоги стремятся научить детей слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить дошкольников беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться.

Многие литературные персонажи нашей библиотеки «оживают» в драматизациях или в кукольных спектаклях, костюмы для которых изготавливаются совместно с родителями.

Мы, сотрудники детского сада, советуем родителям, бабушкам и дедушкам, как организовать семейное чтение, чтобы оно способствовало эмоциональному сближению всех членов семей воспитанников; рекомендуем спектакли и фильмы, которые позитивно влияют на успешное всестороннее, гармоничное, духовно-нравственное развитие личности дошкольников.

Опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, из всего разнообразия литературных жанров особое предпочтение мы отдаем сказке, объединяющей опыт прошлых поколений и обладающей богатейшим материалом для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом — бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» [1; 7].

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок с последующим обсуждением поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, проведение конкурса знатоков сказок и конкурса на самую интересную собственную сказку, выставки сказочных рисунков детей и многое другое. Одной из наиболее интересных и любимых, как детьми, так и родителями форм работы со сказочными произведениями является занимательная семейная викторина, в процессе которой дошкольники, осваивая поучительный опыт героев сказок, анализируя их поступки, формируют свой собственный духовный мир и личные ценностные ориентации.

Формирование духовно-нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, как педагогического коллектива, так и родителей.

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  2. Лекторский В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3–18.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. «Радяньска школа», 1985. — 22 с.

Слово педагога

Авторы: Клемашова Татьяна Анатольевна, Драпий Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№57 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста »
Дата публикации: 15.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного

Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не

сказаться на такой сфере общественной жизни как образование, остро

реагирующей на всё происходящее.

настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок

почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи,

страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию

собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на

воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее

острота не ослабевали никогда. В числе важнейших задач, стоящих перед

обществом находится вопрос духовно-нравственного воспитания детей

и молодежи. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде

с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной

морали, в атмосфере без духовности, безверия и агрессивности.

В современном обществе

данная проблема приобретает особую актуальность. Поэтому современное

педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить

современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры,

являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны

и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром.

Нравственное воспитание выступает средством практической реализации

мировоззрения человека, обеспечивает единство его мыслей и чувств, слов

и дел, убеждений и поведения.

воспитания является умение человека предвидеть и реально оценивать

глубину и характер возможных последствий совершаемых поступков, а также

умение нести за них ответственность, то есть действовать согласно своей

совести, своему духовному началу.

Задумываясь об истоках нравственных

чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это шум листвы

молодых берез, яркие восходы и безгранично красивые закаты солнца, и

журчанье весенних ручьев, и плывущие по этим ручьям кораблики.

Наиболее благоприятным периодом в жизни ребенка для формирования

его духовно-нравственной сферы является дошкольное детство. Крылатая

фраза «Все начинается с детства» – как нельзя лучше сочетается с данным

В этом возрасте

происходит активное развитие душевных и телесных сил ребенка,

приобретаются первичные знания об окружающем мире, образуются

нравственные навыки и привычки, которые в дальнейшем будут регулировать

поступки индивида. Непрерывное воспитание ребенка с первых лет жизни

обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное

Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников

требует поиска новых, более эффективных путей. Одним из наиболее

действенных средств, в формировании ценностного отношения к жизни

является художественное слово. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал

важность чтения как источника духовного обогащения, которое не сводится

к умению читать. Он называл чтение окошком, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Устное народное творчество сохраняет особенные черты

национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из

жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются

пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это

воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В

пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются

различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества,

высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс

рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о

процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в

целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию

произведениях устного народного творчества особое место занимает

уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому

фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и

нравственного воспитания и развития детей.

Но из всего разнообразия литературных жанров особое предпочтение

мы отдаем сказке. Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков,

анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что

«духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить

человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать

и станет еще более могучим. В этом — бессмертие человечества. В этом —

вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества

к своему духовному и нравственному прогрессу».

Особую роль в приобщении ребёнка к

народной культуре играют народные праздники, они выражают

национальный характер и самобытность времени.

Нужно отметить, что в духовно-

нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольным

учреждениям, но и семье.

Семья является основой духовно-

нравственного воспитания. Дух, который царит в семье, все это формирует

внутренний мир ребенка.

Родителям нужно помнить, что огромное

значение для маленького ребенка имеет пример взрослых. Именно на

положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников

формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Близкое

окружение ребенка должны сохраняться, передаваться нравственные и

духовные обычаи, ценности, созданные дедами и прадедами. Родители

должны помнить, что они главные ответственные за воспитание своих детей.

Решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы

гарантируем свое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-

нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом

личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и

неотъемлемой частью достойного человека.

1.Лекторский В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии.

2.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. «Радяньска школа», 1985. — 22 с.

3.Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного

возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ

4. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.

Читать еще:  Условия эстетического воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×