221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы трудового воспитания дошкольников

Портал педагога

Автор: Горобец Вороника Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№23 «Золотой петушок»
Населённый пункт: г.Железногорск,Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы трудового воспитания в ДОУ
Дата публикации: 19.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Проблемы трудового воспитания в ДОУ

« Труд- целесообразная деятельность человека, направленная на

видоизменение и приспособление предметов природы для

удовлетворения своих потребностей.»

( энциклопедический словарь )
В современной педагогике существует немало программ, но далеко не во всех трудовое воспитание проходит отдельным разделом. Между тем, трудовому воспитанию отводили важную роль многие классики педагогики. Именно воспитанию, а не просто труду в понимании взрослых. В настоящее время трудовое воспитание рассматривается в становлении трёх направлений. Для того, чтобы ребёнок захотел трудиться, получать результат, приносить пользу себе и другим необходим кропотливый процесс. От первого подражания взрослому до осознанного (пусть и детского) труда пройдет немало времени. Старший дошкольник осознает цели и результаты своего труда, однако не следует забывать, что это детский труд. В чём же отличия взрослого и детского труда? ребёнок не создаёт общественно значимых ценностей  близость трудового процесса к игре  навыки не профессиональны  нет материального вознаграждения  труд ситуативен  структурные компоненты деятельности находятся в стадии развития  Как видим, одно из основных отличий-близость к игре. В самом деле, дети стремятся подражать взрослым, но ещё не могут полностью отделить труд от игры. Конечно, воспитатель использует это, особенно на первых этапах, в младшем возрасте. Игровые ситуации «Накроем стол к чаю», «Постираем кукле платье» пробуждают первый интерес к труду, желание попробовать самим. Но даже в старшем дошкольном возрасте дети не всегда полностью переключаются с игры только на трудовые действия. Дежурный, разнося по столам материал для занятий, на обратном пути использует пустой поднос, как руль. Очищая участок от снега, дети воображают себя машинами или художниками, рисующими замысловатые дорожки на снегу. Важно, чтобы труд всё же не перерастал в игру окончательно, чтобы дети трудясь и играя, видели окончательный результат труда и стремились к его получению. Хотя, как раз это очень трудно. Не будем говорить о ручном труде- там результат очевиден и относительно долговремен. Но в остальных видах (слайд № 3) это затруднительно. Выполнил ребёнок поручение — видимого
продукта нет. Хозяйственно-бытовой труд ещё сложнее. Сегодня вытерли пыль — она завтра соберётся снова, накрыли красиво столы — после приёма пищи всё убирается. Вот поэтому среди задач трудового воспитания на первом месте стоит воспитание психологической и практической готовности к труду. Задачи трудового воспитания: I. воспитание психологической и практической готовности к труду II. формирование культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда. Овладение культурой труда: определение цели, планирование наиболее рационального пути её достижения. Подбор материалов, инструментов, владение необходимыми трудовыми операциями, навыками обращения с инструментами и обработки материалов, бережное отношение к материалам и инструментам, рациональное использование рабочего времени, а так же умение анализировать и рационализировать процесс труда. III. формирование общественных мотивов трудовой деятельности, убеждения в необходимости труда на пользу общества IV. воспитание уважения к труду, бережного отношения к результатам -общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности V. развитие интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии И работа эта начинается с младшего возраста. Малыш учится выполнять простые действия: одеваться, раздеваться, поливать цветы и т.д.Пока он не научился — ему интересно. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны ребёнку сами по себе. Влияние воспитателя необходимо для развития потребности ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность ( подготовить всё что понадобится, определить последовательность, а так же доводить дело до результата. Вот тогда можно говорить о реализации следующей задачи. Однако реализация последующих задач невозможна без привлечения дополнительных видов деятельности. Ребёнок должен понимать, что человеку необходимо трудиться. И способов воздействия в этом направлении известно немало. Но почему-то почти исчезли из программ рассматривания картин о труде. Они есть, но не выделяются, как прежде ,в отдельные занятия.
В одной известной программе в рекомендуемом списке литературы для детей 3-4 лет произведения о труде встречаются 3 раза, для детей 4-5 лет – 4 раза,5-6 лет 6 раз, а 6-7 всего 2 произведения! И это при существующем наплыве импортных видеоматериалов, где герои спасают близких и весь мир, стреляя и дерясь, но редко показан труд и радость его результата. Кроме того, часто излишняя опека со стороны родителей приводит к тому, что ребёнок оказывается беспомощным в самообслуживании. Отсутствие нужных навыков, волевых усилий приводит к тому, что даже старший дошкольник не может самостоятельно выполнить ни одного задания. Любые затруднения вызывают у него чувство раздражения и нежелание заниматься необходимой деятельностью. Поэтому важно, чтобы и родители понимали всю важность трудового воспитания с дошкольного возраста. Воспитателю не лишним будет разъяснить родителям, что фраза «Вырастет-научится» приводит к инфантильности и лени их драгоценного чада. У воспитателя достаточно средств и методов, чтобы вызвать у детей интерес, эмоционально — положительное отношение к участию в труде и достижению определённого результата. Неодинаковое отношение дошкольников к различным видам труда закономерно: это связано с различным уровнем сформированных навыков и умений, с возможностью самостоятельно ставить цель, мотивировать её, достигать результата. Неодинаковое поведение детей в труде, разное отношении их к труду, как к процессу — результат неправильной организации воспитательной работы: недостаточного внимания к накоплению опыта ребёнка, к формированию у него привычки самостоятельного применения имеющихся навыков. Чем однообразнее труд, тем привлекательнее он должен быть представлен.Дети быстро теряют интерес к любому виду труда в силу его повторяемости. Организация дежурства в среднем возрасте вызывает у детей интерес, но в старшем возрасте многие дежурят без удовольствия, неаккуратно выполняют свои обязанности. Поэтому должен присутствовать элемент новизны. Если воспитатель не просто распределяет обязанности, а предлагает детям сделать это самим, рассказать последовательность, проанализировать результат- интерес возрастает. Совсем недавно в педагогической литературе появилось предложение дополнить виды труда в дошкольных учреждениях таким видом, как умственный труд .Связано это в первую очередь с введением такого вида занятий, как логика. Но ведь и постановка цели, анализ результата труда — это тоже мыслительные операции. Следовательно, при самостоятельном планировании и анализе детьми своих действий один вид труда сменяет другой. Об основных видах труда в ДОУ уже говорилось. Они знакомы каждому педагогу еще с времён учёбы в училище или ВУЗе, но вот всегда ли они применяются? К сожалению, новое время наряду с новыми находками, диктует новые ограничения. Бесконечно множащиеся виды аллергии,
увеличение числа терактов, учащение случаев угрозы здоровью и жизни детей со стороны психически нездоровых людей привело к тому, что многие виды труда свелись к минимуму, а то и просто исчезли из жизни ДОУ. Сначала запретили держать в группах животных, затем птиц. А теперь исчезли аквариумы. Если раньше разовые поручения старших дошкольников предусматривали перемещение ребёнка по детскому учреждению (помочь принести хлеб с пищеблока, отнести пособие в метод.кабинет),то теперь самостоятельное передвижение ребёнка по ДОУ без сопровождения взрослых крайне не рекомендуется. Практически исчезли комнаты труда, где старшие дошкольники работали с древесиной. Последнее время много говорят о правах ребёнка, но иногда это переходит всяческие границы. В школьной периодике прозвучала мысль, что учитель не имеет право заставлять ученика стирать за собой с доски. Якобы это ущемляет права ребёнка. Остаётся лишь надеяться, что трудовое воспитание всё-таки останется необходимой составляющей дошкольного воспитания. Ведь когда-то отовсюду звучало «Любой труд почётен».Наша задача, чтобы дети не разучились, трудясь, получать радость и радовать себя и других результатами своего, пусть и детского труда.

Читать еще:  Духовное воспитание дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/232/54068/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Читать еще:  Значение экологического образования и воспитания

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

Проблемы трудового воспитания в ДОУ и школах

Труд, тот самый, что сделал из обезьяны человека, каждый воспринимает по-разному. Кто-то видит в нем благородство и воспитательные функции, кто-то способ заработка, а кто-то самоутверждается в работе. Но в том, что труд необходим, мы все приходим к единому мнению. Но тогда что же не так с трудовым воспитанием? Почему вокруг воспитания детей трудом поднимается столько шума? Почему прежде мы с гордостью заявляли и трудовых достижениях наших воспитанников, а нынче тихо и с опаской? Трудовое воспитание переживает не лучшие времена.

Труд сегодня

С падением коммунистического строя прошло уже 25 лет. За это время изменилось многое, от самого государственного строя, до менталитета населения. Понятие «труд» претерпело много изменений. Стерлась та самая благородная и пафосная окраска, что была в советские годы. Все чаще труд ассоциируется с чем-то тяжелым, нежелательным и неизбежным. Изменилась и сама мотивация труда. Общественные цели уступили место личным. Трудовая деятельность современного человека – это его работа (заработок), приусадебное хозяйство, бытовые домашние хлопоты, и, в лучшем случае, помощь близким. Общественно-полезный труд существует сегодня в малых количествах, в виде волонтерской деятельности. Направленный, как правило, на помощь слабым и нуждающимся (дома престарелых, детские дома, помощь животным), волонтерский труд все равно порой встречает недопонимание. Фраза «общественно-полезные работы» быстрее вызовет негатив, чем гордость и одобрение, ассоциируясь с арестом и принуждениями.

На фоне этого, детский труд воспринимается родителями, как что-то маловажное, а для некоторых, абсурдное. Ведь дети не зарабатывают, их деятельность не приносит им прямую выгоду, а, чаще всего, направлена на общественную пользу. О том, как много блага для личности несет в себе трудовое воспитание, знают не многие. Большинство родителей воспринимают труд именно как труд, не принимая во внимание воспитательный эффект. Отсюда протесты, негатив среди родителей, конфликты в учебных заведениях.

Проблемы трудового воспитания дошкольников

Воспитание трудом, как один из важнейших аспектов развития личности, начинается не в школе (детском саду), а с того момента, когда маленький любопытный человечек начинает наблюдать за деятельностью родителей, и стремится имитировать ее. Надо сказать, что трудиться маленькие дети хотят. Они с удовольствием делают все, что им поручают взрослые. Пусть их деятельность далека от идеала, но в этом возрасте важен процесс, а не конечный результат.

Основным примером для дошкольника являются взрослые. Родители – прежде всего. Бытовой труд сегодня значительно легче, по сравнению с прошлым веком. Техника готовит, стирает, моет посуду. Родители все чаще проводят время за компьютерами и смартфонами, чем в труде и деятельности. Дети видят – дети повторяют.

Немного по-другому обстоят дела в многодетных семьях и в сельской местности. Здесь и работы побольше, и задействовать приходится всех, даже самых малых членов семьи. Но если малыш – единственный ребенок в семье, его стараются уберечь от любого вида домашней работы. О каком трудовом воспитании идет речь?

С проблемами сталкиваются детские сады. Несмотря на то, что трудовое воспитание – часть работы педагогического коллектива, проблемы находятся и здесь:

  1. Недостаток новых разработок, методик, статей по воспитанию трудом. Министерство образования идет на поводу у народа и закона, потому методики трудового воспитания применяются с повышенной осторожностью, деликатно. Все чаще рекомендуют индивидуальный подход, что, на самом деле значит «смотрите по ситуации».
  2. Недостаток или полное отсутствие взаимопомощи со стороны родителей. Любой воспитательный процесс – это всегда сотрудничество ДОУ и семьи. Если со стороны семьи нет отклика и заинтересованности – работа воспитателя затруднена.
  3. Пониженный интерес ребенка к труду. Почти все дети любят физический труд. Они стремятся помогать, делая «как большой». Но если в семье ребенок не привык что-либо делать (собирать игрушки сам, протирать ложки или поливать цветы), то в половине случаев, он не проявит энтузиазма по поводу новых обязанностей в детском саду.

Трудовое воспитание в школе – проблемы и решения

Много сегодня принято говорить о том, насколько дети не приучены к труду, как ни плохо воспитаны. Любят рассуждать, какая у нас такая-сякая молодежь, да как трудно их воспитывать. Только заметим, что дети всегда дети, готовые к познаниям, открытые для воспитания. Только вот методы воспитания сегодня не должны быть вчерашними. И это одна из самых важных проблем трудового воспитания школьников.

Проблемы трудового воспитания в общеобразовательных школах, конечно, имеются:

  1. Сокращение технологической подготовки учащихся, связанное с профилизацией старших классах. Уроки технологии отсутствуют в 9-11 классах.
  2. Изменение в программах (учебные базисные планы) сокращает время, отведенное урокам технологии. Это приводит к тому, что снижается уровень владения технологическим оборудованием, уровень знаний и, вместе с этим, мотивация школьников.
  3. Снижение статуса предмета «Технология», сокращение педагогических кадров.
  4. Увеличение гиподинамии.
  5. Уменьшение возможности самореализации практического типа для учащихся.

Правда в том, что в большинстве российских школ труд, находится в упадке. Это можно связывать с социально-экономической ситуацией в целом или с развитием и менталитетом общества. Какой бы ни была причина, но решение одно – изменить саму концепцию трудового воспитания в школе, модернизировать, в соответствии с современными задачами. Школьная система требует перерождения трудового обучения в целом. Труд в современной школе должен включать в себя более широкие функции, чем просто подготовка детей к работе на производстве. Единственный действенный метод привлечение детей к труду и заинтересованности их в нем – отсутствие в нем формализма, творческий подход отсутствие «обязаловки» и искренняя заинтересованность педагогов. Труд – это не наказание и не тяжелая доля ученика. Он не должен стать обузой, но способом реализации идей и способностей. Об этом важно помнить, в первую очередь, педагогам.

Читать еще:  Смысловые блоки нравственного воспитания

Исследователи проблем трудового воспитания

Первым и ярким представителем педагогики гуманности стал И.Г. Песталоцци. Его педагогические идеи являются актуальными по сей день. Песталоцци определил труд, как «стержень всей воспитательной работы с детьми». Он высказывался о том, что образование должно находиться в тесной связи с нравственным, умственным и физическим развитием детей. О том, что их нужно «вооружать общей культурой ручного труда и разнообразными умениями (навыками), которые им будут полезны в будущей профессии».

«Приучать дитя трудиться с ранних лет, видеть в труде источник всех человеческих благ» – писал Ж.Ж. Руссо. В своем педагогическом труде «Эмиль и его воспитание» он выделил идею природосообразности развития ребенка. Суть ее в единстве человека и природы в процессе воспитания (как умственного, так и трудового).

Историко-педагогический аспект проблемы трудового воспитания тесно соединен с нравственным воспитанием, так как «в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности» (Б.Л. Каптерев, Я.В. Валинский).

Педагогика рассматривает дошкольный возраст, как фундамент развития личности. Новый подход к воспитанию детей предусматривает непрерывность его процесса. То есть воспитанию не уделяются часы и занятия – ребенка воспитывает каждый миг, каждое действие, слова взрослого. Воспитание трудолюбия – одна из основных задач. А именно, целеустремлённость, усидчивость, формирование положительного отношения к труду, бережного отношения к продуктам труда человека.

Трудовому воспитанию уделяли внимание все педагоги-психологи, посвятившие себя проблемам воспитания детей. Они утверждали, что тяга к труду, появление положительного к нему отношения наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др). Если не сформировать их на этом этапе, то впоследствии могут возникнуть проблемы с учебно-познавательной деятельности.

О труде, как о факторе развития говорили такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

Проблема значение труда как фактора развития личности, нашла отражение в научных исследованиях психологов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.Т. Кудрявцев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов и др.).

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях

Юлия Петрова
Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях

В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг».

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. «Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».(А. С. Макаренко).

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд — это проявление заботы людей друг о друге.

Особое внимание исследователями обращалось на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Доказано, что, с одной стороны, овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую степень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Исследователи подчеркивали, что задачи трудового обучения и воспитания необходимо решать в тесной взаимосвязи. Обращается большое внимание и на виды навыков,усложнение их содержания: формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации «рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности, поиска наиболее рациональных приемов работы.Такие навыки имеют непосредственное отношение к формированию у детей нравственных качеств: самостоятельности, настойчивости, умение доводить до конца начатое дело. При условии целенаправленного педагогического руководства развитие трудовой деятельности и формирование нравственных качеств у детей происходит одновременно.

В народной педагогике много внимания уделялось труду. Вспомним пословицы, посвященные труду и отношения человека к труду («Делу – время, потехе – час», «Труд делает заботы незаметными» и многое, многое другое). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и других деятелей.

Значение труду придавали всегда на протяжении развития. И очень часто в истории педагогики проблема трудового воспитания подрастающего поколения ставилась на первые места. Были разные моменты истории, иногда интерес остывал и затихал, иногда зарождался с большей силой, чем ранее (послереволюционный период).

Сегодня нам интересно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания на протяжении всей истории педагогики, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных учреждениях. А так как на сегодняшний день мы усматриваем тенденцию «забвения» этой важной проблемы (отсутствие в новых программах, редкие статьи в профессиональных журналах, это хранит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка, то необходимость внимательного изучения молодыми специалистами этого вопроса на лицо.

Педагоги лучше всего это усвоят, когда на конкретных исторических примерах увидят органическую связь истории педагогики с сегодняшними требованиями к педагогу по приобщению детей к труду.

В истории педагогики, мы находим одну общую мысль, лежащую в основе всех педагогов — это историческая преемственность взглядов с современными подходами к нуждам образования. Все хотят свободы и независимости образовательных систем и положительного развития общества.

Воспитание развивается вместе с историей, чем прогрессивней человечество, тем требовательнее воспитание человека, а основы закладывается в дошкольном возрасте.

С развитием человечества возникает потребность в гармоничном воспитании детей в трудовой деятельности, поэтому на протяжении истории педагогики мы видим расширение исследований по данной теме. В наш прогрессивный век существует необходимость в дальнейшем изучении вопроса о трудовом воспитании дошкольников, поэтому хотелось бы отметить наших современников А. Д. Шатова, В. И. Логинова, Г. Н. Година и многие другие, продолжающие наследие великих педагогов.

Но самый главный выводо: необходимость реализации разработанных педагогами прошлого средств и методов трудового воспитания и дальнейшей работы по выявлению наиболее эффективных, так же продолжение исследований по данному вопросу и активное внедрение результатов в практику детских садов.

Детский туризм в дошкольных учреждениях Туризм — одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья.

Проектная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях Семинар «Проектная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях» Цель семинара Выработать у педагогов дошкольного образовательного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector