221madou.ru

Мама и Я
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа с родителями по трудовому воспитанию дошкольников

Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию детей

(из опыта работы)

Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. При решении этих задач мы исходили из следующих требований: обеспечение условий для труда детей, правильная организация трудовой деятельности дошкольников, объединение воспитательных воздействий детского сада и семьи.

Воспитатели организуют различные виды детского труда с учетом возраста и задач по трудовому воспитанию. Прочно вошли в жизнь детского сада основные формы труда: дежурства, поручения, коллективный труд. Большое значение уделяется воспитанию у детей положительного отношения к труду окружающих их людей. Многое сделано по оснащению трудовой деятельности детей, особенно ручного труда. Но это не значит, что у нас не было трудностей в решении этих вопросов.

Эффективность трудового воспитания, осуществляемого в детском саду по реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ), не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия с родителями. В содержании образовательной области «Труд» — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, выделено отдельным блоком.

Качество современного дошкольного образования, изменение подходов к организации педагогической деятельности, видение перспектив развития каждого ребенка должны отвечать запросам общественного развития, родителей, педагогов и воспитанников.

Анализ трудовых умений и навыков детей разных групп, широкое обследование состояния трудового воспитания в семьях детей, отношения к этому родителей, выясненное в ходе многочисленных бесед, показали, что, в нашем ДОУ необходимо резко усилить внимание к вопросам педагогической пропаганды по трудовому воспитанию детей.

Исходя из этого, мы наметили разнообразные формы работы с родителями, отразили их в годовом плане. Для выполнения поставленной задачи мы, прежде всего, создали в саду необходимые условия для труда детей: дооборудовали в группах трудовые уголки, силами родителей и воспитателей были оформлены «огороды на подоконниках», отремонтирован детский инвентарь для работы на участке. Все имеющее оборудование расположили с учетом санитарно – гигиенических требований, в удобном для детей месте.

Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы использовали разнообразные формы и методы. Остановлюсь на тех, которые оказались наиболее действенными. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знакомятся с тем, какие трудовые навыки у ребенка выработаны. Приглашаем родителей для консультаций, личного знакомства с ними, показа условий работы учреждения.

На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей. Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц, шитье кукольной одежды. Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: проявили большой интерес и фантазию при изготовлении атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Банк». Совместно с педагогами родителями были изготовлены паспорта для каждого ребенка, печать для банкира, макет банкомата, банковские карточки, спецодежда для охранника и многое другое. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.

Совместный труд детей и родителей практикуем и при подготовке массовых праздников. Так, весной мы устраиваем ярмарку на праздник «Масленица», в подготовке к которой участвуют и дети и родители. Вместе они делают поделки, пекут домашние блины и пряники. А осенью состоялась выставка творческая поделок «Что нам осень принесла?». Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них. К этим дням коллектив детского сада тщательно готовиться, продумывается содержание деятельности детей в течение всего дня.

Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; готовых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно (наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»).

На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.

Список использованной литературы

Загик Л.В., Иванова В.М. Воспитатели и родители. М., 1985.

Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка»

Труд в жизни ребенка

Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не только интересной и приятной, но и тяжелой, утомительной, грязной. Важно приучать детей доводить начатое дело до конца, даже если работа не доставляет удовольствия. В этом проявляется трудовая дисциплина и сила воли.

Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше. Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к окружающим людям.

Трудовое воспитание в раннем детстве

Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…

С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…) любое дело дается малышу с трудом. До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять спокойствие, терпение и доброжелательность.

Читать еще:  Воспитание любви к труду

Моя маленькая дочь в три года с удовольствием бросала в лунки картошку, поливала в саду цветы, собирала ягоду… Она все делала неуклюже и быстро уставала, но была очень счастлива, так как ей нравилась роль маминой и папиной помощницы. Для нее все дела были игрой. Сажая картошку, дочь обращалась к ней со словами: «У меня есть свой домик. А это твой домик. Здесь будет жить твоя сестренка…». Собирая ягоды, она говорила: «Эти большие ягодки – мама и папа, маленькие ягодки – их дочки, эта ягодка похожа на маму…». Радость совместной работы остается у детей и родителей на всю жизнь.

Важно позволить малышу выполнять то дело, которое он может сделать сам. Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность, может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс неполноценности.

Трудовое воспитание дошкольников

Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.

По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость.

При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. Как наказывать ребенка, если наказание унижает человека.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…

Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Трудовое воспитание девочки

Многие родители уверены в том, что они знают, как воспитывать девочку. Дальновидная мама заботится о том, чтобы дочь с раннего возраста помогала ей накрывать на стол, мыть и вытирать посуду. Со временем обязанности дочери усложняются – она заботится о младшей сестренке, убирает квартиру, стирает, гладит белье, учится готовить, вязать, шить …

Сначала любое дело мама с дочкой выполняют сообща. При самостоятельном выполнении работы мама не должна скупиться на похвалу. В случае неудачи важно тактично попросить ребенка перемыть пол, перегладить белье, перевязать носок… Нельзя выражать недовольство и унижать его словами: «Надо было сделать это самой. У тебя руки не тем концом вставлены». Прилежание требует времени. Научившись стирать или готовить, девочка начнет ценить труд матери.

Трудовое воспитание мальчика

Сын должен видеть, как отец постоянно работает по дому, не сидит, сложа руки, оставляя домашние дела жене. Труд отца – наглядный урок для сына. Сын без принуждения будет делать любое дело, если для отца оно стало привычным. Отец учит сына пользоваться инструментами, пилить, строгать, забивать гвозди, чинить утюг, часы…

Умный папа научит сына всему, что умеет делать сам, сообразуясь с его возрастом. Дошкольник может подавать отцу инструменты, выполнять посильную работу в доме, в саду, во дворе. Ничем не заменить общение детей и родителей в процессе работы. Такие минуты общения помогают стать ближе друг к другу. Так возникают у детей любимые дела, которыми они занимаются без напоминаний. Именно родители передают детям увлеченность каким-либо занятием.

Замечая красоту, созданную руками матери и отца, наблюдая их явное удовольствие от работы, дети испытывают горячее желание сделать что-то самостоятельно.

Все дети независимо от пола должны приобретать навыки самообслуживания.

Нельзя строго делить обязанности на женские и мужские, убеждать мальчиков в том, что мытье полов (сервировка стола, приготовление еды…) – не мужское дело. Мальчики должны выполнять любую работу, так как не может быть недостойного их занятия.

» В нашей семье детей приучали к труду с ранних лет. Мама обращалась к нам за помощью как к взрослым людям. Мне нравилось сажать и полоть огород, кормить и поить теленка, доить корову. Когда нам с сестрой было по 7 лет, в нашей семье родился мальчик. С его появлением мы сразу повзрослели. Нам приходилось укачивать малыша, помогать маме с папой его купать, стирать и гладить пеленки… Я с детства любила наводить порядок на кухне, мыть кухонный гарнитур, газовую плиту, переставлять посуду… После моей уборки кухня преображалась, и мама говорила: «Такое ощущение, что у нас новая газовая плита и новый кухонный гарнитур. Что ты с ними сделала?» Моему счастью не было предела. Я чувствовала пользу своего труда.

В детстве у меня было слишком много обязанностей, и я благодарна родителям за то, что они выработали во мне потребность трудиться. Своих дочек я научила всему, что умею. Главное — в любом деле добиваться совершенства: не просто стирать, а стирать безупречно, при приготовлении любого блюда использовать только полезные продукты, обращать внимание на сервировку стола, создавать уют и комфорт в доме… «

Все, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошел в привычку. Не зря гласит пословица «Счастье родителей – честность и трудолюбие детей».

Нравственная ценность любого человека измеряется его отношением к труду.

Есть такое понятие «культура труда». Не все родители с ней знакомы. По соседству со мной живет мастер на все руки. Он ремонтирует холодильники, телевизоры, стиральные машины, компьютеры… Однако ему не хватает культуры труда. Это выражается в том, что в его мастерской никогда не бывает порядка, он делает все с душой, но на скорую руку. Аккуратность не культивировалась в его семье. Есть талант и способности, но нет привычки добиваться красоты и совершенства.

В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут дети в своей будущей семье.

Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и «нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли. В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать». Что было бы с людьми, если бы они не были знакомы с этими понятиями? Вся жизнь превратилась бы в сплошной хаос. Все делали бы только то, что им нравится. Важно с детства научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки самоконтроля и самоорганизации.

Рекомендации для родителей:

  • Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте из него потребителя. Не забывайте известную поговорку «Родители трудолюбивы – дети не ленивы».
  • Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.
  • Любое новое дело нужно выполнять совместно.
  • Вырабатывайте у детей привычку к постоянной занятости. Не позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной жизни.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях. Проявляйте тактичность при оценивании результатов детского труда.
  • Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки при их решении.
  • Предлагайте такие дела, в которых чередовались бы сложные и простые, интересные и скучные операции, предоставляйте им роль организатора и исполнителя дела.
  • Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения должны соответствовать возрасту ребенка и доставлять удовольствие. Учитывайте его индивидуальные особенности.
  • Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем привычку заботиться об окружающих его людях.
  • Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его стремления к самостоятельности.
  • Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об особенностях своей профессии и профессиях близких родственников, соседей, друзей.
Читать еще:  Суть гуманистического воспитания

Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию детей.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач :

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание ценностного отношения с собственному труду, труду людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества ; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Актуальность и новизна проблемы:

Развитие деятельности оказывает решающее влияние на развитие ребенка в целом. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности : игровой, продуктивной, трудовой .

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него значимым сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня освоения ими.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, в повседневном общении. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с « трудовым поведением » своих товарищей.

Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и младшим воспитателем ).

В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда сверстников .

В условиях введения ФГОС ДО , целью дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него. Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека .

Специфика детского труда заключается в следующем:

трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой, игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов;

труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

-дети дошкольного возраста не создают в своём труде общественно значимых материальных ценностей.

Выполняя трудовую задачу , дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия ;

труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

— особенностью детского труда является и то , что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

— дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде , т. к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

— действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер : они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

— своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым;

— дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности , часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда ;

— детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда .

Основные виды труда , которые используются в детском саду: самообслуживание; дежурства; хозяйственно-бытовой труд ; ручной труд ; труд в природе .

Задачи обучения детей навыкам самообслуживания — научить дошкольников удовлетворять повседневные личные потребности (одеваться-раздеваться, убирать постель, содержать в порядке рабочее место).

Дежурство приучает дошкольников помогать в подготовке к ООД, младшему воспитателю в сервировке стола , ухаживать за растениями в уголке природы.

Хозяйственно-бытовой труд учит поддерживать в порядке игровые зоны, соблюдать порядок в шкафчиках для личных вещей, стирать мелкие вещи для кукол.

Ручной труд развивает мелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать игрушки, пришивать пуговицы, подклеивать книги, сортировать природный материал.

Труд в природе приучает с раннего возраста детей ухаживать за растениями на участке, поддерживать порядок на площадке.

Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда :

— мы определяем цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);

— мы помогаем ребенку мотивировать свой труд , обсуждаем с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;

— мы формируем умение планировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);

— мы показываем и объясняем, как лучше это сделать; советуем, как успешнее выполнить поручение, обязанность;

— мы пробуждаем интерес к предстоящему делу, поддерживаем и развиваем его в ходе работы;

— мы помогаем выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

-мы вспоминаем вместе с ребенком основные « трудовые правила » (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);

— мы поощряем старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности , добиваясь намеченной цели;

— мы систематически проверяем вместе с ребенком ход, результаты работы и вместе с ним оцениваем ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;

— мы подключаем ребенка к своему труду , подаем пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него) ;

— мы формируем у детей умение выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело, поощряем инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);

— мы ставим перед ребёнком необходимость сделать выбор и помогаем принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеем приготовить подарок к завтрашнему дню).

Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания. Поэтому необходимо дозировать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Так же большое внимание уделяется оборудованию труда дошкольников . Воспитатель обязательно проверяет оборудование перед началом работы. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда : приучать детей к тому, чтобы рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Читать еще:  Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки , щётки, тазики, подносы. Для работы в уголке природы лейки. Предметы для труда (лопаты, совки, вёдра, лейки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из лёгкого материала, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей.

Как бы мастерски опытный и талантливый педагог не реализовал все цели и задачи по ФГОС , какие бы интересные трудовые игры ни придумывал , результат воспитания ребёнка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье.

На родительском собрании важно выработать общую систему приобщения к труду детей , донести до родителей важность совместного труда дома .

Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным : подготовка раздаточного или счётного материала, субботники по облагораживанию территории детского сада, создание элементов костюмов для праздников и т. п.

Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания .

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Труд – главный воспитатель . Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии.

Можно сделать вывод о том, что трудовое воспитание в ДОУ – это целостная система. Участие ребёнка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием .

Труд ребёнка в ДОУ должен правильно, педагогически целесообразно организован. Ребёнок познаёт в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учёбе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

Нужно стараться воспитать у ребёнка нравственное отношение к труду , вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества , помочь увидеть перспективы его развития.

Познание радости труда для людей , радости труда в коллективе , превращает труд в потребность , служить источником моральных чувств ребёнка.

План работы с родителями по трудовому воспитанию дошкольников

рекомендации по работе с детьми, прививая любовь к труду

Просмотр содержимого документа
«План работы с родителями по трудовому воспитанию дошкольников»

Работа воспитателей с родителями по решению задач трудового воспитания

Сущность трудового воспитания школьников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. При решении этих задач нужно исходить из следующих требований: обеспечение условий для труда детей,

правильная организация трудовой деятельности школьников,

объединение воспитательных воздействий начальной школы и семьи.

Приобщение родителей к воспитанию трудолюбия у детей чаще всего происходит на родительских собраниях, лекториях, семинарах, на которых говорится о том, что активно участвуя в труде, ребёнок приобретает:

Независимость. Её обеспечивает ловкость в обращении с предметами первой необходимости, умение самостоятельно заботиться о себе и своих близких.

Самоуважение. Если ребёнок знает, что вносит личный вклад в семейные дела, в ведение домашнего хозяйства, это резко повышает у него чувство собственного достоинства.

Ответственность. Предоставляя ребёнку свободу выбора, ориентируя его на самостоятельную оценку ситуации, мы воспитываем у него ответственность за свой выбор.

Заботливость. Если ребёнок с детства приучается разумно пользоваться вещами, вместе с родителями участвует в планировании и распределении семейного бюджета, он приучается соотносить личные потребности с общими, думать о других членах семьи.

Систему ценностей. Работа по дому приобщает ребёнка к заботе о благополучии семьи. Чем больше он для неё делает, тем дороже для него дом, близкие, их самочувствие. Семья становится для ребёнка основной ценностью. Когда такие дети вырастают, они способны строить и собственную счастливую жизнь.

Если у ребёнка дома нет никаких обязанностей, если он не привлекается к семейным делам, то устойчивой привычки заботиться о себе и своих близких не сформируешь.

Необходимо следить, чтобы ребёнок систематически выполнял свои обязанности, проявлял инициативу, поэтому не следует указывать детально, что и как делать, нужно дать ему возможность подумать самому. А главное, ни в коем случае не делать за ребёнка то, что он должен сделать сам.

Организовывать различные виды детского труда надо с учетом возраста и задач по трудовому воспитанию. Прочно вошли в жизнь детей начальной школы основные формы труда: дежурство, поручения, коллективный труд. Большое значение уделяется воспитанию у детей положительного отношения к труду окружающих их людей.

Разнообразные формы работы с родителями, отражаются в годовом плане. Для выполнения поставленных задач в классе необходимо создать условия для труда детей:

— оборудование уголока по трудовому воспитанию (график дежурства, обязанности ребят по уборке кабинета, полив цветов);

-проведение собрания на тему: «Трудовое воспитание детей в семье»;

— проведение экскурсий в плане профориентации на предприятия поселка, экскурсоводы работающие родители);

— участие родителей в подготовке и проведении общешкольных и классных мероприятий (сочинение сценариев, пошив костюмов, создание декораций)

Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. На протяжении учебного года учителя оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать школьника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещают информацию по проблеме трудового воспитания.

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. Но такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых:— это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; организация (в той мере, в которой позволяют условия) совместной деятельности взрослых и детей, например: изготовление и ремонт кормушек для птиц, организация субботников по благоустройству территории, шитье кукольной одежды. Коллективный труд, который видят дети, значимость которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают школе, желание активно трудиться.

Совместный труд детей и родителей практикуется и при подготовке массовых праздников. Так, весной мы устраиваем ярмарку на праздник «Масленица», в подготовке к которой участвуют и дети и родители. А осенью состоялась выставка творческих поделок «Золотая осень», где в изготовлении поделок родители принимали активное участие.

Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; готовых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если начальная школа знакома с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление об учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector