221madou.ru

Мама и Я
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религиозное и нравственное воспитание детей

Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.
Читать еще:  Цель нравственного воспитания дошкольников

Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры – один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Духовно — нравственное воспитание школьников посредством религии

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

ЛПИ — филиала СФУ

Духовно — нравственное воспитание школьников посредством религии

С древних времен в отечественной педагогике огромная роль уделялась духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Многие выдающиеся педагоги отмечают, что подготовка человека не может сводиться только к его умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали формирование духовной — нравственности. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский, цитируя древнеримского философа Сенеку, писал: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней» [2].

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Российское государство лишилось официальной идеологии, а общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствие негативное явления, оказавшее разрушительное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, духовный распад общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи.

Понятием «духовность» в науке и обществе традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере [4]. В словаре Ожегова под н равственным воспитанием понимается воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности [4]. Духовно — нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. История развития образования показывает, что религии являлась основным средством духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения на протяжении многих веков [4]. Само слово «религия» буквально переводится с латинского как «святыня», «набожность», «благочестие» — жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими [4]. Рассмотрим, какую роль играла религия в воспитании детей с точки зрения великих педагогов прошлого (табл.1).

Роль религии в духовно-нравственном воспитании в теориях

Коменского, Руссо, Толстого.

Ян Амос писал, что Господь создал два превосходнейших творения — рай и человека. В своем научном труде он опирался прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

В основе его мировоззрения лежали созданные им теории естественного права, естественной религий и естественного воспитания. Последняя сочеталась с идеей свободного воспитания, задача которого устранить вредное влияние на природу ребенка,

Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели..

Роль религии в духовно –нравственном воспитание .

Духовно-нравственное воспитание детей, как указывал Коменский, должно было заключаться в выработке у них умеренности, опрятности, трудолюбия, справедливости, а главное, — любви к Богу и к людям.

Руссо отрицает духовно-нравственное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания.

Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.

В истории педагогики существует два основных подхода использования религия как средства духовно-нравственного воспитания: включение в содержание образования дисциплин религиозной направленности (урочная деятельность) и использования религии как ресурса для организации внеурочной деятельности в его культурологической составляющей ( курсы по выбору, беседы и т.д.).

По данным центральной печати, 78 % старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к «Закону Божию». Оценивая влияние, которое религия могла бы оказать на детские души при внесении преподавания ее в учебные планы и программы общеобразовательных учреждений. Следует задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Отвечая на этот вопрос, мы обращаемся к работам ученого В.В. Зеньковского, в них можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности. Это ценности патриотизма, любви к своей стране, ее истории, обычаям, о которых говорится в церковных проповедях.

Пока мы не видим однозначного мнения при выборе подхода в использовании ресурса религии для решения задач духовно-нравственного воспитания. Эффективным методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности: трудовую, общественную, художественную, спортивную. В результате духовно-нравственного воспитания формируется такой человек, который стремится понимать жизнь и её ход, потребности, нужды. Функция духовно-нравственного воспитания должна принадлежать образовательному учреждению как важнейшему социальному институту, способному влиять на формирование мировоззрения детей.

Читать еще:  Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

На наш взгляд, эффективным решением данной задачи является необходимость разработки единой системы духовно-нравственного воспитания, опирающейся, с одной стороны — на общечеловеческие ценности, с другой – на поколенный опыт и национальные духовные традиции; в реализации которой объединяются семья, школа, общество и церковь.

Подводя к завершению нашу статью, мы можем сказать, что, недопустимо подменять религию образованием, а образование — религией. Для успешного формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей в условиях общеобразовательной школы, возможны обращение к духовно-нравственному потенциалу православной культуры на уроках истории, литературы, других предметов, в разумных пропорциях нужно найти способ сосуществования в жизни современного общества религии. Религиозная идея должна быть адекватно представлена на всех уровнях образования — от начального до высшего в качестве сознательно рефлексируемого компонента культуры, вписанного в общий контекст нравственного совершенствования личности.

Игумен Евмений. Духовность как ответственность.- Редакция Свет Православия : — 2000 г.

Коменский Я.А. Наставление нравов педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1989. — 416 с.

Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение // Педагогика. — 2010. — № 3. — С. 9—14.

Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. — М., 1981.

Устав негосударственного общеобразовательного учреждения Православная гимназия преподобного Илии Муромца. 2010г. // режим доступа: http :// www . muromgym . ru / files / user / docs / prilojenie _1. pdf

Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого //режим доступа: http :// bibliofond . ru / view . aspx ? id =96907

Вестник Педагога

Автор: Потапова Клавдия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 274
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Религиозное воспитание детей в ДОУ»
Дата публикации: 18.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Воспитание -это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование — это

процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных

сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных

способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно

встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с

другой стороны,- совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но весьма

воспитанного в духовном и нравственном отношении.

Содержание и методы религиозного воспитания в дошкольных учреждениях мало

разработаны, в связи с чем намечается тенденция подмены воспитания религиозности

детскую жизнь. Заниматься вопросом религиозного воспитания очень важно, ведь основы

религии несут в себе высокие духовно-нравственные принципы. Какой фундамент мы

заложим на раннем этапе, такую личность мы получим в итоге.

Грамотное решение проблемы религиозного воспитания в дошкольных учреждениях

Религия, в самом общем смысле, является одной из форм общественного сознания,

которая подразумевает признание дихотомий: земное — небесное, плотское — духовное,

священное — профанное и т.д. Ее составляющими являются религиозность и религиозный

культ. Если религиозность — это образ мыслей и чувствований, в основе которых лежат

такие универсальные представления, как совесть, любовь, надежда, мир, справедливость и

др., то религиозный культ подразумевает систему знаков, символов, сокральных действий,

текстов (молитв, заклинаний и др.), песнопений, имеющих целью достичь желаемого

результата, зачастую с помощью верховных существ (богов, духов, ангелов). Исходя из

составляющую. Важно не навязать детям определенную религию, а рассказать о творце и

православие) не просто религия, но и культурное наследие, традиции народа.

Другим важнейшим свойством религии является то, что в сущности своей она всегда

коллективна, социальна. Религия будит социальные чувства, культивирует коллективные

представления. Ее интегрирующая роль безусловна, в то время как современная жизнь

оказывает чудовищное давление на людей, чтобы разобщить и изолировать их друг от

друга, чтобы порвать общественные связи. Распад религии — угроза распада социальных

связей. Это особенно существенно в связи с все возрастающей индустриализацией и

урбанизацией современного общества, явно и резко дифференцирующих это общество.

Если согласиться с тем, что религиозное чувство является врожденным, то нам, взрослым

— педагогам, психологам, родителям — остается эту врожденную религиозность должным

образом проявить, не спугнуть, не загнать внутрь, не придать ей какие-либо искаженные

формы, а поставить ее на службу формированию полноценной самодостаточной личности,

несостоявшиеся, несчастные, неполноценные личности создают вкупе неполноценное,

Духовно-нравственное воспитание

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.
Читать еще:  Духовное воспитание в детском саду

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector