221madou.ru

Мама и Я
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка

Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников

Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников

Целью экологического образования детей дошкольного возраста является формирование экологического сознания, в основе которого заложено понятие о том, что человек — не царь природы, а только ее элемент, один из членов природного сообщества. Человек должен понимать, что каждый организм на нашей планете имеет право на жизнь, и уважать это право вне зависимости от наших симпатий или антипатий.
Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. Образование дошкольников включает: элементарные научно-естественные представления об окружающем мире (на уровне понятий), — как он устроен, что из себя представляет; экологические знания об окружающем мире (взаимосвязи, зависимости).
На основе знаний воспитывается отношение к природе.

Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более э ффективным, если оно будет осуществляться совместно с родителями, будет являться частью семейного воспитания.

В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, он не имеет ни начала, ни конца, осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Этот процесс лишен тех форм организованности и четкости, которые свойственны, например, учреждениям общественного воспитания. Экологическое воспитание в семье имеет особо важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.

В первую очередь необходимо воспитывать гуманное отношение, т.е. осознанно правильное отношение, милосердие и экологическую культуру. Экологическая культура включает в себя эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей в природе.
Полученные знания и экологическое воспитание формируют у ребенка:
понятия о ценности природы и ценности жизни; систему умений и навыков взаимодействия с природой; экологически грамотное поведение детей в природе; ответственность за природу.
В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования.
В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Необходимо познакомить, детей с правилами поведения на природе с учетом ее сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников — одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. Все формы работы с родителями должны основываться на педагогике сотрудничества, и работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель;
педагог — ребенок — родитель.
Выстраивая такую схему, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, ее психологическое состояние и «микроклимат». Желательно проводить работу с родителями дифференцировано и использовать индивидуальный подход. При выборе форм общения с родителями ребенка надо отказаться от нравоучений, замечаний, назиданий и привлекать родителей к решению задач, результат которых даст положительный эффект в экологическом воспитании детей. Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду.

1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова «Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования»

2. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (часть 2)

3. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учеб. Пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцевой, Е.Ф. Терентьева; Под. ред., Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. — СПб, 1998.

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 1995.

5 . Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — М, 1998.

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н., М., 2000.

7. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. — М.: ЭКСМО Пресс, 1996. Т. 3. С. 224.

8 . Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. / Автор — сост. С.Н. Николаева. — М., 1998.

«РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»
статья на тему

Взгляды родителей являются ориентиром в формировании экологической культуры для подрастающего поколения. К сожалению, ориентиры семьи направлены на экономические и личностные интересы, а природа в аспектах ценностях не рассматривается.

Поэтому реализацию экологического просвещения нужно начинать с раннего возраста детей и их родителей.

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
ekologiya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»

Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для многих является призрачным понятием, окутанной неизвестностью.

У населения возникает четкое представление о том, что проблемами экологии должны заниматься некие солидные инстанции, а роль простого рядового жителя планеты, в решении экологических проблем, ничтожно мала.

Одной из проблем населения является всеобщее убеждение в том, что экологический след от одного жителя планеты еле заметен в масштабах экологических борозд, которое оставляет после себя любое производственное предприятие, транспорт и энергетика. Вследствие этого у населения возникает ощущение не причастности ко всем возникающим экологическим проблемам.

Ну и наконец, одной из самых сложных проблем в сознании современного человека – это само восприятие природы. А где эта природа? Возникает ощущение, что человек живет изолированно от природы. А та, что окружает, воспринимается как элементы декора городских улиц: клумбы цветов, некоторые деревья, соседские собаки и т.д.

Безусловно, связь «Человек – Природа» ослабевает, а порой и безнадежно обрывается. У человека формируется потребительское отношение к природе: хорошая погода, удобная полянка для пикника и чистый пляж у моря.

Это специфическое мировоззрение, мы волей – неволей передаем своим детям. И они в свою очередь формируют свое видение природы, воспринимая ее как некую угрозу для жизни. Дети боятся взаимодействовать с домашними животными, так как от них обязательно появятся заразные болезни. Детям категорически запрещается бегать по лужам, босиком по траве, а тем более под дождем, так как это обязательно приведет к ОРЗ и гриппу, хождение в лес не поощряется из-за опасения укусов вредных насекомых.

Так в каждой семье формируется своя неповторимая психологическая атмосфера, которая отражает отношение к окружающему миру. Взгляды родителей являются ориентиром в формировании экологической культуры для подрастающего поколения. К сожалению, ориентиры семьи направлены на экономические и личностные интересы, а природа в аспектах ценностях не рассматривается.

Поэтому реализацию экологического просвещения нужно начинать с раннего возраста детей и их родителей.

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.

Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи и школы. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.

Экологический опыт закладывается в ситуациях, когда эмоционально-чувственная сфера обнажается: ребенок получает радость от общения с природой, сострадает и грустит, замечая негативные последствия антропогенного фактора. Именно семья в близком контакте со своим ребенком может создавать такие ситуации, формируя у ребенка экологический смысл.

Рекомендации для родителей «Как приобщить ребенка к природе»

«Никогда никого не убивай!»

Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано.

«Время с пользой!»

Организуя походы в природу, загородные поездки всей семьей, помните, что с вами дети, поэтому заранее нужно быть готовым стать для них на это время проводником по миру природы. Это уникальный шанс обогатить знания детей, приобщить его к природе, принимая в этом прямое участие.

«Природу – мать с любовью встречать!»

Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми, солнцем, небом. Детей, как правило, такое поведение родителей приводит в восторг. Да и взрослым следует помнить, что улыбка солнцу – поднимает настроение, а рассматривание неба – снимает мышечное напряжение глаз, стабилизирует внутриглазное давление.

Объекты природы, попавшие во внимание ребенка, оживают. Взрослым следует привлекать внимание детей к муравейнику, полету птиц, гнездам, интересным растениям и т.д. Дети — неутомимые исследователи. Помощь ребенку стоит оказывать по возможности так, чтобы большую часть поиска он делал сам. Иногда достаточно бывает указать на лужу, как место поиска и понаблюдать там осторожно за водомерками.

Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, получив живую отгадку! Хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, пословицы, поговорки, приметы.

«Пример родителей – самый надежный урок!»

Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!

Только в том случае, если вы сами бережно относитесь к природе, можно требовать этого от детей, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства!

Взрослые часто навязывают детям чувство отвращения к некоторым животным: червякам, паукам, лягушкам, насекомым. Не делайте этого! Наоборот, акцентируйте внимание детей на их беспомощности, жертвенности, трудности в выживании и заботе о потомстве.

«Никогда не поздно начать!»

Помните, что бережное отношение к богатствам природы надо воспитывать с раннего детства, но и никогда не поздно начать с любого возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково — исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон.

С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи.

Что такое семья?Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем.

Роль семьи в формировании ребёнка.

Консультация для воспитателей «Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО&quot.

Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру.

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка.

Экологическое воспитание — это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

В семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Таким образом, экологическое воспитание в семье имеет особое важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе. Семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

структурное подразделение «Детский сад»

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка.

Логинова Елена Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категории

МАОУ «СОШ№15» структурное подразделение «Детский сад»

Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь,

несомненно, закладывается с детства.

Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается

солнце, так в детях отражается нравственная

чистота матери и отца.

Детство – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека: закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитание в детях положительного отношения к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффективность воспитания детей во многом зависит от того, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно важные необходимые. Большое влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Очень редко мы задумываемся над тем, что окружает нас: парки, леса, река все то, что помогает нам воспитывать детей. Именно потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

Ребенок должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, одуванчику, растущему на лугу, белоствольной красавице берёзке – ко всему, что его окружает.

Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Лишь бы им в этом не мешали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, — писал Ч. Дарвин, — утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах» [1, с.98].

Экологическое воспитание — это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. К особенностям семейного воспитания относятся постоянство и длительность воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Процесс воспитания в семье осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Стихийные и целенаправленные воздействия в семье повторяются изо дня в день, и ребенок здесь, чем бы он ни занимался — объект. В семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Таким образом, экологическое воспитание в семье имеет особое важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе. Семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в ней, прежде всего, формируется и физически, и культурно каждый человек. Только в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Она является главной опорой человека и его заботой на протяжении всей жизни.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни. А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны… Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах — в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными — в семьях, где проявляется неприязнь к природе.

Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.

«…Я никому не поверю, — говорил К. Паустовский, — что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги» [2, с.38].

Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают детей к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбалку и просто прогулки в природу, благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.

Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжание насекомых, дробный стук дятла. Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда наступает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.

Сейчас, к сожалению, большую часть свободного времени семьи поглощает телевизор. Однако телевидение имеет богатые возможности. Используя телевизионные передачи, можно приобщиться к истории, науке, искусству, экологии.

Важно настроить ребенка на восприятие той или иной передачи, а после просмотра обсудить с детьми, что они увидели и как поняли. В процессе обсуждения взрослые и дети начинают размышлять вместе, что способствует сближению и открытию новых граней характера.

Любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у детей потребность охранять природу – ответственная задача взрослых.

Работа по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах совместных действий детей и взрослых. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих совместных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена гороха, полить грядку лука, помочь собрать ягоды клубники, прополоть грядку. Радость от выполненной работы, удостоенной похвалы: расцветший цветок, выздоровевший котёнок — способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Важно с раннего детства воспиты­вать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведе­ния людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить пра­вильные практические действия: убор­ку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить иско­ренению в некоторых детях стремле­ния мучить животных, убивать их.

Важно с раннего детства воспиты­вать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведе­ния людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить пра­вильные практические действия: убор­ку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить иско­ренению в детях жестокое обращение с животными.

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок — это двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспи­тание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, че­ловека, который будет жить в XXI в.

В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточи­тельная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия.

В работе с родителями по экологи­ческому воспитанию детей используем как традиционные формы (родительские собрания, кон­сультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основы­ваться на педагогике сотрудничества.

«Семья-это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» [3,

с.55], говорил В. А. Сухомлинский. В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. Детский сад детей воспитывает, а в семье с родителями они живут, выполняют «общую работу». Отец и мать — самые близкие и самые убедительные «образцы», по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение.

1.Маневцова Л.М. «Листок на ладони» — СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2004 г. – с. 209.

2. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» программа экологического образования детей» — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС» 2000 г. – с. 176.

3. Бондаренко Т.М. «Экологическое занятие с детьми 5-6 лет» — Воронеж ТЦ «Учитель» 2004 г.- с. 207.

Экологическое воспитание в семье

Актуальность экологического воспитания

Природа – это неотъемлемая часть жизни человека. Сегодня вопросы экологии и экологического воспитания стоят особенно остро. Ныне человечество находится на пороге экологического кризиса. Большое количество животных и растений находятся под угрозой исчезновения, происходит загрязнение атмосферы, почвы, воды. За все это несет ответственность человек. К счастью человек способен не только негативно воздействовать на окружающую среду, он так же в состоянии изменить ситуацию к лучшему.

В этом нам помогает экологическое воспитание. Формировать правильное экологическое поведение стоит начинать с самого раннего, дошкольного возраста, когда дети впитывают в себя основы морально-этического поведения, у них формируются поведенческие нормы.

Цель экологического воспитания состоит в воспитании полноценной личности, которая будет гуманна по отношению к миру вокруг себя, будет занимать активную социальною позицию, будут иметь четкое представление о том, что такое долг и ответственность.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Когда ребенок посещает дошкольное учреждение, в задачу воспитателя входит сформировать у него целостный взгляд на природу, показать какое место принадлежит в ней человеку. В воспитании в детском саду немаловажным является нравственная составляющая. Педагоги должны объяснить ребёнку почему природа и чистая окружающая среда важны для человека, сформировать положительное отношение к объектам и явлениям природы, рассказать, как следует себя правильно вести на природе, научить охранять и сберегать природу родного края.

Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников

Семья играет самую важную роль в формировании бережного отношения к природе у ребенка. Воспитатели должны проводить работу с родителями в частности в области экологического воспитания. Только взаимодействуя вместе с родителями можно осуществить главную цель воспитания – воспитать человека с высокими морально-нравственными качествами. Взаимодействие с родителями важнейший аспект воспитания ребенка в дошкольном учебном учреждении.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В ходе работы с родителями педагогу придется использовать все возможные формы взаимодействия с семьей. Работа с родителями может осуществлять в двух направлениях:

  • педагог-родитель
  • педагог-ребенок- родитель

В арсенале педагога имеются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями детей. Главное, что должен сделать педагог – это поделится знаниями в рамках процесса экологического воспитания с родителями.

К традиционным формам взаимодействия педагога с родителями относится:

  • коллективные формы взаимодействия
  • индивидуальные формы взаимодействия
  • наглядно-информационные формы взаимодействия

Коллективные формы взаимодействия включают в себя:

  • родительские собрания
  • конференции
  • «круглые столы»

Во время подобных мероприятий педагог должен познакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в семье и в детском учреждении. Воспитатель должен заранее подготовится к подобному мероприятия, заблаговременно оповестить родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями представлены индивидуальными беседами. Эта форма является самой простой, доступной и действенной. Беседа может быть, как самостоятельной формой при посещении семьи, так и состояться после общего собрания.

Цель беседы проинформировать родителей относительно того насколько реализованы задачи воспитания, поделиться мнениями относительно спорных вопросов, оказать помощь родителям в возникших вопросах воспитания. Беседа может быть, как запланированной, так и спонтанной. Возникнуть она может не только по инициативе педагога, но и по инициативе родителей.

Наглядно-информационные формы представлены:

  • видео с детских праздников или других мероприятий
  • фотографии во время их нахождения в детском саду
  • стенды детских работ

Эти формы помогают познакомить родителей с условиями, содержанием и методами, которые используют воспитатели в детском саду в рамках воспитательного процесса.

К традиционным формам взаимодействия педагога и семьи относится:

  • совместные конкурсы (дети и родители)
  • день открытых дверей
  • совместные с родителями праздники в детском саду

Реализация экологического воспитания в рамках семьи

В первую очередь для того что бы ребёнок усвоил основы экологического витания ему должны помочь его родители, именно они задают модель поведения для своих детей. Именно в семье ребёнок проводит большую часть времен.

Мир ребенка постепенно расширяется, дом (или квартира), двор, парк, город, деревня и так далее. Ребенку необходимо научиться вести себя в окружающем его мире. Освоить модель поведения ему помогает его семья. Экологическое воспитание в семье важный аспект.

В концепте экологического воспитания семья должна помочь ребенку сформировать культуру поведения в окружающей его среде, семья должна донести до ребёнка, что именно человек, даже маленький, несет прямую ответственность за природу и окружающую среду. Семья должна привить ребенку любовь к природе, родители помогают детям понять эстетику окружающего мира.

Родители должны демонстрировать ребёнку правильный пример экологического поведения. Если родители будут только говорить, как необходимо себя вести, но не будут подкреплять свои слова действиями, должного эффекта не будет.

Для того чтобы осуществить процесс экологического воспитания в условиях семьи родители могут:

  • читать различие энциклопедии о живой природе, рассматривать иллюстрации книг вместе с детьми
  • показывать познавательные фильмы о жизни животных
  • читать художественную литературу о природе (рассказы Пришвина, Бианки, Ушинского)
  • вместе с ребенком ухаживать за комнатными растениями
  • совершать совместные прогулки в лес, парк, на речку
  • наблюдать за повадками птиц, насекомых

Другими словами, существует огромное количество способов, которыми родители могут прививать экологическую культуру своим детям, главное, чтобы родители сами понимали важность этого процесса.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читать еще:  Цель этического воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×