221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С какого возраста необходимо начинать воспитание трудолюбия

Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей.
статья на тему

Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitanie_i_trudolyubiya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей»

Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка.

Необходимым условием воспитания трудолюбия является совместная работа детского сада и семьи. Привычку к труду прививают прежде всего дома. Вряд ли найдётся взрослый, который будет против того, чтобы ребёнка приобщили к труду. Вместе с тем в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по своему.

В наши дни чаще всего можно встретить семью, в которой двое взрослых воспитывают одного-двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде. В это же время родители понимают : когда-то и детям придётся трудится , и уже сейчас в 4-6 лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. И это что-то порою проявляется в разговоре с ребёнком о том, что трудиться нужно, что труд полезен и почётен.

«Видишь, мама иного работает,- говорит ребёнку отец. Пришла домой с работы, квартиру убрала, ужин приготовила, посуду моет, а тебе не хочется даже чашку на кухню отнести». «Не хочется», соглашается сын и продолжает игру. В этой семье единственный метод трудового воспитания – разговор о важности труда. Разговор делами не подкрепляется и пользы не принесёт.

В других семьях приобщают к труду по – иному. Дети принимают участие во всех домашних делах: вытирают пыль, пытаются мыть пол. Но движения у них неловкие, девочке трудно держать большую тряпку, она не может отжать выстиранное полотенце. Взрослые не довольны. Труд в данном случае приносит ребёнку одни огорчения, он понимает свою неумелость, беспомощность. А происходит это потому, что ребёнка привлекают к труду, непосильного его возраста.

Некоторые родители считают, что торопиться с трудовым воспитанием не надо. «Не омрачим ли мы счастливое детство наших ребятишек, если внесём в их жизнь уже в дошкольном возрасте какие-то обязанности, заботы? Пусть бы ещё годик – другой побегал, порезвился на свободе»,- так считают они. Насколько основательны рассуждения таких родителей?

Дети обычно очень активны, это живой деятельный народ. И доступный возраст труд отвечает потребности ребёнка быть в действии, что- то делать.

В процессе своего труда ребёнок узнаёт много нового о вещах, об их количестве, назначении. Он знакомиться, например, со стеклянной и металлической посудой, узнаёт, из чего сделана лопата и как с ней обращаться ит.д.

Таким образом в трудовой деятельности ребёнок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познание окружающего.

В несложной как- будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

В детях следует воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в труде.

В детском саду на занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа, этого сказать не могут.

Родителям нужно знакомить детей с характером своей работы, обращать внимание на, то, что все люди вокруг трудятся, наблюдать, как работает строитель, продавец, почтальон.

Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему в конце концов представление о труде, создаёт правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда, не создают привычки и желание позаботиться о родных и близких.

Приобщение к труду начинается с просьбы – поручения. Выполняя их, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Но ребёнок мал, и всё делает первый раз. Поэтому, поручая, что-то детям, родители должны показать, как нужно действовать. Только после неоднократного, уже самостоятельного, выполнения той же работы у ребёнка появляется умение. Уметь- это значит выполнить работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приёмы. Сразу всему научится трудно, поэтому родители должны терпеливо, систематически не только объяснить и показать, но и упражнять в действиях.

Поручения в семье должны сменяться обязанностями, т.е. делами, которые требуется выполнять постоянно без напоминания взрослых. Обязанности ребёнка могут быть в том , что он регулярно занимается самообслуживанием, следит за порядком а игровом уголке, ухаживает за растениями. Пусть обязанностей будет немного, но ребёнок должен выполнять их систематически.

Это, пожалуй, наиболее сложная часть трудового воспитания. Сегодня родители потребовали, чтобы ребёнок убрал игрушки, а на следующий день не вспомнили об этом. Такая нерегулярность требований – основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду.

Бывает, что дети долгое время выполняя одно и то же поручение, отказываются трудиться. Время от времени нужно заменять одни обязанности другими, вносить что-то новое в труд, который стал привычен. Если ребёнок хорошо справляется с обязанностями, родителям нужно подбодрить, поощрить ребёнка.

В детском саду в старшей группе труд выделен в самостоятельную деятельность, определены задачи, содержание и формы его организации. В программу включены три вида труда: труд хозяйственный, труд в природе и ручной труд. Исходя из этого и строится весь воспитательный процесс. В детском саду к детям предъявляются следующие требования:

  1. Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
  2. Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой , после загрязнения и туалета.
  3. Самостоятельно есть, пользуясь вилкой.
  4. Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
  5. Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.

Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду.

Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол, убирать посуду со стола.

При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями, моют игрушки, стирают кукольное бельё. Трудовую деятельность проводим весной на участке. Коллективная работа увлекает всех детей. Мы не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной.

Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.

Постепенно дети усваивают некоторые правила:

  1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
  2. Начатое дело не откладывать на потом.
  3. Закончил трудиться – убери за собой.

Если детям без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.

Как воспитать трудолюбивого ребенка

Трудолюбие – это одно из ключевых качеств здоровой и счастливой личности. Любовь к труду помогает легче и быстрее справиться с жизненными трудностями. И привить её с малых лет в процессе воспитания в силах семья. Именно взрослые, в частности родители, способны дать ребенку пример. И хорошо, если он будет положительный.

Зачем воспитывать в ребенке любовь к труду

Трудолюбие всегда считалось основой культуры и жизнедеятельности. Способность и отношение к труду – это не врождённые качества. Их можно и нужно приобретать.

Детский труд – это основа воспитания. Поэтому важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок понял, что труд необходим.

Ребёнку недостаточно знать, что трудолюбие – это хорошо. Он должен понимать, почему. Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. В этом вопросе невозможно переоценить роль семьи.

Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость.

Приучаем к труду, чем раньше, тем лучше

Практика – это основа воспитания ответственности и формирования правильных привычек, таких как трудолюбие. И чем раньше родители начнут заниматься этим вопросом, тем лучше.

То, что основные навыки и привычки закладываются в детстве, знает каждый. Но есть ещё несколько причин, по которым следует приучать ребенка к труду с ранних лет.

  • В каждой семье есть свои правила и устои. И чем раньше малыш начнёт принимать участие в домашнем труде, тем скорее он научится заботиться о братьях, сёстрах, родителях и других членах семьи.
  • Труд повышает выносливость, укрепляет детский организм, требует физического и умственного напряжения. Он также способствует всестороннему развитию.
  • Только начиная трудиться самостоятельно, ребёнок учится ценить то, что делали и делают для него родители. Чем скорее он станет трудолюбивым, тем раньше начнёт проявлять уважение к окружающим.
  • Если у ребёнка появляются свои трудовые обязанности – заправить постель, помыть посуду, убрать игрушки, сделать уроки – он становится инициативнее, настойчивее и ответственнее. Такой малыш никогда не бросит начатое дело.
  • Труд – это также воображение и работа мысли. Поэтому прежде чем что-то сделать, ребёнок размышляет, как и с помощью чего он в состоянии справиться с поставленной задачей.

Большую роль в формировании детского трудолюбия играют родители и их оценочные суждения. Взрослым стоит замечать и отмечать то, что сделал ребёнок. При этом не нужно ругать, а тем более применять физическое наказание, если он старался, но все же не получилось. Главное в этом вопросе – желание и стремление, которые легко уничтожить.

Личность, приученная к труду с малых лет, вырастит выносливой, ответственной, самостоятельной, трудолюбивой, заботливой.

Средства для правильного воспитания трудолюбия

Трудовое воспитание ребенка в семье помогает в моральном и физическом развитии. Только выработав трудовые навыки, дети становятся дисциплинированными и уверенными в своих силах. И здесь всё зависит от формы воспитания.

Трудовая деятельность зависит от полезных задач, имеющихся средств и поставленных целей. Определённым особенностям и девочки, и мальчики учатся тогда, когда наблюдают за взрослыми.

Один из самых главных навыков – самообслуживание развивают у детей раннего возраста. Однако малыши ещё много не знают и не умеют, даже если и стараются.

Поэтому родителям желательно быть благосклонными, спокойными и терпеливыми. Только таким образом они добьются от ребёнка хорошего результата.

Для того чтобы ребенок скорее понял, что такое самообслуживание, важно постоянно заставлять его совершать одни и те же действия, внимательно следить за исполнением и учить его аккуратности, опрятности и чистоте.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется обязанностей по самообслуживанию: убирать постель, одеваться, самостоятельно чистить зубы.

Дошкольникам также в процессе воспитания полезно приобретать способности, помогающие справиться с хозяйством. Это такие задания как уборка со стола и протирание пыли, уборка игрушек.

Даже если результат не был положительным, обязательно хвалите и поощряйте. Однако нужно показать, в чём была ошибка, и как правильно сделать в следующий раз.

Не забывайте и о развитии трудовых способностей и навыков в природе. Такого рода деятельность (экологичное воспитание) отлично воспитывает в ребёнке волю, выносливость и наблюдательность.

У детей обязательно должны быть свои обязанности: кормление рыб и птиц, уход за цветами и животными, выращивание зелени на подоконнике.

Немаловажен и ручной труд. Он формирует такие качества как эстетический вкус, терпение и усидчивость. Отличное решение – поделки из подручных средств.

Психологи выделяют несколько основных форм трудового воспитания:

  • дежурства – так вырабатывается ответственность не только перед собой, но и перед членами семьи. Например, малыш может каждый день накрывать на стол;
  • коллективный труд – такая форма подходит для детей старшего возраста. Особенно хорошо, когда в семье есть двое и больше воспитанников. Так они учатся трудиться в команде;
  • поручения – этот метод помогает развить чувство ответственности. Это индивидуальные задания, которые ребёнок должен выполнить самостоятельно.

Пусть малыш помогает по своим возможностям

Не забывайте о том, что у трёхлетнего и семилетнего ребенка разные способности и возможности. Поэтому в каждом возрасте у малыша свои обязанности.

Не ругайте двухлетку за то, что он не убирает постель – ему это просто недоступно. Лучше похвалить его, что он самостоятельно надел на себя майку, что-то подал или помог донести легкий пакет.

«Скучная» работа в форме игры

Больше всего на свете дети любят играть и не любят когда их «воспитывают». Не лишайте их такой возможности, поскольку труд легко превратить в игру. Так и интереснее, и продуктивнее.

Если кроха отказывается собирать игрушки, придумайте соревнование: кто быстрее – я или ты? Предложите спасти посуду от нашествия пыли или грязи.

Подавайте ребенку пример

Дети подражают родителям, поэтому следите за своим поведением и поступками. Глупо говорить о том, что нужно мыть за собой посуду, если родители сами этого не делают.

Вместо голословного воспитания лучше показать радость от труда на собственном примере. Если родитель ненавидит свою работу, с ворчанием исполняет домашние обязанности, то такое отношение перенимают дети. Подробнее узнать об этой закономерности можно в статье «Счастливая женщина – хорошая мама».

Поэкспериментируйте и подайте ребенку не свой пример, а пример его любимого мультипликационного персонажа. Скажите малышу, что Человек-паук или Белоснежка всегда убирают за собой игрушки и не забывают чистить зубы.

Ставьте лёгкие и чёткие задачи

Маленькие с трудом понимают, что от них хотят. Именно поэтому все просьбы и задания им желательно доносить в корректной и простой форме, иначе не будет никакого результата.

Распределяйте обязанности и планируйте

Ребенку важно знать и понимать, что в семье у каждого есть свои обязанности. Поэтому в целях воспитания заранее объясните, что от него требуется.

Например, поручили каждый день убирать постель, раз в неделю вытирать пыль, каждый вечер собирать портфель. Если не будет системности, не получится ничего добиться.

Для привития навыка трудиться систематически подойдет составление письменного плана простых задач на каждый день. Он сработает лучше, если малыш напишет его своей рукой и по мере выполнения каждого пункта будет его вычеркивать.

Приучаем к осознанному и регулярному труду с помощью сказки

Дети любят мультики, но в современных интерпретациях не так много морали. Поэтому родителям полезно наблюдать за тем, что смотрят их дети.

Сказка – это отличный способ приучить ребёнка к труду. Расскажите придуманную историю, в которой все герои трудятся и получают от этого только радость.

Если в прочитанной сказке окажется, что кто-то получил неожиданное вознаграждение, не приложив к этому усилий, объясните, что чудеса, конечно, случаются, но у тех, кто планомерно и систематически совершает определенные действия намного больше шансов прийти к намеченному результату, чем у того, кому просто повезло.

Как в воспитании учесть индивидуальные особенности ребенка

Каждый ребенок уникален и со своими особенностями. Их обязательно учитывать при воспитании и прививании любви к труду.

Некоторые дети в силу своего возраста застенчивы. Они болезненно воспринимают критику, поэтому с ними стоит быть осторожными и не делать много замечаний.

Есть также дети, которые по своей природе медлительны, хотя многие думают, что это лень. Также внимательно отнеситесь к такому тревожному сигналу, как длительное отсутствие настроения, плаксивость, низкая самооценка и неверие в свои способности. Такое поведение может указывать на наличие депрессии, которая проявляется в подростковом возрасте.

Отдельного внимания заслуживают слишком активные и возбуждённые дети, которые способны делать не больше 1-2 дел в день. Если ребенок не может концентрироваться на выполнении задачи более 2-3 минут и быстро отвлекается необходимо исключить у него такое заболевание как синдром дефицита внимания и гиперактивность.

При воспитании учитывайте пол. Девочки берут пример со своих матерей, а мальчики стараются подражать поведению отца.

Трудовая деятельность девочки должна быть правильно организованной и ненавязчивой. Она делает то же, что и мама: готовит и накрывает на стол. Особенности воспитания девочек, мы уже рассматривали в другой статье.

Мальчик же, наоборот, в процессе трудовой деятельности в большей степени взаимодействуют с отцом. Поэтому ему интересно работать в гараже или в мастерской. О том, как из мальчика воспитать настоящего мужчину читайте здесь.

Консультация психолога в воспитании трудолюбия: как не отбить охоту помогать

Родители не так часто обращаются к клиническим психологам. И это опрометчиво. Ведь специалист окажет помощь в налаживании семейных отношений.

На консультациях каждый психолог даёт свои советы. Но есть ряд общих рекомендаций, которыми руководствуются практически все специалисты.

  • Если с ранних лет не приучать к труду, вырастет обыкновенный потребитель, неприспособленный к взрослой жизни. Только совместная трудовая деятельность исправит ситуацию.
  • Не переусердствовать в процессе воспитания – вот главное правило. Поэтому не слишком нагружайте маленького ребёнка. Иначе вы добьетесь обратного эффекта.
  • Не забывайте: трудовая деятельность – это не наказание. Воспитанник должен это понимать, а иначе труд у него будет ассоциироваться с обидой и гневом.
  • Объясняйте детям с ранних лет – труд не бывает зазорным, даже если речь идет об уборке кошачьего туалета или мытье унитаза. Также не разделяйте строго женские и мужские обязанности, иначе это воспитает в ребёнке неверные приоритеты.
  • Ребенок должен с детства понимать, что можно, а что нельзя. В противном случае в доме не будет приятной семейной обстановки и порядка.

Только родители на личном примере способны привить трудолюбие. При этом важно не упустить нужный момент и отказаться от криков, наказания, угроз и скандалов. Как это сделать, читайте в одноименной статье. Ведь чем старше малыш, тем сложнее воспитывать в нём какие бы то ни было качества.

Воспитание трудолюбия

Понятие трудолюбия и трудового воспитания

Трудолюбие — это черта характера, суть которой заключается в положительном отношении человека к трудовой деятельности, любви к труду, стремлении много и усердно трудиться и работать.

Трудовое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего формирования и развития личности ребенка. Трудовая деятельность детей весьма разнообразна, ее особенности зависят от возраста ребенка, его психического и физического развития, способностей и интересов.

Основная цель детского труда – это оказание положительного воспитательного воздействия на личность ребенка.

В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка не устойчива, она во многом связана с игровой, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Именно поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку отделить игровую деятельность от трудовой, понять ее значимость и серьезность.

Труд требует от ребенка значительных умственных способностей, таких как инициативность, сообразительность, наблюдательность, внимательность, сосредоточенность и т.д. В процессе трудовой деятельности у детей развивается мышление, формируются навыки планирующей деятельности, обогащаются знания о предметах и явлениях.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, трудовая деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка. Именно поэтому очень важно воспитывать у каждого ребенка такое качество как трудолюбие.

Правила воспитания трудолюбия у детей

Процесс воспитания трудолюбия требует соблюдения ряда правил:

  1. Воспитание трудолюбия должно осуществляться с раннего детства
  2. Процесс воспитания необходимо организовывать правильно, а реализовывать постепенно
  3. Процесс воспитания должен приносить ребенку удовольствие
  4. Воспитание должно быть регулярным и систематическим
  5. Процесс воспитания должен проходить осознанно
  6. Важно учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Воспитание трудолюбия с самого раннего детства подразумевает формирование правильных и нужных привычек, непосредственно на практике. Родители должны поручать ребенку выполнять различную работу, учить ухаживать за собой и т.д. В том случае, если взрослые считают, что ребенок еще мал и ограждают его от выполнения работы, то они совершают большую ошибку.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Труд – это естественный процесс, который ни в коем случае не является насилием над личностью ребенка, а напротив, способствует ее развитию.

Воспитание трудолюбия, должно осуществляться правильно, то есть вначале родителям необходимо поручать ребенку посильные задания, постепенно их усложняя. В том случае, если задание будет слишком легким, то ребенку оно будет неинтересно. Сложное же задание и вовсе может побудить отторжение к труду. Воспитание трудолюбия у детей младшего возраста начинают с формирования навыков самообслуживания: самостоятельно одеваться, кушать, убирать игрушки и т.д.

Процесс воспитания трудолюбия должен приносить ребенку удовольствие, вызывать положительные эмоции и радость от проделанной работы. Для этого взрослому необходимо сделать труд привлекательным для ребенка, создать благоприятную атмосферу и побудить на выполнение трудовых действий. Также ребенку необходимо понимать и осознавать цель и значимость своей трудовой деятельности.

Воспитание трудолюбия является процессом регулярным, его необходимо осуществлять не только в рамках специальной организации, но и при каждом удобном случае в повседневной жизни или режимном моменте ДОУ. Одной из распространенных ошибок является то, что родители приучают ребенку к труду от случая к случаю. Большинство родителей и вовсе оправдывают отсутствие трудового воспитания тем, что они слишком загружены и у них нет на это времени.

Процесс воспитания трудолюбия требует от ребенка осознанности. Каждый ребенок должен в полной мере осознавать значимость труда во всех его проявлениях. Только в этом случае овладение необходимыми трудовыми навыками и таким качеством как трудолюбие будет эффективно в полной мере.

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе воспитания трудолюбия очень важен. Необходимо давать детям не только посильные трудовые задания, но и хвалить достигнутые результаты. Ни в коем случае не допускается критика, особенно если она не конструктивна. Ребенок может болезненно отреагировать на критику и в дальнейшем предпочтет прослыть лентяем, нежели выполнить какую-нибудь работу.

Советы родителям по воспитанию трудолюбия

Довольно часто родители допускают ряд ошибок в воспитании трудолюбия у детей. Поэтому важно придерживаться ряда следующих правил:

  1. В случае, если ребенок стремиться в чем-то помочь, не отказываться от его помощи, а напротив поддержать его инициативу, даже если потом придется все переделать или предстоит уборка.
  2. Если ребенок проявляет интерес к определенному виду трудовой деятельности, то постараться создать ему все необходимые условия. Например, если есть желание вымыть посуду, но родители боятся, что ребенок может ее разбить, можно поручить ему мыть пластиковые тарелки или железные ложки.
  3. Трудолюбие во многом связано с ответственностью, поэтому детям полезно поручать ухаживать за домашними растениями или питомцем. Предварительно нужно объяснить, что они нуждаются в тщательном и регулярном уходе.
  4. В более старшем возрасте, детей следует учить пользоваться бытовыми приборами, объясняя их предназначение.
  5. Формирование навыков самообслуживания. Можно осуществлять путем приучения детей стирать носовые платочки, носочки. Также можно учить стирать одежду кукол и т.д.
  6. Приучать детей помогать маме или папе (в зависимости от пола и интересов ребенка). Можно помогать маме на кухне или с уборкой. Папе можно подавать инструменты при ремонте, в процессе чего учиться их различать.
  7. Во всех случаях, когда ребенок оказывает родителям помощь, необходимо его хвалить вне зависимости от успешности выполненной работы. Хвалить нужно за проявленную инициативу и стремление помочь. Похвала создает положительный эмоциональный отклик и формирует правильное отношение к труду.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

МБОУ НОШ № 24

Воспитание трудолюбия

«Вы дал ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Воспитательное значение руда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-либо потребности, влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда (в отличие от мотивов других видов деятельности) является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. Отодвинутость мотива от деятельности требует волевых усилий, предполагает ее целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры, учения. Существуют следующие виды положительной направленности труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста являются пример и интерес. Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль над качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др. Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнять требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требование «Я сам»), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.

Читать еще:  Задачи трудового воспитания в семье
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector