221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание социально нравственного воспитания дошкольников

Задачи, методы, средства и формы организации социально-нравственного воспитания дошкольников и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (доброта, красота, нравственность, истина, полезность), традициям и культуре общества, в котором они живут.

Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников

1) Формирование у дошкольников социально-нравственных чувств и эмоций.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

2) Воспитание навыков и привычек социально-нравственного поведения

3) Формирование у дошкольников социально-нравственного сознания (представлений, суждений, оценок).

В содержание социально-нравственного воспитания дошкольников входит: воспитание гуманности у детей, воспитание коллективизма, формирование мужественности и женственности, воспитание нравственноволевых качеств, культуры поведения, начал патриотизма и гражданственности.

Средствами социально-нравственного воспитания дошкольников выступают:

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

• окружающая обстановка, психологическая атмосфера;

Методы социально-нравственного воспитания дошкольников

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

— методы формирования навыков и привычек поведения (приучение, упражнение, пример взрослых или других детей, наблюдение, показ действия, организация воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер, игра);

— методы формирований нравственных представлений, суждений, оценок (беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов; метод убеждения);

— методы коррекции поведения (поощрение, наказание).

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах:

– организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками;

– организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Содержание нравственного воспитания дошкольников

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки [10]:

· воспитание гуманности как качества личности;

· формирование начал гражданственности и патриотизма;

· формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание,отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются [13].

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Читать еще:  У детей надо воспитывать эстетический

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А. В. Запорожец, ТА Маркова, В.И. Нечаева, Л А Пеньевская, АВ. Суровцева и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

формирование нравственного сознания;

социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Средства социально-нравственного воспитания

Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

организация их деятельности (игры, труда и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

общение с природой;

художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Некоторые авторы выделяют и специфические средства, соответствующие разным направлениям воспитания детей: например, трудового и нравственно-трудового воспитания.

Средства трудового и нравственно-трудового воспитания

Ведущее средство трудового воспитания.

Дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, удовлетворяют потребность в приобщении к миру взрослых. С ее помощью решаются прикладные, практические задачи трудового и нравственно-трудового воспитания

1-й – ознакомление с процессом труда взрослых

2-й — с человеком-тружеником, его отношением к труду. При этом решаются интеллектуально-нравственные задачи.

Художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Они служат для воспитания социальных и нравственных чувств и отношений, формируют представление о содержании труда

Условия социально-нравственного воспитания должны соотноситься с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всей образовательной деятельности: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и ее отдельных компонентов — мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, когнитивно-эмоционального, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например:

с программой социального развития и воспитания дошкольников («Я — человек!» С.А. Козловой и др.);

программой нравственного воспитания дошкольников («Дружные ребята» Р.С. Буре и др.) и т.д.

Таким образом, содержание образовательной деятельности может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания развитии ребенка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воз действий.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

в раннем и младшем возрасте — микросреда;

— в среднем дошкольном — мезосреда;

в старшем дошкольном — макросреда.

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.

Классификация В.И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:

методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

Читать еще:  Этическое воспитание детей дошкольного возраста

формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);

формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б.Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);

организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

— объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно- раздельных и совместно-последовательных, совместно-распределенных действий i ;

— обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать это самому;

— напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

— разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений детском коллективе.

Формы организации социально-нравственного воспитания

1. В виде организации совместной деятельности взрослых и детей под которой можно понимать деятельность двух и более участнике процесса социально-нравственного воспитания по решению зада социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской пози ции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой фор организации работы с воспитанниками.

Например, в качестве такой формы могут выступать игры-тренинги, проводимые воспитателем или педагогом-психологом.

Основные задачи игр-тренингов:

совершенствовать двигательные умения и навыки;

сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, формировать установки на социальное здоровье;

формировать положительные взаимоотношения в группе;

коммуникативные навыки детей;

обучать планированию совместной парной, подгрупповой и групповой деятельности;

развивать навыки сюжетной игры и воображения в процессе подготовки детей к физкультурным досугам, праздникам и соревнованиям.

Эти задачи решаются в игровой форме, на основе игр с использованием сюжетов русских народных сказок. Дошкольники при этом становятся непосредственными участниками сказочных событий, что повышает их заинтересованность в игре и формирует мотивацию к участию в групповой деятельности даже у малоподвижных и стеснительных детей. По мере формирования детского коллектива в структуру занятий вводятся элементы, связанные с подготовкой детей к участию в командном

выступлении. Так, например, осуществляется подготовка к эстафетам «Веселые старты», соревнованиям «Школа мяча» (элементы баскетбола) и «Перестрелка» (элементы гандбола), показательным выступлениям в рамках детского фестиваля «Красота в движении». При этом дети учатся кооперироваться и обсуждать качества, необходимые для успеха в определенном виде спорта. В образной форме эти качества моделируются в процессе двигательно-игровой деятельности. Некоторые двигательно-игровые задания требуют обсуждения в коллективе для нахождения совместного решения. В ходе таких обсуждений дети учатся слушать друг друга, высказывать и формулировать свои мысли, планировать свои действия, сопереживать успехам и неудачам ровесников, поддерживать друг друга. Все это благоприятно сказывается на формировании социально-психологического климата группы и социального здоровья воспитанников.

2. В виде организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимаются общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком вида деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать с ровесниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания.

Результаты социально-нравственного воспитания

Социальные и нравственные чувства — переживания, связанны с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства «вырастают» из «социализированных» эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах — сострадании, любви, ответственности, долге и т.д. — отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства связаны Мировоззрением человека,

Социально-нравственная культура — степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Читать еще:  Что значит духовно нравственное воспитание

Социально-нравственные качества — постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Социально-нравственные ценности — ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. «Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно — то, что впоследствии вы сочтете злом».

Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие блоки:

· воспитание гуманности как качества личности;

· формирование начал гражданственности и патриотизма;

· формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание,отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственностиодна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Процесс нравственного воспитания детей в ДОУ осуществляется во всех возрастных группах. Педагогу необходимо знать задачи данного процесса, решение которых он должен осуществлять. В старших возрастных группах по программе воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой) решаются следующие задачи:

· формирование у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности;

· развитие начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности;

· формирование дисциплинированности, самостоятельности;

· развитие моральных чувсв;

· формирование коллективных отношений;

· развитие и обогащение чувств детей, повышение степени их осознания детьми, формирование способности управлять чувствами;

· формирование чувства уважения к взрослым.

Таким образом, содержание нравственное воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается в приобщении детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм; знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector