221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Составляющие нравственного воспитания

Компоненты программы духовно-нравственного воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Компоненты программы духовно-нравственного воспитания

МКОУ «Леженская основная школа»,

село Леженьки Тимский район Курская область

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

воспитание нравственных чувств и этического сознания;

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены по направлениям.

ФГОС перечисляют традиционные источники нравственности, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Вдумчивое прочтение вроде бы известных слагаемых нравственности во многом может стать открытием:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания :

1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;

2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;

5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений. Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Реализация программы осуществляется на уроках и во внеклассной работе.

В школе проводятся вечера познавательных тайн, предметные олимпиады, мероприятия по пропаганде ЗОЖ, конкурс рисунков, походы и соревнования, сбор краеведческого материала, создание летописи своего села, организация и систематическое проведение акций и трудовых десантов по поддержанию чистоты, благоустройству класса, школа, улицы, села, мероприятия экологической направленности, экологии языка, викторины, конкурсы, турниры, коллективные творческие дела, выставки, концерты, фестивали. Неделя мужества, встречи с ветеранами боевых действий и Великой Отечественной войны, помощь труженикам тыла, шефство над памятником и могилой воина-интернационалиста; акции «Бессмертный полк», «Сирень победы», «С любовью к России мы делами добрыми едины», «Дети читают стихи», конкурсы, концерты. Работа волонтёрских отрядов. В рамках проекта «Здравствуй, батюшка Покров!» проходят праздники народных ремесел.

Важным источником нравственного опыта школьников являются занятия по ОПК.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Изучение православной культуры в форме культурологического курса даёт возможность любому ребёнку посещать занятия.

Цель: духовно-нравственное развитие посредством приобщения к ценностям православной культуры.

1. Познакомить с историей Ветхого и Нового Завета; христианской церкви, происхождением и идеями других религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

2. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

3. Раскрыть содержание и смысл православного искусства и его значение для российской культуры.

4. Дать детям твердые нравственные ориентиры, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Научить быть отзывчивыми, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты, уважению к чужим святыням, ибо живём мы в многонациональной стране .

Общеобразовательная школа дает знание о религии с чисто культурологических и воспитательных позиций, оставляя право религиозного выбора за учеником.

За годы работы накоплен богатый методический материал. Организуются экскурсии в Коренную Пустынь, Знаменский собор, паломнические поездки.

Дети участвуют в сказках, спектаклях, композициях, связанных с праздниками и памятными событиями, читательских конференциях, совершают заочные путешествия, создают презентации . Ежегодно проводятся День славянской культуры, пасхальный праздник, праздник, приуроченный к Покрову, День православной книги .

Продуктивно используются активные методы обучения, включающие самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения, составление кроссвордов и многое другое.

Православие лежит в основе российской гуманитарной и филологической культуры, поэтому я как учитель-словесник стараюсь, чтобы изучение русского языка и особенно литературы базировалось на духовных ценностях православия.

Треть обучающихся мусульмане. С разрешения родителей они посещают занятия, с интересом слушают учителя, выполняют задания, участвуют в праздниках. Моя наипервейшая задача: донести до всех детей, что все мы люди и все равны перед Богом, и живём мы в одной стране, на одной земле, и относиться друг к другу должны с уважением.

В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов :

1. Повышение социальной компетенции детей и подростков.

2. Формирование гражданской позиции.

3. Формирование целостного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

4. Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельные решения социальных проблемных ситуаций.

5. Укрепление духовных связей между ребятами, развитие коллективизма.

6. Создание условий для самовыражения, самореализации личности.

7. Развитие навыков культуры общения в различных возрастных группах.

О каких-либо достижениях в духовном воспитании говорить трудно, тем не менее, преподавание ОПК имеет огромное значение в воспитании нравственности. Думаю, что во многом благодаря этому курсу, в нашем селе нет противостояния между русскими и турками, ребята-мусульмане, вернувшись из армии, приходят в школу. Выпускники, независимо от нации и вероисповедания, поддерживают отношения с одноклассниками, учителями, делятся и радостями, и горестями.

«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». (Патриарх Сербский Павел)

Я абсолютно уверена, что преподавание православной культуры необходимо для нашего подрастающего поколения, для нашей страны, потому что:

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Дата публикации: 08.04.2016 2016-04-08

Статья просмотрена: 19820 раз

Библиографическое описание:

Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 884-887. — URL https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239]. Всё чаще в выступлениях разнообразных общественных деятелей звучит мысль о нарастающем духовном и нравственном кризисе. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей, которые не сопровождаются закладкой нового нравственного базиса. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.

Читать еще:  Воспитание у детей любви к природе

Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения. Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом.

Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.

Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления:

– нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним);

– нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);

– нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим);

– нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].

Деятельность каждого человека определяется содержанием его поступков в адрес окружающих его людей — нас судят, исходя из наших действий. В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и усваивает стойкую систему ценностей, убеждений и принципов. Чем раньше начнется влияние родителей и близких людей на нравственный облик ребёнка, тем глубже этические нормы укоренятся в подрастающем поколении. Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены нормам морали, принятым в обществе, и выступают как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. Истинно нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любом окружении. Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.

Процесс воспитания нравственности включает в себя:

– возникновение осознания своей взаимозависимости с обществом, важности согласования своих поступков с ценностями и интересами общества;

– освоение и принятие нравственных идеалов и принципов общества, доказательство их здравости и законности;

– создание системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями, и последующим их принятием;

– выработка стойких нравственных чувств, воспитание в детях понимания того, что этика — главное составляющее взаимоуважения между людьми;

– формирование устойчивых нравственных привычек.

Формирование нравственного сознания — многоуровневый и долговременный процесс, начинающийся с ознакомления с простейшими представлениями о культуре и этикете, и постепенно усложняющийся до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания.

Процесс формирования системы устойчивых нравственных убеждений особенно труден, когда речь идет о детях с нарушениями интеллекта. Этот процесс включает в себя развитие понимания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, учит верно давать характеристику явлениям окружающего мира, прививает знания об этических нормах, и помогает закреплять их на практике.

Одной из важнейших задач воспитания в ребёнке нравственности является формирование у него нравственных чувств, которые подразумевают под собой осмысление личностью своего отношения к общественным требованиям, а также к нравственным поступкам.

Инертность волевой и интеллектуальной регуляции, вялость переживаний и склонность к эгоцентризму значительно усложняют формирование главнейших нравственных чувств у детей с умственной отсталостью. Это приводит к тому, что развитие высших чувств происходит со значительными задержками и с помощью вдумчивого и напряженного педагогического труда, и ставит прогресс этих детей в чрезвычайно зависимое от любых негативных впечатлений положение. Любое отрицательное впечатление может спровоцировать агрессию со стороны ребенка с нарушениями, и закрепиться как повседневный способ реагирования. Таким образом, дети со слабой волевой регуляцией находятся в большой зависимости от ошибочных действий, которые со временем могут стать источником возникновения других дурных привычек. И именно поэтому формирование нравственных привычек и навыков общественного поведения требует к себе большого внимания, а также специальных методик и организованных программ.

Нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс, результатом которого является нравственная воспитанность. Она становится видна по взаимоотношениям и деятельности каждой личности, и проявляется в уважении к ценностям и идеалам общества. Нравственная воспитанность человека определяется через способность рассуждать о жизненных процессах с позиции морали и нравственности, давать им верную оценку и соответствующе этому себя вести. О ней говорит также способность к сопереживанию и сочувствию, глубина таких нравственных чувств как гуманность, сильная воля, единство слова и дела.

Иными словами, нравственная воспитанность человека проявляется не в механическом послушании установленным в обществе нормам и правилам, в устойчивости положительных привычек, проявляющейся в стойкости системы убеждений, включающей в себя общественные нормы, принятые человеком как собственные принципы и взгляды.

«Гуманность — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» [2, с. 104].Как, правило, идеалы и ценности общества обобщаются в систему взглядов и убеждений, выражающей отношение человека в окружающей его действительности и социальной среде, и влияющей на его взаимоотношения с другими людьми. Гуманность можно рассматривать как главнейшее средство нравственно-этического воспитания. Именно поэтому использование примеров нравственного поведения, созданных в разные этапы исторического развития морали, так важно в воспитании

В процесс воспитания в ребенке нравственности входит также развитие культуры поведения и дисциплинированности. Дисциплина подразумевает под собой соответствие образа жизни и деятельности человека принципам, установленным в обществе, умение определять границы нравственного и безнравственного в тяжелых жизненных обстоятельствах и готовность поддерживать общественные установки.

Этика — это дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика изучает проблемы нравственного и безнравственного, нормы и правила, порожденные совместным общежитием, такие нравственные чувства как совесть, самопожертвование, солидарность, дружба, милосердие и т. д. Очень важно, чтобы процесс ознакомления ребенка с нравственными нормами и ценностями общества происходил последовательно и был желаемым и приятным поиском откровений на вопросы о себе и окружающем мире. Этическое воспитание должно быть процессом, благодаря которому ребенок сможет вести постоянный диалог с миром, он должен быть наполнен радостной, живой и творческой познавательной деятельностью.

Нравственное и этическое воспитание ребенка с умственными отклонениями определяется совокупностью его привычек и навыков общественного поведения. Моральные нормы и правила могут только тогда считаться характеристиками человека, когда они проявляются в ежедневном уважении общественных ценностей. Общечеловеческие ценности — это такие простые нравственные нормы человеческой жизнедеятельности. В это понятие входят представления человека о достоинстве личности, о смысле и значении жизни, о понятиях добра, зла, счастья, справедливости и любви, о том, что является наиболее значительным и значимым в жизни. Это то, что позволяет личности видеть верные ориентиры в жизни. Стремление проникнуть в основы человеческой морали, лежащее в основе этих ценностей, требует известной силы воли, это непростой нравственный выбор. Дать верные ответы на вечные вопросы, постигнуть смысл человеческой жизни крайне важно для растущего и взрослеющего ребенка.

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание задачи

Неукоснительное соблюдение норм морали и нравственности, а также правил общественности, облагораживает все поступки человека и его жизнь в целом. Воспитание морали в подрастающем поколении должно быть тесно связано со всеми сферами жизни нынешних детей — охватывать и их обучение, и взаимоотношения с другими людьми, культурное и этическое развитие, физическое и трудовое воспитание. Значительная роль в становлении личности ребенка принадлежит воспитателям и педагогам. Вся их работа направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его настолько, чтобы в процессе обучения у детей развивалась тяга к знаниям, формировались представления об ответственности и моральном долге, о внешнем мире и своих обязанностях, по отношению к тому, что их окружает.

  1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003–287 с.
  2. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985–368 с.
  3. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — 397. с. — (Высшее педагогическое образование).

Цели и задачи нравственного воспитания

Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Воспитывая детей, мы стараемся обучать их добиваться своих целей только своими силами, пользуясь лишь правильными средствами. Нравственность устанавливает границу допустимых действий, поступков, переступить через которую для воспитанного человека невозможно.

Цели нравственного воспитания

Цель нравственного воспитания – способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека – специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

В расширенном диапазоне цели воспитания:

  • возрождение нравственных ценностей;
  • соблюдение единства воспитательных и практических задач;
  • становление основ морали и нравственности;
  • формирование гуманизма к окружающему;
  • формирование потребности самосовершенствования;
  • расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.

Содержание воспитания

За основу нравственной культуры можно принимать следующие категории:

  • отношение к Родине, Отечеству, политике, государству. Формируемые качества: гражданственность, толерантность к другим народам, патриотизм;
  • отношение к окружающим. Качества: коллективизм, гуманность, милосердие, сочувствие, сострадание, культура общения;
  • отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность);
  • отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность);
  • отношение к природе, достояниям общества (экологическая культура, забота об окружающих вещах, бережливость).

Понятие “нравственность” очень большое, включающее в себе множество категорий, качеств личности. Оно охватывает все сферы жизни человека.

Важнейшей частью нравственной культуры является нравственное сознание – это процесс отражения всех отношений общества сознанием отдельного человека или группы, если подразумевается коллективное сознание. Мышление – движущая сила, процесс накопления опыта (отношений, ситуаций, анализ, принятие решений при необходимости выбора). Только в правильно сформированном сознании может произойти выбор решения в той или иной ситуации. Формируется оно опытным путем через угрызения совести, радость и удовлетворение от верно принятых решений.

Составляющей частью и одновременно результатом сформированного нравственного сознания становится проявление нравственных чувств, качеств. Они являются источником формирования привычек и эталонов поведения.

Главные задачи в формировании нравственности

Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:

  • развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
  • развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
  • выработка эталонов поведения.

Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.

Задачи в педагогике делятся на группы:

  • Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
  • Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.

Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.

Воспитание дисциплинированности, культуры поведения

Дисциплинированность – характеристика нравственности, период формирования которой обычно приходится на детский и подростковый возраст. Дисциплина, культура поведения – категории, регулирующие правильность поведения в главных сферах жизни. Они характеризуются выдержанностью, организованностью, готовностью подчиняться не только личным, но и общественным целям, нормам, принципам. Дисциплинированность, культура поведения формируются через:

  • культуру речи и общения;
  • бытовую культуру;
  • культуру внешнего вида.

Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс

Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.

Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.

Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.

Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.

Формы и средства воспитания

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

  • каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
  • метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
  • для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
  • метод не должен быть шаблонным;
  • применение метода должно быть тактично и опосредованно;
  • при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
  • важно предвидеть ожидаемые результаты;
  • все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Нравственность в дошкольном возрасте

Ранее мы уже писали о нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Чем меньше возраст, тем больше ребенок открыт для окружающего мира, для информации, которая из этого мира поступает. Маленький ребенок как губка впитывает все, что слышит или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, природу, собственный пример.

Основные цели на этом этапе:

  • формирование основ нравственных чувств, качеств, привычек;
  • привитие гуманного отношения к природе, обществу, окружающим предметам, к каждому человеку отдельно;
  • закладка основ патриотических чувств, умения жить в коллективе, формирование трудолюбия.

При осуществлении воспитания в дошкольных учреждениях для решения поставленных задач важна организация взаимодействия, основанная на доверии, совместной деятельности, формирование у дошкольников положительных реакций на все положительные моменты жизни воспитательного учреждения.

Отмечается, что у дошкольников часто возникает проблема несоответствия между воспитанием семьей и коллективом. Если в учреждении образования ребенку прививают доброту, дружелюбность, а дома культивируется агрессия, то скорее всего ребенок окажется в состоянии противоречия, когда любая ошибка может склонить его на негативную сторону.

Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

Проблемы подросткового возраста

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации. Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением.

Читать еще:  Социально нравственное развитие и воспитание дошкольников

Нравственное воспитание крайне важно для становления зрелого и всесторонне развитого человека, высокоморального и развитого члена общества. Начинать его нужно с самых ранних лет, можно сказать с самого рождения, показывая ребенку родительскую ласку, добрые отношения в семье, читая правильные сказки, давая нужное направление для дальнейшего развития во взрослой жизни.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Компоненты программы духовно-нравственного воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Компоненты программы духовно-нравственного воспитания

МКОУ «Леженская основная школа»,

село Леженьки Тимский район Курская область

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

воспитание нравственных чувств и этического сознания;

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены по направлениям.

ФГОС перечисляют традиционные источники нравственности, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Вдумчивое прочтение вроде бы известных слагаемых нравственности во многом может стать открытием:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания :

1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;

2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;

5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений. Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Реализация программы осуществляется на уроках и во внеклассной работе.

В школе проводятся вечера познавательных тайн, предметные олимпиады, мероприятия по пропаганде ЗОЖ, конкурс рисунков, походы и соревнования, сбор краеведческого материала, создание летописи своего села, организация и систематическое проведение акций и трудовых десантов по поддержанию чистоты, благоустройству класса, школа, улицы, села, мероприятия экологической направленности, экологии языка, викторины, конкурсы, турниры, коллективные творческие дела, выставки, концерты, фестивали. Неделя мужества, встречи с ветеранами боевых действий и Великой Отечественной войны, помощь труженикам тыла, шефство над памятником и могилой воина-интернационалиста; акции «Бессмертный полк», «Сирень победы», «С любовью к России мы делами добрыми едины», «Дети читают стихи», конкурсы, концерты. Работа волонтёрских отрядов. В рамках проекта «Здравствуй, батюшка Покров!» проходят праздники народных ремесел.

Важным источником нравственного опыта школьников являются занятия по ОПК.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Изучение православной культуры в форме культурологического курса даёт возможность любому ребёнку посещать занятия.

Цель: духовно-нравственное развитие посредством приобщения к ценностям православной культуры.

1. Познакомить с историей Ветхого и Нового Завета; христианской церкви, происхождением и идеями других религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

2. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

3. Раскрыть содержание и смысл православного искусства и его значение для российской культуры.

4. Дать детям твердые нравственные ориентиры, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Научить быть отзывчивыми, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты, уважению к чужим святыням, ибо живём мы в многонациональной стране .

Общеобразовательная школа дает знание о религии с чисто культурологических и воспитательных позиций, оставляя право религиозного выбора за учеником.

За годы работы накоплен богатый методический материал. Организуются экскурсии в Коренную Пустынь, Знаменский собор, паломнические поездки.

Дети участвуют в сказках, спектаклях, композициях, связанных с праздниками и памятными событиями, читательских конференциях, совершают заочные путешествия, создают презентации . Ежегодно проводятся День славянской культуры, пасхальный праздник, праздник, приуроченный к Покрову, День православной книги .

Продуктивно используются активные методы обучения, включающие самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения, составление кроссвордов и многое другое.

Православие лежит в основе российской гуманитарной и филологической культуры, поэтому я как учитель-словесник стараюсь, чтобы изучение русского языка и особенно литературы базировалось на духовных ценностях православия.

Треть обучающихся мусульмане. С разрешения родителей они посещают занятия, с интересом слушают учителя, выполняют задания, участвуют в праздниках. Моя наипервейшая задача: донести до всех детей, что все мы люди и все равны перед Богом, и живём мы в одной стране, на одной земле, и относиться друг к другу должны с уважением.

В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов :

1. Повышение социальной компетенции детей и подростков.

2. Формирование гражданской позиции.

3. Формирование целостного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

4. Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельные решения социальных проблемных ситуаций.

5. Укрепление духовных связей между ребятами, развитие коллективизма.

6. Создание условий для самовыражения, самореализации личности.

7. Развитие навыков культуры общения в различных возрастных группах.

О каких-либо достижениях в духовном воспитании говорить трудно, тем не менее, преподавание ОПК имеет огромное значение в воспитании нравственности. Думаю, что во многом благодаря этому курсу, в нашем селе нет противостояния между русскими и турками, ребята-мусульмане, вернувшись из армии, приходят в школу. Выпускники, независимо от нации и вероисповедания, поддерживают отношения с одноклассниками, учителями, делятся и радостями, и горестями.

«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». (Патриарх Сербский Павел)

Я абсолютно уверена, что преподавание православной культуры необходимо для нашего подрастающего поколения, для нашей страны, потому что:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector