221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социально нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Рубрика: Развитие дошкольника

Дата публикации: 23.11.2019

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Сокольникова Н. М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №10. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/145/4589/ (дата обращения: 23.03.2020).

В рамках реализации ФГОС деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [4].

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность — задача непростая и очень ответственная. Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог, занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях, обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл [2].

В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.

Целенаправленная работа в данном направлении ведется педагогами нашего ДОУ на протяжении многих лет. Задачами социально-нравственного воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
  2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
  3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Отсюда вытекают основные формы взаимодействия с детьми:

– Знакомство с произведениями художественной литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;

– Этические беседы нравственного содержания;

– Сочинение историй, сказок;

– Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций.

Основными формами взаимодействия с дошкольниками являются:

Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Возможности обучения значительно возрастают, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. Поэтому необходимы ситуативные разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правильности их поступков.

Процесс сочинения историй, сказок станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Такие творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник на конкретных примерах самостоятельно может определить нарушение нормы поведения и найти способ, как его исправить. Дальше дети самостоятельно смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций представляет собой практическую деятельность, включающую игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, т. к. моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями. Осуществляя взаимодействие с детьми, мы стараемся придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:

– создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;

– использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

В группах нашего дошкольного учреждения оборудованы уголки духовно-нравственного воспитания детей. Здесь размещается материал, дающий детям первоначальное представление о православии: это подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, православные календари для детей, художественная литература («Детская Библия», сказки, былины, предания), литература для родителей и педагогов, аудио и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения тематических мероприятий, картотеки с русскими народными подвижными играми, альбомы с иллюстрациями. В течение года регулярно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Оформлены уголки Белгородоведения, в которых размещаются материалы для знакомства детей с «малой родиной», природой родного края, животным и растительным миром; выдающимися людьми нашей области. В нашем ДОУ мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Организуются открытые показы организованной деятельности «Уроки доброты», что позволяет нам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детстве, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие гармоничной личности.

Таким образом, эффективность социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения [3].

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
  2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
  3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Похожие статьи

Создание условий для развития нравственных качеств.

− С. В. Конкевич «Социальнонравственное воспитание дошкольников в формировании

Одной из форм работы с детьми по социально-коммуникативному развитию являются

Социальнонравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об.

Социальнонравственное воспитание в детском саду и в семье

Социальнонравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из

Социальнонравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с.

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ребенок, семья, среда, проект. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его.

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале.

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников.

Социальнонравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из.

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через

Социальнонравственное воспитание в детском саду и в семье.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. В воспитании детей с первых лет его жизни большое.

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Усвоение нравственных норм — это потенциал

Основная цель данных проектов: — воспитание у детей социально значимых качеств

Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями.

Доклад «Социально нравственное развитие детей дошкольного возраста»

Детский сад при школе МБОУ СОШ с. Буюклы

«Социально нравственное развитие детей дошкольного возраста»

воспитатель Е.А. Князева.

В современном мире проблема воспитания ребенка достаточно актуальна, так как одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственно-волевых качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Воспитание социальных и нравственных качеств личности дошкольника является, безусловно, залогом успешного обучения в школе и в их будущей профессиональной деятельности. Данные качества воспитываются не только в образовательной, но и в коммуникативной, познавательной, трудовой деятельности.

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание детей в семье

Дошкольное образование считается первым важным уровнем системы современного российского образования. В период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего социально-нравственного развития. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Социально-нравственное развитие – одна из сторон этого процесса. Для организации процесса социально-нравственного развития детей дошкольного возраста воспитателям важно определить категориальный аппарат, выявить особенности социально-нравственного развития в разные возрастные периоды дошкольного детства.

Социальное воспитание, социальное развитие. Нравственное воспитание. Нравственное развитие. Соотношение понятий

В задачу написания данного параграфа входило выявление сущности понятий «социальное воспитание», «социальное развитие», «нравственное воспитание», «нравственное развитие», а также выявление соотношения данных понятий.

По определению В. Абраменковой [1], под социальным развитием детей понимается усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой ребёнок растет, формирование его ценностей, навыков общения.

В. Абраменковой представлена динамика социального развития детей: в младенческом возрасте происходит установление первых контактов с окружающим его миром. На протяжении дошкольного возраста происходит налаживание контактов со взрослыми, ребёнок учится доверию, управлению собственным телом и своими поступками, строит свою речь и оформляет её словами. В качестве средств социального развития детей дошкольного возраста в литературе рекомендуется использовать общение, объяснение, чтение, игры% дошкольников вооружают максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Л.А. Першиной [3] под социальным воспитанием понимается основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. Взрослый также становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Л.А. Першиной также представлено определение понятия «нравственное развитие», под которым понимается процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения [3].

Нравственное воспитание является одной из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития ребенка-дошкольника. Это обусловлено его влиянием на становление личности дошкольника, в частности, на культуру сто общения, поведения и деятельности, на формирование образа себя и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим и умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.

Изучение понятий «социальное развитие», «социальное воспитание», «нравственное развитие», «нравственное воспитание» позволило нам остановиться на соотношении данных понятий. Было выявлено, что в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется систематическое социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, структурными компонентами данного понятия являются социальное воспитание и нравственное воспитание. Результатом проводимой работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении является социальное и нравственное развитие дошкольников.

Организация социально-нравственного воспитания дошкольников. Детская субкультура

Детская субкультура — это особая система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» [1].

Неинституионализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, ритуалы и др.

В содержание детской субкультуры входят:

— детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношения со сверстниками, в том числе правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);

— специфические способы воспитательных воздействий на сверстников, разрешение спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки);

— детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки);

— увлечения: детское собирательство ( сокровищницы, секреты, тайники, коллекционирование);

— способы и формы свободного времяпровождения (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности, походы в «страшные места» (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (стройки, свалки), рассказывание страшных историй;

— субкультурные формы, которые играют решающую роль в процессе овладения содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, «черный юмор», сказочный мир);

— детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний.

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передающей специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношения со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир [1].

Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта.

Социализация — адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей и норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам [2].

Социализация – это и формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт.

Особенности современной социализации ребенка: раннее приобщение к миру взрослых (телепередачи, родители не скрывают от детей дошкольного возраста негативных сторон своей жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда приемлемы для детей); в связи со сложившейся криминогенной обстановкой дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками, имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, студий).

В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.

В процессе приобщения к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.

У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается опыт взаимодействия с окружающими, строятся социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный и социально желаемый внутренне.

Форма приобщения дошкольников к детской субкультуре

Основными формами приобщения детей дошкольного возраста к детской субкультуре являются выставки, презентации, игровые проекты, разнообразные события. Остановимся на характеристике форм приобщения дошкольников к детской субкультуре подробнее.

По определению В.И. Даля, выставка это собрание каких-либо замечательных предметов. Выставки могут быть тематическими (коллекционными, творческими) и авторскими (семейными, персональными).

Основным требованием к выставочным материалам является требование содержания полной информации о владельце. Особая роль отводится этапу, который включает в себя работу по накоплению, уточнению у детей знаний о предмете выставки. В младшем и среднем возрасте устраиваются только тематические выставки. В дошкольном образовательном учреждении могут быть проведены следующие тематические выставки:

Моя любимая игрушка — в торая младшая гр. (Любимые игрушки детей, фото детей)

Моя любимая книга (Любимые книжки детей, фото детей)

Семейные увлечения (Поделки разной тематики, семейное фото)

Персональные выставки детских работ (Рисунки, вязание, вышивка, фото ребёнка)

Презентация — это активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы. Данная форма проводится со средней группы.

Условно можно выделить презентации:

— группы (предметно-развивающей среды в целом или её отдельных игровых зон)

— выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы;

— групповых достижений, раскрывающих результаты детской группы в каком-либо виде деятельности.

В детском саду могут быть использованы следующие презентации:

Мир увлечений детей и родителей;

Экскурсия по фотовыставкам;

Игровые проекты — это форма взаимодействия детей в деятельности, способ её организации, характеризующий поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели. Данную форму проводят с детьми начиная со среднего возраста.

Их организация и проведение требуют длительного времени. Через проекты могут быть реализованы и презентации, и выставки.

К игровым проектам предъявляется ряд требований:

— обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;

— включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

В дошкольном образовательном учреждении могут быть организованы следующие игровые проекты:

Выпуск журнала про любимого героя (Детский журнал о персонаже мультфильма «Шрек»)

Сказки А. С. Пушкина (Рисунки-иллюстрации к сказкам)

Ателье «Фантазия» (Изделия, сшитые из остатков ткани и оформленные особым образом; альбом с фото- образцами моделей одежды, придуманных детьми)

Фотомастерская (Выставка автопортретов «Мы-друзья»)

Событие — это форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребёнка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. Данную форму можно использовать со второй младшей группы.

Читать еще:  Что такое нравственное воспитание детей

Тематическое планирование событий:

Час улыбки и доброты

Ярмарка игр (Атрибуты для игр «Зоопарк», «Магазин», «Кафе», «Дом», «Поликлиника», «Салон-парикмахерская»; настольные игры с кубиком, конструктор «Лего»)

Пасха (Крашеные яйца и материалы (наклейки) для украшения)

Итак, кратко нами были даны характеристики самых распространённых форм приобщения дошкольников к детской субкультуре.

Изучение и анализ литературы в ходе написания работы позволил нам сделать ряд выводов.

Нами была изучена сущность понятий «социальное воспитание», «социальное развитие», «нравственное воспитание», «нравственное развитие» и их соотношение. Под социальным развитием дошкольников будем понимать усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой ребёнок растет, формирование его ценностей, навыков общения. Социальное воспитание — основа социального развития ребенка. Под нравственным развитием понимается процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения. Нравственное воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. В ходе выявления соотношения представленных понятий сделали вывод об осуществлении в дошкольном образовательном учреждении социально-нравственного воспитания, результатом которого является социальное и нравственное развитие дошкольников.

Также при написании работы было дано определение детской субкультуры, под которой понимается система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Основными формами приобщения детей дошкольного возраста к детской субкультуре являются выставки, презентации, игровые проекты, разнообразные события.

В качестве практической части было разработано событие «Час улыбки и доброты».

Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка

М.: Лепта Книга, 2008. 544с.

Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтен А.Г. Социально-нравственное воспитание детей. М.: Айрис-пресс, 2011. 2008.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Л.А. Першина. М.: Академический проект; Альма Матер, 2005. 256 с.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников — целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников — это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Воспитание у детей нравственных чувств. Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте .Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными

2. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.

3. Формирование нравственных представлений и мотивов повеления. Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых

Принципы воспитания (общие)

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю.

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели

2. Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методой воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания я развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий на чувста, сознание м поведение.

3. Принцип воспитания вдеятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка всочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя и др.взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверив к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним.

Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

5. Поинцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно у вздеть педагогу и дать км развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

6. Поинпип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:

а) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);

б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;

в) в раскрытии индивидуальности ребенка;

г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей._ Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.

24Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

— методы формирования навыков и привычек поведения;

— методы Формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

— методы коррекции поведения.

I, Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить эа услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Читать еще:  Нравственно этическое воспитание дошкольников

Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и пра ьил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы Формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:

беседы на этические темы,

чтение художественной литературы,

рассматривание и обсуждение картин, иллюстра ций, диафильмов;

Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы — вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования:

1, Поощрять нужно своевременно и умело.

2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: «добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные осооенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельность». Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9908 — | 7690 — или читать все.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание этических норм поведения у ребёнка является нравственной проблемой, которая имеет не только социальную, но и педагогическую значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Решению задач социально-нравственного развития способствует организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

— формирование нравственного сознания;

— социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

— нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

— доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

— воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

Условия социально — нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно — поведенческого и эмоционально-чувственного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой):

Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С.А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р.С. Буре и др.).

Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.

Например, классификация В.И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:

• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).

• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).

• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).

• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).

• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил, исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е.Ю. Демурова, Л.П. Стрелкова, А.М. Виноградова); беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л.П. Князева); решение проблемных ситуаций (Р.С. Буре); обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А.Д. Кошелева); организацию игр-упражнений (С.А. Улитко), игр-драматизаций.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

— ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;

— организация деятельности детей — игры, труд и др.,

— включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;

— общение с природой;

— художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.

Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М., 2011.

Микляева Н. В, Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×