221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социально нравственное воспитание дошкольников

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Рубрика: Развитие дошкольника

Дата публикации: 23.11.2019

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Сокольникова Н. М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №10. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/145/4589/ (дата обращения: 23.03.2020).

В рамках реализации ФГОС деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [4].

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность — задача непростая и очень ответственная. Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог, занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях, обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл [2].

В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.

Целенаправленная работа в данном направлении ведется педагогами нашего ДОУ на протяжении многих лет. Задачами социально-нравственного воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
  2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
  3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Отсюда вытекают основные формы взаимодействия с детьми:

– Знакомство с произведениями художественной литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;

– Этические беседы нравственного содержания;

– Сочинение историй, сказок;

– Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций.

Основными формами взаимодействия с дошкольниками являются:

Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Возможности обучения значительно возрастают, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. Поэтому необходимы ситуативные разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правильности их поступков.

Процесс сочинения историй, сказок станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Такие творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник на конкретных примерах самостоятельно может определить нарушение нормы поведения и найти способ, как его исправить. Дальше дети самостоятельно смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций представляет собой практическую деятельность, включающую игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, т. к. моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями. Осуществляя взаимодействие с детьми, мы стараемся придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:

– создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;

– использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

В группах нашего дошкольного учреждения оборудованы уголки духовно-нравственного воспитания детей. Здесь размещается материал, дающий детям первоначальное представление о православии: это подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, православные календари для детей, художественная литература («Детская Библия», сказки, былины, предания), литература для родителей и педагогов, аудио и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения тематических мероприятий, картотеки с русскими народными подвижными играми, альбомы с иллюстрациями. В течение года регулярно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Оформлены уголки Белгородоведения, в которых размещаются материалы для знакомства детей с «малой родиной», природой родного края, животным и растительным миром; выдающимися людьми нашей области. В нашем ДОУ мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Организуются открытые показы организованной деятельности «Уроки доброты», что позволяет нам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детстве, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие гармоничной личности.

Таким образом, эффективность социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения [3].

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
  2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
  3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Похожие статьи

Создание условий для развития нравственных качеств.

− С. В. Конкевич «Социальнонравственное воспитание дошкольников в формировании

Одной из форм работы с детьми по социально-коммуникативному развитию являются

Социальнонравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об.

Социальнонравственное воспитание в детском саду и в семье

Социальнонравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из

Социальнонравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с.

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ребенок, семья, среда, проект. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его.

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале.

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников.

Социальнонравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из.

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через

Социальнонравственное воспитание в детском саду и в семье.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.

Читать еще:  Что такое художественно эстетическое воспитание

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. В воспитании детей с первых лет его жизни большое.

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Усвоение нравственных норм — это потенциал

Основная цель данных проектов: — воспитание у детей социально значимых качеств

Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями.

Социально-нравственное воспитание

Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе.

Особенности социально-нравственного воспитания дошкольников

Социально-нравственное воспитание детей начинается с первых лет жизни и основывается на формировании положительных качеств человека.

Ребенку в дошкольном возрасте следует прививать нравственные качества через трудовую активность, творчество и игровые формы воспитания. В процессе общения в дошкольных учреждениях ребенок проявляет свой характер, формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как гражданин и определяет свою позицию в обществе.

Для того чтобы социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным, необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми. Важную роль в процессе воспитания играет трудовая деятельность, в процессе которой ребенок развивается, достигает поставленных целей и совершенствует свои навыки.

Социально-нравственное воспитание детей должно реализовываться в тесном взаимодействии родителей и воспитателей ДОУ. Формирование социальных и нравственных качеств ребенка должно осуществляться в рамках его общественной жизни и взаимодействия в детском коллективе.

Методы социально-нравственного воспитания в ДОУ

В дошкольных учебных заведениях социально-нравственное воспитание детей осуществляется по специальным педагогическим программам и направлениям. Педагогические программы состоят из наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют социально-развитую и нравственную личность.

К основным средствам социально-нравственного воспитания в ДОУ можно отнести:

  • Художественные средства, воздействующие на эмоциональную и духовную стороны ребенка (литературные произведения, искусство, музыка, театр и кино);
  • Природные средства, которые формируют у ребенка гуманность, сопереживание, бережное отношение к окружающему миру и гражданскую позицию;
  • Деятельностные средства, которые развивают способности ребенка, его ответственность, трудолюбие и целеустремленность (труд, творчество, игра и т.д.);
  • Контактные средства, которые направлены на общение ребенка и самореализацию в обществе, социализацию и самоидентификацию.

Социально-нравственное воспитание в ДОУ будет реализовываться только в том случае, если созданы положительные условия и нравственная атмосфера в коллективе. Ребенка должны окружать комфортные условия, насыщенные доброжелательностью, поддержкой, гуманностью и заботой.

Методы социально-нравственного воспитания дошкольников представляют собой формы педагогического воздействия, которые формируют нравственную личность.

В современной дошкольной педагогике выделяют следующие методы социально-нравственного воспитания:

  • Методы, формирующие нравственное поведение ребенка (поручения, требования, примеры, упражнения и задания);
  • Методы, формирующие нравственное сознание (образец, пример, внушение, беседа, просьба, разъяснение);
  • Методы поощрения и стимулирования (награда, конкурс, состязания и турниры);
  • Методы, раскрывающие интеллектуальные и творческие способности (творчество, игровой процесс, рукоделие, спортивные упражнения, логические задания и т.д.).

Каждый метод социально-нравственного воспитания должен соответствовать целям и задачам воспитания, возрасту и интересам детей. Для методов социального воспитания родителям и педагогам необходимо подготовить условия и атмосферу, а также логическое завершение.

Важной составляющей социально-нравственного воспитания дошкольников является общение и коммуникационные связи между детьми. Постоянное взаимодействие, обмен знаниями и опытом помогают детям устанавливать общественные связи, активно развиваться и формировать положительные навыки жизни в обществе.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников — целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников — это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Воспитание у детей нравственных чувств. Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте .Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными

2. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.

3. Формирование нравственных представлений и мотивов повеления. Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых

Принципы воспитания (общие)

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю.

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели

Читать еще:  Нравственное воспитание детей 4 лет

2. Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методой воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания я развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий на чувста, сознание м поведение.

3. Принцип воспитания вдеятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка всочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя и др.взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверив к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним.

Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

5. Поинцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно у вздеть педагогу и дать км развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

6. Поинпип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:

а) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);

б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;

в) в раскрытии индивидуальности ребенка;

г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей._ Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.

24Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

— методы формирования навыков и привычек поведения;

— методы Формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

— методы коррекции поведения.

I, Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить эа услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и пра ьил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы Формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:

беседы на этические темы,

чтение художественной литературы,

рассматривание и обсуждение картин, иллюстра ций, диафильмов;

Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы — вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования:

1, Поощрять нужно своевременно и умело.

2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: «добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные осооенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельность». Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9216 — | 7813 — или читать все.

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А. В. Запорожец, ТА Маркова, В.И. Нечаева, Л А Пеньевская, АВ. Суровцева и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

Читать еще:  Этическое воспитание дошкольников

2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

формирование нравственного сознания;

социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Средства социально-нравственного воспитания

Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

организация их деятельности (игры, труда и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

общение с природой;

художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Некоторые авторы выделяют и специфические средства, соответствующие разным направлениям воспитания детей: например, трудового и нравственно-трудового воспитания.

Средства трудового и нравственно-трудового воспитания

Ведущее средство трудового воспитания.

Дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, удовлетворяют потребность в приобщении к миру взрослых. С ее помощью решаются прикладные, практические задачи трудового и нравственно-трудового воспитания

1-й – ознакомление с процессом труда взрослых

2-й — с человеком-тружеником, его отношением к труду. При этом решаются интеллектуально-нравственные задачи.

Художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Они служат для воспитания социальных и нравственных чувств и отношений, формируют представление о содержании труда

Условия социально-нравственного воспитания должны соотноситься с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всей образовательной деятельности: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и ее отдельных компонентов — мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, когнитивно-эмоционального, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например:

с программой социального развития и воспитания дошкольников («Я — человек!» С.А. Козловой и др.);

программой нравственного воспитания дошкольников («Дружные ребята» Р.С. Буре и др.) и т.д.

Таким образом, содержание образовательной деятельности может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания развитии ребенка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воз действий.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

в раннем и младшем возрасте — микросреда;

— в среднем дошкольном — мезосреда;

в старшем дошкольном — макросреда.

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.

Классификация В.И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:

методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);

формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б.Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);

организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

— объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно- раздельных и совместно-последовательных, совместно-распределенных действий i ;

— обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать это самому;

— напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

— разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений детском коллективе.

Формы организации социально-нравственного воспитания

1. В виде организации совместной деятельности взрослых и детей под которой можно понимать деятельность двух и более участнике процесса социально-нравственного воспитания по решению зада социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской пози ции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой фор организации работы с воспитанниками.

Например, в качестве такой формы могут выступать игры-тренинги, проводимые воспитателем или педагогом-психологом.

Основные задачи игр-тренингов:

совершенствовать двигательные умения и навыки;

сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, формировать установки на социальное здоровье;

формировать положительные взаимоотношения в группе;

коммуникативные навыки детей;

обучать планированию совместной парной, подгрупповой и групповой деятельности;

развивать навыки сюжетной игры и воображения в процессе подготовки детей к физкультурным досугам, праздникам и соревнованиям.

Эти задачи решаются в игровой форме, на основе игр с использованием сюжетов русских народных сказок. Дошкольники при этом становятся непосредственными участниками сказочных событий, что повышает их заинтересованность в игре и формирует мотивацию к участию в групповой деятельности даже у малоподвижных и стеснительных детей. По мере формирования детского коллектива в структуру занятий вводятся элементы, связанные с подготовкой детей к участию в командном

выступлении. Так, например, осуществляется подготовка к эстафетам «Веселые старты», соревнованиям «Школа мяча» (элементы баскетбола) и «Перестрелка» (элементы гандбола), показательным выступлениям в рамках детского фестиваля «Красота в движении». При этом дети учатся кооперироваться и обсуждать качества, необходимые для успеха в определенном виде спорта. В образной форме эти качества моделируются в процессе двигательно-игровой деятельности. Некоторые двигательно-игровые задания требуют обсуждения в коллективе для нахождения совместного решения. В ходе таких обсуждений дети учатся слушать друг друга, высказывать и формулировать свои мысли, планировать свои действия, сопереживать успехам и неудачам ровесников, поддерживать друг друга. Все это благоприятно сказывается на формировании социально-психологического климата группы и социального здоровья воспитанников.

2. В виде организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимаются общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком вида деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать с ровесниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания.

Результаты социально-нравственного воспитания

Социальные и нравственные чувства — переживания, связанны с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства «вырастают» из «социализированных» эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах — сострадании, любви, ответственности, долге и т.д. — отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства связаны Мировоззрением человека,

Социально-нравственная культура — степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Социально-нравственные качества — постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Социально-нравственные ценности — ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. «Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно — то, что впоследствии вы сочтете злом».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector