221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальное понимание феномена воспитания предполагает рассмотрение

ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

А. воспитание в широком социальном смысле

совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающихпередачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.)

ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖНО ЗНАТЬ

Воспитание – это процесс целенаправленной контролируемой социализации (посредством семейного, религиозного, школьного воспитания).

Фактически воспитание здесь отождествляется с социализацией.

Б. воспитание в широком педагогическом смысле — целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

В. воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений;

Г. воспитание в еще более узком значениирешение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.)

Различные определения воспитания

1 Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/.

2 Воспитаниепроцесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./.

3 Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/.

4 Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/.

5 Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/.

6 Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/.

7 Воспитаниепроцесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./.

8 Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.

Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности. Суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (Маленкова).

По институциональному признаку выделяют

воспитание по месту жительства (общинное), а также

воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам.

1 Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека.

Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

2 Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

3 Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества.

2.Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности.

3. В.Леви: чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка.

4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности).

5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.

6. /Закон/ параллельного педагогического действия: «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф.Козлов).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

— руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению воспитательного процесса.

основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

*Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

*Принцип опоры на положительное в воспитаннике.

*Принцип гуманистической направленности воспитания.

*Принцип стимулирования активности личности.

*Принцип культуросообразности/Маленкова/

*Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

*Принцип восприятия и приятия воспитанника таким, каков он есть /Маленкова/.

*Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности.

*Принцип целостного подхода в воспитании.

*Принцип сотрудничества, партнерства в воспитании.

*Принцип эстетизации детской жизни.

*Принцип связи воспитания с жизнью.

*Принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться /А.С.Макаренко/.

*Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса.

ТЕМА 11 ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания

некий идеал, к которому стремится общество.

Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ

Античный мир. Целью воспитания должно быть воспитание добродетелей.

Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств.

Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Ян Амос Коменский: «должна быть твердо установленная троякая цель воспитания: 1 — вера и благочестие; 2 — добрые нравы; 3 — знание языков и наук».

Дж. Локк: главная цель воспитания — сформировать джентльмена — человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

Ж.Ж.Руссо: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ (ИДЕАЛ) СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Современная педагогическая практика руководствуется ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ КОНЦЕПЦИЯМИ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ:

— прагматической;

— гуманистической.

1 Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания».

Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

2 Гуманистическая концепция исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Читать еще:  Социально нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Традиционно выделяемые направления воспитательной работы:

— умственное,

— нравственное,

— трудовое,

— физическое

-эстетическое;

— патриотическое (гражданское),

— правовое,

— экономическое,

— экологическое.

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ:

* Н.М. ТАЛАНЧУК:

Цельвоспитаниязаключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролейи соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Воспитание как социально-педагогический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:11, реферат

Описание работы

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Файлы: 1 файл

Педагогика обучения и воспитания.docx

Воспитание как социально- педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смыслерассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Другое определение воспитания в узком смысле (из лекции): воспитание — целенаправленный систематический процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Сущностные характеристики воспитания

Воспитание характеризуется следующими особенностями:

  • возникает под влиянием потребности общества в передаче от поколения к поколению накопленного жизненного опыта (знания, умения и навыки, традиции, правила);
  • носит исторический характер — т. е. по мере развития общества меняются цели, содержание, методика воспитания;
  • целенаправленность и планомерность процесса воспитания;
  • процесс двусторонний: ребенок не только объект, но и субъект воспитания;
  • целостность процесса воспитания — в процессе воспитания у ребенка формируются не отдельные качества, а личность в целом;
  • процессу воспитания свойственна скачкообразность: хотя качества личности формируются постепенно, их становление происходит в форме скачка;
  • процесс воспитания характеризуется многофакторностью;
  • длительность процесса воспитания;
  • воспитание — взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности.

Сущность воспитания находит отражение в законах воспитания. Закон воспитания — объективно существующие, повторяющиеся существенные связи между предметами и явлениями в педагогическом процессе. Законы воспитания:

  • Единство целей, содержания, методов и результатов воспитания.
  • Взаимосвязь воспитания и развития личности.
  • Взаимосвязь воспитания и обучения.
  • Взаимосвязь между процессами воспитания и самовоспитания.
  • Взаимосвязь между степенью активности личности и результатами ее развития.

Понятие цели воспитания. Исторический характер целей воспитания.

Деятельность учителя направлена на формирование личности растущего человека. Результаты ее находят отражения в облике воспитанника, в чертах его личности, в характере и поведения. Полноценное развитие личности осуществляется при условии, если воспитание наиболее полно отражает требования общества, определяющие цель воспитания.

Цель воспитания сообщает деятельности воспитателей перспективный, созидательный характер. Без точного знания цели и ее учета в воспитательной деятельности нет и не может быть полноценного воспитания.

В цели воспитания выражен определённый идеал, сформулированы требования к человеку — каким он должен быть и для каких общественных нужд его надо подготовить.

Следует отметить, что в современной педагогике проблема целей воспитания является дискуссионной. Ни одно из существующих определений цели воспитания не представляется исчерпывающим.

В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от сознательно – философской позиции авторов.

Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной, так и реальной цели воспитания.

Идеальная цель воспитания отражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность.

Философы древности представляли себе человека средоточением функциональных добродетелей. В дальнейшем проблема всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом.

История развития человеческого общества показывает, что в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Идеальная цель воспитания является ориентом на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных изменяются в зависимости от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический характер.

Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер, поскольку отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей.

Читать еще:  Смысловые блоки нравственного воспитания

Цели воспитания могут носить и субъективный характер – как правило, в том случае, когда конкретная семья формирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие.

В истории педагогики цели воспитания рождаются в бесконечных спорах о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть.

Древние мыслители полагали, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей: Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств; Аристотель – воспитанию мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной частоты.

По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направленно на достижение трёх целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

К. Кельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.

И. Песталоцци говорил, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей человека.

И. Кант возлагал на воспитание большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.

И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека.

По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это, прежде всего человек нравственный: «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у учеников осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и цивилизации.

Закономерность и принципы воспитания.

Закономерность воспитания — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование. Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания.

Основными закономерностями процесса воспитания являются:

  • · зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;
  • · ориентация воспитания на развитие личности путём присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей;
  • · воспитание личности происходит в деятельности и общении;
  • · эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание;
  • · зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания;
  • · зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий;
  • · процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.

В системе принципов воспитания выделяют принципы, которые выполняютфункции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу 11).

В повседневной воспитательной практике педагог руководствуется еще рядом принципов воспитания (см. схему 17). Например, принцип воспитания в коллективе предписывает рассматривать коллектив как фактор и средство воспитания личности, оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы процесса обучения.

Реализация принципа связи воспитания с жизнью и практикой требует систематического ознакомления школьников с событиями, происходящими в стране и мире, включение в содержание воспитания местного краеведческого материала, вовлечение воспитанников в посильную трудовую, общественно полезную и другие виды деятельности.

Соблюдая принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, педагог исходит их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения к ней.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является современной трактовкой утверждения А.С. Макаренко о том, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

Принцип эстетизации детской жизни нацеливает воспитателя на формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности, развитие их художественно-эстетического вкуса. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников предписывает в ходе педагогического управления поощрять инициативу и творчество развивать самостоятельность и самодеятельность воспитанников, развивать ученическое самоуправление, обеспечивать своевременную смену руководства и подчинения.

Целостный подход к воспитательному процессу

Необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности; непротиворечивости воспитательных влияний, взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности; единого стиля и тона отношений к ребенку; гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм воспитания

Опираться в воспитании на природу ребенка, на закономерности его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в процессе воспитания

Учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы воспитательного процесса; решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры

при конструировании и осуществлении воспитательного процесса ориентироваться на личность как на цель, субъекта, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение; опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия

Опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать воспитательный процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания

Полисубъектный (диалогический) подход в воспитании

Учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции педагога и воспитанников; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности

Сущность феномена воспитания

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый процесс. Это совокупность формирующих воздействий всех социальных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

Читать еще:  Гуманистический подход к воспитанию в рб

Осуществление воспитания – неотъемлемая функция общества. Общество продолжает развиваться только в том случае, если течет река передачи опыта от старшего поколения к младшему. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений (производительные силы, производственные отношения, язык, идеология, политика). Это функционирование обусловлено коренной общественной и потребностью в подготовке производительных сил. Поэтому воспитание – категория вечная.

Воспитание является отражением закономерных взаимосвязей между процессом передачи опыта поколений и другими общественными явлениями. Неотъемлемой частью воспитания являются образование и обучение. В связи с этим можно утверждать, что воспитание – категория общая.

На каждом этапе исторического развития общества воспитание носит конкретно-исторический характер.

Основным критерием осуществления воспитания является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Неугасающая потребность человечества в развитии процесса воспитания и общность этого процесса обусловливают феноменальность воспитания в жизни общества.

Сущность воспитания как педагогического явления

Для того чтобы качества личности соответствовали требованиям жизни, процесс воспитания должен осуществляться целенаправленно и организованно.

В связи с этим следует рассматривать воспитание как педагогическое явление.

Воспитание как педагогическое явление – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание как процесс имеет следующие характеристики:

· дискретность во времени и пространстве;

· наличие среды для осуществления воспитания.

Среда для осуществления воспитания как педагогического явления – воспитательная система. Это упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую деятельность. Признаками системы выступают компонентность, структурность, многоуровневость, иерархичность компонентов, их обусловленность и взаимосвязанность.

Воспитательная система состоит из следующих взаимосвязанных подструктур:

· объектов и субъектов воспитания;

· отношений, возникающих между участниками процесса воспитания;

· естественной среды обитания;

· техногенной среды обитания;

· управления, которое обеспечивает жизнеспособность воспитательной системы.

Все перечисленные компоненты воспитательной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены системообразующей деятельностью.

Движущие силы воспитания

Процесс воспитания диалектичен. Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности и подвижности.

Как любой процесс, воспитание развивается в результате действия совокупности противоречий. Рассмотрим внутренние и внешние противоречия.

Внутренние противоречия – это источник развития личности. Основным в данной группе является несоответствие между потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Такое рассогласование и является движущей силой развития человека, заставляющей его расширять свои познания и опыт, развивать потребность в новых знаниях. Воспитание же предназначено для того, чтобы направить, сориентировать личность в ее развитии, следовательно, внутренние противоречия служат основой для управления процессом воспитания.

В данной группе противоречий можно выделить и противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику, и возможностями, ограничивающими его поступки и действия в решении этих задач.

Другим противоречием этой группы является противоречие между внешним влиянием и внутренним стремлением воспитанника. Целенаправленность процесса воспитания иногда мешает педагогу осуществлять его с учетом желаний, запросов подрастающего поколения.

Внешние противоречия способны оказывать влияние на результаты воспитания. Они отражают благоприятные или неблагоприятные условия для протекания процесса воспитания (например, противоречия между целенаправленным воспитательным воздействием в системе образовательного учреждения и стихийным влиянием окружающей среды, между школой и семьей и др.).

ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание

Общественное воспитание – это воспитание способности человека жить в обществе.

Общественное воспитание существовало уже в античности. Для Спарты было характерно высокая степень уничижения человеческих слабостей и человеческих жизней, что, конечно, на первый взгляд кажется ужасным, но это всего лишь необходимая потребность общества, в котором жили древние спартанцы, калеки им были не нужны, им были нужны физически здоровые сограждане. Хотя, по современным меркам, система все же чрезвычайно жестока. Спарта – это выдающийся феномен общественного воспитания, причем феномен как в плохом (в меньшей мере), так и в хорошем (в большей мере) смысле слова.

В Афинах же обучение хотя и носило общественный характер в целом, но было аристократическим, поэтому оно достигало лишь определенных целей. Однако общественное воспитание было, а то, что было четкое разделение на «аристократов» и рабов – это историческая примета. В Афинах развивалась система образования с отторжением от труда, он был недостоин свободного Афинянина.

Однако, это было ошибочно, уже на тот момент практика показывает, что материал усваивается лучше при непосредственном соприкосновении с объектом изучения или на примерах для непосредственной практики. Это уже нам привыкшим мыслить абстрактно, имеющих весьма приличный багаж знаний (по меркам того времени) легко воспринимать предмет обучения на слух, хотя скажем, маленькие дети даже в наше время сразу не в состоянии мысленно воспринимать информацию, то есть без примеров. В последствии некого времени это презрение к труду переняли древние римляне, хотя не сразу.

Вначале у римлян понятие «гражданин» было связано не только с его прямым значением, но и с понятием «хороший земледелец» и «хороший семьянин», то есть была любовь к труду, которая впоследствии была сведена к нулю. И эту лень утоляла поистине многомиллионная армия рабов.

Античная эпоха сыграла существенную роль в развитии народного образования и общественного воспитания, но не более чем оформила народное образование и стала логическим заключением эпохи древности, которая хоть и делится на части, но не в истории образования.

Сегодня роль общественного воспитания определяется прежде всего тем, что человек должен быть не только образован, но и адаптирован к окружающему миру и людям.

Подготовка любого специалиста должна стать основательной, он должен быть не однобоко специализирован согласно западной идеологии, а всесторонне развитой и чрезвычайно высоко эрудированной личностью. Именно личностью, личностью в составе общества, а не отдельно от него. При этом с высокой степенью интеграции в общество, для принесения наибольшей выгоды обществу. Ведь человек не принадлежит себе, он принадлежит обществу, его воспитавшему, и пользу в первую очередь он должен нести не себе, а этому самому обществу. И, что важно, при этом не забывая о себе. Именно этому необходимо научить ребенка в школе. Задача учителя: не настаивать на своей точке зрения на общество, а предложить вариативную программу понимания системы общества. В этом и есть основа смысла воспитания сограждан в обществе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector