221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальный подход к воспитанию

Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании. Составьте модель социального воспитания студента вуза.

Термин «социальное воспитание» появился в обиходе педагогической теории еще в начале XX в. Этим понятием отечественная педагогика стремилась обозначить новую область гражданского воспитания − формирование социальной и политической активности личности, «развитие вкуса к социальной деятельности» (В. В. Зеньковский).

Современные сторонники социального воспитания не имеют в своем концептуальном аппарате единого определения этого понятия, а оперируют формулировками, где основной смысл выстраивается вокруг феномена социального:

− воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни;

− целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;

− педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности;

− педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);

− педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе;

− педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Личностный подход в социальном воспитании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, сознательному ответственному субъекту своего собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Возрастной подход как учёт и использование закономерностей развития личности, социально- психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом в воспитательных организациях.

Гендерный подход как учет особенностей пола в процессе воспитания.

Дифференцированный подход как целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в детском сообществе как структурные объединения, неформальные объединения, либо выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей.

Индивидуальный подход как организация воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы.

Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости синзетивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Дифференцированный подход в социальном воспитании — один из способов реализации гуманистического педагогического мировоззрения, решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников.

Он осуществляется во взаимодействии с группами воспитуемых. В процессе дифференцированного подхода руководитель изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы членов коллектива, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с этой группой и конкретные задачи и цели воспитания, формы включения ее в общую жизнедеятельность и взаимодействие.

Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной педагогической помощи личности и занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает и упорядочивает деятельность руководителя, так как позволяет разрабатывать содержание и формы воспитания не для каждого члена коллектива в отдельности, что практически невозможно (например, в условиях большой наполняемости классов и загруженности учителя), а для «категорий» людей, входящих в коллектив.

Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от атмосферы творческого сотрудничества, доброжелательности, гуманистической направленности и коллективных ценностей, демократичности педагогического управления.

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Подходы к воспитанию в отечественной педагогике
консультация на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
podhody_k_vospitaniyu_statya.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Использованные материалы «Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике» Голованова Н.Ф. — Педагогика №10, 2007 год, стр. 38 – 48

Педагогическая теория − своеобразная стратегия педагогической деятельности: она «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе.

Отечественная педагогика к началу 21 века открыто демонстрирует ориентации на гуманистические ценности и вводит в свой теоретический аппарат новые характеристики образования: «личностно ориентированный образовательный процесс», «субъект воспитания», «ценностные отношения», «самоопределение личности» и др.

В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы как: формирующий культурологический синергетический социализирующий герменевтический аксиологический антропологический психотерапевтический

Формирующий подход (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. М. Филонов) Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. «Формирование» понимается как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя. Формирующее воздействие должно «разбудить» духовные ресурсы детей, организовать их, оформить и обеспечить устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности воспитанников.

Формирующий подход (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. М. Филонов) Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» − «объяснить» − «упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и принял в собственном поведении. Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные.

Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова). Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности. Главное − взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание − это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка.

Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова). За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», т. е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. «Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношений. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и реконструирует» (Крылова Н.Б)

Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева) Характерная особенность синергетического подхода к воспитанию − признание возможности нескольких путей преобразования личности и выхода из критической, неустойчивой воспитательной ситуации скачком.

Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева) В силу нестабильности современной жизни и информационного хаоса в воспитании нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков, приобретения жизненного опыта. Иногда достаточно случайности чтобы «одним ударом» истребить самые дурные наклонности и закоренелые привычки (К.Д. Ушинский). Синергетический подход отстаивает значимость внутреннего потенциала личности, который обязан учитываться в процессе педагогического влияния. Любая реальная жизненная ситуация всегда связана для ребёнка с проблемой выбора, для решения которой недостаточно выученных правил поведения и запечатлённых в памяти жизненных ситуаций. Главные тенденции изменения личности возникают в области ценностей и нравственных установок.

Социализирующий подход (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая) Сущность социализирующего воспитания сводится к следующему: воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни; целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности , необходимых для успешной социализации; педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта , опыта поведения в деятельности; педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних); педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок , принятых в обществе; педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.

Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима). В основе подхода лежит герменевтика — философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений (В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Гуссерль). С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание. Поэтому важными атрибутами воспитательного процесса становятся песни, стихи, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского творчества должны быть приняты воспитателем — не оценены, а именно приняты как личностная ценность ребёнка. Воспитатель признаёт особую важность системы ценностей ребёнка. Воспитывающее влияние нацелено не на разрешение проблем, а на идентификацию ценностей.

Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург). В основе аксиологического/ценностного подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась во второй половине XIX века, а в ХХ веке стала общепризнанной. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; её первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности; выявление смысла ценности и её содержания; принятие осознанной ценности; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург). Важным является вопрос о том, как выращивается ценностный результат. Существует несколько подходов к этому вопросу: Освоение ценностей идёт через осознание . Отсюда методы — разъяснение, беседы, дискуссии. Степень усвоения ценностей зависит от мотивов социального поведения . Следовательно, необходимо побуждать воспитанников к инициативным поступкам в ситуациях выбора; Результат воспитания связан с ценностным отношением , которое имеет трёхкомпонентную структуру: когнитивный компонент (понятия и представления); эмоционально-оценочный компонент (переживание, оценка явления) и поведенческий компонент (опыт действия, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым действиям).

Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода. Ориентация на западный прагматизм не соответствует сложившейся духовно-нравственной ориентации русской культуры. Наши традиционные ценности — это: патриотизм — любовь к Родине; культура межнациональных отношений , межконфессиональный мир; бережное отношение к природе ; соборность, коллективизм, правдивость, честность, товарищество.

Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) Антропология — учение о Человеке. Антропологический подход в образовании состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это — не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка. Педагог — лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог — главный инструмент педагогической деятельности, педагог — «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного. Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок — «девичья фамилия» Человека. Норма — это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В.И. Слободчиков). Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения.

Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития. Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий: открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечность, доверие, благодарность, терпимость); специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения ; постоянная педагогическая диагностика и изучение природных задатков детей; организация воспитательного процесса с учётом специфики ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде; обеспечение самоопределения личности в деятельности (преодоление трудностей, проявлений инициативы и ответственности).

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). Воспитание рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление Б.Т. Лихачёв говорил об огромной роли бессознательного в жизни человека и указывал, что « воспитание и обучение… должны быть процессом не только внешнего воздействия, но и постепенного самоовладения, движения от себя внешнего к познанию себя внутреннего, к согласованию осознанных поступков и бессознательных побуждений »]. Он советует применять следующие педагогические воздействия психоаналитического характера:

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). педагогические воздействия психоаналитического характера: 1. Сознательные методы. Это, прежде всего, педагогическое воздействие словом, и осуществляется оно не только и не столько для того, чтобы заставить ребёнка что-то сделать. Цель — помочь ребёнку осознать происходящее с ним. Приёмы: выслушивание, выяснение, уточнение, понимание; разъяснение, увещевание, побуждение, убеждение. Методы самовоздействия: саморегулирование, самосовершенствование.

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). педагогические воздействия психоаналитического характера: 2. Суггестивные методы. К суггестивным способам относятся: Разнообразные игровые ситуации. Играя, ребёнок незаметно для себя пропускает в бессознательную сферу определённые образы, понятия, установки; Управление массовыми эмоциональными состояниями. Перед педагогом часто встаёт задача защиты детей от массовых бессознательных гипнотических эмоциональных заражений, например во время соревнований, концертов и т.п. Массовое гипнотическое заражение может быть деструктивным, вылиться в энергетическую стихию агрессивности, разнузданных влечений и общей безответственности. Перед педагогом стоит задача предотвратить массовый отрицательный психоз, а положительными массовыми воздействиями научиться управлять.

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская). педагогические воздействия психоаналитического характера: 2. Суггестивные методы. К суггестивным способам относятся: Аутотренинг и саморегуляция. Они способствуют сдерживанию вводящих в стрессовое состояние страстей, желаний, влечений. Педагогический психоанализ. Его цель — стабилизировать внутреннее душевное состояние ребёнка.

Социальное воспитание: интеграция человека в общество

Социальное воспитание — это педагогически регулируемая часть процесса социализации личности. Оно способствует формированию социальных навыков посредством выстраивания позитивных моментов в общении, играх, общественной и трудовой деятельности. Актуальность социализации и самоопределения подчеркивали не только зарубежные ученые, но и К. Д. Ушинский, Н. Толстой.

Социальным воспитанием называется комплексный процесс интеграции личности в общество.

Для этого необходимо использовать все действенные педагогические возможности, цель которых — соответствие принятым нравственным и социальным нормам.

Главные принципы социального воспитания

Существует несколько важных принципов социального воспитания. Которые способствуют формированию определенных функций в школах, воспитательных организациях, армии, трудовых коллективах. В них создаются все условия для развития личности, образования и накапливания опыта социальных отношений.

Это такие принципы как:

  1. Центрация на развитии личности. Детям, подросткам и молодежи, не достигшей совершеннолетнего возраста, оказываются максимальная помощь и поддержка, предполагающие развитие их нравственных качеств. При этом учитывается приоритет отдельной личности перед коллективом.
  2. Незавершимость воспитания. Каждый этап становления человека имеет ценность. Социальное воспитание должно строиться таким образом, чтобы после завершения одного периода можно было состояться как личности в следующем.
  3. Диалогичность. Предусматривает такое взаимодействие воспитателей и воспитанников, когда происходит обмен интеллектуальными, эмоциональными и моральными ценностями.
  4. Совокупность процессов, дополняющих друг друга — социальных, культурных, природных и других, определяющих уникальность подхода к развитию человеческой личности.

Реализация адаптации в социуме — это помощь каждому человеку в решении его задач и проблем. Создание такой обстановки в коллективах, при которой происходит его саморазвитие.

Социальное воспитание в современной системе

Нельзя утверждать, что воспитание необходимо только детям школьного или дошкольного возраста. Оно эффективно в различные периоды человеческой жизни. Для каждой исторической эпохи характерны различные подходы к воспитанию. Цели и содержание проводимой воспитательной работы всегда зависят от особенностей социума.

Требования общества, предъявляемые к образовательным и воспитательным учреждениям, позволяют формировать личности людей, адекватно воспринимающих социальные условия данной эпохи. А также способных стать полезными для него гражданами и тружениками.

Основными задачами социального воспитания считаются:

  1. Оказание индивидуальной поддержки детям, попавшим в трудную ситуацию в семье или школе. Восстановление их физического и психического здоровья, и нормального социального состояния.
  2. Содействие людям в успешной адаптации и интеграции в современный социум.
  3. Организация наиболее успешной творческой, познавательной, социальной и физической деятельности ребенка.
  4. Охрана здоровья детей.

С помощью социального воспитания осуществляется социально-культурное взаимодействие в группах или общностях. В них вырабатываются подходящие социальные потребности, чувства и интересы. Это инструмент стабилизации, так как вся система социального воспитания находится под непосредственным контролем всего общества, с едиными взглядами на социальные и нравственные нормы.

Социальное воспитание и его важные особенности

Основной целью социального воспитания считается такое управление процессом развития личности, при котором создается требуемая система ценностей, знаний, умений, а также отношений и склада мышления.

Социализация — процесс непрерывающийся в течение всей жизни человека. Его максимальная интенсивность приходится на детство и юность.

В это время формируются не только базовые нормы, но и отклонения, закладываются мотивации поведения в социуме.

Процесс социализации людей состоит в усвоении ими различных социальных ролей. Но это осложнено тем, что в обществе есть не только одобряемые им статусы, но и те, которые противоречат принятым нормам. Дети, по мере развития и становления, могут освоить как позитивные, так и негативные социальные роли.

Методики социального воспитания личности создаются на основе практики. С их помощью конструируются новые способы более эффективного процесса, задействуются экономические общественные ресурсы, которые требуются для его организации. Социальное воспитание также регулирует основные общественные отношения, мотивирует людей на достижение идеалов, культивируемых в обществе на данный исторический момент.

Социальное самоопределение человека — главная задача социального воспитания в социуме, которая обеспечивает включение в общество.

Формирует объективное и субъективное отношение к его виду деятельности. Социализация, развитие и воспитание личности являются основными факторами, влияющими на характер и свойства личности.

Социально-эмоциональное и нравственное воспитание — видео

Социальное воспитание: основные подходы

(Источники: Мудрик А.В. Социальная педагогика. Лекции Чесноковой, ответы прошлых лет серым)

Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему.

Социальный опыт – в широком смысле – единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.; стимулирования саморазвития.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Существует несколько направлений философии социального воспитания.

1) Консервативное направление основано на философии прагматизма. Представители – Дьюи, Келли, Комбс, Маслоу.

В рамках этого направления признаётся уникальность природы человека. Врождённые качества проявляются в зависимости от организации опыта. Главная задача воспитания – сформировать ум воспитанника, чтобы достигать реально достижимые цели. Мораль понимается как феномен с сиюминутным характером. Интеллектуальные и нравственные качества фактически врожденны. Осн. задача педагога – макс. обеспечить рост того, что уже заложено.

Дьюи – реализация принципа эгалитарности

2) Гуманистическое направление основано на философии неопрагматизма. Представители – Хёрст, Колберг.

Ценности объективны, задача – сформировать эти ценности у воспитанников. Под воспитанием в рамках этого подхода понимается привитие неких свойств. Поэтому, по мнению Колберга, общество нуждается в морали, чтобы знать, какую личность воспитывать. Мораль различных эпох различается степенью развития одних и тех же принципов справедливости и гармонии. Связь между нравственным поведением и моральным суждением (за это Колберга критиковали, как и его метод специальных педагогических бесед).

Концепция стадий моральной социализации: 1. доморальная, 2. условно-моральная, 3. моральная. Переход от одной стадии к другой – результат опыта чела, полученный из совершения ситуаций нравственного выбора. Метод – беседа на нравственные темы.

3) Иррациональное направление основано на философии экзистенциализма. Отрицание роли науки в получении полного знания о человеке. В лекциях нет представителей, в инете указан только Лозанов. Основные идеи:

– строгое научное познание невозможно

– все социальные институты находятся в антагонизме с человеческой природой. Семья – единственный нормальный институт

– человек – то, что он сам из себя делает. Среда – лишь условие для реализации человеческой индивидуальности.

Метод воспитания – беседа с воспитуемым. Никакого подталкивания и назидания. Все выводы воспитанник должен делать сам.

4) Технократическое направление основано на бихевиоризме Скиннера.

– все человеческие качества формируются в процессе обучения

– технологичность процесса воспитания

Упрощённая схема: стимул – реакция. Если среда действует на человека определённым образом, это не значит, что есть фатализм, это предсказуемая реакция. Процесс воспитания тождественен привитию навыков. Все чел. качества формируются в процессе обучения. акцент – на отношения чела и среды.Скиннер: человек должен знать, как факторы среды влияют на него и уметь изменять, организовывать.

5) Психоаналитическое направление основано на классическом психоанализе и неофрейдизме. Личность есть социальный продукт. Личность не равна индивидуальности, она не может сформироваться вне социума.

По мнению Юнга, личностью становится не каждый человек. С точки зрения Адлера, в 4 года ребёнок уже становится протоличностью. Он хочет походить на кого-то. Ориентация в данном случае на идеал. Бог – высший идеал, ориентир.

6) Диалектико-материалистический подход (или марксистское направление). Признаётся диалектическое взаимодействие личности и общества.

Нет общества без человека и нет человека без общества. Она взаимозависимы. В человеке есть задатки, и развитие способностей зависит от социальных отношений, от структуры и деятельности общества. Но основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности.

С точки зрения Леонтьева, нет пределов развитию человеческих способностей. Всё зависит от методов воспитания и продолжительности жизни. Деятельность – базисная категория в марксизме. Главное, правильно организовать деятельность, тогда разрешатся и проблемы воспитания.

По мнению Выготского, процесс развития ребёнка состоит из 2 частей:

– разделённая деятельность между взрослым и ребёнком

– собственная, самостоятельная деятельность

Опредмечивание и распредмечивание связаны с деятельностью. Это ещё 2 важные категории в марксизме. Всегда есть предмет, а человек распредмечивает что-то. Мы вынуждены подстраиваться под предметы, которые изобретены не нами.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Духовное воспитание детей дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector