221madou.ru

Мама и Я
420 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные технологии художественно эстетического воспитания дошкольников

Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников

Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Сначала это привело к резкому увеличению количества образовательных программ, затем стало расти число вариативных форм дошкольного образования. Но объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из его направлений.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.

В нашем детском саду в области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если их анализировать с точки зрения отношения взрослого к ребенку, то мы отдаем предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.

Остановимся кратко на некоторых из них.

Исследовательский метод

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.

Современная ситуация требует не фрагментального использования исследовательского метода, а его доминирования, преобладания над репродуктивными методами. Хотя исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.

Примеры использования исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания в детском саду № 14 “Журавушка”:

– рисование на мокром и сухом песке;

– рисование водой с последующим посыпанием сухим песком;

– лепка из сырого и “сухого” снега;

– поиск нужного цветового оттенка путем разбавления краски водой, смешения красок, разного нажима карандаша, разной интенсивности штриховки и т.п.;

– подбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом выбранных изобразительных средств;

– поиск способов копирования изображения (“волшебный экран”, световой столик и др.);

– поиск рациональных способов изображения большого количества одинаковых элементов (использование печаток, трафаретов, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, лепка с помощью форм и пр.)

Интегрирование

Потенциальные возможности гармоничного развития ребенка, его творческие способности к постижению мира остаются в значительной степени нереализованными, поэтому возникла необходимость в интегрировании образовательных компонентов с той целью, чтобы не произошло увеличение образовательных нагрузок. Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому (стандартному) компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.

Образовательные программы (парциальные, авторские, дополнительные0 с помощью интегрирования приобщают детей к изобразительному искусству и музыке, литературе и родному языку, к началам компьютерной грамотности, математики, экономики и др.

Интегрирование позволяет педагогу реализовывать большее количество разделов образования за меньшее время.

Специфика интегрированных занятий в ДОУ:

В младшем дошкольном возрасте художественная деятельность детей строится на дополнении одних средств другими (к аппликации дорисовываются мелкие детали), на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности.

В старших группах интегрирование видов деятельности может определяться спецификой какого-либо вида, того, который выполняет доминирующую роль.

Примеры интегрирования в детском саду № 14 “Журавушка”:

– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (дети лепят и рисуют условные деньги, разрабатывают и составляют рекламные проспекты, упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежду делового человека и т.п.);

– художественно-эстетическое и национальное образование (культурологический подход в воспитании опирается на следующую педагогическую закономерность: воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации);

– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание;

– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование;

– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность и многое другое.

Использование компьютера

Использование новых информационных технологий, и в первую очередь, компьютеров, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей.

Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” в п. 5.

Примеры использования компьютера в работе детского сада № 14 “Журавушка” по художественно-эстетическому воспитанию:

– изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и др.);

– пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки;

– раздаточный материал на занятиях (счетный, развивающий, поощрительный);

– материал для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т.п.).

По отношению взрослых к ребенку в ДОУ используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.

В заключение надо отметить, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.

Использование инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
консультация на тему

Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_dlya_hudozhestvenno-esteticheskogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 95»

Использование инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

(доклад на педсовет)

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников . Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования — » развитие личности , способной к самоопределению и самореализации».

Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ : создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи :

• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

• Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов :

• обновление содержания образования (выбор программ и технологий) ;

• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);

• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями) ;

• координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях :

• организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

• совместная деятельность педагогов и детей;

• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность) .

К художественно-эстетической деятельности относится :

• Восприятие художественной литературы ;

Цели художественно-эстетического воспитания : развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников:

• развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;

• формирование элементарного эстетического сознания;

• формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;

• развитие эстетических и художественно-творческих способностей;

• систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;

• формирование основ эстетического вкуса.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:

• изучение элементов теории эстетики;

• систематическое общение с художественной культурой;

• организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств : эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются : показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.

Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.

Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, OОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Цель OОД — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия — как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.

Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии :

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста:

• рисование ватными палочками

• оттиск печатками из овощей

• тычок жёсткой сухой кистью

• пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.)

• набрызг (заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.)

• рисование на манке (

• рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.)

• ниткография (В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.)

• граттаж (пособ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.)

• кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью.)

• монотипия (графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.)

• мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.)

• фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша.)

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста.

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ «Осень», т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем.

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников.

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло.

Консультация для родителей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии.

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Рубрика: Развитие дошкольника

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Хованская Т. Ю., Афонина Д. И., Владимирова О. В. Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — №2. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/155/4866/ (дата обращения: 23.03.2020).

Ключевые слова: детское экспериментирование, художественное развитие, художественное образование, детское изобразительное творчество, стереотипность, вектор творческого развития.

От того, каким будет первый шаг в изобразительное искусство, сделанный ребенком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус. Каждый ребенок обладает художественным потенциалом и является носителем индивидуального стиля.

Задача современного педагога заключается не в том, чтобы из дошколят сделать в перспективе профессионального художника, а в том, чтобы научить его переносить лучшие традиции искусства в свою творческую деятельность.

Для того чтобы дети осознали свою роль в творческом процессе, важно предоставить им возможность смело экспериментировать с художественными эталонами, принимать активное участие в организации рабочего места. В процессе изобразительного творчества необходимо обеспечивать детям эстетическую и изобразительную рефлексию. Дети должны иметь доступ к безопасным материалам и инструментам.

Успешность развития у дошколят творческого потенциала зависит и от инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития, применяемых педагогом в своей деятельности.

Технологии по художественно-эстетическому развитию в изобразительной деятельности применяют с раннего возраста.

Педагогическая технология «Творчество смладенчества» или «Художники впамперсах» авторыМ.В.Гмошинская, И.Н.Воробьева

Технология предполагает развитие творческих способностей детей раннего возраста. Заинтересованность проявляют родители. Ребенку в непринужденной обстановке предлагают материалы для изобразительной деятельности, при этом ребенок к моменту начала занятий должен уметь сидеть. Дети до года рисуют ладонями, после года используют кисти. На первых этапах цикла занятий предлагают краски одного или двух цветов. Родитель активный участник всего процесса.

Педагогическая технология «Формирование выразительного образа визобразительной деятельности детей раннего имладшего дошкольного возраста» Т.Г.Казаковой

Суть технологии заключается в том, что главный смысл продуктивной деятельности в детском саду — развитие творчества, результатом которого является создание выразительного образа.

  1. Сотворчество взрослого с ребенком.
  2. Показ и объяснение приемов изображения предметов.

Педагогическая технология «Синтез искусств как фактор развития орнаментального творчества двух— семи лет» Л.Г.Васильева

Использование синтеза искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей, основу которого составляет интеграция живописи и искусства народного геометризированного орнамента, взаимосвязь литературного и орнаментального образов, взаимодействие устного, музыкального и «полотняного» народного фольклора.

Формы работы: игра-экскурсия, сюжетная игра, праздник-ярмарка, праздник, настольный театр кукол.

Педагогическая технология «Формирование геометризированного орнаментального образа врисовании, лепке, аппликации детей от 2–7 лет» Л.Г.Васильева

Л. Г. Васильева Программа этно-художественного развития детей 2–4 лет «Узоры чувашской земли», 2015 г.

Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства

«Арт-коворкинг» вразвитии самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возрастаС.В.Погодиной

Компоненты: экспериментирование, экспресс-ситуация, арт-тренажер, эстетический релаксатор, арт-проект, демонстратор, личный дневник достижений.

Технология художественного экспериментирования вразвитии самостоятельной творческой деятельности детейС.В.Погодиной

В нашем детском саду педагоги работают по данной технологии.

Смысл технологии заключается в экспериментировании с художественными эталонами: цвет, форма, композиция, художественные техники

Особенности работы сцветом: использование цветового круга

Особенности работы с формой: осваивая цвета и оттенки, дети одновременно изучают разные формы

Особенности работы скомпозицией. Основные законы композиции: закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации.

Художественные техники.

В методических рекомендациях представлена классификация неклассических техник, осуществленная по следующим признакам: характер использования материалов и инструментов; характер получаемых действий; характер используемой основы для работы; степень взаимодействия материалов.

Техники сиспользованием оттиска: монотипия, диатипия, акватипия, линотипия, простая гравюра на картоне и другие.

Техники сиспользованием природных исинтетических материалов: посыпная (солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком); клеевая: контурная, фактурная; витражная: пленочная, бумажная, акриловая; мозаичная (из сыпучих материалов, плитки, пуговиц, бисера, бусинок, искусственного камня, ракушек, ложементов).

Техники сиспользованием мелков: рисование восковыми мелками и акварелью, рисование свечкой (невидимые картинки), рисование восковой стружкой, рисование по наждачной бумаге; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный.

Техники сиспользованием необычной основы: рисование по фольге стекой, рисование по стеклу пластилином, рисование по картону пластилином, рисование по ткани: холодный, горячий, узелковый батик; роспись ткани

акриловыми красками, фломастерами, рисование по ватным дискам и другие.

Техники сиспользованием необычных материалов иинструментов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг, рисование пластиковыми карточками, рисование пластиковыми вилками, рисование помазком для бритья, рисование двумя кисточками одновременно (двумя руками, одной рукой), рисование гелевой ручкой по влажной бумаге, рисование стержнем от фломастера, рисование губкой (с трафаретом, без трафарета).

Использование данных технологий педагогами и родителями в деятельности с детьми — фактор успешного художественно-эстетического развития детей.

  1. Развитие моторики руки в нетрадиционной изобразительной деятельности. Автор –Ю. В. Рузанова. Санкт –Петербург, Каро 2007 г.

2. Методика раннего развития Марии Гмошинской

3. Экспериментирование и творчество. «Цветной мир», Москва, 2013 г.

  1. Погодина С. В. Художественные эталоны в детском изобразительном творчестве. — Москва: МПГУ, 2013. — 240 с
  2. Творчество с младенчества, или «Художники в памперсах». Подготовка детей раннего возраста к изобразительной деятельности.

Доклад на педсовет «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Управление образования администрации города Шахтёрска

Доклад на педсовет

Тема : «Инновационные технологии , как одно из слагаемых художественно — эстетического воспитания дошкольников».

«Это правда ! Ну чего же тут скрывать ?

Дети любят ,очень любят рисовать

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на стекле … »

Согласно ГОСТа ДО, большое влияние на воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей доброты и красоты имеет изобразительная деятельность. Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем. Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Чем разнообразнее детская деятельность ,тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые появления творчества. Вот почему одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что то красивое, необычное .Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачек умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи информации. Важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а закрепощают. Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление, волновали вопросы :почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной деятельности наоборот. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития ,задача педагога: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей . Основной акцент нужно делать на нетрадиционные способы изображения. Здесь присутствует элемент необычности, доставляет детям множество положительных эмоций ,раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что- нибудь придумывать. Ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача- научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Разумеется вводить нетрадиционные приёмы в изодеятельность с дошкольниками надо разумно, ни в коей мере не умаляя значения классических техник, а главное учитывать целесообразность применения по той или иной теме.

В систему обучающего процесса надо включать самые необычные средства изображения: размазывание краски пальцами , рисование свечой, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, по клейстеру, также комбинирую разные материалы: коктельные трубочки, расческу, зубную щетку, ватную палочку, спички, зубочистки, использую смешанные изобразительные техники ( рисование солью +рисование клеем + рисование ватными палочками). Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получается красиво.

Любят дети рисовать и мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем намного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить бумагу и дорисовать детали — и рисунок готов. Темы : «Одуванчики», « Облака», « Зимний пейзаж», «Букет маме».

Как показывает практика работы с детьми, особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся приемы, позволяющие экспериментировать с материалами. Дети, фантазия которых еще не обремена изобразительными стереотипами, мешающие творческому процессу, с удовольствием включаются в эксперимент. Учитывая это, мною были введены такие инновационные технологии : кляксография, рисование на длинной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновые рисунки, разрисовка камешков, монотипия, рисование на мокрой бумаге, гратаж, тканевые изображения, объемная аппликация, рисование с помощью открыток, жгутиковое плетение ( из полоски фольги скатывается трубочка, перекручивается по всей длине и получается жгутик ). Из него изгибается контурное изображение предмета, накладывается на картон, заполняется тонким слоем пластилина, украшается бисером, блёстками, тиснение. Тема : «Виноград», «Валентинка», « Новогодняя елочка».

В случае присутствия у детей нарушения эмоционально – волевой сферы снижения психоэмоционального контроля, преобладание негативных эмоций.

Один из эффективных методов в работе с детьми является использование арт- терапии. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов ( страхи, внутренние конфликты, неуверенность в себе, тревожность). Это педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья детей и выполняет психологические и коррекционные функции.

На занятиях в нашем ДОУ мы применяем одну из разновидностей арт– терапии – инновационные технологии в изодеятельности. При правильной организации работы в данном направлении у детей совершенствуется познавательная деятельность ( восприятие, воображение, мышление, внимание), также совершенствуется эмоционально- волевая сфера, а именно : воспитывает умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Существуют определенные четкие правила в использовании инновационных технологий:

— обеспечение рабочего мета,

-определение видов работы,

-формирование целей задач порядка работы,

— менять формы занятий,

— учить доводить дело до конца,

-временной промежуток 20-30 минут.

Рисование с помощью изоленты используется в старшем дошкольном возрасте. Используя обычную изоленту или скотч , любому ребёнку будет интересно изготовить симпатичную аппликацию. Необычный способ рисования получается . если аппликацию из изоленты раскрасить красками . а после того. Как краска высохнет , изоленту снять. Темы : «Высокие дома», «Красивая картина», «Снежинка», «Дерево зимой».

Рисование песком. Смолью со старшего дошкольного возраста. Прорисовуется контур рисунка клеем , сверху притрусить солью или песком. Рисунок можно оставить в первоначальном виде, можно высушенную работу раскрасить красками. Темы : «Салют», «Цветочная поляна», «Зимний лес».

Еще одна нетрадиционная техника , рисование клейстером тоже используется в работе со старшими детьми. Для работы необходимо заварить клейстер и смешать его с краской. Затем нанести его равномерно на бумажный лист достаточно объёмным слоем. Палочкой процарапывается рисунок и оставляется до полного высыхания. Тема : «Пейзаж», «Красивая весна», «На полянке».

Техника рисования пеной для бритья интересна детям уже с младшего дошкольного возраста. Пену для бритья распределяют ровным слоем по картону. Накапать в произвольном порядке гуашь на пену и аккуратно её снять. Тема : «Цветы для мамы», «Дождливое утро».

Шариками в краске или цветным льдом с младшего дошкольного возраста. На дне коробки располагается бумага. Шарики окунаются в краску и выкладываются на дно коробки. Шарики перекатываются в разных направлениях. Тема : « Весенний ковер», «Узор на стекле», «Платье для куклы».

Безумное рисование : на большом куске бумаги с горки шариками в краске или цветным льдом.

Традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы развития творческой личности. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку. С этой целью в нашем детском саду на ряду с традиционными формами работы используются приёмы , позволяющие экспериментировать с материалами. Дети с удовольствием занимаются изготовлением своими руками необыкновенных вещей, подарков, поделок из природного , бросового материала. Эти приёмы позволяют детям проявлять неординарность, открывается индивидуальность ребёнка, снимаются комплексы, дети делаются раскованнее.

На занятии используются :

— работа в группе ,

Большой интерес у детей вызывает занятие оригами. Моделируя несложные конструкции, начиная со средней группы, дети испытывают неподдельную радость от своих работ. Тема : «Зверушки из теремка», «Дед мороз», «пароход», «Грибок», «Лебедь», «Весенние цветы», «Рыбки в аквариуме», «Бабочка».

Подводя итоги, нельзя не заметить эмоциональный подъём у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники. Результатами использования нетрадиционных техник в детском творчестве является: овладение новыми способами художественных изобразительных техник, умение передавать чувства. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, даёт возможность сделать прекрасное своими руками, да ещё с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Духовно нравственное воспитание и развитие дошкольника
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector