221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

ВОПРОС: Средства и методы нравственного воспитания

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества : и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно , так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении , которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер . Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости : каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например . Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний , а с формирования эмоциональной базы, практически поведения . Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

1. Ф ормирование нравственного поведения , то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;

2. Ф ормирование нравственных чувств и отношений , то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна , ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни. Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.

3. Ф ормирование нравственного сознания , то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3. Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место занимает общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения : приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания : убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений : пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным , не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым , он требует логического завершения . Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания наград ы, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!».

С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают . Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально , такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок ð в детдом, появляется страх увертки, изворотливость, обман и т.д.) Обещанное всегда надо выполнять!

3. Метод не должен применяться однотипно , шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации . Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

4. Методы воспитания следует применять тактично . Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы , которые предполагают обучение ребенка способам действия. Например, такой метод – пример взрослого как образец для подражания. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у детей. Очень важно организовать наблюдение за поступками взрослого, а также практику поведения.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.
консультация на тему

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
nravstvennost.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).

Механизм нравственного воспитания.

ЗНАНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ + ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность — отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников).

Задачи нравственного воспитания.

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.).

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами. Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

— воспитание гуманных чувств и отношений;

— воспитание начал патриотизма и интернационализма;

— воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

— воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Условие нравственного воспитания дошкольников.

— Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА — художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. ПРИРОДА (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ — игра, труд, учение, общение.

4. АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК.

5. ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА.

Методы нравственного воспитания.

— методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)

— метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)

— методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)

— организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);

— формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).

— методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

— методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

— методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Условия эффективности методов:

— любой метод должен быть гуманным;

— метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения;

— для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;

— метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации;

— метод воспитания следует применять тактично;

— при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

— подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

— применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу;

— преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы;

— методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО «Омутнинский металлургический завод».

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост.

Мини-музей: «Главная улица Росии — река Волга» создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной.

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать мас.

Планирование предназначено для педагогов ДОО. В его содержание входят формы и методы работы с детьми дошкольного возраста.

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников&raquo.

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников&raquo.

Средства нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с помощью различных воспитательных средств, оказывающих влияние на человека и содействующих формированию необходимых личностных морально-нравственных качеств.

Средства – все, что используется воспитателем или родителем для достижения поставленной воспитательной цели.

Средства нейтральны: они могут научить ребенка как хорошему, так и очень плохому, и только воспитатель (учитель, родитель) способен направить их влияние в нужную сторону.

Система средств воспитания нравственности

Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод – этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.

Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы. К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды.

Основными средствами являются:

  • художественные средства;
  • окружающая живая и неживая природа;
  • собственная деятельность;
  • общение;
  • окружающая обстановка.

Художественные средства воспитания

Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.

Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.

Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.

Природа

Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.

Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания

Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.

Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.

Общение

Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе. Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.

Окружающая обстановка

Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.

Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.

Методы нравственного воспитания

Моральное, духовное развитие предполагает использование комплекса методов:

  1. методы формирования привычек, навыков. Эта группа методов способствует накоплению практического опыта нравственного поведения. К ней относятся метод приучения к правильным нормам поведения, метод поручений, наблюдения, организации деятельности и другие;
  2. методы развития моральных представлений и суждений включают в себя беседы, чтение литературы, рассказы, диспуты, убеждение. Они направлены на формирование правильной системы оценок, превращение нравственных представлений в осознанные мотивы;
  3. Методы коррекции поведения. Это вспомогательные методы, предназначенные для регулирования правильности нравственных идеалов. Наиболее распространенные: методы поощрения, наказания.

Возрастные особенности

При обеспечении процесса воспитания всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей; задачи, которые ставит воспитание в различные периоды жизни ребенка.

  • Для начальной школы выбор средств воспитания должен быть направлен в сторону развития эмоциональной сферы, на развитие отзывчивости к живому, формирование чувства гуманности к человеку, культуре, укрепление волевой, мотивационной сферы;
  • В средней школе выбираются методы и средства, направленные на развитие самосознания, самооценки, навыков решения задач при ситуациях морального выбора, формирование нравственной позиции к другим детям, взрослым, воспитание толерантности;
  • Приоритетами старшей школы становятся развитие качеств делового человека: трудолюбия, самодисциплины, организованности, способности нравственного выбора при достижении собственных целей, развитие рефлексии, волевой саморегуляции.

Семья – основа воспитания нравственности

Семья – важнейший институт, обладающий огромным потенциалом для правильного формирования важнейших качеств на самых ранних периодах их становления. Для семьи воспитание – основная задача.

В необходимости развития умения не только брать, но и отдавать, в развитии бескорыстия, доброты, способности испытывать радость и огорчения и заключается основная задача семьи.

Воспитание начинается с умения любить. Любовь к ребенку – это внимание к его потребностям, стремление создать обстановку, которая позволит развивать все моральные качества малыша в нужном направлении. Очень актуально формирование в семье морально-волевых качеств: терпеливости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

Ценнейшим моральным качеством, закладка которого происходит как раз в семье является отношение с заботой ко всему окружающему. Только в семьях, где всегда царит взаимное уважение, неподдельный интерес к другим членам семьи возможно формирование настоящей гуманности.

Ценным средством являются семейные традиции, передающиеся от старших поколений, нормы и правила поведения. Важными средствами воспитания становятся сказки, другие формы народного творчества, игры, общение с природой.

Игра – универсальная форма воспитания

Сюжетно-ролевая игра – ведущая форма деятельности детей в детском саду. Это обусловлено психическими особенностями личности ребенка в дошкольном возрасте. Игровая деятельность обеспечивает оптимальное усвоение моральных норм через обыгрывание определенных несложных ролей.

Считается, что маленький человек, изображая отношения между людьми в сюжете игры, усваивает их сам. Чтобы игра способствовала закреплению норм, она должна иметь хорошее нравственное содержание. Необходимо создавать игровые ситуации, в которых дошкольник сможет воспроизводить этические представления самостоятельно.

Игра является способом проникновения маленького человека в сложный мир взрослых, мир взрослых человеческих взаимоотношений. Она должна содержать две системы отношений: между человеком и предметами, между действующими персонажами. Принимая определенную роль, ребенок вступает в определенную систему отношений, посредством игры он входит в мир моральных человеческих отношений, моральных принципов, норм.

Сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Одним из самых действенных средств воспитания дошкольников всегда была сказка. Сказка – богатый материал для воспитания разнообразных качеств ребенка дошкольного возраста. Благодаря ей он может познать окружающий его мир. Простота народного творчества наилучшим образом подходит для детской психики. Она способствует развитию благородства, чуткости к горю, состраданию, многих других качеств.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания применялась с древнейших времен. Она учила любить, уважать народ, выходить из трудных ситуаций, преодолевать препятствия только с применением высоконравственных способов. Учит детей понятиям о добре и зле, плохом и хорошем.

Важная особенность сказок – образность, благодаря которой их восприятие упрощается. Дети пока не способны к мышлению абстрактно. Образность дополняется забавностью, что также привлекает маленьких детей.

Работа со сказками проходит в виде разнообразных форм: чтение, пересказ, их обсуждение или обсуждение поведения героев, их успехов, неудач. Можно организовывать театрализованные постановки сказок, проводить конкурсы на их знание, выставки сказочных рисунков. При работе со сказкой фантазия воспитателя практически не ограничивается.

Формирование моральных, духовных понятий – это сложный, долгий процесс. Он требует целенаправленных, постоянных усилий педагогов, родителей, воспитателей; систематической, планомерной работы, направленной на формирование чувств, сознания, начиная с самого рождения, заканчивая старшим возрастом. Только правильное применение существующих средств духовно-нравственного воспитания позволит сформировать действительно здоровую личность, способную противостоять любым негативным факторам современного общества.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

Дата публикации: 30.03.2015 2015-03-30

Статья просмотрена: 9984 раза

Библиографическое описание:

Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766. — URL https://moluch.ru/archive/87/16622/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания.

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [3].

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [12]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [12].

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» [11, с. 63]. По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [10, с. 114]. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [1, с. 10].

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» [4]. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание — это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85].

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [9, с. 36]. Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» [13, с. 346]. Результатом нравственного воспитания, — добавляет Ю. К. Бабанский, — является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [8, с. 259].

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» [6, с. 18].

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [1, с. 20]. Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» [1, с. 21].

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями — это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой — к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» [14, с.15].

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства — это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» [9, с. 39].

Воспитание нравственного поведения дошкольников, по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, — это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [1, с. 23].

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста — общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» [2, с. 8]. Второе направление — «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». [9, с. 41]. Третье направление — формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» [2, с. 12]. Четвертое направление — «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» [9, с. 42]. Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы [2].

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4. Окружающая обстановка — социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада — это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение [5, с. 26]. Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» [1, с. 53].

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.

9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014. — 362 с.

11. Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13. Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.

14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.

Читать еще:  Правовое воспитание родителей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector