221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средства социально нравственного воспитания дошкольников

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А. В. Запорожец, ТА Маркова, В.И. Нечаева, Л А Пеньевская, АВ. Суровцева и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

формирование нравственного сознания;

социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Средства социально-нравственного воспитания

Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

организация их деятельности (игры, труда и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

общение с природой;

художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Некоторые авторы выделяют и специфические средства, соответствующие разным направлениям воспитания детей: например, трудового и нравственно-трудового воспитания.

Средства трудового и нравственно-трудового воспитания

Ведущее средство трудового воспитания.

Дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, удовлетворяют потребность в приобщении к миру взрослых. С ее помощью решаются прикладные, практические задачи трудового и нравственно-трудового воспитания

1-й – ознакомление с процессом труда взрослых

2-й — с человеком-тружеником, его отношением к труду. При этом решаются интеллектуально-нравственные задачи.

Художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Они служат для воспитания социальных и нравственных чувств и отношений, формируют представление о содержании труда

Условия социально-нравственного воспитания должны соотноситься с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всей образовательной деятельности: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и ее отдельных компонентов — мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, когнитивно-эмоционального, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например:

с программой социального развития и воспитания дошкольников («Я — человек!» С.А. Козловой и др.);

программой нравственного воспитания дошкольников («Дружные ребята» Р.С. Буре и др.) и т.д.

Таким образом, содержание образовательной деятельности может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания развитии ребенка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воз действий.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

в раннем и младшем возрасте — микросреда;

— в среднем дошкольном — мезосреда;

в старшем дошкольном — макросреда.

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.

Классификация В.И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:

методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);

формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б.Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);

организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

— объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно- раздельных и совместно-последовательных, совместно-распределенных действий i ;

— обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать это самому;

— напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

— разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений детском коллективе.

Формы организации социально-нравственного воспитания

1. В виде организации совместной деятельности взрослых и детей под которой можно понимать деятельность двух и более участнике процесса социально-нравственного воспитания по решению зада социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской пози ции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой фор организации работы с воспитанниками.

Например, в качестве такой формы могут выступать игры-тренинги, проводимые воспитателем или педагогом-психологом.

Основные задачи игр-тренингов:

совершенствовать двигательные умения и навыки;

сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, формировать установки на социальное здоровье;

формировать положительные взаимоотношения в группе;

коммуникативные навыки детей;

обучать планированию совместной парной, подгрупповой и групповой деятельности;

развивать навыки сюжетной игры и воображения в процессе подготовки детей к физкультурным досугам, праздникам и соревнованиям.

Эти задачи решаются в игровой форме, на основе игр с использованием сюжетов русских народных сказок. Дошкольники при этом становятся непосредственными участниками сказочных событий, что повышает их заинтересованность в игре и формирует мотивацию к участию в групповой деятельности даже у малоподвижных и стеснительных детей. По мере формирования детского коллектива в структуру занятий вводятся элементы, связанные с подготовкой детей к участию в командном

выступлении. Так, например, осуществляется подготовка к эстафетам «Веселые старты», соревнованиям «Школа мяча» (элементы баскетбола) и «Перестрелка» (элементы гандбола), показательным выступлениям в рамках детского фестиваля «Красота в движении». При этом дети учатся кооперироваться и обсуждать качества, необходимые для успеха в определенном виде спорта. В образной форме эти качества моделируются в процессе двигательно-игровой деятельности. Некоторые двигательно-игровые задания требуют обсуждения в коллективе для нахождения совместного решения. В ходе таких обсуждений дети учатся слушать друг друга, высказывать и формулировать свои мысли, планировать свои действия, сопереживать успехам и неудачам ровесников, поддерживать друг друга. Все это благоприятно сказывается на формировании социально-психологического климата группы и социального здоровья воспитанников.

2. В виде организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимаются общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком вида деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать с ровесниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания.

Результаты социально-нравственного воспитания

Социальные и нравственные чувства — переживания, связанны с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства «вырастают» из «социализированных» эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах — сострадании, любви, ответственности, долге и т.д. — отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства связаны Мировоззрением человека,

Социально-нравственная культура — степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Социально-нравственные качества — постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Читать еще:  Духовно нравственное воспитание и развитие дошкольника

Социально-нравственные ценности — ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. «Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно — то, что впоследствии вы сочтете злом».

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

Дата публикации: 30.03.2015 2015-03-30

Статья просмотрена: 9984 раза

Библиографическое описание:

Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766. — URL https://moluch.ru/archive/87/16622/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания.

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [3].

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [12]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [12].

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» [11, с. 63]. По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [10, с. 114]. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [1, с. 10].

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» [4]. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание — это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85].

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [9, с. 36]. Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» [13, с. 346]. Результатом нравственного воспитания, — добавляет Ю. К. Бабанский, — является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [8, с. 259].

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» [6, с. 18].

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [1, с. 20]. Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» [1, с. 21].

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями — это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой — к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» [14, с.15].

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства — это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» [9, с. 39].

Воспитание нравственного поведения дошкольников, по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, — это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [1, с. 23].

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста — общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» [2, с. 8]. Второе направление — «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». [9, с. 41]. Третье направление — формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» [2, с. 12]. Четвертое направление — «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» [9, с. 42]. Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы [2].

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

Читать еще:  Самообразование художественно эстетическое воспитание дошкольников

3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4. Окружающая обстановка — социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада — это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение [5, с. 26]. Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» [1, с. 53].

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.

9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014. — 362 с.

11. Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13. Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.

14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.

Средства социально нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляет­ся при использовании определенных методов и средств. Методы нрав­ственного воспитания — это способы педагогического воздействия, по­средством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Не­чаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошколь­ников: 1) методы организации практического опыта общественного по­ведения; 2) методы формирования у дошкольников нравственных пред­ставлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор отно­сит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиной, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, — на активизации механизма нравст­венного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объеди­нить все методы в три группы:

1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упраж­нение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);

2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);

3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

Поведение ребенка, его нравственные проявления должны обязатель­но подлежать положительной оценке воспитателя, так как она не только стимулирует нравственную активность ребенка, но и корректирует его поведение, формирует нравственные ориентации, создает у ребенка радо­стное настроение, повышает его статусное положение в группе сверстни­ков. Поощрение применяется в различных формах: похвала, одобрение, положительная оценка, благодарность, награждение и др. Способы вы­ражения ее различны: слово, взгляд, жест, мимика, прикосновение, улыб­ка и другие.

Отрицательную оценку и наказание нельзя использовать как обяза­тельный метод воздействия. Воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказания лишение ребенка прогулки, приема пищи, сна; применять физические наказания; а также резкие отрицатель­ные оценки, унижающие достоинство ребенка.

Принципы отбора методов нравственного воспитания заключаются в следующем: соответствие метода цели и задачам воспитания; гуманный характер метода; реальность метода; избирательность отбора метода; тактичность применения метода; толерантность (терпение и терпимость) педагога при использовании метода; преобладающая практическая на­правленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Эффек­тивный результат в нравственном воспитании ребенка может быть лишь при умелом, грамотном использовании педагогом всех методов нравст­венного воспитания не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; уход за животными и растениями, окружающую обстановку.

В группу художественных средств включают: художественную лите­ратуру, проведение этических бесед с детьми, изобразительное искусст­во, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. является наиболее эффективной при фор­мировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является приро­да. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботить­ся о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Эффективным средством является общение ребенка с домашними жи­вотными. Взаимодействие с домашними животными как нельзя лучше помогает снять агрессию и сформировать такие нравственные качества, как гуманность, доброта, великодушие, отзывчивость, ответственность. Постоянная практика заботы о животных и ежедневное взаимодействие с ними делают детей добрее, внимательнее, приучают к чувству ответст­венности за судьбу живого существа.

Средством нравственного воспитания дошкольников является собст­венная деятельность детей, игра, труд, учение, художественная дея­тельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Особое место в этой группе средств отво­дится общению. Оно как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжела­тельностью, любовью, гуманностью.

Таким образом, дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использова­ние методов и средств нравственного воспитания поможет педагогу ус­пешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ре­бенка.

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Читать еще:  Трудовое воспитание в доу

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А. В. Запорожец, ТА Маркова, В.И. Нечаева, Л А Пеньевская, АВ. Суровцева и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

формирование нравственного сознания;

социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Средства социально-нравственного воспитания

Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

организация их деятельности (игры, труда и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

общение с природой;

художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Некоторые авторы выделяют и специфические средства, соответствующие разным направлениям воспитания детей: например, трудового и нравственно-трудового воспитания.

Средства трудового и нравственно-трудового воспитания

Ведущее средство трудового воспитания.

Дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, удовлетворяют потребность в приобщении к миру взрослых. С ее помощью решаются прикладные, практические задачи трудового и нравственно-трудового воспитания

1-й – ознакомление с процессом труда взрослых

2-й — с человеком-тружеником, его отношением к труду. При этом решаются интеллектуально-нравственные задачи.

Художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Они служат для воспитания социальных и нравственных чувств и отношений, формируют представление о содержании труда

Условия социально-нравственного воспитания должны соотноситься с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всей образовательной деятельности: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и ее отдельных компонентов — мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, когнитивно-эмоционального, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например:

с программой социального развития и воспитания дошкольников («Я — человек!» С.А. Козловой и др.);

программой нравственного воспитания дошкольников («Дружные ребята» Р.С. Буре и др.) и т.д.

Таким образом, содержание образовательной деятельности может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания развитии ребенка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воз действий.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

в раннем и младшем возрасте — микросреда;

— в среднем дошкольном — мезосреда;

в старшем дошкольном — макросреда.

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.

Классификация В.И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:

методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);

формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б.Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);

организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

— объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно- раздельных и совместно-последовательных, совместно-распределенных действий i ;

— обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать это самому;

— напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

— разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений детском коллективе.

Формы организации социально-нравственного воспитания

1. В виде организации совместной деятельности взрослых и детей под которой можно понимать деятельность двух и более участнике процесса социально-нравственного воспитания по решению зада социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской пози ции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой фор организации работы с воспитанниками.

Например, в качестве такой формы могут выступать игры-тренинги, проводимые воспитателем или педагогом-психологом.

Основные задачи игр-тренингов:

совершенствовать двигательные умения и навыки;

сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, формировать установки на социальное здоровье;

формировать положительные взаимоотношения в группе;

коммуникативные навыки детей;

обучать планированию совместной парной, подгрупповой и групповой деятельности;

развивать навыки сюжетной игры и воображения в процессе подготовки детей к физкультурным досугам, праздникам и соревнованиям.

Эти задачи решаются в игровой форме, на основе игр с использованием сюжетов русских народных сказок. Дошкольники при этом становятся непосредственными участниками сказочных событий, что повышает их заинтересованность в игре и формирует мотивацию к участию в групповой деятельности даже у малоподвижных и стеснительных детей. По мере формирования детского коллектива в структуру занятий вводятся элементы, связанные с подготовкой детей к участию в командном

выступлении. Так, например, осуществляется подготовка к эстафетам «Веселые старты», соревнованиям «Школа мяча» (элементы баскетбола) и «Перестрелка» (элементы гандбола), показательным выступлениям в рамках детского фестиваля «Красота в движении». При этом дети учатся кооперироваться и обсуждать качества, необходимые для успеха в определенном виде спорта. В образной форме эти качества моделируются в процессе двигательно-игровой деятельности. Некоторые двигательно-игровые задания требуют обсуждения в коллективе для нахождения совместного решения. В ходе таких обсуждений дети учатся слушать друг друга, высказывать и формулировать свои мысли, планировать свои действия, сопереживать успехам и неудачам ровесников, поддерживать друг друга. Все это благоприятно сказывается на формировании социально-психологического климата группы и социального здоровья воспитанников.

2. В виде организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимаются общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком вида деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать с ровесниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания.

Результаты социально-нравственного воспитания

Социальные и нравственные чувства — переживания, связанны с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства «вырастают» из «социализированных» эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах — сострадании, любви, ответственности, долге и т.д. — отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства связаны Мировоззрением человека,

Социально-нравственная культура — степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Социально-нравственные качества — постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Социально-нравственные ценности — ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. «Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно — то, что впоследствии вы сочтете злом».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector