221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи о трудовом воспитании дошкольников

Статья «Трудовое воспитание дошкольников»

Дадонова Оксана Михайловна
Статья «Трудовое воспитание дошкольников»

Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и великий К. Д. Ушинский, и А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская. Великий педагог » В. А. Сухомлинский» писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Результаты труда у детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого,он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин.

Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, помочь накрыть на стол и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок. Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Необходимо помнить о том, что труддолжен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим!

В. И. Ядэшенко, Ф. А. Сохина Дошкольная педагогика. – М. : Просвещение, 1978

Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. : Просвещение, 1991

Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1980

Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М., 1983

Фотоотчет «Трудовое воспитание дошкольников в природе» Цель: приобщить детей к трудовому воспитанию Задачи: • формировать позитивные установки к различным видам труда; • воспитать ценностное.

Фотоотчет об экскурсии «В гости к осени». Трудовое и экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей на тему «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» Дети будут ходить в детский сад, учиться.

Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду» «Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». А. C. Макаренко Актуальность проекта Трудовое воспитание подрастающего.

Трудовое и экологическое воспитание дошкольников С раннего возраста важно начинать формирование маленького гражданина нашей страны через трудовое и экологическое воспитание! Безусловно,.

Трудовое воспитание дошкольников Трудовое воспитание неотъемлемая часть жизни дошкольников. Трудовая деятельность способствует общему развитию детей, расширению их интересов,.

Трудовое воспитание дошкольников Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Трудовое воспитание дошкольников (фотоотчет) В прошлом году выпустила свой первый выпуск. Сейчас потихоньку набираю малышей от 1,5 до 3 лет. Детишки разные,каждый со своим характером,нравом,к.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников» Трудовое воспитание ребенка дошкольника Труд основа нашей жизни, Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень.

Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда Cообщение «Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда». Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось одной.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/232/54068/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание в детском саду

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

Статья «Трудовое воспитание дошкольников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Трудовое воспитание дошкольников»

Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал что, «материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

Об этом писал и В. А. Сухомлинский: «труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

«Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», — считал А. С. Макаренко.

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Труд дошкольников имеет общественное значение.

В давние времена, когда детство было короче, и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значимым. Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер — так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми — так воспринимает эту деятельность сам ребенок (не облекая это восприятие в научные термины).

Читать еще:  Задачи и содержание нравственного воспитания

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру (играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д.) В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.

Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной цели. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание — своего рода открытие.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведенном для ручного труда, – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно – бытового труда — щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля над состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках). Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В дошкольном образовательном учреждении трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Формы его организации: поручения; дежурства; коллективный труд детей.

Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах.

В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В дошкольном образовательном учреждении должна проводится специально организованная работа с родителями, им необходимо объяснять, какую огромную роль играет труд в воспитании дошкольников, как важно совместными усилиями создать все необходимые условия, при которых труд действительно стал бы средством нравственного воспитания детей.

Список использованной литературы

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина – Спб., 2006.

Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. – 1997.

Журнал Педагог

Автор: Ширяева Светлана Александровна
Должность: воспитатель, уполномоченный по правам ребенка в доу
Учебное заведение: МДОУ детский сад №5 «Звездочка»
Населённый пункт: поселок Власиха Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Дата публикации: 10.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

доминирующей деятельностью. Ребенок по своим возрастным возможностям

еще не созрел в достаточной мере для трудовых усилий. Мышечный аппарат у

находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем малышу присуще стремление к

окружающему. Индивидуальные особенности ребенка в процессе трудового

воспитания в младшем дошкольном возрасте проявляются в различной степени

его самостоятельности, уровня умений и навыков самообслуживания, интересе

к труду. Эти особенности проявляются не только в трудовой деятельности, но и

в играх, на занятиях и в быту.

служит надежной основой для дальнейшего развития ребенка.

В организации трудового воспитания малышей, в подборе методов и наиболее

необходимой закономерностью. И первым этапом в этом деле является изучение

индивидуальных проявлений всех детей группы.

трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям:

незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять

посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как завышенные

требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих

силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает

отвращение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовать требования к ребенку со стороны детского сада и

обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании малыша.

Дети дошкольного возраста обычно очень активны, это живой, деятельный,

неугомонный народ. Ребятишки много играют, бегают, прыгают, вечно чем-то

заняты. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша,

напротив, он отвечает потребности ребенка быть в действии, что-то делать.

Поэтому часто можно видеть, с каким удовольствием малыши выполняют ту

или иную работу.

В процессе работы дошкольник узнает много нового о вещах, об их качествах и

назначении, получает ответ на свои многочисленные «почему», удовлетворяет

свою потребность в познании окружающего.

трудности, надо суметь выполнить дело, не оставлять его незаконченным. А это

очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

требующая определенных физических, умственных и волевых усилий, дает ему

в конце концов (к старшему дошкольному возрасту) некоторое представление о

труде взрослых, создает правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение

за работой других, рассказы о работе не воспитают должного уважения к труду,

дошкольника неразрывно связаны между собой.

Говоря о труде дошкольников, нужно подчеркнуть его тесную связь с игрой. Он

Читать еще:  Проблемы экологического воспитания в семье

как бы рождается из игры. И это дает нам, взрослым, очень мощное средство

Например, поиграл ребенок с игрушками, а убирать их ему не хочется. Что же,

заставить его силой? Конечно, взрослые всегда могут заставить малыша сделать

то, что они считают нужным, только пользы ребенку от этого будет немного.

Важно, чтобы он хотел трудиться, чтобы он получал удовольствиеот самой

работы, удовлетворение от ее результатов.

Исследования педагогов и психологов показывают, что в жизни дошкольников

действовать так, как мы хотим, — это вызвать у него положительные чувства,

сделать для него привлекательным то, что мы ему предлагаем.

Так как же добиться, чтобы ребенок, который только что отказывался убрать

свои игрушки, вдруг с охотой принялся за дело? Для этого есть верное средство

– связать это дело с игрой, внести в него немного фантазии. Можно подсказать

малышу, как можно расположить игрушки: собаку посадить около ее домика –

его нетрудно соорудить из кубиков; машины поставить в гараж, мишку уложить

спать. Ребенок обязательно увлечется такой игрой-уборкой. Если не от случая к

случаю, а изо дня в день, систематически приучать ребенка убирать игрушки, у

него со временем появятся нужные умения и привычки и он будет выполнять

эту несложную, но необходимую работу.

Чтобы привлечь дошкольника к труду, кроме игры, есть еще одно средство –

большая радость побыть вместе с отцом, матерью, бабушкой, воспитателем,

поиграть с ними, поработать. Совместная работа еще и тем ценна, что тут у

детей формируются ростки коллективизма, — ребенок на деле убеждается, что от

качества его работы зависят в какой-то мере и результаты общего труда.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового

воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к

нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание

интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-

направленных мотивов труда, умений трудится в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду

ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.

Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс

трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное

ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за

пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и

значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение

взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает

детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно,

доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботится об

окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально

раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к

трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у

них бережное отношение к результатам труда.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на

формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут

остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не

сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают

трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата,

начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение

выполнять полученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

Программа воспитания в детском саду раскрывает объём трудовых навыков и

умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.

Содержание труда постепенно расширяется при учёте всё возрастающего опыта

детей, овладения ими навыками.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым

умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность

предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также

санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и

развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности,

уровню её самоорганизации, увеличивается объём и ускоряется темп

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание

выполнять самостоятельно всё то, что им посильно, приходя на помощь всякий

раз, когда они в ней нуждаются. Не следует допускать, чтобы дошкольники

испытывали огорчения от неудачных попыток, самостоятельно справится с

предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих

силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка

проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет

чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от

достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Овладение детьми навыками, элементами самоорганизации позволяет сделать

труд детей старшего дошкольного возраста разнообразным, систематическим.

Это создаёт условия для формирования у детей важнейшего качества личности —

трудолюбия. По отношению к детям дошкольного возраста это понятие

включает в себя: умение и желание принимать участие в труде, по

собственному побуждению при необходимости включатся в труд, проявлять

самостоятельность, активность, творчество в процессе выполнения

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в

коллективе. Происходит это постепенно, путём объединения детей в процессе

труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы

вдвоём — втроём, то общее задание может выполнять группа из 6-7 участников).

В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представление об

общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и

согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на

помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Всё

это обогащает опыт взаимоотношений в деятельности, придаёт им

В процессе работы с детьми руководитель использует различные формы, виды,

содержания работы, но вся его деятельность направлена на всестороннее и

гармоничное развитие детей.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ,

объединяемых понятием хозяйственно-бытовой труд:

Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий;

протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.

Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)

Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки

ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.

Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую

посуду после завтрака.

Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

Помогать взрослым в приготовлении пищи: мыть овощи, делать пирожки,

печенье, собирать и чистить ягоды.

Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или

снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками,

покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено

возле дома, сгрести его в небольшие копны.

Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть,

спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение.

Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым

Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о

том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В

каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как

порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются

главным образом в условиях деятельности.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной

подготовки детей к обучению в школе.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе

самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением

себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию

дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Самостоятельность — важнейшее психологическое новообразование,

возникающее на границе раннего дошкольного детства, центральная

характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет — это кризис «Я сам!»,

обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей

возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.

Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности,

исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда

малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка

не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок

младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться,

умываться, есть, пользоваться туалетом. Для того, чтобы дети быстрее усвоили

процессы умывание, одевания раздевания можно изготовить схемы, которые

расположить соответственно в туалетной комнате и приемной. Глядя на эти

схемы, каждый ребенок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем

заканчивается тот или иной процесс.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку

возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.

Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности

обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу

Обнаружилась тесная связь между поведением детей и их умением выполнять

работу (дежурство, хозяйственно-бытовой труд).

Если ребенок умеет договориться о предстоящей деятельности, рассказать

взрослому о последовательности выполнения операций (дежурство: помыть

руки, одеть фартук, поставить бокалы, затем тарелки, потом ложки), осознает

полезность труда, то и участие в нем будет устойчивым и длительным.

В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается

наблюдательность, шире становится круг интересов, формируется

нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности,

Приучая детей дошкольного возраста к систематическому труду, надо чаще

использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное

дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему

нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и

сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на то,

чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить,

оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства

в дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать

довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector