221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статьи по духовно нравственному воспитанию дошкольников

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»
статья на тему

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_avtosohranennyy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Пчёлка» города Асино Томской области

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

Солдатова Татьяна Леонидовна,

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».

То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип , который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип , при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой нашей страны.

Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.

Проведённая работа в данном направлении «декоративно — прикладное творчество» воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию предков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников часто посещали нас, педагогов — дошкольников. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Ив.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и .

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций в духовно — нравственном воспитании.

Цель проекта Формирование духо.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :»Нравственное воспитание детей младшего возраста&quot.

Нравственное воспитание дошкольников

Дата публикации: 17.12.2018 2018-12-17

Статья просмотрена: 2464 раза

Библиографическое описание:

Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.

Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Аннотация: В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста,автор делает попытку рассмотреть взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»»

Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста,автор делает попытку рассмотреть взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

Ключевые слова: Воспитание духовной личности возможно только,совместными усилиями семьи,образовательного учреждения и государства.

Главной целью моей работы,является создание условий,для приобщения родителей и детей к духовно-нравственным ценностям,а также воспитание готовности следовать им.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка, возник у меня,когда я стала мамой,что более важным развивать в детях интерес к миру взрослых, это формировать у них представление о принадлежности к человеческому роду,а так же воспитывать уверенность к себе,уметь анализировать поступки,чувства,мысли, научить их бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Дошкольное детство-важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям,ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности. В нашей группе детского сада существует три обязательных правила:

— нельзя ломать и портить результаты труда других;

— нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

— нельзя бить и обижать друг,друга;

В моей работе с детьми я использую 4 направления:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые и строительные игры).

3. Культурно-познавательное (концерты, участие в театральных встречах,просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории,труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают мне,что самым слабым,местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно,что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм,моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать,что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Одна из проблем современного образования состоит в том,что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей,живших в прошлом,не знают, как люди решали свои проблемы,что стало с теми,кто против высших ценностей, и с теми,кто смог изменить свою жизнь,подавая нам яркий пример.

Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В своей работе,для духовно-нравственного развития, я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический:

Наглядный метод используется во время:

— рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

— прогулок и наблюдений;

— диафильмов 3D (прекрасное рядом): «Виды Санкт-Петербурга и его пригороды»;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

— чтения литературных произведений ;

— бесед с элементами диалога, а также ответы на вопросы;

— проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

— рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования и конструирование;

Практический метод используется, когда необходимо

организовывать продуктивную деятельность;

— провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

— оформить гербарий по теме «Золотая осень» ;

— организовать театрализованные праздники 2013-2014г. г по темам:

«Золотая осень», «Новый год» и других праздников с участием детей и родителей.

— изготовить с детьми наглядные пособия для проведения праздников.

Теории на которых я основываю свою педагогическую работу: «Всё новое-это хорошо забытое старое»,являются идеи Фридриха Фребеля(1782-1852)-немецкого педагога,теоретика дошкольного воспитания. Фребель,был одним из первых,кто ратовал за раннее развитие ребёнка,которое сейчас, как никогда актуально и современно.

Духовному развитию человека в дошкольном возрасте,по Фребелю, лучше всего способствует опять же игровая деятельность,которая является не пустой забавой,а имеет высокий смысл и глубокое значение. Поэтому он, обращаясь к родителям,призывал заботиться, об игре и развивать её .Фребель широко использовал игру и как одно из средств нравственного воспитания,полагая,что в коллективных и индивидуальных играх,подражая взрослым,ребёнок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения,тренирует свою волю.

Обучать детей рисования карандашами и красками,пению,лепе из пластилина и песка,проводить «строительные игры» из кубиков и веток.

Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру,но и посредством звуков,красок и форм.

Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве.

Помнить,что именно в первые годы жизни приобретается наибольшее количество познаний,закладывается основа всей духовной жизни.

Я как педагог считаю,что в детском саду следует воспитывать детей,вовлекая их в различную деятельность,развивать их тело,упражнять внешние чувства,знакомить с людьми,природой; в играх,веселье и невинных забавах готовить их к школе помогая им развиваться. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с физического развития. Для физического развития можно использовать разнообразные виды деятельности: игры,ритмические движения, конструирование, несложные сельскохозяйственные работы с родителями на участке и прогулки.

Как можно больше время проводить с ребёнком на природе,учить общению с природой.

Близость детей к природе- одна из замечательных педагогических идей первой половины ХIХ в. — принадлежит Фридриху Фребелю, впоследствии её успешно воплотил и развил выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский.

Детство — важнейший период человеческой жизни

не подготовка к будущей жизни,а настоящая,

яркая,самобытная, неповторимая жизнь.

И от того,как прошло детство,кто вел ребёнка за руку в

детские годы,что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира- от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А Сухомлинский

Можно бесконечно сетовать на низкий уровень духовного здоровья нашего общества, наших детей, но если педагогам и родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно приближены их воспитанники к образу настоящего патриота и гражданина, он будет работать в этом направлении, опираясь на позитивный воспитательный и педагогический опыт.

1. «Лучшие методики воспитания». Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород 2011. Б. Спок, М. Монтессори,Г. Доман,Б. Л Никитины.

2. «Ваш ребёнок от рождения до трёх лет».АСТ-Астрель Москва 2001. Кристен Зоннтаг, Ксения Френкель.

3. «Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Пилюгина Н. А 2011 (электронный ресурс).

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формирование духовности. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?

Проблема становления моральных качеств подрастающего поколения быстро набирает свою остроту. Ее актуальность особенно касается дошкольников.

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность. Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров. Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Принципы воспитания

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

  • Гуманность – воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;
  • Естественнонаучный принцип – учет понимания законов развития личности;
  • Культурологический принцип – воспитание в культуре, с учетом традиций народа;
  • Государственный принцип – воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.

Усвоение дошкольником норм, требований морали, образцов действий происходит всегда на основе подражания. А чаще всего дети подражают родителям. Поэтому так важно помочь осознать их важность при воспитании своего ребенка; помочь понять то, что только они ответственны за развитие своего ребенка, как нравственно развитой личности.

Цели, задачи воспитания

Главная цель любого типа воспитания – формирование развитой личности.

Развитие нравственности, духовности в дошкольный период ставит цели:

  • сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой личности, основы взаимодействия с людьми;
  • воспитывать у дошкольников главные общечеловеческие нравственные качества: сострадание, терпимость, милосердие, гуманность, честность.
  • Содействовать раскрытию нравственной и духовной одаренности каждого ребенка, его способностей, возможностей;
  • Обучать этическим нормам, самодисциплине;
  • Воспитывать дружеские отношения, положительное отношение к совместному труду, игре, формировать умения договариваться, потребности помогать;
  • Формировать потребность радовать старших хорошими и полезными поступками;
  • Формировать самосознание гражданина, доброжелательное отношение к людям, природе;
  • Воспитывать на основе важнейших моральных понятий: добро, зло, любовь, доброта, единение, человечность. Формировать отзывчивость, справедливость.
  • Содействовать защите физического, духовного здоровья;
  • Ориентировать родителей на духовное развитие подрастающего поколения;
  • Стремиться развивать умение ограничивать себя в желаниях, преодолевать сложные препятствия, выполнять требования взрослых, установленные нормы поведения, ориентироваться на положительный пример в поступках;
  • Формировать самооценку;
  • Развивать гендерные качества, свойственные полу.

Средства воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток. Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств. В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.

Подбор средств зависит от задачи, возраста, уровня общего, интеллектуального развития.

Методы воспитания

Средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов. Методов очень много. Среди них выделяются общие воспитательные и специфические, предназначенные для формирования только нравственных качеств.

Комплекс методов включает:

  1. методы формирования нравственных установок и оценок (беседы, чтение книг, рассматривание картин);
  2. методы организации опыта на практике (метод приучения, примера, организации деятельности).
  • наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр);
  • словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
  • практические методы (организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).

Игра в жизни дошкольника

Игра – главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

В дошкольном возрасте игра становится деятельностью, в которой формируется личность, обогащается внутреннее ее содержание. В игровой деятельности радость движения, сочетаясь с нравственным обогащением, учит гармонии. Только в игре дети осваивают роли, развивают навыки межличностного общения, учатся выражать эмоции.

Главное значение игры связано с воображением: у маленького человека появляется потребность преобразования действительности, способность созидания. Игра соединяет реальные и вымышленные явления, появляются новые свойства знакомых предметов. Взяв роль, ребенок примеряет на себе профессию, особенности личности: он входит в ее образ, вживается, проникает в чувства, настроения, обогащая, углубляя собственную личность.

Игра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки; может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Игра, в которую ребенок охотно включается, способствует получению важнейшего опыта – опыта чувств. Она становится личным достоянием, которое может всегда применять в реальной жизни.

Художественное слово при воспитании нравственности

Одним из самых действенных средств является художественное слово. Читая или слушая, ребенок знакомиться с жизнью, трудом, природой. Через художественную литературу он познает примеры общения между людьми, их радости, неудачи. Художественные произведения воздействуют на сознание, поступки. У него появляется желание становится лучше, быть похожим на героев произведений, сделать что-то очень хорошее.

Литература позволяет восполнить недостаток общения, расширить кругозор, разнообразить нравственный опыт. Появляется эмоциональное отношение к происходящим событиям, явлениям, людям. Произведения литературы содержат оценку событий или персонажей. Они задевают душу ребенка, рождают сопереживание и сочувствие.

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Сказка – самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.

Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке. Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.

Самый распространенные методы работы со сказкой – чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.

Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период – прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читать еще:  Статьи о трудовом воспитании дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector