221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность эстетического воспитания дошкольников

Понятие и сущность художественно-эстетического воспитания и эстетического развития детей

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Понятие и сущность художественно-эстетического воспитания и

эстетического развития детей

Первая глава нашего исследования посвящена изучению теоретических основ развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в процессе художественно-эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – понятие распространенное. Оно включает в себя воспитание эстетического отношения к работе, окружающему миру, обиходу, обществу, искусству. Исследование видов эстетического воспитания обозначили в своих трудах современные учёные, такие как А.А. Беляев, М.С. Каган, М.Ф. Овсянников, А.Л. Радугин и др [Каган 1974: 328]. Другие исследователи видят эстетическое воспитание как метаморфизм развития эстетического искусства личности. Тем самым направляя внимание на связь эстетического воспитания с другими направлениями (политическим, трудовым, нравственным, физическим, художественным). Иное суждение высказывали А.Л. Радугина, А.А.Беляев и др., которые рассуждают, что этот факт как телеологическое формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Цель эстетического воспитания – выявление природных задатков человека и развитие творческих способностей, укоренение гармонии между всеми сторонами личности: умом, чувствами, волей. Процесс эстетического воспитания дает возможность формировать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, развивать сущность эстетического вкуса. Одной из главных задач эстетического воспитания содержится в снабжении и формировании выразительного мышления и демонстрирование творческих способностей в искусстве [Акулова 2017: 12].

В дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать. Эффективность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд) [ Микляева 2013: 85].

Другие виды искусств, обладая неординарностью и имея свои выразительно-изобразительные средства, обладают направленностью к объединению и слиянию, т.е. к единству. Автором Т.С.Комаровой акцентируется, что потребность синхронного использования разных видов искусства в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста определяется в свою очередь тем, что согласно ко всем видам художественно-эстетической деятельности можно акцентировать общие психические процессы, которые представляют собой формирование художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

1.Понимание, определяющееся отдельными различиями, способами восприятия, приумножаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития всех видов способностей, в том числе художественных и интеллектуальных. Благодаря пониманию и восприятию развиваются представления. Когда виды восприятия эстетически окрашены, тогда развивающиеся на их основе представления так же станут эстетическими. Этому содействует общее применение всех видов искусства и проведение процесса восприятия предметов и явлений поэтическими и музыкальными параметрами;

2. Наглядно-образное мышление, опирающееся на визуальные представления и их преобразование на орудие решения мыслительной задачи;

3. Воображение. В процессе формирования художественно-творческой деятельности воображение необходимо для успешного осуществления деятельности. Необходимость возникает тогда, когда деятельность оказывает удовольствие потребности детей, первоначально в познании, стремлении и содержательной беседе не только со взрослыми, но и сверстниками.

Перечисленные психические процессы служат основой всех видов художественно-эстетической деятельности. Основываясь на это, следует указать следующие группы задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Первая группа задач ориентирована на формирование эстетического восприятия, познания, воображения, эстетического отношения. Воспитатель определить формирование умения видеть и понимать великолепие природы и окружающего мира; развивает эстетический вкус, необходимость в познании прекрасного.

Следующая группа задач направлена на развитие творческо-художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, выразительным движениям, развитию устного творчества. Воспитатели решают задачи, адресованные, на обеспечение самореализации детей: готовность импровизировать, экспериментировать с цветом, фантазировать, овладению разнообразных художественных техник.

Для осуществления задач должны быть созданы педагогические условия: среда (эстетика быта), наличие программы художественно-эстетического развития детей; создание личной художественной деятельности ребенка, применение различных форм, средств, методов, разнообразных видов искусств.

Каждый вид искусства дорог для формирования личности, потому что производит в себе возможности соединять различные искусства при решении одной задачи.

Как писала в своей статье Т.С.Комарова «О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей» раскрываются основы интеграции разных видов деятельности – тематические блоки вариативного характера: «Волшебный сад». «Наши друзья животные», «Моя любимая игрушка». «Кем ты хочешь быть», «Сказочный город». «Моя любимая сказка». В тематических блоках одно содержание осваивается в разных видах деятельности (чтение художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, музыка и т.д.) [Комарова 2008: 16].

Другой подход дается в программе «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» Леонова Н. Основой такой программы является синтез трех видов искусства: живописи, музыки, литературы.

Целью ее программы является развитие субкультуры ребенка, воспринимаемой как совпадение эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательное развитие и т.д. Задачи программы Н. Леонова определяет так:

— организовать условия для формирования личности ребенка и осуществления его «Я»;

— приобщать детей к человеческим ценностям культуры, воспроизводимые в произведениях разных видов искусств;

— оказать помощь ребенку узнавать оригинальность и единство «языка» разных видов искусства;

— развивать способности и речь ребенка;

— формировать его эмоциональную сферу и культуру чувств, обучить воспринимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать;

— развивать необходимость в общении с взрослыми и сверстниками, а так же учить культуре общения;

— научить ребенка познавать собственную ценность (рефлексировать) и ценность другого человека [Леонова 2016: 62].

Коротко изложим условия и средства эстетического развития детей дошкольного возраста.

Для воплощения задач эстетического воспитания дошкольников требуются конкретные условия. В первую очередь это среда, где ребенок живет и развивается. Когда обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит великодушные отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., тогда он будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него отвержение. Эстетика быта содержит обилие деталей.

Условием и средством эстетического развития является художественная деятельность детей, как стимулируемая педагогом, так и возникающая по инициативе детей. Творческо-художественная деятельность, так же непосредственно связана с видами искусств, в которой дети, овладевая языковыми средствами, предоставляют образ, чувства, настроения персонажей. Словесно-художественное творчество, изобразительная и декоративно-прикладная практика, художественно-продуктивный труд, дизайн, объединились с видами искусств. Свободная художественная деятельность связана с занятиями, с обучением. Приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театра) способствует для актуализации у ребенка художественно-творческих способностей [Пономарев 2006: 134].

Эмоциональная восприимчивость детей должна поддерживаться в будни, приемом разных средств, материалов в предметно-развивающей среде, а так же активной позицией взрослого.

В современных условия в ДОО обращают внимание на следующие задачи эстетического воспитания:

— постоянное формирование восприятия прекрасного, эстетического чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

— приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

— развивать основы эстетического ощущения детей и умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

— формировать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, должна быть натуральной, яркой, активной. Когда эстетически развит ребенок, тогда крепче его художественные умения и навыки, и полностью формируется его творческая деятельность [Усова 2005: 72].

Абсолютно, главное место в реализации эстетического воспитания отводится детскому саду, а так же огромна и роль семьи. Только при взаимном сотрудничестве детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не все дети станут музыкантами или художниками, но у всех можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Педагог оказывает помощь семье организовать нужные условия для верного эстетического воспитания детей. Воспитатель передает важность эстетики быта, наставляет ребенка, добивается, чтобы у него в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги [Новлянская 2016: 37].

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых развиваются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать, наслаждаться и способность творить в искусстве. А эстетическое развитие это процесс становления, улучшения эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание владеет активной и творческой направленностью, которая обязана не ограничиваться только пассивной задачей, а должна развивать талант, способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через различные содержание, средства, формы, программы. Главное создать педагогические условия для организации художественно-эстетической деятельности детей.

Сущность эстетического воспитания

Дата публикации: 24.10.2015 2015-10-24

Статья просмотрена: 2189 раз

Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Горбунова О. А. Сущность эстетического воспитания // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 839-842. — URL https://moluch.ru/archive/101/22696/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, младшие школьники, социальная ситуация развития, осознанная деятельность, произвольное поведение.

В нашем исследовании мы изучили состояние и значение эстетического воспитания младших школьников. К этой возрастной группе Лев Семенович Выготский относит детей 6 (7) — 10 (11) лет.

Читать еще:  Эмоциональное воспитание детей

Б. С. Волков отмечает, что границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [1].

Согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6- 12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

По мнению Д. Б. Эльконина, основной характерной чертой школьного обучения является то, что с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность, и это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности [2].

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [1].

Младший школьный возраст характеризуется тем, что главным его новообразованием, по словам Л. С. Выготского, является «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти» [3].

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения [4].

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» [5].

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических функций [6].

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни» [1].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

В этот период важна роль социализации ребенка к тем условиям, которые происходят в обществе. Огромную роль в становлении личности ребенка младшего школьного возраста играют представления об эстетической воспитанности.

Согласно точке зрения Ю. К. Бабанского, эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [7].

В своей диссертационной работе кандидат культурологии Щукина Л. С. указала, что эстетическое воспитание характеризуется, прежде всего, формированием оценочных отношений к действительности и произведениям искусства с позиций общечеловеческих ценностей — добра, истины, красоты, справедливости, достоинства, свободы, счастья [8].

Эстетизация содержания школьного образования, привнесение эстетических качеств в культуру учащихся обогащают логическое мышление и чувственно-эмоциональную сферу, эстетический опыт, развивает образное мышление, воображение, творчество. Формирование эстетической культуры характеризуется приобщением к эстетическим и художественным ценностям, глубиной и потребностью общения с ними, особенностью суждений и анализа с позиций общечеловеческих ценностей, готовностью использования образных впечатлений в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с окружающим миром [8].

Эстетическая культура выступает средством и результатом развития восприятия, чувств, взглядов, вкусов, предпочтений в опоре на знания, убеждения, нормы поведения и деятельности [8].

Важным этапом в развитии эстетической культуры, приобщения к эстетическим и художественным ценностям является младший школьный возраст. Младший школьник, в силу психологических особенностей, восприимчив к красоте в жизни, природе, искусстве и отношениях между людьми. Особенности физиологии и психологии младшего школьника позволяют педагогу создать условия для накопления ребенком эстетических впечатлений, как важной основы развития эмоциональной культуры, эстетических чувств, эстетического кругозора, обогащения эстетических представлений учащихся, развития навыков эстетической деятельности, воспитания основ эстетической культуры.

Следует отметить, что в современных условиях эстетическое воспитание выходит из сферы художественной деятельности, задействуя не менее важные факторы эстетического воздействия — природу, труд, явления социальной действительности, религию, науки. Учитывая, что в современной системе воспитания существенно возрастает роль культурологической составляющей, эстетическое воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональных традиций [8].

Корниенко С. Г. в своей работе выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

 эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

 художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

 эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

 воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др. [9].

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В. Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [10].

Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младшего школьника, в формировании его художественного вкуса, в развитии его творческих способностей. Игра, игровая деятельность младшего школьника создают особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Игра создает условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни, реализует его представление о красоте мира. В играх наиболее ярче проявляется гармония движений, обстановка, и ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.

Читать еще:  Механизм нравственного воспитания

Итак, важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки в классе, квартире, в школе. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.

Изучив множество понятий «эстетическое воспитание» нельзя не согласиться со словами русского драматурга А. П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания. На наш взгляд, эстетическое воспитание — это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

  1. Волков Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С Волков — М.: Академический Проект, 2004.-144c.
  2. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М.: Педагогика, 1989.- 304 с.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- М.: Союз, 2006.-224 с.
  4. Выготский,Л. С. Педагогика. Собрание сочинений/ Л.С Выготский. — М., 2002.- 368 с.
  5. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностич. методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: изд. «Ось-89», 2000. — с. 36,40.
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина– М.: Издательский центр Академия, 2000.- с. 249- 345.
  7. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.-1989.- 560 с.
  8. Щукина Л. С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе: Автореферат на соискан.уч.степ.кандидат культурологии. -Саранск.- 2006.- 166 с.
  9. Волков Г. Н. Этнопедагогика.- М.: АСАDEMTA, 2008.- 176 с.
  10. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В. Н. Шацкая. — М.: Просвещение,2002.-290с.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Понятие и сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка дошкольного возраста, с целью развития у него умения видеть прекрасное в окружающем мире, произведениях искусства, а также умения создавать прекрасное собственными силами.

Эстетическое воспитание детей необходимо начинать с самых первых дней жизни.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс по формированию у детей дошкольного возраста творческой активности, умения воспринимать и оценивать красоту в природе, жизни и искусстве. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя воспитание у детей эстетического отношения к общественной жизни, труду, природе, искусству и быту. Однако познание произведений искусства очень многогранно, поэтому оно выделяется в отдельную часть эстетического воспитания детей.

В процессе эстетического воспитания, дети дошкольного возраста знакомятся с красотой в окружающей жизни, природе и искусстве, они учатся воспринимать и чувствовать эту красоту. Данный процесс способствует развитию у них фантазии и воображения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:

  • воспитание через художественные средства;
  • воспитание через искусство;
  • воспитание посредством внехудожественных средств (природа, труд, окружающая среда, учебная деятельность и т.д.).

Таким образом, процесс эстетического воспитания включает в себя общекультурное, философское и психолого-педагогическое образование.

Цель и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы дать детям необходимые знания, умения и навыки из различных областей искусства, а также сформировать у них интерес и стремление заниматься самостоятельной творческой деятельностью.

Достижение основной цели эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигается через последовательное решение ряда следующих групп задач:

Первая группа задач эстетического воспитания – это задачи, направленные на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру и приобретение ими теоретических знаний. Включают в себя ряд следующих задач:

  • воспитание у детей эстетической культуры;
  • формирование и развитие эстетических восприятий, чувств и переживания, а также эстетического отношения к окружающей ребенка деятельности;
  • развитие у детей умения видеть и чувствовать красоту в поступках, природе, искусстве, окружающем мире;
  • воспитывать потребность в познании прекрасного;
  • воспитание стремления окружать себя прекрасным, создавать его собственными руками.

Вторая группа задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей практических умений и навыков в области разнообразных видов искусств. Включает в себя:

  • обучение детей лепке, рисованию, конструированию, пению, движениям под музыку;
  • формирование и развитие устного творчества.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ, подразумевает решение следующих задач:

  1. Осуществление систематического развития восприятия прекрасного и эстетических чувств детей, через различные виды искусств, деятельность, эмоциональную вовлеченность и т.д.
  2. Приобщение детей к искусству, обучение их практическим умениям, воспитание посильно вносить в окружающую среду элементов прекрасного.
  3. Формирование у детей эстетического вкуса и умения самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4. Развитие у детей творческих и художественных способностей, через организацию деятельности, связанной с искусством.

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста приходится сталкиваться с трудностями, которые связаны с заложенными природой в каждом ребенке задатками и возможностями. Некоторые дети рождаются со стремлением к познанию и восприятию прекрасного, а у кого-то такие навыки необходимо целенаправленного и систематически развивать.

В качестве воспитательного влияния педагогами используются разнообразные средства искусства, способствующие развитию у детей специальных способностей и дарований.

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Формирование эстетических знаний.
  2. Формирование эстетических умений и навыков.
  3. 3.Воспитание у детей эстетических интересов, чувств, потребностей, вкусов и оценок.

Организованное в ДОУ эстетическое воспитание находится в тесной взаимосвязи со всеми сторонами воспитательного процесса, а используемые воспитателями формы работы разнообразны. Полученные результаты могут проявляться в различных видах детской деятельности.

Педагогическая работа, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему, посредством ознакомления с природными и общественными явлениями в процессе трудовой или игровой деятельности, а также в быту.
  2. Эстетическое воспитание детей с использование различных средств искусства (развитие творческих способностей, художественное воспитание и т.д.).

Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеют организуемые воспитателями в рамках ДОУ праздники, мероприятия и развлечения. Одним из основных их предназначений является обогащение детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Эстетическое развитие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:12, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому развитию дошкольников средствами природы необходимо разработать педагогическую технологию, направленную на развитие, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой.

Цель исследования разработать педагогическую технологию эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

Объект исследования — процесс эстетического воспитания старших дошкольников.

Предмет исследования — эстетическое развитие старших дошкольников в процессе изображения природы.

Гипотеза исследования — мы предположили, что эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если:

Оглавление

Глава!. Глава 1. Теоретические основы исследования

1.2. Эстетическое развитие детей дошкольного возраста, его

1.1. Сущность эстетического воспитания дошкольников 17

13 Роль природы в эстетическом развитии ребенка 35

Глава 2. Глава 2. Опытно-поисковая работа по эстетическому

развитию старших дошкольников в процессе изображения природы
Особенности эстетического развития старших дошкольников. 43
Проект технологии эстетического развития старших дошкольников средствами природы 59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

Глава!. Глава 1. Теоретические основы исследования

1.2. Эстетическое развитие детей дошкольного возраста, его

1.1. Сущность эстетического воспитания дошкольников 17

13 Роль природы в эстетическом развитии ребенка 35

Глава 2. Глава 2. Опытно-поисковая работа по эстетическому

развитию старших дошкольников в процессе изображения природы

    1. Особенности эстетического развития старших дошкольников. 43
    2. Проект технологии эстетического развития старших дошкольников средствами природы 59

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве — важное условие духовной жизни человека. Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного. »: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Читать еще:  Правовое воспитание цели и задачи

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое развитие есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония — это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического развития все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д.

Одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели — природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония — три важнейших компонента эстетики присущих ей изначально.

Эстетическое развитие легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость гюшения с природой, открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой :

Проблема эстетического развития вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Анализ психолого- педагогической литературы позволил выявить, что в детском возрасте развивается особый вид активности — эстетическая активность, в силу чего изобразительная деятельность наряду с игрой выступает ведущим видом деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Давыдов, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин), создающим особые условия для этого; у детей наблюдается эаннее проявление эстетических чувств (Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Н.Ф. Ладыгина, М.И. Лисина, B.C. Мухина и др.); отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности (Т.С. Комарова B.C. Мухина, Б.М. Неменский, Е.А. Флерина и др.).

Научные исследования в области эстетического развития направлены на изучение возможностей искусства в формировании художественных способностей детей, их реализацию в творческой деятельности, разработку способов, методов, средств приобщения детей к искусству (М.С. Каган, Е.В. Квятковский, Л.В. Компанцева, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.И. Теплов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, P.M. Чумичева, Б.П. Юсов и др.).

В дошкольной педагогике существуют разные подходы к использованию природы в работе с детьми:

— как средства эстетического развития в личности дошкольников (В.А. Езикеева, В.Т. Тихомирова, Е.А. Чекунова, P.M. Чумичева);

  • как средства воспитания и обучения в изобразительной деятельности Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, JI.B. Компанцева, Н.П. Сакулина);
  • как средства развития художественного творчества (Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Е.А. Флерина и другие),
  • как средства художественно-экологического развития (Т.А. Копцева). На кафедре дошкольной педагогики ПИ ЮФУ рассматривается проблема

использования искусства в интеллектуально- познавательном, эмоционально- эстетическом развитии детей (Л.В. Грабаровская, И.В. Житная, И.И. Иванец, Т.С. Шевченко).

На современном этапе развития педагогической науки проблема эстетического развития дошкольников рассматривается через игру — театрализованную, музыкально-творческую (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, О.В. Гридчин, И.Л.Дзержинская). В некоторых исследованиях выделяется такое его средство, как фольклор (Л.С.Алексеева, Т.С. Есаян, А.Е. Шибицкая). Поднимаются вопросы эстетического развития в условиях музыкально-практической деятельности детей (О.В.Гридчин, С.Ю. Самохвалова, А.В. Шумакова).

Данные, полученные в результате исследований (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина), дают основание выделить роль специально-организованной деятельности детей в формировании личности дошкольника, его эстетической сферы. В результате анализа психолого- педагогической литературы, практики эстетического развития в дошкольных образовательных учреждениях, были выявлены следующие противоречия:

  • между актуальностью идеи о значении эстетического развития ребенка в общей системе развития личности и недостаточной готовностью педагогов к реализации ее в педагогическом процессе;
  • между возросшим интересом педагогов к использованию природы в эстетическом развитии детей и недостаточной научной обеспеченностью этого процесса.

В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по- иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому развитию.

Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования является «Эстетическое развитие старших дошкольников в процессе изображения природы».

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому развитию дошкольников средствами природы необходимо разработать педагогическую технологию, направленную на развитие, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой.

Цель исследования разработать педагогическую технологию эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

Объект исследования — процесс эстетического воспитания старших дошкольников.

Предмет исследования — эстетическое развитие старших дошкольников в процессе изображения природы.

Гипотеза исследования — мы предположили, что эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если:

  • учитывать особенности эстетического восприятия природы детей;
  • разработать технологию эстетического развития детей в процессе рисования природы.
    1. Охарактеризовать состояние изучаемой проблемы в философской, психолого-педагогической литературе, выявить специфику ее развития в научных исследованиях.
    2. Выявить потенциальные возможности детей в процессе изображения природы.

3. Разработать и апробировать технологию эстетического развития детей

в процессе рисования природы.

Методологической основой нашего исследования выступили:

  • исследования отечественных психологов в области психического развития детей, указывающие на особую эоль эстетического восприятия в освоении действительности, в формировании художественных образов на основе восприятия искусства (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, А.И. Савенков и другие);
  • положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов);
  • понимание дошкольного детства как периода накопления опыта эстетического отношения к миру (Н.А.Ветлугина, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, В.Т.Кудрявцев, Д.Б.Эльконин, и другие);

концепции художественного воспитания (Е.В. Квятковский, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов),

  • теории об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина и другие»-, рассматривающие эстетическое воспитание и эстетическое развитие как важнейшие составляющие общего гармоничного развития личности.

В ходе исследования использовались следующие методы:

теоретические: анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, концептуального анализа ранее выполненных диссертационных исследований по изучаемой проблеме, научное оформление результатов исследования;

экспериментальные (констатирующий, формирующий, итоговый эксперимент): диагностические методы — наблюдение, беседа, анализ детских рисунков.

Глава 1 Теоретические основы исследования 1.1. Сущность эстетического воспитания дошкольников

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях, изменяются до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aesteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания [1, с. 134].

Проблема эстетического воспитания дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г.Белинского отмечено, что эстетическое чувство — основа добра и нравственности [57; с. 3].

Отечественные и зарубежные исследователи установили, что дети рано воспринимают красоту природы, игрушки, музыки. Во всех исследованиях подтверждается идея чувственного восприятия детьми окружающей действительности.

В используемой литературе имеется множество различных подходов к определению понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

По мнению С.Ю. Бубновой, эстетическое воспитание дошкольников — многокомпонентный процесс. Он включает в себя систематическое развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений детей; приобщение их деятельности в области искусства; формирование основ эстетического вкуса и эстетической оценки; развитие художественно- творческих способностей и эмоционально-нравственной отзывчивости [37, с.З].

По определению В.Н. Шацкой: «эстетическое воспитание — это воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [54, с. 6].

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова определяют «эстетическое воспитание — это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства». «Эстетическое воспитание — целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития, т.е. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты» [20, с. 231]. В этих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а в следующих подчёркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector