221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свобода ребенка ведущий принцип обучения и воспитания

Свободное воспитание.

Свободное воспитание – направление в реформаторской педагогике, развивавшее традиции свободы в обучении и воспитании детей, согласно которому ребенок является центром педагогического процесса.

Основные представители: Эллен Кей (1849-1926,Швеция); Фриц Гансберг (1871-1950, Германия); Людвиг Гурлитт (1855-1931, Германия); Мария Монтессори (1870-1952, Италия).

Ведущие идеи свободного воспитания:

— принцип педоцентризма, т.е. организация педагогического процесса, исходя из интересов детей, непосредственно возникающих в процессе их деятельности;

— отказ от планомерного, систематического обучения и воспитания детей по заранее разработанным учебным планам и программам;

— ориентация на свободное творчество учителя и учащихся.

Так, шведская писательница и педагог Эллен Каролина Кей отмечала, что наступил «век ребенка». Она призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций, и следовательно актуальной задачей общества считала создание нового поколения образованных матерей. Школа же должна строить обучение и воспитание, обеспечивая преемственную связь с домашним воспитанием, способствуя развитию всех присущих детям дарований, их индивидуальности.

Разделяя эту точку зрения, Фриц Гансберг видел путь формирования личности ребёнка в стимулировании его творческого саморазвития.

В свою очередь, Людвиг Гурлитт обосновал положение о том, что воспитание не должно преследовать практической цели, а нужно развивать все силы и активность детей. Необходимо ввести занятия спортом, играми, творческими работами, а традиционное воспитание заменить эстетическим и занятиями различными видами ручной деятельности.

Оригинальную теорию свободного воспитания разработала Мария Монтессори, первая женщина-врач психи­атрической клиники в Италии, преподаватель в Рим­ском университете, доктор философии, основатель в од­ном из бедных кварталов Рима Дома ре­бенка, о котором позднее на­пишет свой уникальный труд «Дом ре­бенка: Метод научной педагогики».

Семьдесят лет имя Марии Монтессори в нашей стране было забыто и упоминалось лишь в трудах историков педагогики. В то же время в других стра­нах мира — в Европе, Америке, Азии — открывались научные институты и ака­демии, в которых изучали и воплощали в жизнь антропологические, дидактичес­кие, педагогические идеи Марии Монтес-сори, и миллионы детей успешно учи­лись в ее школах.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой само­развития ребенка в специально обуст­роенной среде. В ее основе — научные (экспериментальные) наблюдения за состоянием и поведением детей, в ходе которых ею были доказано следующее:

1. Ребенок – особая форма жизни, отличная от природы взрослого по уровню развития (дети – активно развивающийся организм), характеру работы, т.е.деятельности и действий (спонтанная созидательная деятельность с реальными предметами как проявление природной потребности развития) , мышления («впитывающее мышление») .

2. В основе развития – «сенситивные периоды», наиболее благоприятные для развития определенных функций, приобретения необходимых знаний, умений и способов поведения. Они соотносятся с возрастными фазами: от 0 до 6; от 6 до 12; от 12 до 18 лет. При этом наибольшая их интенсивность приходится на возраст от 0 до 6 лет.

3. Цель жизни и работы ребенка – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала.

4. Взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Основная его задача – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, т.к. из окружающей предметной и социальной среды ребенок берет «строительный материал» для самосозидания путем выбора и самостоятельной деятельности.

5. Сущность воспитания – « помощь психическому развитию ребенка с самого рождения» (см.: «Основы моей педагогики»). «При этом слово «воспитание» понимается, естественно, не не в смысле преподавания», но в смысле поддержки душевного развития ребенка».

6. Главная цель воспитания – достижение человечеством мировой гармонии. В каждый возрастной период цели конкретизируются в зависимости от особенностей развития и основной направленности познавательной активности ребенка.

В возрасте от 0 до 6 – это оптимизация естественного развития путем содействия концентрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.

В возрасте от 6 до 12 лет цель воспитания – формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством путем развития системного мышления и экологического мышления; показа места Земли и человека в Космосе; «посева семян» различных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет — развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом: содействие личностному развитию подростков; предоставление возможности полноценного образования, соответствующего уровню современной науки и «потребностям ума».

Таким образом, основные педагогические принципы Монтессори-педагогики – это содействие естественному развитию; взаимодействие с «подготовленной средой»; свобода выбора в «подготовленной среде»; индивидуальная активность в учении; предметность в учении.

Интерес к наследию Монтессори в России возродился только в 1990-е годы: в августе 1991г .на Международном фестивале новых школ в Крыму двумя голландскими учителями , Э Ван Сантен и Л.Роод, была представлена презентация системы Монтессори; в 1992г. создан Московский Монтессори-центр, затем Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация.

2.2. Социальная педагогика.

Социальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, рассматривавшеепроблемы образования и воспитания подрастающего поколения в широком социально-философском контексте; считавшее, что главное – выявление социальных условий наиболее благоприятных для воспитания человека.

Основные представители: Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Вильгельм Дильтей (1883-1911), Пауль Наторп (1854-1924).

Основные идея социальной педагогики наиболее целостно представил немецкий ученый Пауль Наторп в книге «Социальная педагогика» (1890):

— Воспитание и образование есть средства формирования взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм. Поэтому должна быть создана единая для всех слоёв населения школа, которая могла бы привести к устранению классовых противоречий и снятию острых социальных проблем.

— Школа — это наиглавнейшая ячейка социального содружества, союз педагогов и учеников.

— Подготовке такого союза должна служить семья, в задачи которой входит воспитание в детях индивидуальности, не мешающей им жить и творить в сообществе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читать еще:  Этапы нравственного воспитания

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9188 — | 7394 — или читать все.

Свободное воспитание

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Свободное воспитание» в других словарях:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира. Предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление в педагогике 2 й пол. 19 нач. 20 вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного воспитания… … Большой Энциклопедический словарь

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ, направление в педагогике 2 й половины 19 начала 20 вв., отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченное саморазвитие ребенка. Сторонники свободного воспитания Э. Кей … Современная энциклопедия

Свободное воспитание — СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ, направление в педагогике 2–й половины 19 начала 20 вв., отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченное саморазвитие ребенка. Сторонники свободного воспитания Э. Кей … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Ведущие принципы С. в.: вера педагога в творческие… … Российская педагогическая энциклопедия

Свободное воспитание — концепция в буржуазной педагогике 2 й половины 19 начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка,… … Большая советская энциклопедия

свободное воспитание — направление в педагогике второй половины XIX начала XX вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивавшее саморазвитие ребёнка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного… … Энциклопедический словарь

свободное воспитание — laisvasis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Auklėjimo kryptis, grindžiama vaiko laisve veikti ir tikėjimu įgimtais gerais jo pradais, savarankiškumu. Šios auklėjimo krypties pradininkas – Ž. Ž. Ruso (XVIII a.). Rusijoje ją plėtojo … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Свободное воспитание — опирающееся на принцип педоцентризма направление в педагогике, выступающее с позиций критики систем авторитарного воспитания и с требованием предоставить учителю и учащемуся право на творчество, на свободное выражение своей индивидуальности.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — концепция воспитания, согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему нужны лишь благоприятные условия для развития. Ошибочна по своему исходному положению, т. к. игнорирует необходимость специальной помощи ребенку со стороны взрослых … Профессиональное образование. Словарь

Свободное воспитание: теория и практика

Теория свободного воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребёнку возможность пользоваться своей свободой. Тогда он сможет стать счастливым и независимым. Самостоятельно накапливая жизненный опыт.

Эту теорию развивал философ Жан-Жак Руссо. Он придерживался мнения, что главным умением педагога является способность ничего не делать с учеником. Необходимо следовать природе ребёнка и его потребностям. В таком случае он будет расти в радости, самостоятельно удовлетворяя своей интерес. Наблюдая и понимая мир, сможет к двадцатипятилетнему возрасту получить необходимый опыт и уровень знаний.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности. И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра.

Руссо призывал отказаться от ограничений. Так как считал, что слепое повиновение воспитателю и его неоспоримый авторитет разрушают личность ребёнка.

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Возрастная периодизация Жан-Жака Руссо

  1. Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
  2. Второй период (от двух лет до двенадцати). В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
  3. Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
  4. Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».

Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния. Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

Читать еще:  Искусство эстетического воспитания

Принципы работы школы Самерхилл

  • Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
  • Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
  • Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
  • А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает. И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
  • Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Подробней о гендерном воспитании вы можете узнать из статьи по ссылке.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Если вы все же задаётесь вопросом послушания ребёнка — прочтите материал по ссылке.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

  • Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться. Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
  • Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует. Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
  • Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Рекомендации

  • Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.
    Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
  • Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
  • Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями. Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать. Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.
Читать еще:  Гуманистическое воспитание учащихся

И другие советы по воспитанию детей вы найдёте в статье по ссылке.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Принцип свободного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Карина Пчелинцева
Принцип свободного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Родоначальником свободной педагогики Древней Греции можно по праву считать Сократа, который, по мнению исследователей — предтеча свободного воспитания,сформулировал ключевой постулат этой идеи: «В каждом человеке Солнце». Диоген (греческий философ, размышляя о воспитании,сказал: «Основа всякого государства в воспитании юношества». Высказывание Цицерона (римский философ)гласит: «Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы обучать и образовывать юношество».

Римская философия и политическая мысль достигли своего расцвета в I-II веках нашей эры. Яркой фигурой педагогической мысли этого периода является адвокат, политик и оратор Квинтилиан. Он полагал, что воспитание должно формировать свободного человека. Для этого необходимо обращаться с ребенком бережно и уважительно, ибо ребенок, по его выражению, «подобен драгоценному сосуду».

Следующие за античностью эпохи по-своему обогатили идею свободного воспитания. Начиная с эпохи Возрождения, свободное воспитание развивалось в русле педагогического гуманизма. Представители эпохи Просвещения сформулировали механизм воспитания гармонически развитой личности.

Отечественные и зарубежные педагоги конца XIX — начала ХХ в. выработали оригинальную и целостную теорию свободного воспитания, синтезировала в себе основные достижения гуманистической педагогики. Ее роль определялся достижениями антропологических наук, педологии, формировавших новые представления о человеке как активного автономного субъекта, связанного с социальным окружением.

Цель реферативной работы – рассмотреть принципы свободного обучения в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.

Цель работы обусловила выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть проблему принципов свободного обучения в истории русской педагогики.

2. Проанализировать исследования зарубежных педагогов в изучении принципов свободного воспитания.

Человеческое общество, развиваясь, постоянно обращается к идеям гуманизма и свободы в воспитании. История педагогики свидетельствует, что дошедший до нас из глубины веков гуманистический идеал гармонически развитой личности, способной к позитивному самовыражению, стремящейся к совершенствованию личной и общественной жизни, является одним из определяющих направлений развития.

Идея свободного воспитания занимает особое место в истории педагогической мысли. На протяжении веков теоретики и практики воспитания искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. Мысли о воспитании свободного, самодостаточного, сильного духом человека зародились еще в недрах античной философии.

Итак, идея свободного воспитания личности, которая является содержательным стержнем современных альтернатив, приобретает в творчестве разных мыслителей новые грани. Сегодня, идея привлекает к себе внимание тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как к самоценности, детству — как важного самостоятельного периода в жизни человека; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия.

Сравнительный анализ педагогических идей основоположников теории свободного воспитания свидетельствует, что теоретическая составляющая этого течения представляла собой совокупность определенной степени автономных концепций, объединенных идейным инвариантом. Каждая из них характеризовалась своими особенностями и различной степенью разработанности, однако в своей основе основывалась на фундаментальных принципах свободного воспитания.

Однако все педагоги всех мировых учений едины в одном – система воспитания гибкая и нуждается в постоянном пересмотре, индивидуальный подход к воспитанию дает наиболее хороший результат, по сравнению с четкими, едиными для всех правилами. Взаимодействие воспитателя и воспитанника должно быть тесным и основываться на принципах взаимной помощи, обмене опытом, понимания и внимания.

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой. Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой. Мультимедийное пособие для детей 6-7 лет «По следам сказочных.

Доклад на педсовете «Досуг-обучение способам проведения свободного времени» Доклад на педсовете 29.12.2016г. воспитатель: Рохвадзе Н. Н. 1 слайд: Тема: Досуг– обучение способам проведения свободного времени Досуг.

Как научить дошкольника понимать принцип составления схемы слов при обучении грамоте. При обучении детей анализу слов, учитель или учитель-логопед использует кружочки или квадратики нужного цвета. А в школе учат по разному:.

Конспект занятия (НОД) по истории русской культуры с элементами фольклора «В гостях у тётушки Арины» Цель. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. Задачи. 1. Познакомить детей.

Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ» Проблема планирования является актуальной и сложной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением. Планирование в нашем МКДОУ «Детский сад.

Макет русской избы для зоны патриотического воспитания Одна из форм ознакомления детей с родным краем –создание в средней группе, макета «Русская изба». Мы используем его в качестве методического.

Принципы управления качеством образования. Размышления об одном из них — «Принцип ориентации на потребителя» Организация напрямую зависит от своих потребителей, и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования.

Развитие свободного общения ребенка со взрослыми и детьми. Общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения.

Развитие свободного общения детей подготовительной группы Со старшего возраста нужно стараться привлекать детей к общению со взрослыми с целью получения новых знаний. Поэтому нужно стараться совершенствовать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector